Методическая разработка: урок - образовательное путешествие «Православные храмы – памятники культуры и истории города»
методическая разработка (5 класс)

Филина Елена Александровна

Образовательное путешествие как педагогический метод краеведческого компонента на уроках ОДНКНР дает возможность учащимся быть погруженными в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почувствовать себя и первооткрывателями и исследователями.  Обучение происходит в форме сотрудничества между учениками и учителем, развивая навыки коммуникативной культуры, создает условия для социальной активности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока - образовательное путешествие «Православные храмы – памятники культуры и истории города»

Проблемный вопрос путешествия: можно ли православные храмы Петербурга назвать памятниками истории?

Цель: сформировать представление о значении православных храмов в исторической памяти города.

Задачи:

  • познакомить с историей православных храмов Санкт-Петербурга;
  • дать опыт исследования архитектурных памятников.

Планируемые результаты.

Личностные: проявление уважения к православному храму как к святыни верующих людей; проявление уважения к культурным и религиозным ценностям нашего города, бережное отношение к ним.

Метапредметные: подведение вывода из анализа полученной информации, оценивание своей работы, нахождение информации через рассматривание культурных объектов, сравнение информации, умение формулировать и задавать вопросы, умение работать в группе.

Предметные: знать об устройстве православного храма, о назначении объектов в храме, знать историю создания разных храмов Санкт-Петербурга.

Вступительное слово учителя: С момента основания города   храмы играли основную роль в формировании художественного облика города, особенно в первые десятилетия ее застройки. Их устремленные в небо шпили и купала на протяжении двух веков оставались единственными доминантами, придавали неповторимое очарование Невским берегам. В строительстве храмов участвовали лучшие отечественные и европейские архитекторы: Доменико Трезини, Бартоломео Карло Растрелли, Андрей Воронихин, Огюст Монферран, Савва Чевакинский и многие другие. На богослужениях в храмах собирались десятки тысяч людей. Писатели, художники, композиторы, архитекторы видели свое главное предназначение в утверждении христианских идеалов, любви и добра, мира и справедливости. Литература, живопись, музыка, зодчество служили высшему искусству – искусству христианской жизни, искусству духовности. Храмы были не только украшением города, представляли собой большую ценность, как памятники архитектуры и культуры.
Класс делится на 4 группы. Учащиеся получают карту с указанием маршрута и лист с вопросами, который им предстоит заполнить в процессе путешествия.
                              Маршрутный лист 1 группы: Знакомство с Казанским собором начинается с рассматривания здания от Малой Конюшенной улицы.

1. Почему собор называется Казанский?  Рассмотрите собор. Что вы можете сказать о здании? Сравните его со зданиями, находящимися рядом?  Какие чувства и переживания возникают у вас? Как вы думаете, какое впечатление оказывает собор на людей. Впервые увидевших его?

2. Перейдя Невский проспект, останавливаемся около памятника. Кому поставлен этот памятник? Кем был этот человек? Как скульптор показал это? Почему скульптор изобразил своего героя именно так? О чем он хотел рассказать? Обойдите памятник. Что написано на нем? Что мы узнали из надписей? Почему на памятнике только дата 1812? Когда создан памятник?

Аналогично рассматривается памятник М. Б. Барклаю-де-Толли, постараться внести элемент сравнения (положение, как изображен, какие отличия, особое внимание на надпись). Одного из них А. С. Пушкин назвал «зачинателем» войны с Наполеоном, а другого «совершителем». Как вы думаете, кто из этих полководцев был «совершителем» и одержал победу над врагом? Как об этом «рассказывает» скульптор? А как вы думаете, что появилось по времени раньше собор или памятники? Почему? Запомните дату создания памятников.

3. Рассмотрите фасад собора, что говорят изображения на нем? Для чего эти изображения поместили здесь? О чем они символизируют?

Обойти собор вокруг. Рассмотреть входы. Какой вход является главным? Почему? Что находится справа от собора? Предложить рассмотреть решетку. Что изображено? Почему? Что за предмет находится рядом? Для чего он мог служить раньше?

