Статья : «Личностно-ориентированное обучение в школе»
статья

Рассуждение автора на тему, что является целью личностно-ориентированного образования и как изменились  подходы к обучению в современных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Личностно-ориентированное обучение в школе»

В условиях современной концепции образования востребованными оказываются социальная мобильность ученика, его конкурентоспособность, готовность быстро осваивать новые, перспективные технологии, способность легко адаптироваться к постоянно меняющемуся социуму.

И сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели школы, призван обеспечить выполнение основных задач, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться.

Личностно ориентированные подходы в обучении отвечают на вопрос, что развивать. Необходимо помнить, что образование должно учитывать, как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы можно сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную модель образования.

Все это требует поиска новых педагогических подходов для развития  учеников и формирования у них необходимых образовательных и личностных качеств, обеспечивающих им высокий уровень образования.

Личностно-ориентированный подход предполагает опору в образовании на индивидуальные особенности и субъективный опыт обучающегося, на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, укрепление личностного «Я», поддержание адекватной самооценки. Использование данного подхода позволяет каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создает обстановку для естественного его самовыражения.

Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного образования:

• гуманитарная, суть, которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

• культуросозидательная, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;

• социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

В личностно-ориентированном образовании предполагается определенная позиция педагога:

• оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

• отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

• опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь ребенку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения.

Изучив особенности личностно-ориентированных технологий и сравнив традиционный урок, понимаешь, что для современного общества модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

• в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания;

• личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;

• необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Я думаю, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированных занятий, являются:

• использование субъектного опыта ребенка;

• предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

• обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества.

Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Статья «Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся начальной школы»

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Я убеждена, что важнейшее ме...

Статья "Личностно-ориентированное обучение в системе школа-ВУЗ"

Анализ работы в профильных классах по организации пректной работы и защиты проектов в ВУЗах города....

Статья "Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых".

Материал будет интересен учителям, работающим в классах с неоднородным составом детей. У нас в сельских школах нет никакого отбора. Мы обучаем всех детей проживающих на данной территории и блислежащих...

статья "Личностно-ориентированные технологии на уроках технологии в школе"

 Каждый предмет, изучаемый в школе важен и нужен. Не исключение и предмет – технология. В современное время, когда у молодежи новые интересы и принципы, важно со школьной скамьи прив...

Статья "Личностно-ориентированное обучение на истории и обществознания"

Статья "Личностно-ориентированное обучение на истории и обществознания"...

Статья «Личностно-ориентированное обучение как один из современных подходов в педагогической деятельности в свете реализации ФГОС»

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегос...