Конспект занятия «Изготовление куклы – сувенира «Северяночка»
план-конспект

Елена Хэлювна Хэно

В ходе реализации программы развивается у обучающихся тактильные ощущения, концентрацию внимания, цветоощущение, воссоздающее воображение, навыки проектирования и анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых взаимодействий, способствует социализации; творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.

Использование в программе национального колорита народов Крайнего Севера делает ее наиболее интересной и познавательной для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл heno_e.h._organayzer_izgotovlenie_kukly_-suvenira_1.docx358.48 КБ

Предварительный просмотр:

  1. СВЕДЕНИЯ О НОМИНАЦИИ

Направленность: Художественная

Участник: педагог дополнительного образования Хэно Елена Хэлювна

Наименование практики: Конспект занятия «Изготовление куклы – сувенира «Северяночка»

Наименование организации: МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»

  1. СВЕДЕНИЯ О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ

Наименование: Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Меховая мозаика»

Направленность: художественная

Общий объем часов и срок освоения: 3 года. Объем часов в год составляет – 144 часа.

Целевая аудитория: возраст обучающихся: 7-18 лет. преимущественно коренной национальности.

Краткая аннотация содержания:

Программа ориентирована на сохранение, адаптацию и развитие технологии рукоделия коренного народа Ямала: меховое шитьё; аппликации; декорирования национальной одежды, утвари, интерьера жилища и игрушек бисероплетением и вышивкой из бисера.

В ходе реализации программы развивается у обучающихся тактильные ощущения, концентрацию внимания, цветоощущение, воссоздающее воображение, навыки проектирования и анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых взаимодействий, способствует социализации; творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.

Использование в программе национального колорита народов Крайнего Севера делает ее наиболее интересной и познавательной для обучающихся.

Отличительная особенность программы

В основе программы «Меховая мозаика» лежит метапредметный подход, в котором сочетаются все самое ценное и практически полезное из успешно действующих теорий и методов развития и обучения детей.

Программа носит много аспектный характер: ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, концентрацию внимания, цветоощущение, воссоздающее воображение, навыки проектирования и анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых взаимодействий, способствует социализации; творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.

Использование в программе национального колорита народов Крайнего Севера делает ее наиболее интересной и познавательной для обучающихся.

Результаты и способы определения их результативности:

Ожидаемый результат 1 года обучения:

  • изготовление более десяти  изделий в течение года;
  • участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Прогнозируемый результат 2 года обучения:

  • изготовление более двенатцати  изделий в течение года;
  • участие в выставках декоративно-прикладного творчества.

Ожидаемый результат:

Знать технологию изготовления панно и сувениров и смог бы изготовить в течение третьего года обучения на выставку  пять изделий.

Критерии результативности:

  • соблюдение правил техники безопасности;
  • рациональная организация рабочего места;
  • правильное выполнение трудовых навыков;
  • применение полученных знаний и умений при изготовлении декоративных изделий;
  • соблюдение технологии изготовления изделий;
  • высокий художественный уровень при оформлении изделий;
  • самостоятельность выполнения творческой работы от идеи до готового изделия;
  • аккуратность работы;
  • оформление и отделка готовых работ;
  • каждый воспитанник должен иметь представление о способах изготовления изделий из меха, кожи, сукна.

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Наименование: Конспект занятия

Тема: «Изготовление куклы – сувенира «Северяночка»

Объединение: «Меховая мозаика»

Цель: Научить изготавливать сувенир «Северяночка»

Задачи:

  • Образовательная – формирование специальных умений и навыков в изготовлении сувенира; учить самостоятельной работе с инструкционными картами и оценке своего результата; совершенствовать навыки аккуратной и точной работы;
  • Развивающая – развитие познавательных интересов, умений сравнивать, делать выводы; развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
  • Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, культуры труда, аккуратности, художественного вкуса; воспитание самокритичности и адекватности оценки, потребность в творческом труде; воспитание бережливости, заинтересованности в конечном результате.

Тип занятия: Комбинированный

Формы работы: 

- фронтальная (рассказ, объяснение, показ);

- индивидуальная (самостоятельная работа по технологической работе).

Методы и приемы: 

  • Словесный (рассказ, беседа, ситуативный разговор);
  • Наглядный (рассматривание, показ);
  • Практический (самостоятельная работа).

Демонстрационный материал 

  1. Образцы изделий, макет чума;
  2. Иллюстрации и открытки картин и рисунков о куклах;
  3. Презентация «Одежда северных народов»;
  4. Выставка книг и журналов;
  5. Выставка поделок и панно на северную тематику «В родном краю!;

Дидактический материал: технологическая  карта последовательности «Изготовление куклы – сувенира «Северяночка»

Инструменты и материалы: ножницы, клей, лоскутки сукна, полоски меха

Оборудование: Компьютер, экран, проектор.

