Научная статья "Развитие координации на уроках хореографии"
статья

Ромаева Диана Раисовна

 Хореография  - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Хореографическая координация выстраивается в координационно-системном подходе практических занятий и формирует такие качества у человека, как компетентность и высокая внутренняя мотивация к формированию профессионального мастерства. развитие координации имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием  нормального роста и развития. Координация движений это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, создающих благоприятные условия для координированной работы. Только  на  основе  хорошо  развитой  памяти  можно  воспитать  у  исполнителя  не  механического  исполнения  отдельных  фигур,  а  способность  к  созданию  действенного  танца  органичного  и  эмоционального.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие координации на уроках хореографии.

Ромаева Диана Раисовна

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района»

 г. Нижний Новгород

Хореография - это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии очень тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец является способом невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений.

Хореографическая координация выстраивается в координационно-системном подходе практических занятий и формирует такие качества у человека, как компетентность и высокая внутренняя мотивация к формированию профессионального мастерства.

        Актуальностью темы исследования: Является координация движения в хореографическом искусстве, она дает свободное владение всем опорно-двигательным аппаратом через двигательные навыки, артистизм, музыкальность, художественную образность. Хореографическая координация является основой мышления хореографа.

        Цель исследования: Рассмотреть приемы координации в хореографическом искусстве, ее использование на уроках.

         К задачам  исследования относятся:

1. формирование теоритических знаний о координации;

2. определение ее приемов, используемые на уроках хореографии;

3. ознакомление с основными приемами ;

        

        Процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи, называются координацией. Координация возникает из согласованности таких физических навыков как равновесие, скорость и чувство времени, с сигналами, поступающими от различных органов чувств. Для развития такой согласованности необходимо, чтобы взаимодействие физических и психологических факторов происходило не осмысленно, а доводилось до автоматизма. Координация движений регулируется мозжечком. В науке определены следующие виды координационных способностей: Пространственные, временные  параметры движений.

Временными ориентировками дети овладевают дольше и труднее, чем пространственными. Большинство упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме. Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений. Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка считается двигательная деятельность, например, подвижные игры и танцы.

 Уже давно замечено, что танцоры, у которых есть трудности с координацией часто испытывают сложности и с музыкальным исполнением. Постоянное «непопадание» в музыку может быть связано с раскоординированностью. Средства координационной направленности рекомендуется включать во все части урока: вводную, разминочную, в основную и заключительную, где следует уделить внимание совершенствованию способности к произвольному расслаблению мышц, что ведёт к скорейшему восстановлению организма после нагрузки.

Настоящий танец не может обойтись без хорошей физической формы. Профессиональный танцор должен иметь подготовленные мышцы, растяжку, выносливость и развитую координацию.

Принципы построения урока хореографии определяется 4 условиями: соразмерностью отдельных частей урока; подбором упражнений и последовательностью выполнения; чередованием нагрузки и отдыха; составлением учебных комбинаций на уроке.

Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения техники а так же на ее дальнейшее разнообразное применение. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в хореографической деятельности.
        Основная форма тренировки координационных возможностей ребенка считается двигательная деятельность, например, подвижные игры и танцы. Танец относится к сложно-координированным видам деятельности человека, а согласно исследованиям, при занятиях координационно сложной деятельностью повышается интеллект и образовательная способность ребенка. Танцы не только укрепляют тело, но и положительно влияют на работу мозга. Истинный танцор способен перемещать различные части тела в одно и тоже время не зависимо друг от друга – в этом состоит суть свободы в танце. Свобода же была бы невозможна без очень ценного свойства нашей физиологии - координации. Координация - это ключ, который открывает дверцу к слитному танцевальному потоку, создающему «бесшовный» цельный танец.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а так же изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Упражнения относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии. Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает так же освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков). Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Таким образом: средства координационной направленности рекомендуется включать во все части урока: вводную, разминочную, в основную и заключительную, где следует уделить внимание совершенствованию способности к произвольному расслаблению мышц, что ведёт к скорейшему восстановлению организма после нагрузки.

Упражнения для развития координации :

  • Марш - это отличное движение для начального этапа координации рук и ног. Двигая и ногами, и руками одновременно, причем в разных плоскостях. Когда простейший вариант марша изучен - можно выполнять его со сменой точек. Например, по 4 счета на 1-3-5-7 точку плана класса. Обычно дети достаточно легко справляются с этим упражнением. Далее можно усложнять - ускорять темп, менять ритмический рисунок или добавлять движения головой.
  • Хвост налево- нос направо

Очень важно, чтобы все изучаемые движения на классе пробовались и справой, и с левой руки и ноги. Это дает огромный толчок для развития координации, так как  активизируется  попеременно то правое, то левое полушарие головного мозга, что является очень полезной зарядкой! Чтобы полноценно реализовывать себя как танцора в дальнейшем -просто необходимо уметь быстро ориентироваться и выполнять движения с другой (непривычной) руки или ноги. Включать  как можно больше таких комбинаций в класс и затем удлинять их.

