Технология группового обучения» через внедрение облачных технологий
методическая разработка

Образование будущего - это онлайн доступ ко всей необходимой информации

для всех обучаемых, находящихся в любой части страны и мира.

Объект исследования: процесс организации групповой деятельности учащихся.

Предмет исследования: организация групповой деятельности учащегося средствами облачных технологий в процессе обучения технологии.

Цель исследования: разработать методику организации групповой работы учащихся по технологии на основе использования облачных сервисов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология группового обучения» через внедрение облачных технологий для учащихся по предмету технология.

 

Образование будущего - это онлайн доступ ко всей необходимой информации

для всех обучаемых, находящихся в любой части страны и мира.

Объект исследования: процесс организации групповой деятельности учащихся.

Предмет исследования: организация групповой деятельности учащегося средствами облачных технологий в процессе обучения технологии.

Цель исследования: разработать методику организации групповой работы учащихся по технологии на основе использования облачных сервисов.

Задачи исследования:

  1. Изучить групповую работу школьников: сущность, цели, функции, виды;
  2. Рассмотреть дидактические возможности облачных технологий;
  3. Проанализировать опыт использования облачных технологий в образовательном процессе;
  4. Разработать учебные задания для организации самостоятельной работы учащихся на основе облачного сервисов Google, а также методические рекомендации по их использованию.

 

В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т. е. развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Если коротко сформулировать задачу, которую учащийся должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!

ФГОС нового поколения требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. Эффективность учебно-воспитательного процесса обеспечивается информационно-образовательной средой. Среди множества информационных ресурсов наиболее соответствующими новым федеральным государственным образовательным стандартам являются сервисы Google. Учителю сегодня необходимо освоить новое понимание своего места и роли в учебном процессе, овладеть соответствующими педагогическими техниками и технологиями, средствами ИКТ в обучение. Организации самостоятельной деятельности с использованием ИКТ в настоящее время уделяется особое внимание, т. к. она способствуют формированию надпредметных компетентностей, позволяет включить в образовательный процесс различные категории обучающихся.

Не стоит забывать, что сегодня нам приходится иметь дело с учениками 21 века компьютерных технологий. Нашим ученикам уже недостаточно книг и простого общения. Им необходимы современные гаджеты, Интернет и мобильный учитель, владеющий современными технологиями. Вот здесь и приходят на помощь облачные технологии, как средство повышения мотивации школьников к обучению, как источник их неиссякаемого интереса. Проанализируем сущность и основные характеристики облачных технологий для того, чтобы обосновать возможность и целесообразность их применения в образовательном процессе современной школы. При облачных вычислениях данные постоянно хранятся на виртуальных серверах, расположенных в облаке, а также временно кэшируются на клиентской стороне на компьютерах, ноутбуках, нетбуках, мобильных устройствах и т. п.

На Google Диске есть возможность создавать так называемые Google Формы. Это готовая форма для создания тестов или викторин, куда вставляются вопрос и несколько ответов. Эту форму можно использовать для разных видов контроля.

Использование облачных сервисов значимо при обучении на уроках технологии, т.к. объединяет в себе текст, звук, графические иллюстрации, видеоизображения, анимацию и, тем самым, даёт возможность одновременно предъявлять техническую, речевую и видеоинформацию в различных формах. В процессе использования облачных технологий происходит обмен информацией и документами, необходимыми для образовательного процесса, учащихся друг с другом и с преподавателями: проверка домашней работы, консультирование по проектам и рефератам. Выполнение совместных проектов в группах: подготовка текстовых файлов и презентаций, организация обсуждения правок в документах в режиме реального времени с другими соавторами, публикация результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц, выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе.

Такие возможности дает использование сервисов:

 Google Docs (Документы и Презентации). Подобная работа позволяет обсуждать в группах возникающие идеи, осуществлять совместное редактирование, рецензировать работы и публиковать свои произведения. Существует возможность сетевого сбора информации от множества участников образовательного процесса. Учитель получает возможность отслеживать этапы совершенствования каждого задания по мере того, как учащиеся его выполняют.

 Google Docs (Таблицы) позволяет создавать сводные таблицы и диаграммы с целью анализа данных. Возможно проведение и индивидуальных, и совместных практических работ. Осуществление текущего, тематического, итогового контроля, а также самоконтроля. Использование сервиса Google Docs (Формы) предоставляет учителю возможность организовать тест с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе.