Ожидаемый результат:

Предметные:

  • обучающиеся научатся воспринимать на слух текст;
  • приобретут опыт нахождения и сохранения информации;
  • объяснять лексическое значение некоторых слов.

Личностные:

  • формируют способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • анализируют, строят рассуждения, делают выводы.

Метапредметные:

  • самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • определяют понятия, делают обобщения;
  • оценивают правильность выполнения учебной деятельности.

Образовательные технологии: технология создания ситуации успеха, технология групповой работы, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.

Время: 40 минут

Технологическая карта занятия по программе «Меховая мозаика»

1.Материалы и инструменты.

                             DSC_0128           

2.Нарисовать по трафарету куклу и вырезать шаблон.

     DSC_0131                    DSC_0129         

3.Вырезать из сукна деталь по шаблону и заклеить на основу.      

    DSC_0133                   DSC_0134

4.Обклеить окружность головы мехом, затем низ и рукава.

DSC_0136

5.Украсить орнаментом или полосками цветного сукна.

DSC_0137

  1. работа готова!

Ход занятия:

Вступительная часть

Организационный момент

       Здравствуйте! Сегодня на нашем занятии мы с вами «Изготовим  сувенир «Северяночка».

Постановка темы и цели.   Я познакомлю с историей одежды северян.  (презентация) 

      Крайний Север — это суровый климат, но даже в таких условиях люди живут и одеваются красиво. Естественно, одежда имеет свои особенности, украшения и стиль. Одежда Северных народов должна быть теплой и обеспечивать свободу движения. Это жизненная необходимость.

Зимняя национальная одежда ненецкого народа достойна восхищения.  Во-первых, она очень сложна в исполнении, так как шьётся из оленьих шкур. Во-вторых, она оригинальна и неповторима, так как украшена своеобразным геометрическим  орнаментом. Орнамент делает ненецкую одежду неповторимой, особенной, привлекательной. Он нашивается на женские ягушки, шапки, детскую одежду, делая их нарядными.

     Малица – мужская глухая (без разреза) одежда, сшитая из телячьих шкур (осенних) мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём перёд делается несколько короче. Поверх малицы одевают суконную сорочку синего, зеленого, красного цвета. В морозы одевают совик меховой, мехом наружу, чтобы защитить себя от мороза.

Основная часть. Теперь мы с вами будет изготовлять сувенир «Северяночка».

Для работы потребуются:   полоски меха, сукно, ножницы, клей.

Повторим технику безопасности: (дети)

1-й  Внимательно нас ты послушай, дружок,

       Хотим преподать безопасный урок:

       Чтоб мама твоя бинт и йод не искала,

       Чтоб бабушка сильно тебя не ругала,

       Ты правила эти запомнить стремись

        И безопасной работе учись.

2-й   Гляди-ка, лежит на столе «крокодил»,

       Он долго по выкройкам нашим бродил.

       Давай-ка приручим скорей «крокодила»,

       И станет он добрым – ах, как это мило!

       Возьмём мы чехольчик для режущей «пасти»,

       Чтоб нас миновали любые напасти.

        Скорее загадку мою разгадайте,

        На вашем столе «крокодила» узнайте.

3-й  А чтобы соседа тебе не поранить,

       Учись «крокодила» к соседу отправить:

       Закрой ему «пасть», за неё ухватись,

       А другу скажи: «Ты за кольца берись!»

       Не так всё и сложно, не правда ль, дружок?

       Работать начнешь, не забудь про стишок

Практическая работа:

  1. раскрой по легалам
  2. раскрой орнамента
  3. обклеивание полосками меха чёрного и белого цвета

Физминутка:

Мы шагаем, мы шагаем (шагаем на месте)

Руки выше поднимаем (поднять руки вверх)

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко. (Ходьба на месте с поднятием рук.)

Вдруг мы видим из куста

Выпал птенчик из гнезда. (Наклоны вперед, руками коснуться пола.)

Тихо птенчика берем

И назад его кладем.(Выпрямиться, поднять руки вверх.)

Впереди из –за куста

Смотрит хитрая лиса ( бег на месте)

Мы лисицу обхитрим

На носочках побежим. (Бег на носочках.)

На полянку мы выходим

Много ягод мы находим ( наклоны до пола)

Земляника так душиста.

Что не лень нам наклониться. (Наклоны вперед в движении.)

Как много мы увидели -

И речку и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

Заключительная часть: Подведение итога занятия.

- Что нового вы узнали на занятии?

- из какого меха шьют одежду северные народы? Чем она удобна? Чем мы занимались на занятии?

На этом наше занятие подошло к концу. На следующем занятии мы продолжим. Уборка рабочих мест.

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ в результате освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

Название мероприятия

Кол-во участников

Достигнутые результаты

Реквизиты подтверждающего документа

(грамоты, диплома, сертификата, выписки из протокола и т.д.)

Районный конкурс творческих работ «Эко - взгляд».

4

1 Диплом 1 степени

3 Диплом 2 степени

Приказ № 64 от 05.06.2019г.

