педагогический эсперимент
проект

Программа эксперимента по работе с исторической картой

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

«ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ».

       

                                                                   

Тема педагогического эксперимента: «Историческая карта как средство формирования картографических и исследовательских умений на уроках истории». Эксперимент рассчитан на 5 лет с 2016 по 2021 год. В апробации участвует две параллели: первая параллель это 9 класс, вторая параллель эта 6 класс, и наконец, работа с третьей параллелью по данной программе планируется начать в 2021-2022 учебном году.

Актуальность темы исследования связана с необходимостью изучения обучающимися исторического процесса в рамках овладения навыками пространственной локализации исторических событий, чему способствует работа с картографическим материалом (атласом и контурной картой по истории), формированию уменийприменять данный материал ее при изучении различных тем.

Одной из важнейших задач основного общего среднего образования в рамках ФГОС является формирование картографической грамотности учащихся по истории: «уметь соотносить, показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий». В данном документе прописаны так жерезультаты учащихся, которые они должны показать в ходеосвоенияосновного общего и общего среднего образования: «анализировать, сопоставлять и оценивать содержащую в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего». Необходимоотметить, что историческая карта является одной из важнейших видов исторического источника.

Согласно ФГОС развитию таких метопредметных результатов как «умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных и учебных задач», способствует работа картами, схемами и контурными картами по предмету «История».

Особое внимание в развитии данных навыков уделяется в рамках государственной итоговой аттестации в 9 классе в форме ОГЭ и в 11 классе в форме ЕГЭ, где есть задания на знание и умения работы с исторической картой.

При анализе   типичных ошибок участников ЕГЭ и ОГЭ  по истории в Федеральном институте педагогических измерений было отмечено, что задания с исторической картой оказались одними из самых трудных для выпускников 9 и 11 классов. Обучающиеся показали достаточно низкий уровень владения работы с картографией. Сложности распознавания легендыкарты, «узнаваемости» предложенного фрагмента, ориентированности историко-географические объекты на карте и т. д. Сложности и плохое знание учащихся с данном видом работы отмечают, как учителя истории. Так и преподаватели вузов у студентов первых курсов, изучающих данный предмет в гуманитарных и естественно-технических вузов.

Полагаем, что обуславливает необходимость формирования картографических умений у школьников в процессе обучения не только для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, а в первую очередь удовлетворяяобщественный запрос на образованную личность, умеющую ориентироваться в многогранном современном мире.

Объектом эксперимента является историческая карта

Предметом педагогического эксперимента является методика работы с картографическим материалом на уроках истории основной и старшей школы, нацеленная на эффективное формирование картографических и исследовательских навыков обучающихся. 

Цель педагогического эксперимента: изучить особенности формирования и способы развития исторических представлений у учащихся, а также изучить роль и значение исторической карты в процессе обучения истории в школе, в понимании учащимися того, что географическая среда оказывает влияние на ход исторического процесса.

В связи с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

  1. выработать и предложить последовательность работы с картографическим материалом в процессе изучения истории с 5 по 9 класс основной школы
  2. усовершенствовать методику работы с исторической картой

3) разработать рекомендации по оценке работ учащихся с исторической и контурной картой на уроках и дома;

4) разработать  рекомендации по работе с картографическим материалом для успешной подготовки к государственной итоговой аттестации по истории.

Гипотеза эксперимента. Предлагаемый педагогический эксперимент позволит повысить общий уровень владения обучающимися картографическими и исследовательскими навыками, улучшит результаты государственной итоговой аттестации по истории.

Методология и методы исследования. Исследование основано на личностно-деятельностном методологическом подходе, который предполагает акцентирование внимания на индивидуальных потребностях и интересах каждого конкретного ребенка, его активное участие в своем образовательном процессе.

Поскольку предлагаемый педагогический эксперимент является формирующим, он предполагает применение как эмпирических, так и теоретических методов исследования.

К эмпирической группе методов относятся непосредственное и опосредованное, а также сплошное и дискретное наблюдение за реакцией школьников на применение исторической карты на уроке истории, а также за процессом освоения ими навыков работы с историческими картами. Эксперимент также предполагает описание процесса его проведения, промежуточные и итоговые мониторинги соответствующих знаний и навыков учащихся (в виде ГИА и ЕГЭ).

Теоретические методы включают сравнительно-исторический анализ степени изученности проблемы с целью характеристики методического наследия прошлых лет и анализа современного педагогического опыта в обозначенной сфере. Кроме того, эксперимент предполагает систематизацию результатов исследования с целью апробации их в педагогическом сообществе и внедрения в современный образовательный процесс.

