Цикл бесед по теме «Насекомые»
картотека

Платонова Ольга Алексеевна

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Цикл бесед по теме

«Насекомые»

 

 

 

 

 

 

 

Беседа №1

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Насекомые

Цель:

Формирование представлений о насекомых

Образовательные задачи:

Формировать представления о насекомых

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением насекомых

 

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

 

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

 

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела!

 

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

 

Ребята, о ком стихотворение? Верно! О насекомых.

Воспитатель обращает внимание на иллюстрации с насекомыми, их разнообразием.

И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка – насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей.

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней очень давно и хорошо приспособились к жизни на Земле.

Ребята, где живут насекомые? Правильно, в воде, в земле, в воздушном пространстве.

Вы знаете, как передвигаются насекомые?

Верно! Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Многие насекомые способны ползать вниз головой.

А чем питаются насекомые?

Большинство насекомых ест зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Как вы думаете, какие насекомые питаются растениями?

Верно, гусеницы, могут соком травы питаться и кузнечики.

Есть насекомые, поедающие древесину и кору деревьев: жуки-точильщики, древоточцы.

А есть насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.

Как вы думаете, кто из насекомых хищник? Верно, паук, муравей, божья коровка, стрекозы.

Многие насекомые – пчёлы, шмели, бабочки, мухи – любят медовый нектар и цветочную пыльцу.

Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, мохнатым лапкам, и опыляют растения.

Цветы привлекают насекомых яркими лепестками, сладким медовым ароматом, мелкие цветы собираются в пышные соцветия в виде корзинок, кистей, метёлок, чтобы насекомые сразу могли собрать побольше мёда и опылить несколько цветков.

В живой природе всё связано.

Без насекомых не могут существовать насекомоядные птицы. Ведь у них тонкий клюв, которым они не могут ни расколоть орешка, ни вылущивать зёрнышка. Без насекомых не могут существовать ящерицы, летучие мыши и многие другие животные.

Как насекомые спасаются от врагов?

Насекомые умеют маскироваться под цвет окружающей среды. Например, кузнечики или гусеницы невидны на травинке. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек и сучков.

Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску. На крыльях бабочек нарисованы яркие пятна и пёстрые узоры. Когда бабочка неожиданно взлетает, расправив крылышки, то может испугать врага.

Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу и выпускают в ранку яд. Такие насекомые, обычно раскрашены в жёлто-оранжевый и чёрный цвета. Вспомните шмеля, осу или пчелу.

Птицы и звери знают это и стараются их не трогать.

Есть совсем безобидные мухи (их называют осовидными), у них нет жала, а вот окрашены они так же, как кусачие осы.

Несъедобные для птиц божьи коровки в случае опасности выпускают едкую пахучую жидкость. А жуки-солдатики «скопировали» у божьих коровок ярко-красную окраску спинки и чёрные точечки на ней. Птицы избегают их склёвывать, думая, что жучки невкусные.

Гусеницы бабочек шелкопряда покрыты густыми жёсткими волосками, пернатые не едят таких мохнатых гусениц. Только кукушка в огромном количестве уничтожает этих вредителей.

Многие насекомые приносят и лесам, и человеку большую пользу.

Трудолюбивые пчёлы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мёд, душистый воск, и лекарственное вещество – прополис.

Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. А муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.

Среди насекомых немало и таких, которые наносят вред, поедая листья и стебли растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья – птицы.

Вопросы:

Где обитают насекомые?

Как передвигаются насекомые?

Что едят насекомые?

Как насекомые спасаются от врагов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа №2

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Муравей 

Цель:

Формирование представлений о муравье

Образовательные задачи:

Формировать представления о муравье

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением муравья, муравейника, схема строения муравья

 

Ребята, кто самый сильный на земле?

Слон? Бегемот? Нет, не угадали! Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз больше его собственного веса! А слон, который весит 5 тонн, с трудом может поднять 1,5 тонны. Вот какой силач малютка-муравей!

Как выглядит муравей? Давайте вспомним.

У муравья утолщённое брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания (работают как наш нос, язык). Воспитатель обращает внимание детей на схему строения муравья.

А где живут муравьи?

Правильно, в муравейники!

Муравьи великолепные строители! Они строят огромные муравейники.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые тёмные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

 

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и брёвна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

 

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встаёт на рассвете

Работящий лесной муравей.

 

Муравьиный терем – это просторный и удобный дом с вентиляцией. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Воспитатель демонстрирует схему строения муравейника.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьёй. Население одного муравейника подчас такое, как население небольшого городка – несколько сот тысяч жителей!