Рассмотреть бронзовые статуи у северного фасада. Подумайте чьи это скульптуры? Почему они здесь поставлены? Найдите среди скульптур изображение Александра Невского? Как вы узнали? По каким признакам? Почему его скульптуру поместили в соборе?

Рассмотреть фасад с изображением иконы Казанской Божией Матери. Что означают слова, написанные рядом? Подтвердились ли версии о названии собора?

Что вы можете сказать о соборе теперь, рассмотрев его вблизи?

4. Подойдите к доскам, указывающим год начала строительства и окончания. Что рассказывают нам эти доски? Почему их две? На какой вопрос мы сможем теперь ответить? (Собор построен раньше, чем поставлены памятники). А можем ли ответить на вопрос, почему памятники поставили именно около этого собора?  

Осмотреть внутреннее убранство храма. Что вы можете сказать об убранстве собора? Есть ли здесь что-то необычное для вас? О чем нам говорит такое богатство? Попробуем найти главную икону собора? Как она должна выглядеть? Почему вы думаете, что это она? Рассмотреть икону. Как выглядит? Почему так украшена икона?

Подойдя к могиле М. И. Кутузова. Что это? По каким признакам вы узнали? Как можно определить, что здесь похоронен полководец? Что узнали из надписи? О чем говорят предметы около надгробия?

Рассмотрите картину. Что вы видите? О чем она рассказывает? Когда происходят события на картине? Почему вы так думаете? Почему она висит именно над могилой Кутузова? Почему же для хранения иконы Казанской Божией Матери создан такой храм? Как связан храм с героической историй России?

Можно ли теперь предположить, почему М. И. Кутузова похоронили в Казанском соборе? О чем же рассказал нам собор?

После высказываний детей можно рассказать о трофеях, которые были выставлены в Казанском соборе после побед над наполеоновской армией. Подвести детей к выводу, что Казанский собор место, где хранится одна из значимых икон для русского народа, покровительница России, помогавшая спасти страну от врагов. Поэтому в знак благодарности за вклад М. И. Кутузова в победу над войсками Наполеона его похоронили в этом храме. А около собора поставили памятники выдающимся полководцам.  

Маршрутный лист 2 группы: Начните свой маршрут от метро ст. «площадь Александра-Невского». По пешеходному переходу подойдите к памятнику в центре площади. Найдите информацию, какому историческому персонажу посвящен памятник, когда был установлен. Рассмотрите пьедестал   памятника. Какие события изображены на барельефе?

Жест руки и выражение лица полководца выражают знаменитую фразу…  (продолжить). С каким легендарным монументом перекликается своим видом этот памятник? Почему?

По пешеходному переходу подойдите к зданию, которое прорезает арка.  Внимательно рассмотрите это здание. Каким образом можно узнать о его назначении?

Пройдите сквозь арку вглубь территории, перейдите по мосту через р. Монастырка, остановитесь перед воротами. Какие сведения можно узнать, прочитав надпись на киоске? Почему именно это место было определено для постройки монастыря?  Внимательно рассмотрите предложенную в маршрутном листе картосхему. Что означает Лавра?  Найдите Свято-Троицкий собор. Рассмотрите фасад собора, что говорят изображения над главным входом. Войдите в Собор. Осмотреть внутреннее убранство храма. Как вы ощущаете себя в этом пространстве? Что вы можете сказать об убранстве собора? Есть ли здесь что-то необычное для вас?

Пройдите, найдите знакомые вам иконы, выясните их точное название. Какие святыни хранятся в соборе?  Подойдите   к одной из них (мемориальному комплексу раки Александра Невского).  Что это? По каким признакам вы узнали? Как можно определить, что здесь похоронен полководец? Что узнали из надписи?  

Давайте выйдем из собора и отправимся дальше. Что видите напротив Свято-Троицкого собора? Пройдитесь по советскому некрополю. Посмотрите участники каких событий захоронены на Казачьем кладбище? Найдите на картосхеме Просфорный корпус напротив церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского. Найдите памятный знак на стене, как связаны между собой эти события, изображенные на рельефном панно?

Почему Александра Невского причислили к лику святых?

Как связана Александро – Невская Лавра с героической историей России?

Лавра завораживает своей строгой красотой и стариной. Это место дань уважения героям, и имеет огромнейшую духовную, культурную и историческую значимость для всей нашей страны.