Планирование учебного процесса средствами сервиса Google Calendar позволяет создавать расписание теоретических и практических занятий, консультаций; информировать учащихся о домашнем задании, о переносе занятий, напоминать о контрольных и самостоятельных работах, сроках сдачи рефератов, проектов. А также позволяет педагогам музыки обмениваться информацией при подготовке к заседаниям районного учебно-методического объединения (разработка занятий, обмен опытом, подготовка дифференцированных заданий и др.). Если проанализировать весь процесс использования облачных технологий, то следует утверждать, что количественная составляющая участия педагогов, участвующих в образовательном процессе с применением этих технологий, постоянно растет. Это объясняется тем, что в основе этой технологии лежит простота в использовании, доступность, как педагогам, так и учащимся, возможность коллективной работы, высокая скорость работы, размещение всей информации в облаке, которое предоставлено для всех и т.д.

Таким образом, главным дидактическим преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация совместной работы педагогов и учащихся, что открывает новые перспективы, которые будут способствовать повышению эффективности учебного процесса и, следовательно, лучшему достижению цели, поскольку эти технологии являются высокотехнологичными, актуальными и перспективными. Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий не только снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса, подготовит школьника к жизни в современном информационном обществе, поможет качественно и оперативно организовать методическую работу с педагогами.

Конечные цели групповой формы работы это:

  • образовательная – получение знаний за наиболее короткий срок путем перераспределения материала отдельных тем курсов;
  • воспитательная – способствование сплочению коллектива, выравнивание знаний учащихся;
  • развивающая – отработка практических умений, требуемых программой.

Способ организации деятельности детей является особым фактором совместной, коллективной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие подростка. Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
  • обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;
  • взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Исходя из этого одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных умений на уроках технологии является, на мой взгляд, организация групповой деятельности, где учащиеся вооружаются навыками самостоятельности, становятся в позицию исследователя, являются равноправными участниками обучения. Именно в групповой деятельности обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроках являются:

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством руководителя группы (на каждом уроке – новый руководитель);
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы и по интересам.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своим одноклассникам.

В ходе таких уроков учащиеся не только самостоятельно добывают информацию, проявляют творчество и креативность, составляют и задают вопросы, учатся анализировать полученную информацию.

 Групповая работа позволяет:

  • дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в руководстве команды;
  • дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться, это функции контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
  • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками. Поэтому, групповые технологии – одна из наиболее продуктивных форм организации образовательной деятельности учащихся.

 

Суть облачных технологий состоит в следующем:

  • Вы можете не иметь никаких программ на своём компьютере, а иметь только выход в Интернет.
  • Удаленный доступ к данным в облаке — работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.

Преимущества облачных технологий:

  • Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования.
  • Масштабируемость, отказоустойчивость и безопасность ― автоматическое выделение и освобождение необходимых ресурсов в зависимости от потребностей приложения.
  • Техническое обслуживание, обновление ПО производит провайдер услуг.
  • Удаленный доступ к данным в облаке ― работать можно из

любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.

Недостатки облачных технологий:

  • Пользователь не является владельцем и не имеет доступа к внутренней облачной инфраструктуре.
  • Сохранность пользовательских данных сильно зависит от компании провайдера.
  • Недостаток, актуальный для российских пользователей: для получения качественных услуг пользователю необходимо иметь надежный и быстрый доступ в сеть Интернет.
  • Не все данные можно доверить провайдеру в Интернете не только для хранения, но даже для обработки.

На базе Google можно создать свои собственные документы для того, чтобы учащиеся могли воспользоваться необходимой информацией по различным темам учебного предмета.  Сервисы Web 2.0 делают процесс создания и размещения в сети дидактических материалов простым и доступным. Социальные мультимедийные сервисы могут быть использованы в педагогической практике как источник учебных материалов. Например, это учебные видеофильмы, фотографии по различным темам, аудио и видеозаписи выступлений ученых, очевидцев событий и т.д. Мультимедийные сервисы могут использоваться для хранения школьных видео-, фото-, аудиоархивов и творческих работ учеников. Средство для изучения карт знаний. Можно делать заметки на размещаемых фотографиях. Если на фотографии изображено несколько объектов (например, несколько зданий), то можно выделить любой из объектов и добавить к нему описание. Рисунок или фотография в этом случае служит картой, к которой один или несколько учеников делают пояснения. Средство для совместной учебной деятельности учеников из нескольких школ или городов. Средство для изучения географии. Используя сервис Панорамио можно привязать фотографию к конкретному географическому объекту на карте (используется Интернет-сервис maps.google.com).