Муравьиная королева – главная в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их или поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

Охраняют муравейник муравьи-солдаты.

Чем же питаются муравьи?

Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. Рыжие лесные муравьи – обитатели одного муравейника уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых.

Муравьи едят сладкие выделения тлей. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную сладкую жидкость. Весной муравьи пьют целебный берёзовый и кленовый соки.

В лесу у муравьёв много врагов. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.

Часто нападают на муравейники и дятлы.

Некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Например, большая серая ворона, раскопав муравейник, любит принимать «муравьиную ванну». Она ложится на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом ворона давит муравьёв и смазывает перья муравьиной кислотой, содержащейся в брюшке муравья.

Вопросы:

Как выглядит муравей?

Как называется муравьиный дом?

Чем питаются муравьи?

 

Муравьи полезны?

Какие враги есть у муравьёв?

 

 

Беседа №3

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Пчела

Цель:

Формирование представлений о пчеле, её особенностях

Образовательные задачи:

Формировать представления о пчеле, её особенностях

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением пчелы, улья, схема строения пчелы

Словарная работа:

Жвалы, перепончатые, рой, роится, матка, пасека, пасечник

 

Пчёлка золотая

Над цветком порхает,

Сок душистый пьёт –

Собирает мёд.

 

Как выглядит пчела?

Верно! У неё есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета.

Как вы думаете, зачем пчеле нужны волоски?

С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы.

А какие крылышки у пчелы?

Верно! Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчёлы синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвета. Сильные челюсти – их называют жвалами, помогают насекомому размягчить воск. Язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.

В брюшке пчелы прячется острое жало. Когда пчела жалит, она не может вытащить жало и погибает.

 

 

Как живёт большая и дружная пчелиная семья?

Большую часть улья составляют рабочие пчёлы. Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок, строят и ремонтируют восковые соты.

Ранним летним утром из улья вылетают пчёлы-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, желтеющих одуванчиков, лугов, где раскрыли венчики душистые цветы. Потом разведчицы возвращаются в родной улей, и начинают весёлый и затейливый танец. Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара. Другие пчёлы наблюдают за танцующими и прекрасно понимают язык их движений.

Вскоре все рабочие пчёлы вылетают из улья и устремляются вслед за пчёлами-разведчицами.

В каждом улье есть самая крупная пчела. Это царица пчёл, её называют маткой. Пчелу-царицу окружает целая свита придворных пчёл. Они кормят матку и ухаживают за ней.

Матка никогда не покидает улей, не собирает мёд и пыльцу цветов. Она откладывает яйца. В начале лета из яиц появляются молодые пчёлы.

Когда из пчелиной куколки выводится новая матка, старая царица покидает улей. Пчёлы начинают роится. Рой напоминает большое растрёпанное жужжащее гнездо.

Как устроен улей?

Это деревянный ящик на 4-х ножках с открывающейся крышей. Внутри улья есть вертикально расположенные рамки. Внутри этих рамок пчёлы строят восковые соты. Соты располагаются в улье двумя вертикальными слоями. Некоторые из ячеек заняты мёдом, а в другие матка откладывает яйца.

Где пчёлы берут воск?

Воск выделяется из желудка пчелы.

Ульи располагаются на лугу или поляне. Это место называют пасекой. За пасекой, ульями и пчёлами, ухаживает пасечник – работник пасеки.

Осенью ульи с пасеки переносятся в тёплые сараи. Зимой пчёлы не спят, но становятся медлительными.

Вопросы:

Как выглядит пчела?

Чем питаются пчёлы?

 

Пчёлы полезные или вредные насекомые? Почему?

 

Беседа №4

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Стрекоза

Цель:

Формирование представлений о стрекозах, их особенностях

Образовательные задачи:

Формировать представления о стрекозах, их особенностях

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением стрекозы, Красная книга Иркутской области, адаптированная для детей дошкольного и младшего школьного возраста (методическая разработка воспитателя Прокопьевой Д.М.)

 

Воспитатель читает детям загадку:

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик 

О ком загадка? Верно, это стрекоза!

Ребята, как выглядит стрекоза? У неё четыре сетчатых крыла, длинное, стройное брюшко. Огромные глаза облегают голову почти со всех сторон. Усики у стрекозы короткие, почти незаметные.

Чем питается стрекоза?

Стрекоза хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, схватывает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету.

Стрекозы любят кружиться над болотами, скользить вдоль речных и озёрных берегов – здесь всегда вьются комары и мошки.

Как размножаются стрекозы?

Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Буроватые или жёлто-зелёные личинки медленно и неуклюже ползают по дну или зарываются в ил. С помощью сильно развитой нижней губы личинки захватывают пищу. Они быстро растут, несколько раз линяют и после одной из линек у них появляются зачатки крыльев. Такую личинку называют нимфой. По стеблям водорослей и трав она выползает из воды и здесь линяет в последний раз: сбрасывает шкурку и из неуклюжей личинки превращается в стрекозу.

У молодой стрекозы ещё мягкие крылышки и покров тела. Она усаживается на стебле так, чтобы крылья свешивалась вниз. В таком положении крылья растягиваются, а покров тела твердеет.

Осенью, когда воздух становится холоднее, корма становится меньше, стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или в старые гнилые коряги и спят до весны.

Ребята, а вы знали, что есть стрекозы, которые занесены в Красную книгу Иркутской области? Давайте посмотрим.

Вопросы:

Как выглядит стрекоза?

На кого охотятся стрекозы?

Куда стрекоза откладывает свои личинки?

Как выглядит личинка стрекозы?

Занесены ли стрекозы в Красную книгу?

Беседа №5

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Бабочка

Цель:

Формирование представлений о бабочках

Образовательные задачи:

Формировать представления о бабочках

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением бабочек, схема строения бабочки, макет «Жизненный цикл бабочки»

Словарная работа:

Чешуекрылые

 

Воспитатель читает загадку:

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья

Правильно, это бабочка!

Давайте вспомним строение бабочки. Воспитатель обращает внимание детей на схему строения бабочки.

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свёрнутый прозрачный хоботок бабочки – её рот. Когда бабочка пьёт капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью.

Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения.

Как размножаются бабочки?

Летом бабочка откладывает яйцо. Кладка может иметь самую разную форму – в виде свисающих гирлянд или близко друг к другу упакованных шариков, кувшинчиков, цилиндров.

Бабочки откладывают яйца в почву, в ткани растений, некоторые покрывают их защитной плёнкой, спасающей от высыхания.

 

Через некоторое время из яичек появляются личинки – гусеницы. У гусеницы 3 пары грудных ножек и 2-5 – брюшных. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удерживаться на стеблях растений.

Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз!

Многие гусеницы покрыты густыми жёсткими волосками или имеют защитную окраску. Птицы не едят невкусных лохматых гусениц, а тех, которые окрашены так же, как стебли или ветки растений, они могут просто не заметить.

Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью. Через образовавшиеся щели и выбирается на волю уже взрослая бабочка.

Маленьких бабочек называют мотыльками. Когда мотыльки садятся на цветы и складывают крылышки, то становятся похожими на цветочные лепестки.

Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу.

Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк.

Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнёзда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка.

Вопросы:

Как выглядит бабочка?

Как выглядит гусеница?

Чем питаются бабочки? А гусеницы?

Какую пользу приносят бабочки?

Беседа №6

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Кузнечик

Цель:

Формирование представлений о кузнечиках

Образовательные задачи:

Формировать представления о кузнечиках

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением кузнечиков, схема строения кузнечика

Словарная работа:

Подкрылки

Серенада кузнечика

Растёт трава густая

В тени больших берёз.

 

На скрипке там играет

Кузнечик-виртуоз.

 

Волшебные рулады

Выводит он смычком,

И льются серенады

Над садом вечерком.

 

Ребята, помните, как выглядит кузнечик?

У кузнечика стройное тело, очень длинные усики и мощные ноги. Воспитатель демонстрирует схему строения кузнечика.

А вы знаете, где находятся у кузнечика уши?

Представьте себе – на ногах! Тонкая щель на голенях передних ног – ушки кузнечиков.

А вот «поют» кузнечики с помощью крыльев. На основании правого подкрылка у кузнечика есть маленькое «зеркальце» - прозрачная пластинка в рамке из толстой жилки, на левом подкрылке – тоже пластиночка, только непрозрачная, матовая. Окружающая её жилка снабжена зубчиками и играет роль «смычка». Кузнечик трёт одно крыло о другое и слышится стрекотание.

А где живут кузнечики?

Кузнечики любят жить в зарослях травы, в густых кустарниках или на каменистых осыпях.

Он питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми. Да, кузнечики – хищники! Они могут съесть бабочку, муху или личинку.

В природе у кузнечиков немало врагов. Охотятся за ними и птицы, и ловкая красавица-лисонька не прочь полакомиться жирным кузнечиком, и даже неутомимые охотники – лесные муравьи могут, навалившись всем миром, его поймать.

