Аттестационное задание 9
материал

Парунина Ирина Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знакомство с геометрией» математике для учащихся 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Аттестационное задание № 9

Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность? Предложите проект программы внеурочной деятельности (любой направленности) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования.

Выполнила

Парунина Ирина Михайловна,

учитель математики

МАОУ «Школа  – сад № 10 », г.Когалыма

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знакомство с геометрией» математике для учащихся 5-6 классов имеет интеллектуально-познавательную направленность и составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Программы развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года;
  • Примерных программ по учебным предметам. математика 5 - 9 классы;
  • Сборника «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения).

Пояснительная записка

Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: учащиеся должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Согласно ФГОС важность внеурочной деятельности в настоящее время, значительно возросла. Внеурочная деятельность стала обязательным компонентом основной образовательной программы основного общего образования. Данная программа своим содержанием привлечет внимание обучающихся. Благодаря ей геометрия для детей не будет представляться чем-то абстрактным. Для них будет понятен вопрос: «Для чего нужно изучать геометрию». Увидят связь предмета с реальной жизнью. В программе предусмотрены задания с практическим содержанием В ходе усвоения программы у детей возрастает интерес к математик, формируются связи полученных знаний с ситуациями из повседневной жизни. Программа позволяет  ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения, расширить представление о геометрии как науке. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Программа способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Реализация программы кружка «Знакомство с геометрией» осуществляется в рамках организации внеурочной деятельности по предмету и является дополнением к основной образовательной программе МАОУ «Школа-сад № 10» города Когалыма.

Программа способствует развитию образовательной среды школы, воспитывая ответственность каждого школьника за вклад в организацию совместной учебной деятельности и создание содержательного творческого общения. Программа формирует такие качества, как способность к сотрудничеству, уважение мнения другого, толерантность, умение брать ответственность на себя, развивает коммуникативные качества учащихся, способствует развитию здоровой, творчески растущей личности с гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Программа учитывает особенности ступени образования и рассчитана для обучающихся 6 классов. Освоение этой программы поможет активизировать познавательный процесс, позволяя учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создавая предпосылки по применению освоенных способов других учебных курсах, а также способствуя возникновению дальнейшей мотивации.

Освоение знаний и способов решения задач осуществляется на близкие учащимся темы, которые они определяют для себя самостоятельно. Такой подход гарантирует дальнейшую мотивацию и высокую результативность обучения.

Курс обучения предполагает обеспечить возможность его усвоения учащимися с разными стартовыми возможностями. В течение изучения данного курса предусматривается организация самостоятельной познавательной деятельности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Ведущей формой организации занятий является парная и групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Для более эффективного закрепления коммуникативных умений на занятиях внеурочной деятельности предусматривается использование современных учебных материалов, мультимедийных интерактивных программ.

Мультимедийная технология предоставляет возможность синкретического обучения, т.е. одновременно визуального и аудиального восприятия материала через использование традиционных и современных образовательных технологий. Такие технологии как информационно-коммуникативные, проектные и игровые, в основе которых лежит активизация обучающихся в непосредственное участие в образовательный процесс.

Цели обучения:

Основной целью Программы кружка является создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность, изучение способов решения задач и применение знаний  на практике и в жизни.

Задачи курса внеурочной деятельности  являются:

-  Усвоить геометрическую терминологию;

-  Уметь сравнивать  и измерять геометрические величины;

- Осмысленно запоминать и воспроизводить определения и свойства геометрических фигур;

- Наблюдать геометрические формы в окружающих предметах и формировать абстрактные геометрические фигуры исходя из опыта наблюдений;

-  Приобретать  навыки работы с различными чертежными инструментами;

-  Формировать потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;

-  Развивать познавательный интерес.

Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:

Метапредметные:

  • Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для геометрии;
  • Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных геометрических задач;
  • Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
  • Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
  • Формирование умений видеть геометрическую задачу в несложных практических ситуациях;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Приобщить учащихся к совместной деятельности в группе / команде / работе в сотрудничестве..
  • Приобщать учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения.

Вместе с тем при использовании данного курса во внеурочной деятельности вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:

  • Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
  • Формирование качеств мышления;
  • Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  • Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Предметные:

  • Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения геометрии и смежных дисциплин;
  • Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
  • Понимание и использование информации в жизни.

