Активизация познавательной деятельности студентов на уроке математики 1-2 курса
материал

Гусева Лариса Гарривна

выступление на ЦМК

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ГПОУ  ТО «НПК»

        Доклад

 

по теме: «Активизация познавательной деятельности студентов

на уроке математики 1-2 курса»

Преподаватель математики  ГПОУ  ТО «НПК»:

Гусева Л.Г.

2019 г.

Активизация познавательной деятельности

студентов на уроках математики 1-2 курса.

Формирование интереса к учению – важное средство повышения качества обучения.

Чтобы формировать у студентов самостоятельного умения пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Для развития познавательного интереса к предмету и к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала.

Поэтому, пред тем как приступить к изучению какой-либо темы, я стараюсь найти активные формы и методы обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского «Первая искра, зажигающая факел любознательности».

Готовясь к урокам, на которых студенты получают или закрепляют знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные конспекты, схемы, таблицы и другое.

Одно из эффективных средств развития интереса к предмету – дидактическая игра. Она вызывает у студентов живой интерес к предмету, к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а лишь средство обучения. В работе использую такие виды, как «Проверь себя», «Найди ошибку», «Сопоставь формулы и рисунки» и др. Внимание студентов к групповому занятию по математике привлекаю по разному: Необычными вступительными словами, занимательной формулировкой вопроса, постановкой цели урока.

Деятельность студентов на уроке является коллективной. Чтобы помочь студентам воспринимать учебный материал, необходимо разумно сочетать фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

Одной из таких форм работы я выбрала уроки-зачёты, в рамках которых студенты делятся на 4 группы по 5-6 человек, среди которых есть студенты разного уровня подготовки, хорошо успевающие по предмету и слабоуспевающие. Студенты сначала работают в группе, отвечая друг другу на устные вопросы к зачёту, ответственный консультант, советуясь с другими студентами своей группы, ставит оценки каждому студенту, в том числе и себе, затем листы с вопросами, на которые отвечал каждый студент и с оценками сдают преподавателю.

Второй этап зачёта: консультанты вытаскивают «Билеты – таблички» с надписями: «Доверие» (преподаватель доверяет консультанту и ставит за устные ответы те оценки, какие поставили им в группе), «Выбор группы» (студенты выбирают одного преподавателя группы, который отвечает преподавателю и должен подтвердить свою оценку), «Выбор преподавателя» (преподаватель сам выбирает из группы студента, который отвечает ему на устные вопросы и тоже должен подтвердить свою оценку, «Отвечают все».

Третий этап зачёта: самостоятельная работа по карточкам, которую выполняет каждый студент индивидуально и сдаёт на проверку преподавателю. Итак, студенты за урок получают по две оценки: за устный ответ по теории и за практику решения задач.

Такого типа зачёт проведён мною в группах 2 курса по теме: «Множества и отношения» .

В группах 1 курса этот зачёт был проведен немного по-другому. Сначала каждой подгруппе студентов было дано на неделю вперёд творческое задание по теме: «Приложение определённого интеграла». Студенты самостоятельно готовили доклады-рефераты по темам «Работа, производимая переменной силой», «Объёмы тел вращения», «Сила давления жидкости на пластинку», «Площадь криволинейной трапеции». Затем в своей подгруппе защищали свои работы и получали оценку, а затем представитель каждой подгруппы объяснял на доске новый для других студентов материал, выступал в роди преподавателя, за каждый ответ выставлялась оценка уже преподавателем. После чего студенты получали задачу не по своей теме доклада – реферата и самостоятельно её решали, сдав на проверку эти работы непосредственно  преподавателю.

Проведя такие уроки преподаватель имеет возможность опросить по теории каждого студента и заинтересовать их своим предметом. Студентам эти уроки понравились, все были удовлетворены своими результатами.

 В качестве примера индивидуальной творческой работы на 1 курсе мною была проведена графическая лабораторная работа по теме «Графики тригонометрических функций», выполненная на миллиметровой бумаге частично на уроке и затем в качестве самостоятельной работы дома. Студенты с интересом и ответственностью выполняли эту работу и все получили положительные оценки.

Из фронтальных форм работы могу привести пример математических диктантов по различным темам и упражнений «Найти ошибку».

Примером парной работы может служить проверка конспектов и домашних работ (Учитель-ученик) друг у друга, сидящих вместе (1-2 курсы). Это стимулирует студентов писать конспекты и выполнять домашние задания.

В работе преподавателя очень важно постоянно совершенствоваться. С этой целью посещаю уроки преподавателей.На этих уроках видела очень хорошие методические приёмы именно по активизации познавательной деятельности (подведение к формулировке темы урока, которые стараюсь применять и на своих уроках.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках математики и информатики

Презентация к проекту "Активизация познавательной деятельности на уроках математики и информатики"...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Активизация познавательной деятельности студентов на уроках физики

В процессе приобретения студентами знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею.  Активно управляемый процесс направлен ...

«АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ» методические рекомендации для преподавателей из опыта работы преподавателя математики БУ «Лангепасский профессиональной колледж» Т.В. Политовой

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, т.к. происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует измене...

методическая разработка «Активизация познавательной деятельности студентов на уроках иностранного языка»

методическая разработка «Активизация познавательной деятельности студентов на уроках иностранного языка»...