Этапы эксперимента:

Первый этап предполагает работу в учителя и учащихся5 класса в рамках изучения курса Всеобщей истории. Истории Древнего мира. На данном этапе происходит формирование элементарных знаний по чтению исторической карты:

 1) знакомство с системой условных обозначений (легендой) исторической карты;

2) представления об условности отражения исторических объектов на карте (например, показ изменения границ древних государств, в рамках оговоренного на карте периода). «Чтение» исторической карты с опорой на ее легенду. Знакомство с картосхемой и ее условными обозначениями. Знакомство с элементарными требованиями по заполнению контурной карты;

Умений: пользоваться картой как источником знаний – на основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из него занятий людей; описывать границы государства, направления военных походов; показывать на исторической карте местонахождение древнейших цивилизаций и государств, торговых путей, мест сражений и военных походов и др., сопровождая показ словесным описанием (остров, полуостров, материк, какими морями омывается, с какими странами граничит, какие реки протекают по территории государства и т.д.); заполнять контурные карты по предложенным заданиям.

Второй этап расширяет и  усложняет возможности работы с картой, так как учащиеся изучают Всеобщую историю и историю России. На данном этапе происходитзакрепление действий, необходимых для чтения исторической карты; для работы с контурными картами, умения показывать на исторической карте направления наиболее значительных передвижений людей (Великое переселение народов, завоевания, крестовые походы); местоположение государств средневекового мира.

При изучении истории России с древнейших времен доначала XVI вприменяется применение и закрепление закрепление действий по работе с картосхемами. На данном этапе вырабатываются умения: работы с исторической карты как с как источником знаний – описание границ, направления завоевательных походов, мест сражений; элементарный анализ карты, извлечение разнообразной информации на основе изучения легенды карты и вопросов учителя; показывать на исторических картах территории расселения восточнославянских племен, границы Древнерусского государства к концу XI в., основные древнерусские города, торговые пути, крупнейшие самостоятельные центры периода политической раздробленности, основные центры «собирания» русских земель, места наиболее значительных сражений в ходе борьбы с завоевателями, военных действий, территориальный рост Российского государства XV – XVI вв.; работать с контурными картами, в том числе и по заданиям краеведческого характера, что особенно важно в рамках изучения истории родного края.

На третьем этапе работапо формированию картографических умений продолжается и усложняется. Происходит закрепление и развитие знаний и умений, полученных на уроках истории и географии: по работе с картой, о Великих географических открытиях, географическом положении, природе и населении стран мира. Формируются умения: использовать историческую карту как источник знаний; для рассказа об исторических событиях и явлениях.

В 7 классе изучается Всеобщая и Отечественная история XVI – XVII вв. Развиваются умения полученные на втором этапе работы с исторической карты как источником знаний – для рассказа об исторических событиях и явлениях. Например, работа с картографическим материалом истории России закрепляет:

- умения применять исторические карты как источник знаний в рамках измененииграниц территории нашей страны, причинах и последствиях отдельных войн, различий между восстанием и крестьянской войной; 

- действия, необходимые при работе с контурными картами;

-  уменияиспользовать содержание исторической карты и картосхемы в рассказе о событиях истории Отечества XVI – XVII вв.; показывать на исторических картах рост территории России в XVI - XVII вв., походы русских землепроходцев и мореходов, крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства, ход военных походов, кампаний и войн, районы народных движений.

На четвертом этапе происходит расширение изакрепление полученных знаний и умений по работе с контурными картами. Данный период изучает Всеобщую историю и Историю России 8 классе XVIII в. Умения: использовать историческую карту как источник знаний об экономическом и социальном развитии стран мира и России, показывать на исторических картах страны Европы и США, страны Латинской Америки, Азии и Африки в новое время; территорию Российской империи в ХVIII в., ее изменения, центры промышленности и торговли, места военных действий и походов.

Пятый этап: В 9 классе история России и Всеобщая история, изучает XIX век. На данном этапе формируются умения поиска необходимой информации на основе одной-двух карт. Учащиеся учатся анализировать и систематизировать полученные данные применяя их при рассказе или характеристике исторических событий, процессов (о социально – экономическом развитии стран, о внешней политике и т.д.); проводимые сравнения различных карт или карт разных периодов позволяет выявлять сходство и различия внутренней и внешней политики различных государств.

Шестой этап  в дальнейшем завершит изучение Всеобщей истории и истории России XX начала XXI веков. У учащихся выработаются и совершенствуются умения и знания работы с исторической картой, вся разбивка изучения, формирования, выработки и совершенствования умений работы с исторического программного материалачто завершает процесс изучения предмета истории по линейной системе, применяемой Историко-культурным стандартом в рамках нового ФГОС.