Воспитательные:

  • Сформировать представление о геометрии, как о части общечеловеческой культуры;
  • Способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса;
  • Убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования в практической деятельности;
  • Обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантность, дружелюбное отношение к друг другу;
  • познавательная, творческая, общественная активность;
  • самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
  • коммуникабельность;
  • уважение к себе и другим;
  • личная и взаимная ответственность;
  • готовность действия в нестандартных ситуациях.

Формы проведения занятий

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате реализации данной программы учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • понятие угла, виды углов, уметь измерять углы.
  • Знать свойства смежных и вертикальных углов.
  • Знать определение треугольника, виды треугольников.
  • Знать осевую и центральную симметрию.
  • Знать поворот и параллельный перенос в геометрии.
  • Применять теорию в решении задач.

Уметь:

  • Решать геометрические задачи применяя свойства определенных фигур.
  • Пользоваться циркулем и линейкой при построении.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
  • Выделять геометрические фигуры в окружающем нас мире
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Применять теорию в решении задач.

Общая характеристика учебного курса

         В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная Программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательных способностей учащихся.

          Программа позволяет  ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения, расширить представление о геометрии как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.

 Описание места Программы в учебном плане

Программа реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса – кружок. Общий объем курса 35 часов в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты изучения курса

Учащиеся научатся:

  • Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
  • Владеть циркулем и линейкой при решении геометрических задач.
  • Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
  • Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
  • Анализировать полученную информацию.
  • Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
  • Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
  • Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
  • Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.

Содержание Программы кружка

Для организации и проведения занятий используются современные учебные материалы в виде цифровых образовательных ресурсов

Раздел 1. Геометрические фигуры на плоскости.

Тема 1.1. История возникновения и развития геометрии.

Тема 1.2. Точка, линия, прямая.

Тема 1.3. Виды углов, измерение углов.

Тема 1.4. Биссектриса угла

Тема 1.5. Смежные углы.

Тема 1.6. Вертикальные углы

Тема 1.7. Практическая  работа № 1

Тема 1.8. Окружность. Круг.

Тема 1.9. Геометрическое кружево.

Тема 1.10. Треугольники.

Тема 1.11. Практическая  работа № 2

Раздел 2. Симметрия. Движения фигур.

Тема 2.1. Осевая симметрия.

Тема 2.2. Центральная симметрия.

Тема 2.3. Симметрия вокруг нас.

Тема 2.4. Поворот.

Тема 2.5. Параллельный перенос.

Тема 2.6. Практическая  работа № 3.

Раздел 3 Геометрия в творчестве.

Тема 3.1. Рисование плоских фи-гур

Тема 3.2. Создание композиций из плоских фигур.

Тема 3.3. Графический диктант

Тема 3.4. Практическая  работа № 4.

Раздел 4. Защита проектов

Тема 4.1. Геометрия в народном творчестве.

Тема 4.2. Геометрические сказки.

Тема 4.3. Геометрия в архитекту-ре и искусстве.

Тематический план курса

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формируемые УУД

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Геометрические фигуры на плоскости (12часов)

1.1 История возникновения и развития геометрии

1

1

Ознакомить с новым разделом математики «Геометрия», знать виды углов и их свойства, применять эти свойства при решении задач.

Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Оценивать правильность выполнение учебной задачи.

1.2. Точка, линия, прямая.

1

1

1.3. Виды углов, измерение углов.

2

1

1

1.4 Биссектриса угла.

1

1

1.5 Смежные углы

1

1

1.6 Вертикальные углы

1

1

1.7 Практическая  работа № 1

1

1

1.8. Окружность. Круг.

1

1

1.9.Геометрическое кружево

1

1

1.10. Треугольники.

1

1

1.11. Практическая  работа № 2

1

1

Раздел 2. Симметрия. Движения фигур (12 часов)

2.1. Осевая симметрия.

3

1

2

Решать различные задачи по симметрии и движению фигур. Владеть общим приемом решения задач, ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Оценивать правильность выполнение учебной задачи.

2.2. Центральная симметрия.

3

1

2

2.3. Симметрия вокруг нас.

1

1

2.4. Поворот.