Схема работы «Облака».

Использовать облачные технологии можно в:

  • Совместной работе учащихся над проектами, презентациями и т.д.
  • Совместная работа учителей и работников образовательного учреждения над документами
  • При дистанционном обучении.

Применение облачных технологий на уроках:

  1. Google документы и таблицы – как средство для совместного редактирования любых документов проектной деятельности школьников и взрослых.
  2. Google календарь –для планирования проведения различных мероприятий, в том числе и проектов.
  3.  Google группы –как средство для организации обсуждений по любым вопросам, хранений необходимых файлов, организации сетевых представительств сообществ, в том числе и работающих в рамках одного проекта.
  4.  Google как источник карт и изображений местности при изучении географии, истории, краеведения, иностранных языков.
  5. Google как платформа для решения исследовательских задач по различным предметам, связанных с вычислениями расстояний, подбором кратчайшего пути, сравнением особенностей разных местностей и т.д.
  6. Google как платформа для креативной деятельности по моделированию нового облика местностей с нанесением собственных изображений зданий, ландшафтных объектов.
  7. Google как платформу для проведения сетевых проектов (вебквестов), связанных с угадыванием и поиском различных заданий.

 

 

Создание диска Google для работ:

 

  • Шаг первый -  завести почту на гугле

 

  • Шаг второй -    зарегистрируйтесь в Google

  • Шаг третий – создайте профиль Google +
  • Шаг четвертый – войдите в свою новую почту и подтвердите регистрацию своего аккаунт
  • Шаг пятый – в приложении Google выберите значок диска

 

 

 

 Благодаря Google Диску Вы можете работать со всеми файлами на любых компьютерах и мобильных устройствах.

  • Шаг шестой – для того чтобы добавить файлы, нажмите кнопку «Создать»

В рамках исследования рассмотрим подробнее организацию самостоятельной работы школьников на уроке технологии с возможностью групповой деятельности при создании презентаций в облачном сервисе Google.

Обычно электронная презентация рассматривается как визуальное средство обучения, показ последовательных слайдов, объединённых одной тематикой, в процессе обучения.

В качестве повышения интереса учащихся к изучению материала на уроке технологии необходимо вовлечь их в процесс разработки и предложить создать групповую презентацию как по пройдённому материалу для проверки знаний, так и по темам, которые предстоит изучить.

Создание качественного контента для презентации достаточно трудоемкий процесс, занимающий большую часть времени. На помощь приходят сетевые презентации, при создании которых ученики могут объединится в группы для экономии времени. Выполнение такой работы удобнее всего использовать сервисы Google, доступ к которым осуществим с любого устройства, имеющегося под рукой, при наличии выхода в сеть Интернет.

Перед началом работы понадобится произвести все необходимые настройки в сервисе, открыть доступ к документу всем в сети Интернет, только для чтения, без возможности редактирования, а всем учащимся, у кого есть ссылка и всем, кому отправлено приглашение будут иметь возможность редактировать и комментировать документ. Кроме этого, можно определить один из трёх уровней доступа к файлу - читатель, комментатор, редактор, а значит, этот сервис можно использовать для организации совместной работы группы учащихся над одним проектом.

Каждую презентацию можно открыть для совместного чтения и редактирования и опубликовать в сети как html-документ. Читатели могут только просматривать документ, но не могут его редактировать. Соавторы могут изменять документ и, если разрешено автором документа, приглашать других пользователей. Каждый из соавторов может делать в этом документе свои исправления - редактировать фрагменты текста по своему усмотрению.

 

Этапы создания сетевой презентации:

  1. Подготовка.

Выбор темы сетевой презентации. Например, в данном исследовании выбрана тема из курса технологии 8 класса "Русско-народное творчество нашего края в поделках, скульптурах, зодчестве".

Постановка целей и задач.

Знакомство с критериями оценки работы. Регистрация аккаунта Google на Gmail.com.

  1. Распределение по группам. Разделение класса на 2-3 группы (8-10 человек), выбор в них кураторов. Такое распределение помогает учителю эффективно руководить совместной деятельностью.

 

  1. Совместная работа над сетевой презентацией.

Учитель создает общую папку в облачном хранилище для презентаций по определенной теме и открывает доступ каждому участнику группы.