От врагов кузнечики спасаются благодаря защитной окраске и своей ловкости.

Летом самка кузнечика в почву или на стебли растений откладывает яйца. Следующий весной из них появляются личинки.

Вопросы:

Как выглядит кузнечик?

Где у кузнечика «уши»?

Как «поёт» кузнечик?

Чем питаются (на кого охотятся) кузнечики?

Какие враги есть у кузнечиков?

Беседа №7

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Божья коровка

Цель:

Формирование представлений о божьей коровке

Образовательные задачи:

Формировать представления о божьей коровке

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением божьей коровки

Словарная работа:

Подкрылья

Божья коровка

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом

Ползёт по стебельку

К пахнущему мёдом

Яркому цветку.

 

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!

 

Как выглядит божья коровка?

Божья коровка – маленький жучок. У неё выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать, даже на большие расстояния: у неё есть маленькие крылышки, а под ними жёсткие коричневатые полупрозрачные подкрылья.

Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

А чем же питаются сами божьи коровки и их личинки?

Они в огромном количестве поедают тлей, любят червецов, щитовок, паутинных клещей, личинки жуков-листоедов и других насекомых.

Божьи коровки – хищники. Они поедают других насекомых, которые вредные для сельских хозяйства.

В поисках пищи божьи коровки могут перелетать на большие расстояния.

На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. Люди заметили, что если зима ожидается суровой и снежной, то божьи коровки зарываются в землю поглубже, а если зима будет мягкой, с оттепелями, то божьи коровки зимуют в сухих листьях или неглубоких щелях и ямках.

Вопросы:

Как выглядит божья коровка?

На кого охотятся божьи коровки?

Какую пользу приносят божьи коровки?

Где зимуют божьи коровки?

Беседа №8

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Майский жук

Цель:

Формирование представлений о майском жуке

Образовательные задачи:

Формировать представления о майском жуке

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением майского жука, личинки майского жука

 

Майский жук

Чок, чок, чок, чок!

Прилетел в сад жучок.

На берёзу сел –

Все листочки съел.

 

Позову скворцов

Со всех концов,

 

Позову грачей –

Летите скорей –

Жука проглотите!

И мой сад спасите!

 

В мае появляются крупные жуки – майские или хрущи.

В нашей стране встречаются два вида майских жуков: лесной хрущ, который живёт повсюду, и полевой, живущий только на Западе Европейской части страны. Майские жуки – опасные вредители.

Большой вред приносят их личинки – белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений.

Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают.

Живут личинки майских жуков долго – три или четыре года. А вот век самих майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.

Как же спасти леса и сады от этих вредителей?

Ранним майским утром, когда солнечные лучи ещё не согрели воздух, и жуки оцепенело сидят на ветках, их стряхивают на расстеленную на земле ткань, а затем уничтожают.

Есть у хрущей непримиримые враги и в природе. Летучие мыши и совы ловят жуков, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Только одна семья скворцов за время гнездования съедает около 8000 жуков и их личинок.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи; все они не прочь закусить жирными личинками и жуками.

Вопросы:

Как выглядит майский жук?

Как выглядит личинка майского жука?

Чем питаются личинки майского жука?

Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?

Какие враги есть у майских жуков?

 

Беседа №9

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Комар

Цель:

Формирование представлений о комарах, их особенностях

Образовательные задачи:

Формировать представления о комарах, их особенностях

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением комара

 

Я ловила комара

Я накрылась одеялом

И тихонько задремала,

Вдруг услышала сквозь сон

Тонкий комариный звон.

 

Надо мной комарик вьётся

И звенит, звенит, звенит,

Кровушки моей напьётся

И в окошко улетит.

 

Я зажгла настольный свет –

Комара в помине нет!

Погасила свет. Опять

Надо мной он стал летать.

 

Так до самого утра

Я ловила комара!

 

Как выглядит комар?

На вид комарик совсем небольшой и безобидный – у него тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу жертвы и сосёт кровь, а также пара маленьких усиков. У самцов усики – пушистые, перистые, а у самок – гладкие.

Как вы думаете, есть ли у комаров уши?

Оказывается, есть! И прячутся они у самца комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Кстати, у самца-комара хоботок слабый, он не может проколоть кожу человека или животного. Поэтому комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений. А вот больно кусаются и надоедливо звенят комарихи. Они прокалывают кожу острым хоботком и пускают в ранку ядовитую слюну. Укусы комарихи болезненны и вызывают зуд.