2

1

1

2.5. Параллельный перенос.

2

1

1

2.6. Практическая  работа № 3.

1

1

Раздел 3. Геометрия в творчестве.(8 часов)

3.1 Рисование плоских фигур.

2

2

Уметь изображать плоские фигуры различной степени сложности. Создавать из них композиции. Формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Оценивать правильность выполнение учебной задачи.

3.2. Создание композиций из плоских фигур.

3

1

2

3.3. Графический диктант

2

1

1

3.4. Практическая  работа № 4.

1

1

Раздел 4. Защита проектов (3 часа)

Сформулировать проблему и найти способы ее решения.

Формулировать, аргументировать  и отстаивать свою точку зрения. Оценивать правильность выполнение учебной задачи.

5.1. Геометрия в народном творчестве.

1

5.2. Геометрические сказки.

1

5.3. Геометрия в архитектуре и искусстве.

1

ВСЕГО

35

9

26


Способы оценивания уровня достижений учащихся

При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:

– письменные и устные проверочные и лабораторные работы;

– проекты, практические и творческие работы;

– самооценка ученика по принятым формам (линейка, ступеньки)

– индивидуальная и групповая работа с ЭОР;

–использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

Программа кружка поможет школьникам более успешно справляться с заданиями математических олимпиад.

Методические рекомендации.

Работая по данной программе мы должны учитывать, что дети уже в начальной школе познакомились с геометрическими фигурами. Чтобы развить их интерес, нужно провести экскурсию по архитектурным объектам. Заострить их внимание на отдельных элементах, связанных с геометрическими фигурами. При изучении второго раздела, целесообразно сводить детей в лабораторию биологии. На примере чучел бабочек и других насекомых показать симметрию в природе. По завершению программы предложить детям создать свои проекты.

Примерные темы:

  1. Геометрия в хантыйских узорах
  2. Сочинить геометрическую сказку или герои сказки должны быть геометрические фигуры.
  3. Геометрия в природе.
  4. Геометрия в архитектуре.
  5. Нарисовать картину с помощью геометрических фигур.

Учебно-методические материалы

  1. Концепция развития системы образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года..
  2. В.В.Выговская «Сборник практических задач по математике 6 класс.» ФГОС.
  3. Э.Г. Гельфман, Геометрия для младших школьников : учеб. пособие / Э. Г. Гельфман [и др.]. – Томск : Томский государственный университет, 2001.
  4. Д.В. Григорьев, Внеурочная деятельность школьников. Методический  конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  5. А.В. Шевкин «Текстовые задачи по математике 5-6 кл.», ФГОС
  6. В.А. Панчищина,. Наглядная геометрия 5-6. Рабочие тетрадь. Томск : Томский государственный университет, 2008.
  7. Г.С. Ковалева, Л.О.Рослова Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий в 2-х частях.
  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  9. Д.В.Григорьева, П.П.Степанова. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М: Просвещение, 2014 г.
  10. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 класс. – М: Просвещение, 2010 г.
  11. В.Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование. – М: Просвещение, 2014 г.

Учитель математики

МАОУ «Школа-сад № 10»                                  ____________/И.М. Парунина/

                                                                                «____» ___________2021 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационное задание: "Проект проведения тренинга по развитию коммуникативных навыков и умений"

Данная программа тренинга была представлена  при выполнении  аттестационного задания на высшую категорию. Тренинг разработан для развития коммуникативных...

Аттестационное задание

Проект рабочей программы по русскому языку для 6 класса...

Аттестационное задание. Взаимодействие с родителями.

Разработка сценария мероприятия с участием родителей.Сценарий праздника «Международный День танца» «От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и серд...

Аттестационное задание 21

Решение современных задач обучения невозможно без серьезных изменений в формах организации деятельности учащихся. В методике музыки накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения....

Аттестационное задание

Проект рабочей программы по географии для 5 класса по линии учебников "Полярная звезда"...

Календарно - тематическое планирование к аттестационному заданию

Календарно - тематическое  планирование к аттестационному заданию...

Аттестационное задание. Рабочая программа: 43.01.09 Повар, кондитер

Аттестационное задание.Рабочая программа: 43.01.09    Повар, кондитер...