  • Ноги - ритм, а руки – мелодия

Нередко хореографы используют такое сравнение, чтобы объяснить юным танцорам, что ногами и руками следует двигать по-разному. Часто, особенно в народном танце, ноги и руки танцора выполняют совершенно разные по своему характеру и темпу движения. Например, ноги отбивают четкий ритм, а руки двигаются плавно и спокойно. Добиться такого исполнения можно, если достаточно долго тренировать комбинации, в которых руки и ноги двигаются в разных темпах.

  • Делай одновременно

Одновременно отбивайте носком одной ноги два удара, а носком другой – три.

  • Еще раз, но одновременно

Правой ногой крутить “от себя”, а правой рукой крутить к “себе”. Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо. Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.

  • Вот ребята повстречались

Исходное положение: Дети встают парами, лицом друг к другу

Вот ребята повстречались

Подают друг другу правые руки

И за руки сразу взялись

Подают друг другу левые руки

Стали рядышком стоять

На топающем шаге поворачиваются на 180 градусов со сцепленными руками в положении «крестик»

Чтоб друг другу рассказать

Возвращаются на прежнее место, не расцепляя рук

Что петух вчера летал

Поднимаются на полу пальцах вверх со сцепленными руками

Что гусь за ноги щипал

Садимся вниз на «пружинку», достаём носочки стопы- 2 раза

Что из дома кот ушёл

Дети меняются местами в паре со сцепленными руками на топающем шаге

Что тюльпан в саду расцвёл

Дети поворачиваются друг к другу лицом и  поднимают сцепленные руки вверх

Про бодливую козу

Показывают пальчики-рожки на голове: вправо-влево наклоны

Про ужасную грозу

Дети садятся на «пружинку», а руки резко сгибаются в локтях: вперед-назад

Про огромных пауков

Первый ребенок открывает руки в 1 позицию, а 2 – в 3 позицию - 2 раза повторили (дети смотрят др. др. в затылок)

Про противных червяков

Сложили руки ладонями др. к др. и 1-ый ребёнок вытянул их вправо,  а др. влево – 2 раза повторили

Целый день они стояли

Дети повернулись др. к др. лицом, подают правые руки

Целый день они болтали

Подают левые руки

А потом махнув рукой

Машут друг другу правой рукой

Наконец ушли домой

Уходят, кто вправо, кто влево

  • 1, 2 – острова

Дети на каждый счёт делают 2 хлопка

1,2 – острова

Руки «рисуют» круг

3,4 – мы приплыли

Имитация плавательных движений

5.6 – сходим здесь

Руки (1 ладошка смотрит вверх, др. вниз) «играют в мяч»

7,8 - сколько

Правая рука открывается вперед во 2 позицию

сосен?

Левая открывается в 3 позицию

9,10 – мы в пути

Два шага на месте

«До»

Ладонь правой руки на голову

«Счи»

Тыльная сторона левой руки прикасается к подбородку

«Тал»

Ладонь правой руки касается правой щеки

«До»

Ладонь левой руки касается левой щеки

«Де»

Правая рука вытягивается вперёд

«Ся»

Левая рука вытягивается вперёд

«Ти»

Звонкий хлопок в ладоши

Итак, развитие координации имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием  нормального роста и развития. Координация движений это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, создающих благоприятные условия для координированной работы. Только  на  основе  хорошо  развитой  памяти  можно  воспитать  у  исполнителя  не  механического  исполнения  отдельных  фигур,  а  способность  к  созданию  действенного  танца  органичного  и  эмоционального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА "ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С МУЖСКИМ КЛАССОМ НА УРОКЕ ХОРЕОГРАФИИ"

Сценарий открытого урока по народно-сценическому танцу содержит информацию о различиях в работе с девочками и мальчиками, влиянии возрастных и психологических причин на результативность репетиционной ...

Научная статья "Научно-популярный текст на уроках английского языка"

 Статья опубликована в сборнике "Педагогический вестник Карелии №4 (23) 2008....

Здоровьесберегающие упражнения на уроках хореографии хореографии.

Занятия «Хореографией» оказывают положительное влияние наорганизм детей: профилактика заболеваний сердечно - сосудистой системы; улучшение осанки, силы, гибкости, выносливости; приобретение жизненно -...

Урок на тему: «Развитие координации на уроке классического танца»

        Хореография является одним из действенных средств, позволяющих развивать творческую личность, способную к культурному саморазвитию и самоопределению. Особенно это ва...

Концертмейстер на уроке хореографии «Использование элементов импровизации в работе концертмейстера хореографии» Методическое пособие (фрагмент)

      Специфика концертмейстерской деятельности в хореографическом классе предусматривает, помимо других навыков - обязательную необходимость владения музыкантом приемами импрови...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ «УРОК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»

В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:• Обучающий• Тренировочный• Контрольный• Разминочный• ПоказательныйРасс...