Оказывается, не насосавшись крови, комариха не может отложить личинки. Едва наступят тёплые весенние деньки, комарихи откладывают свои личинки в воду речек и прудов, в болотца и ямы с водой. Через некоторое время из них образуются подвижные куколки, а из куколок вылетают крылатые комарики.

Личинками комаров требуется атмосферный воздух, поэтому они выставляют на поверхность воды свои дыхательные трубочки. Если воду сверху покрыть тонким слоем масла, то личинкам будет нечем дышать, и они погибнуть. Это один из способов борьбы с комарами. Ведь комары – вредные насекомые, они разносят опасные болезни.

Лягушки и жабы помогают нам побеждать кровожадных насекомых.  Комаров едят и стрекозы.

Синицы, трясогузки, воробьи весной и летом в огромном количестве уничтожают комаров.

Вопросы:

Как выглядит комар?

Где находится у комара орган слуха?

Чем питаются комары-самцы? А самки?

Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?

Почему комаров называют вредными насекомыми?

 

 

Беседа №10

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Муха 

Цель:

Формирование представлений о мухах

Образовательные задачи:

Формировать представления о мухах

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением мухи

 

Незваная гостья

Муха, муха-надоеда,

Прилетела к нам к обеду.

 

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит.

 

Хлеб нарезан – можно есть.

Только где же мухе сесть?

 

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

 

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

 

Муху видели все. А как же она выглядит?

У мухи огромные глаза, облегающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому и подобраться к ней незамеченным нелегко. Усики у мухи короткие, да зато пушистые, снабжённые перистым придатком, вот почему обоняние у мух прекрасное!

Мушиный рот напоминает хоботок, через него муха ловко втягивает пищу. Если еда оказывается слишком твёрдой, то через хоботок муха выпускает капельку слюны и размягчает её.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стёклам и даже по потолку. На её лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Весной самка мухи откладывает яички в гниющие отбросы на свалках, в контейнеры с мусором, в выгребные ямы. Вскоре в них начинают копошиться белые личинки, похожие на небольших червяков. Через некоторое время личинка превращается в куколку. Отставшая кожа образует вокруг куколки защитный футляр, заменяющей кокон. Через 20 дней из кокона вылетит молодая муха.

Мухи очень вредные насекомые. Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворных микробов и яйца глистов. Мухи разносят многие тяжёлые инфекционные болезни. Поэтому лучше затягивать форточки на окнах сеткой и развешивать на кухне клейкие ленты, к которым прилипают незваные гостьи. Но самое главное, чтобы в доме была чистота.

Многие насекомые уничтожают мух: хитрый паук и плетёт свои сети и терпеливо ждёт в укромном уголке, когда в них попадается неосторожная муха. Стремительные стрекозы на лету хватают мух и тут же в воздухе съедают их. Любят угоститься жирными мухами лягушки, жабы, ящерицы.

Вопросы:

Как выглядит муха?

Что помогает мухе ловко ползать по стёклам, стенам и потолку?

Где мухи откладывают свои яйца?

Почему мух называют вредными насекомыми?

Какие враги есть у мух?

Беседа №11

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Таракан

Цель:

Формирование представлений о тараканах

Образовательные задачи:

Формировать представления о тараканах

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением тараканов

 

Тараканы любят жить рядом с людьми. Днём они прячутся в тёмных укромных уголках – залезают в щелки под обоями, греются возле труб с горячей водой. Им нравится темнота, влага и тепло. А ночью усатые рыжие тараканы выходят на поиски корма. Забытые на столе крошки хлеба, невымытые тарелки с остатками пищи. Они с шорохом вылезают из всех щелок и уголков и сбегаются на пир.

Как вы думаете почему тараканы любят жить рядом с людьми? Правильно, много еды для тараканов в наших домах.

Как выглядит таракан? Рыжий таракан – крупное насекомое. На голове у него четыре глаза, которыми он прекрасно видит даже в полной темноте. Длинные тараканьи усики всё время в движении: таракан, принюхиваясь, шевелит ими. У него очень тонкое обоняние, и он легко находит пищу.

На груди у таракана три пары ног и две пары крыльев, ими насекомые пользуются, как парашютом, когда прыгает откуда-нибудь сверху, а по-настоящему летать он не может.

Тараканы вредные насекомые – они разносят многие опасны инфекционные заболевания.

Вопросы:

Как выглядит таракан?

Зачем таракану подвижные усы?

Где чаще всего живут тараканы?

Чем питаются тараканы?

Какой вред приносят тараканы?