МБУ «Централизованная  библиотечная сеть»

Районная выставка - конкурс декоративно - прикладного творчества «Матрёшки».

2

2 Диплом  2 степени

Приказ № 192 от 12.11.2020г.

МБУ «ЦСКДУ Тазовского района»

Районный конкурс творческих работ «Родные просторы», посвященном 90 – летию со дня основания Тазовского района и Ямало – ненецкого автономного округа.  

2

2 Диплом за участие

Приказ № 190 от 14.12.2020г.

МБУ «Централизованная  библиотечная сеть »

Районный конкурс мастеров Тазовского района «Сокровища Севера», посвященном празднованию 90 – летия со дня образования ЯНАО и Тазовского района.

3

2 Диплом 2 степени

1 Диплом  за участие

Приказ № 203 от 23.12.2020г.

МБУ ТРКМ

Районная выставка - конкурс декоративно - прикладного творчества «Новогоднее чудо».

2

1 Диплом 1 степени

1 Диплом 3 степени

Приказ № 28 от 11.01.2021г.

МБУ «ЦСКДУ Тазовского района»

Муниципальный этап окружного конкурса «Парта героя. 75 лет Победы. Ямал». 

1

1 Диплом 3 степени

Приказ № 44 от 22.01.2020г.

Департамент образования Администрации Тазовского района

Районная выставка - конкурс декоративно - прикладного творчества «Пингвины меня встречают» в рамках празднования 200 – летия открытия континента Антарктиды русскими мореплавателями Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым на шлюпах «Восток» и «Мирный».

3

3 Диплом 2 степени

Приказ №  42  от 12. 02.2020г

МБУ «Централизованная сеть культурно – досуговых учреждений Тазовского района»

Районная выставка - конкурс декоративно - прикладного творчества «Пингвины меня встречают» в рамках празднования 200 – летия открытия континента Антарктилы русскими мореплавателями Ф. Беллинсгаузеном и М. Лазаревым на шлюпках «Восток» и «Мирный»

1

Диплом 1 степени

Приказ №  43 от 12.02.2020г

МБУ «Централизованная сеть культурно – досуговых учреждений Тазовского района»

Районная выставка - конкурс «Ловись, рыбка.  и мала, и велика», посвященной 90 – летию ОАО «Тазагрорыбпром»

5

1 Диплом 1 степени

4  Диплом 3 степени

Приказ №  43 от 12.02.2020г

МБУ «Централизованная сеть культурно – досуговых учреждений Тазовского района»

Районная выставка - конкурс декоративно - прикладного творчества «Весенние фантазии», посвященной Международному женскому дню.

3

3 Диплом 1 степени

Приказ № 66 от 10.03.2020г.

МБУ «ЦСКДУ Тазовского района»

Районная выставка - конкурс декоративно - прикладного творчества «Поможем Дедушке Морозу»

7

5 Диплом  1 степени

2 Диплом 2 степени

Приказ № 25 от 11.01.2021г.

МБУ «ЦСКДУ Тазовского района»

Районная выставка - конкурс декоративно - прикладного творчества «Моя первая машина»

2

2 Диплом 1 степени

Приказ № 47 от 08.02.2021г.

МБУ «ЦСКДУ Тазовского района»

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Меховая мозаика»

Учебный год

«Меховая мозаика»

промежуточная

итоговая

н

с

в

н

с

в

2018-2019

1

39

3

-

36

7

2019-2020

10

39

0

31

18

0

   2020-2021

-

44

7

-

-

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Изготовление новогоднего сувенира"

Конспект занятия содержит описание этапов проведения занятия с применением ЭОР, схему плетения сувенира "Снеговик" и технологическую (инструкционную) карту изготовления сувенира....

План-конспект занятия «ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРА «СНЕГОВИК»

Материал предназначен педагогам дополнительного образования, учителям труда, воспитателям....

План - конспект занятия "Изготовление конусной куклы"

Творческий процесс изготовления куклы дает положительный эмоциональный настрой. На занятии дети знакомятся с русским народным костюмом. Дети осваивают приемы конструирования, объемного моделирова...

План конспект открытого занятий " Изготовление "Куклы-хлебосольки " из соленого теста"

План-конспект открытого занятия  в объединении "Калейдоскоп творчества" по изготовлению изделия из соленого теста....

Урок «Изготовление куклы – сувенира в бурятской национальной одежде».

laquo;Изготовление куклы – сувенира в бурятской национальной одежде»....

"Изготовление куклы - сувенира "Северяночка"

Изготовление куклы - сувенира "Северяночка". Цели:  Научить изготавливать сувенир «Северяночка». Раскрой по легам, зарисовка и  раскрой орнамента, обклеваивание меха сп...

Конспект занятия «Изготовление народной куклы- оберега Берегини» (1-ый год обучения)

Конспект занятия«Изготовление народной куклы- оберега Берегини»(1-ый год обучения)...