Необходимо рассмотреть правила работы с картой. Значительный вклад в изучении данной теме принадлежит М.Т. Студеникину, кандидату исторических наук, автор УМК по методике преподавания истории.

М.Т. Студеникин выделил шесть ключевых правил работы с картой, которые помогут учителю для успешной работы в данном направлении:

Общие правила работы с картой на уроке по М.Т. Студеникину:

 1) «В основной школе учитель восстанавливает знания учеников о масштабе»; 

2) Необходимо дать понять детям, что «если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то ее нельзя заменять картой другого исторического периода»;

При показе по исторической карте следует соблюдать основные правила:

3) «Перед показом необходимо давать словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события. При описании границ следует называть не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы». Так как, по Студеникину, «ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам»;

4) «Реки надо показывать только по течению от истока до устья; города точкой; границы государств – непрерывной линией. Показ объекта сопровождают указанием сторон горизонта (восточнее и западнее, севернее и южнее), названием географических ориентиров и признаков»;

5) «Стоять у настенной карты надо так, чтобы не заслонять источник света и показываемый объект. Объект показывают указкой или ручкой, повернувшись лицом к классу. Указку берут в ту руку, которая ближе к карте».

6) при работе с картой важно формировать у учеников определенные знания, умения и навыки в соответствии с их умственными способностями и возрастом. Вследствие этого, требования к уровню подготовки учеников при работе с исторической картой должны возрастать из класса в класс.

Общие правила предполагают позволяют учителю использовать прием учитывать индивидуализации в зависимости от психолого-педагогических особенностях учащихся и выработать собственные дополнительные критерии-правила. Поэтому важно обращать внимание на наличие чётких критериев, объяснения и оценивания ходе работы с картографическим материалом. Это позволит педагогу и учащимся видеть ошибки в ходе работы по контурной карте, что в дальнейшем позволит более успешному пониманию условной информации картыи преобразование ее в текстовую.

Данные критерии позволят также отработать и ряд общие учебные метапредметные умения и навыки. Критериями могут выступать как общепринятая традиционная школьная оценочная шкала, так и усложненная система оценивания, где отдельные критерии могут быть оценены от одного до трёх баллов.

Для оценки выполнения учащимися заданий по исторической картеможно предложить следующие критерии для оценивания:

1.Умение соблюдать алгоритм чтения карты;

2.Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте;

3.Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую;

4.Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог);

5.Речевая грамотность.

Для более качественно оценивания работы с контурной картой учитель может применить следующую методику:

1.Умение точно и правильно выполнить задание по карте;

2.Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту;

3.Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты);

4.Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами);

5.Отсутствие речевых и грамматических ошибок.

Таким образом, такой традиционный инструмент историка, как карта, может быть на уроке не только второстепенным или вспомогательным средством усвоения информации, но и может взять на себя ведущую роль и помочь школьнику в процессе мыслительной деятельности осуществлять поиск, и умение делать выводы на основе данного типа работ.

В рамках изучения тем различных периодов истории необходимо чтобы учащийся умел применять определенный алгоритм чтения исторических карт.

1.Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);

2.Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);

3.Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким.

Достаточное частое применение работы с алгоритма карты позволит учащимся не теряться в ходе разнообразных работ как на уроках, так и при решении олимпиадных заданий и поможет более успешной подготовки в рамках ОГЭ и ЕГЭ.

Особое внимание необходимо обратить на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Контрольно - измерительные материалы ОГЭ поистории включают три задания по исторической карте. Для успешного результата учитель определяет конкретные картографические умения выпускников школы, это позволит ему направить усилия при организации работы учащихся с исторической картой, какие картографические знания и умения развивать у школьников.

Важным первым элементом, что необходимо сделать   ученику при выполнении заданий ОГЭ с исторической картой – надо научиться «узнавать карту», т. е. определять географическое расположение данного фрагмента карты и хронологический период, к которому относятся события. 

 В данном случае возможнызатруднения в решении проблемы у учащихся, они связаны с тем, что в учебниках и атласах большинство исторических карт тематические, и у школьников не формируется целостное представление о пространстве мира.Следовательно они не могут правильно определить, из какой части взят тот или иной фрагмент исторической карты, и к какому периоду времени он относиться.  Основной причиной этого можно считать то обстоятельство, что в последние годы учителя истории чаще всего используют историческую карту в качестве иллюстрации, подтверждения слов учителя или текста учебника. Доминирующими функциями исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая, развивающая, контрольная, но ни в коем случае не иллюстративная. Любую деятельность (а умения – это деятельность) можно развить у человека только тогда, когда он выполняет само действие. В настоящее время главный принцип использования исторической карты на уроке истории -  карта, как  источник информации, то есть она приравнивается к тексту учебника, письменному и изобразительные источники.