 

Беседа №12

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Паук

Цель:

Формирование представлений о пауке, его особенностях

Образовательные задачи:

Формировать представления о пауке, его особенностях

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением пауков, паутины

 

Пауки относятся к классу паукообразных, очень близкому насекомых.

В нашей стране распространён паук-крестовик.

Как же он выглядит? У него гладкое шарообразное брюшко, на котором сверху отчётливо виден светлый узор в виде крестика (поэтому и называются крестовики).

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединённые между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.

На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую паук выделяет паутину.

Паучок

На кусты туман набросил

Золотистые шелка,

На опушке, возле сосен

Слышу прялку паука.

 

Он без устали и рьяно

Нить прядёт, сплетая сеть,

Чтоб под стеблями бурьяна

Вместе с ветром пролететь.

 

Хорошо видна окрестность,

Кочки высохших болот.

Дальше! Дальше! В неизвестность,

В долгий солнечный полёт!

 

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети паучок.

 

Зачем же юные паучки пускаются в воздушные путешествия?

Так они расселяются, осваивая всё новые и новые места.

Паутинка для паука – словно маленький парашют, держась за неё, паучок несётся по воздуху так же, как летят по ветру семена одуванчика, иван-чая, мать-и-мачехи или осины, снабжённые лёгкими пушистыми хохолками.

Народ приметил, что если на бабье лето много паутинок, то осень будет ясная, а зима – долгая и морозная.

Но вот кончается тёплая пора бабьего лета, дни становятся пасмурнее и холоднее. Паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Когда жаркие весенние лучи разбудят природу от сна, пауки оживают, выползают из своих укрытий и начинают плести новые сети.

Чем же питаются пауки?

Пауки – хищники. Они питаются другими насекомыми – мухами, комарами, жучками и бабочками.

Крыльев у пауков нет, быстрых ног тоже, поэтому ловит паук летающих насекомых с помощью сети.

Внутри брюшка у паука спрятаны особые паутинные железы. Оттуда через мельчайшие отверстия выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тонкие нити.

Как же паук вяжет паутину?

Сначала он строит рамку, потом ведёт лучеобразные нити, и соединяет их особой клейкой паутинкой, к которой и прилипают попавшие в сеть насекомые.

Вязать паутинные сети помогают ткачу-пауку особые коготки на ногах: два подвижных в виде изогнутых гребёнок, и один неподвижный, который ведёт нить, в то время, как подвижные коготки переплетают её поперечными ниточками.

Охотник-паук натягивает свои ловчие сети между ветками кустов и деревьев, прикрепляет их к изгородям и столбам. А потом прячется поодаль и ждёт, когда в сети попадается неосторожная муха, бабочка или комарик. Хитрец присоединяет конец нити к своей лапке. Когда добыча попадает в его сети и начинает биться и дёргаться, паук тотчас узнаёт о конце удачной охоты. Он подбирается к добыче и убивает её ядом, который выделяют его сильные челюсти.

В конце лета у пауков появляются малыши. Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яиц. Скоро из них вылупляются маленькие паучки. Некоторое время молодые паучки живут вместе в тёплом уютном гнёздышке, сплетённым для них мамой. Паучиха старательно кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их холодной росы, дождя и ветра.

Когда паучата подрастут, они начнут сами плести паутинки и добывать пропитание. А вначале осени попрощаются с родными местами и разлетятся по окрестностям.

Люди заметили, то по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу на новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине – жди сухих солнечных дней.

Вопросы:

На кого охотятся пауки?

Чем паук питается?

Как паук ловит насекомых?

Где выводятся новорожденные паучки?

Как расселяются молодые паучки?

Как по поведению пауков можно предсказать погоду?

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_nasekomyh.docx371.04 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\qwqwqwq копия.jpg

     Цикл бесед по теме

«Насекомые»


Беседа №1

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Насекомые

Цель:

Формирование представлений о насекомых

Образовательные задачи:

Формировать представления о насекомых

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением насекомых

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Ребята, о ком стихотворение? Верно! О насекомых.

Воспитатель обращает внимание на иллюстрации с насекомыми, их разнообразием.

И муравей, и божья коровка, и кузнечик, и бабочка – насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей.

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней очень давно и хорошо приспособились к жизни на Земле.

Ребята, где живут насекомые? Правильно, в воде, в земле, в воздушном пространстве.

Вы знаете, как передвигаются насекомые?

Верно! Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Многие насекомые способны ползать вниз головой.

А чем питаются насекомые?

Большинство насекомых ест зелёные листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Как вы думаете, какие насекомые питаются растениями?

Верно, гусеницы, могут соком травы питаться и кузнечики.