Участникам необходимо дополнить информацией данную презентацию - каждый ученик на отведенном слайде дает ответ на конкретный вопрос (подбирает текст, изображения, видеофрагменты и др.).

Куратор группы (учащийся) создает презентацию и дает право доступа всем участникам группы, а также учителю.

Учащиеся должны оформить тему слайда, подобрать оформление, цвет текста, использовать разные макеты слайдов. В соответствие с целями и задачами работы учащиеся самостоятельно распределяют обязанности по коллективному редактированию презентации. Подобная работа позволяет обсуждать в группах возникающие идеи с помощью чата, осуществлять совместное редактирование и публикацию.

При выполнении сетевой презентации встает проблема в оценивание вклада каждого учащегося в общую работу. В связи с этим на каждом слайде должна стоять фамилия автора. В ходе работы над презентацией учитель может просматривать работу каждого участника группы, проследить дату входа на ресурс любого ученика, увидеть изменения, которые он сделал, проанализировать активность учащихся, консультировать учащихся по мере возникновения вопросов.

  1. Защита выполненных работ.

Все участники группы принимают участие в защите. На данном этапе работы у школьников формируется умение аргументированно и ясно строить устную речь, появляется навык публичных выступлений. По завершению сетевой презентации учитель выставляет итоговую оценку участникам с учетом эффективности работы всех ее членов. После защиты презентации можно опубликовать в классном блоге или на сайте школы.

Используя облачные технологии, педагоги смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты их обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся.

Литература.

 

  1. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. - М., 2014. - стр. 245.
  2. Драгунов А. В. О некоторых подходах к быстрой разработке систем облачных приложений // Информатика и образование. - 2013. - стр. 82.
  3. Есипов Б. П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся
  4. на уроке// Сов. педагогика, 2014. - стр. 610.
  5. Павлова И. Б. Облачные технологии. Метод проектов для школьников и их родителей // Информатика в школе. - 2013. - №10. - стр. 37.
  6. Гобарева Я. Л. Проблемы образовательного процесса и их решение с

применением облачных технологий / Я. Л. Гобарева, А. В. Золотарюк, Е. Р. Кочанова // Новые информационные технологии в образовании:

Сборник научных трудов 15‐й международной научно‐практической

конференции "Применение технологий "1С" для формирования

инновационной среды образования и бизнеса" 3-4 февраля 2015 г. / Под

редакцией Д. В. Чистова. - Ч. 1. - М.: ООО "1С‐Паблишинг", 2015. -

стр. 210-213.

  1. Уваров А. Ю. Структура ИКТ-компетентности учителей и требования ких подготовке: рекомендации ЮНЕСКО // Информатика и образование. - 2013. - №1.
  2. Шамова Т. И. Формирование самостоятельной деятельности школьников. - М., 2015. - стр. 612.
  3. Сидорова Е. В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя [Текст] / Е. В. Сидорова. - СПб.: БХВ-Петербург, 2013.
  4.  Губарев В. В., Савульчик С. А., Чистяков Н. А. Введение в облачные вычисления и технологии: учебное пособие, Новосибирск: НГТУ, 2013,

http://www.knigafund.ru/authors/41077

  1.  https://www.twirpx.com/file/1710269/
  2.  Монахов Д.Н., Монахов Н.В., Прончев Г.Б., Кузьменков Д.А., Облачные технологии. Теория и практика, М.: МАКС Пресс 2013.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕ ШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХТЕХНОЛОГИЙ, ДИСТАНЦИОННОГООБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИЕШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИНГиллер О.М., учитель математикиОГОУ\'АЛГ.Современный период развития общества характеризу­ется сильным влиян...

Педагогический проект «Развитие одаренности ребенка, через использование облачных технологий»

Данный проект позволяет своевременно информировать о новинках и дальнейших разработках методики применения новых информационных технологий....

Развитие коммуникативных навыков обучающихся через внедрение информационных технологий

Автор проекта: Конобеева Г.Н. учитель географии МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска 2014 год.qАктуальность проекта заключается в решении проблемы самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умен...

Групповое обучение с помощью облачных технологий

В данной презентации представлен опыт работы, возможностей технологии группового обучения посредством облачных технологий  учителей  ГБОУ школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга Биси...

Повышение качества проведения учебных занятий через внедрение информационных технологий на уроках технологии

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит...

Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных технологий на уроках физики.

Методическая тема: Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных информационно - коммуникативных технологийЦель: совершенствование образовательного процесса, формирование об...