Учителю необходимо обратить внимание на такой ключевой аспект как правильно понимать масштаб и условные обозначения,указанные на карте, то есть правильно работать с легендой карты. Поэтому на самом первом этапе начинается процесс обучения принципамправильного прочтениялегенды исторической карты (5 – ом классе). В дальнейшем учащиеся расширяют свои знания работы с легендой с появлением новых условных обозначений. Наиболее эффективным приемом работы с масштабом и условными обозначениями является прием модификации, то есть создания собственных опорных условных знаков (создание мини опорных конспектов на карте).

Например, по теме «Древний Египет, 3500–332 гг. до н. э.» помимо упражнений, уже имеющихся в контурных картах, учащиеся получают дополнительное задание создать свою легенду карты с условными знаками, отличными от представленных в атласе. Если в атласе территория Египта в XXIII в. до н. э. обозначена зеленым цветом, то они должны выбрать другой цвет, изменить цвет и форму стрелок, обозначающих основные направления походов египетских фараонов, отличным цветом от карты в атласе отметить морские и сухопутные торговые пути и т. д. Взаимопроверка правильности легенды карты у соседа по парте   будет способствовать закреплению умения. Для формирования понимания условных обозначений достаточно повторить такую работу с легендой карты 3–4 раза. Чтобы умения читать легенду карты не забывались, при знакомстве с новой картой учителю следует задавать школьникам следующие вопросы:   Что обозначают красные стрелки? Какая территория отмечена на карте желтым цветом? и т. д.

Для решения проблемы «узнавания карты» учащимися требуется достаточно длительной работы. Чтобы ученику понять, что за фрагмент карты предложен на контрольной работе либо на экзамене в контрольно-измерительном материале, необходимо определить   место этого фрагмента в пространстве и во времени. В данном случае можно применять методический прием от общего к частному. Прежде чем начать работу учащихся с новой тематической картой можно применять более расширенный вариант карты, на которой они должны показать территорию, где происходят изучаемые события.Это можно использовать на интерактивной доске или на бумажном носителе, например физическая карта мира. В данном случае это один из лучших вариантов который позволит учащимся правильно ориентироваться в мировом пространстве. Затем учитель переходит к тематической карте изучаемого периода на данном уроке. Систематическое использование описанного методического приема обязательно приведет к положительным результатам, ученики научаться опираться в определении фрагмента карты на статичные географические объекты.

Для правильного определения тематики карты необходимо опираться не только знание фактического материала, но и в качестве подсказок можно применять условные знаки, наличие или отсутствие каких-либо историко-географических объектов (например, городов). Таким образом, происходит формирование комплексных картографических умений смежных предметов – истории и географии.

Процесс формирования у учащихся картографических умений по нахождению историко-географического объекта и его показу   на карте состоит из нескольких этапов: демонстрация этого умения учителем, разъяснение из каких операций оно состоит, а затем выполнение школьниками тренировочных упражнений для овладения этим умением. Если на первых двух этапах используются демонстрационные карты, атласы, которые могут быть как традиционными настенными или цифровыми – статичными и анимированными. Но для   закрепления умения необходимо применять карты: контурные карты или карты-тренинги.

Одним из сложных этапов это умение определять историко-географический объект на карте в системе с другими объектами. Знакомясь с новым городом, его место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем, другими городами.   Например, не только найти на карте город Новгород, а сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в которое впадает эта река.

Так же, как и для решения проблемы узнавания карты, так и для успешного овладения любым действием на контурной карте необходимо его многократное повторение. В данном случае применяются картографические практикумы контурных картах и картографические тренинги. Более привычным для учащихся и учителей является использование бумажных вариантов, (атласов и контурных карт), но здесь ест недостаток, так как в них можно работать только один раз, что для большинства учащихся недостаточно для формирования умения. В отличие от картографических практикумов задания тренингов ориентированы на подготовку к экзаменам, ученики могут выполнять их неограниченное количество раз, как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

Следующим типичным затруднение, которое встречается у выпускников школы в ходе итоговой аттестации – это неумение соотносить даты событий, их место, участников, итоги.   Для развития у школьников таких смысловых связок лучше всего использовать таблицы. Например, известную всем учителям истории таблицу–хронотоп (дата–событие–место), надо дополнить двумя графами: участники события и результат (итоги).

   Предлагаемывыше приемы позволяют органично и целенаправленно использовать историческую карту на всех этапах учебного занятия, организуя учебную деятельность учащихся через работу с исторической картой как источником изучаемого фактического материала.