Есть насекомые, поедающие древесину и кору деревьев: жуки-точильщики, древоточцы.

А есть насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых.

Как вы думаете, кто из насекомых хищник? Верно, паук, муравей, божья коровка, стрекозы.

Многие насекомые – пчёлы, шмели, бабочки, мухи – любят медовый нектар и цветочную пыльцу.

Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, прилипшую к брюшку, спинке, мохнатым лапкам, и опыляют растения.

Цветы привлекают насекомых яркими лепестками, сладким медовым ароматом, мелкие цветы собираются в пышные соцветия в виде корзинок, кистей, метёлок, чтобы насекомые сразу могли собрать побольше мёда и опылить несколько цветков.

В живой природе всё связано.

Без насекомых не могут существовать насекомоядные птицы. Ведь у них тонкий клюв, которым они не могут ни расколоть орешка, ни вылущивать зёрнышка. Без насекомых не могут существовать ящерицы, летучие мыши и многие другие животные.

Как насекомые спасаются от врагов?

Насекомые умеют маскироваться под цвет окружающей среды. Например, кузнечики или гусеницы невидны на травинке. Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек и сучков.

Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску. На крыльях бабочек нарисованы яркие пятна и пёстрые узоры. Когда бабочка неожиданно взлетает, расправив крылышки, то может испугать врага.

Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу и выпускают в ранку яд. Такие насекомые, обычно раскрашены в жёлто-оранжевый и чёрный цвета. Вспомните шмеля, осу или пчелу.

Птицы и звери знают это и стараются их не трогать.

Есть совсем безобидные мухи (их называют осовидными), у них нет жала, а вот окрашены они так же, как кусачие осы.

Несъедобные для птиц божьи коровки в случае опасности выпускают едкую пахучую жидкость. А жуки-солдатики «скопировали» у божьих коровок ярко-красную окраску спинки и чёрные точечки на ней. Птицы избегают их склёвывать, думая, что жучки невкусные.

Гусеницы бабочек шелкопряда покрыты густыми жёсткими волосками, пернатые не едят таких мохнатых гусениц. Только кукушка в огромном количестве уничтожает этих вредителей.

Многие насекомые приносят и лесам, и человеку большую пользу.

Трудолюбивые пчёлы опыляют цветы и дарят нам сладкий целебный мёд, душистый воск, и лекарственное вещество – прополис.

Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка. А муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена многих лесных растений.

Среди насекомых немало и таких, которые наносят вред, поедая листья и стебли растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы. Но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья – птицы.

Вопросы:

Где обитают насекомые?

Как передвигаются насекомые?

Что едят насекомые?

Как насекомые спасаются от врагов?

Беседа №2

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Муравей  

Цель:

Формирование представлений о муравье

Образовательные задачи:

Формировать представления о муравье

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением муравья, муравейника, схема строения муравья

Ребята, кто самый сильный на земле?

Слон? Бегемот? Нет, не угадали! Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз больше его собственного веса! А слон, который весит 5 тонн, с трудом может поднять 1,5 тонны. Вот какой силач малютка-муравей!

Как выглядит муравей? Давайте вспомним.

У муравья утолщённое брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания (работают как наш нос, язык). Воспитатель обращает внимание детей на схему строения муравья.

А где живут муравьи?

Правильно, в муравейники!

Муравьи великолепные строители! Они строят огромные муравейники.

Муравейник

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые тёмные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и брёвна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встаёт на рассвете

Работящий лесной муравей.

Муравьиный терем – это просторный и удобный дом с вентиляцией. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Воспитатель демонстрирует схему строения муравейника.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьёй. Население одного муравейника подчас такое, как население небольшого городка – несколько сот тысяч жителей!

Муравьиная королева – главная в муравейнике. Она откладывает яйца, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их или поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

Охраняют муравейник муравьи-солдаты.

Чем же питаются муравьи?

Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. Рыжие лесные муравьи – обитатели одного муравейника уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых.

Муравьи едят сладкие выделения тлей. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную сладкую жидкость. Весной муравьи пьют целебный берёзовый и кленовый соки.

В лесу у муравьёв много врагов. Их истребляют птицы, ими лакомится медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждёт, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.

Часто нападают на муравейники и дятлы.

Некоторые птицы прилетают к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой. Например, большая серая ворона, раскопав муравейник, любит принимать «муравьиную ванну». Она ложится на муравьиную кучу, раздвинув в стороны крылья и поджав хвост. Клювом ворона давит муравьёв и смазывает перья муравьиной кислотой, содержащейся в брюшке муравья.