Маршрутный лист 3 группы

Начните свой маршрут на улице Ленсовета д. 12. Рассмотрите издалека удивительное по своей красоте и необычности сооружение! Ваши впечатления? Что это? Какая? Почему сделали такой вывод? Что напоминает церковь? Что нетипичного вы увидели для православного храма? Какие элементы использовались для украшения храма? Несут ли практическую функцию остроконечные башенки (пинакли). Зачем они? Элементы какого стиля использованы в оформлении храма? Как вы определите размер храма?   Почему купала храма такой необычной формы? Сравните окно над входом с окнами по бокам здания.   Что   видите   слева и справа над входом? Рассмотрите детали. Подумайте чьи это скульптуры? Почему они здесь поставлены? Что необычного вы увидели в скульптурных изображениях?

Подойдите к входу в храм и прочитайте табличку и надпись на мраморной доске. Что вы знаете об этих событиях? (помощь учителя). Войдите внутрь храма.  Осмотрите внутреннее убранство храма.  Как вы ощущаете себя в этом пространстве? Как сейчас ощущаете размер храма? За счет чего? Рассмотрите иконостас. Какие иконы помещены в иконостасе? На какой иконе изображены исторические события русско-турецкой войны? Что связывает эти события?

Вспомните, что здание Предтеченской церкви построено при Чесменском дворце. Найдите местоположение Чесменского дворца. По каким архитектурным особенностям вы нашли его? Подойдите к зданию с западной стороны. Встаньте лицом к Московскому проспекту. Вспомните, какой город находится по дороге слева от вас? Почему второе название дворца – Путевой дворец?

Найдите на западной стороне дворца подтверждение вашей догадке. Подойдите к центральному входу во дворец. Почему справа и слева от вас полукруглые одинаковые стены? Войди во дворец. Посетите   тронный зал.    Почему тронный зал дворца называется Георгиевским? Какие детали помогли вам сделать такой вывод?

С востока от Чесменской церкви раскинулось небольшое мемориальное кладбище. Подойдите к памятному кресту. Посмотрите участники каких событий захоронены на Чесменском кладбище?

Подойди к чёрному обелиску. Какие символы говорят о Великой Отечественной войне?

Почему на некоторых памятниках не изображены символы войны?

Завершите путешествие обсуждением главного вопроса: можно ли православные храмы Петербурга назвать памятниками истории?    

 Вы осмотрели три объекта православной культуры. Чем они схожи? Чем отличаются?

В одно ли время были построены? Одинаковые ли по размеру?

Есть ли отличия во внутренней организации храмов? А в их убранстве? Как вы думаете, почему?

Все эти объекты являются храмами. А можно ли все их назвать историческими памятниками? Объясните свое мнение.

Образовательные путешествие могут проводиться и в «виртуальном пространстве», главное в этом случае подобрать ресурсы, которые позволят довольно подробно и скрупулезно исследовать предлагаемые городские памятники сравнивать и сопостовлять их, выдвигать на этой основе версии и гипотезы. Образовательное путешествие как педагогический метод краеведческого компонента на уроках ОДНКНР дает возможность учащимся быть погруженными в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почувствовать себя и первооткрывателями и исследователями.  Обучение происходит в форме сотрудничества между учениками и учителем, развивая навыки коммуникативной культуры, создает условия для социальной активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5-6- х классах по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»

Тема: Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и пл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН...

Методическая разработка урока по обществознанию "Православный храм"

Методическая разработка урока по обществознанию "Православный храм" 8 класс....

Методическая разработка урока кубановедения "Природные объекты и памятники природы, истории и культуры"

Форма урока: урок – путешествиеМетоды: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, используемые п...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Методическая разработка урока по основам православной культуры "Божественное в человеке"

Метадическая разработка урока по основам православной культуры для 4,5 класса по теме "Божественное в человеке" + презентация к уроку...

Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «Спешите делать добрые дела»

Урок в 4 классе по теме «Спешить делать добрые дела»соответствует программе, учебник Студеникина М.Т.Это комбинированный урок. На уроке используются различные методы: актуализация знаний,п...