Следует отметить, что данные приемы не являются единственно правильными подходами, но могут позволить проводить систематическую работу в течение всего процесса обучения истории, что позволитболее успешной подготовки выпускникам в сдаче ГИА.

Экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент проводиться на базе МОУ «Гимназии № 20 имени героя Советского Союза В. Б. Миронова» при содействии Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева.

Возможность объективной проверки данного эксперимента будет применено в 2021 году, в ходе сдачи учащимися основного государственного экзамена по истории. Не менее 3 баллов при выполнении заданий 8-12 будет подтверждением успешной его реализации, меньшее количество баллов диктует корректировку основных этапов и положений проведенной работы. Но в связи с эпидемиологическойситуации в рамках мировой пандемии результаты проверки переносятся на 2023 год, когда учащиеся будут сдавать предмет история для успешного поступления в вуз.

Способы диагностики результатов. Систематические мониторинги картографических и исследовательских навыков обучающихся, которые будут проводиться в виде:

1) тестирований;

2) творческих заданий по карте;

3) устных опросов по карте;

Итоговые результаты эксперимента можно будет подвести после сдачи учащимися основного государственного экзамена по истории.

Прогноз.

а) положительных результатов эксперимента. Эксперимент позволит:

1.Повысить уровень картографических и навыков обучающихся, улучшить результаты промежуточных мониторингов, ОГЭ и ЕГЭ по истории, олимпиад разного уровня;

2. Сформировать исследовательские компетенции школьников, основанные на восприятии карты как важнейшего источника исторической информации и подтвержденные результатами проектной деятельности, достижениями в научно-исследовательских конкурсах различного уровня;

3. Добиться возрастания познавательной активности обучающихся, интереса к истории, возрастания уровня исторической грамотности в целом;

б) возможных негативных последствий эксперимента:

1) Недостаточная подготовленность самого учителя для организации успешной работы с исторической картой;

2) Возникновение затруднений у обучающихся при работе с картой.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: несмотря на проблемы и возможные риски, как со стороны учащихся, так и со стороныучителей работа в данном направлении является успешной и в дальнейшем можно развивать вносить коррективы, применяя новые инновационные технологии.

Краткий обзор опытно-экспериментальной работы педагога, предшествующей данному эксперименту.

1. Название фактора успешности в преподавании. Соответствие запросам времени.

2. Обоснование актуальности проблемы педагогического опыта. Опыт педагога позволяет: «чувствовать» каждого конкретного ребенка и его особенности; отчетливее осознавать свои пробелы и эффективнее работать над ними; уметь создавать атмосферу творчества, единения, научного поиска на каждом занятии;

3. Описание сущности (ведущей идеи) и результативности опыта, трудоемкости его осуществления, условий реализации. Ведущая идея, извлеченная из многолетнего педагогического опыта – учение должно соседствовать с увлечением, а не превращаться в мучение. При таком подходе значительно повышается результативность как ОГЭ и ЕГЭ, так и олимпиад по истории. Аналогичный подход действует на территории нашей гимназии в целом, ее не случайно называют «территорией добра». Доброе отношение к ребенку, стремление к тому, чтобы ему было интересно – вот главное условие эффективного применения педагогического опыта.

4. Опора на педагогические или психолого-педагогические теории. Основа моей педагогической деятельности  - личностно-деятельностный методологический подход, который предполагает акцентирование внимания на индивидуальных потребностях и интересах каждого конкретного ребенка, его активное участие в своем образовательном процессе.

5. Информативность и логическая завершенность описания опыта, достаточность для понимания и использования его на практике. Поиск новых, современных и увлекательных для детей форм работы на уроках истории и, вместе с тем, стремление помочь детям в решении самых сложных, самых «неудобных» для них заданий и привел к определению темы педагогического эксперимента.

6. Формулировка темы. «Историческая карта как средство формирования картографических и исследовательских умений на уроках истории».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое наследие : выдающиеся педагоги и педагогические школы. Педагогические открытия Льва Толстого

Презентация была представлена на школьном педагогическом совете в рамках серии выступлений по теме:«Педагогическое  наследие: выдающиеся  педагоги  и  педагогические  шк...

МБОУ ДПО (ПК) С «Межшкольный методический центр», г. Добрянка Пермский край РФ Профессиональное педагогическое объединение «Педагогическая студия «СЕНТЯБРЬ» IV-Я ОТКРЫТАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Национальный Идеал. Понятие «идеал» все чаще звучит в педагогической среде, выражение «национальный воспитательный идеал» становится устойчивым оборотом в современном образовании. А возможна ли замена...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...