Вопросы:

Как выглядит муравей?

Как называется муравьиный дом?

Чем питаются муравьи?

Муравьи полезны?

Какие враги есть у муравьёв?

Беседа №3

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Пчела

Цель:

Формирование представлений о пчеле, её особенностях

Образовательные задачи:

Формировать представления о пчеле, её особенностях

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением пчелы, улья, схема строения пчелы

Словарная работа:

Жвалы, перепончатые, рой, роится, матка, пасека, пасечник

Пчёлка золотая

Над цветком порхает,

Сок душистый пьёт –

Собирает мёд.

Как выглядит пчела?

Верно! У неё есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета.

Как вы думаете, зачем пчеле нужны волоски?

С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних ножках пчелы находятся особые корзинки для сбора пыльцы.

А какие крылышки у пчелы?

Верно! Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчелы большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчёлы синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвета. Сильные челюсти – их называют жвалами, помогают насекомому размягчить воск. Язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Язычком она всасывает сладкий цветочный нектар и воду.

В брюшке пчелы прячется острое жало. Когда пчела жалит, она не может вытащить жало и погибает.

Как живёт большая и дружная пчелиная семья?

Большую часть улья составляют рабочие пчёлы. Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок, строят и ремонтируют восковые соты.

Ранним летним утром из улья вылетают пчёлы-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, желтеющих одуванчиков, лугов, где раскрыли венчики душистые цветы. Потом разведчицы возвращаются в родной улей, и начинают весёлый и затейливый танец. Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара. Другие пчёлы наблюдают за танцующими и прекрасно понимают язык их движений.

Вскоре все рабочие пчёлы вылетают из улья и устремляются вслед за пчёлами-разведчицами.

В каждом улье есть самая крупная пчела. Это царица пчёл, её называют маткой. Пчелу-царицу окружает целая свита придворных пчёл. Они кормят матку и ухаживают за ней.

Матка никогда не покидает улей, не собирает мёд и пыльцу цветов. Она откладывает яйца. В начале лета из яиц появляются молодые пчёлы.

Когда из пчелиной куколки выводится новая матка, старая царица покидает улей. Пчёлы начинают роится. Рой напоминает большое растрёпанное жужжащее гнездо.

Как устроен улей?

Это деревянный ящик на 4-х ножках с открывающейся крышей. Внутри улья есть вертикально расположенные рамки. Внутри этих рамок пчёлы строят восковые соты. Соты располагаются в улье двумя вертикальными слоями. Некоторые из ячеек заняты мёдом, а в другие матка откладывает яйца.

Где пчёлы берут воск?

Воск выделяется из желудка пчелы.

Ульи располагаются на лугу или поляне. Это место называют пасекой. За пасекой, ульями и пчёлами, ухаживает пасечник – работник пасеки.

Осенью ульи с пасеки переносятся в тёплые сараи. Зимой пчёлы не спят, но становятся медлительными.

Вопросы:

Как выглядит пчела?

Чем питаются пчёлы?

Пчёлы полезные или вредные насекомые? Почему?

Беседа №4

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Стрекоза

Цель:

Формирование представлений о стрекозах, их особенностях

Образовательные задачи:

Формировать представления о стрекозах, их особенностях

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением стрекозы, Красная книга Иркутской области, адаптированная для детей дошкольного и младшего школьного возраста (методическая разработка воспитателя Прокопьевой Д.М.)

Воспитатель читает детям загадку:

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик  

О ком загадка? Верно, это стрекоза!

Ребята, как выглядит стрекоза? У неё четыре сетчатых крыла, длинное, стройное брюшко. Огромные глаза облегают голову почти со всех сторон. Усики у стрекозы короткие, почти незаметные.

Чем питается стрекоза?

Стрекоза хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, схватывает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету.

Стрекозы любят кружиться над болотами, скользить вдоль речных и озёрных берегов – здесь всегда вьются комары и мошки.

Как размножаются стрекозы?

Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Буроватые или жёлто-зелёные личинки медленно и неуклюже ползают по дну или зарываются в ил. С помощью сильно развитой нижней губы личинки захватывают пищу. Они быстро растут, несколько раз линяют и после одной из линек у них появляются зачатки крыльев. Такую личинку называют нимфой. По стеблям водорослей и трав она выползает из воды и здесь линяет в последний раз: сбрасывает шкурку и из неуклюжей личинки превращается в стрекозу.

У молодой стрекозы ещё мягкие крылышки и покров тела. Она усаживается на стебле так, чтобы крылья свешивалась вниз. В таком положении крылья растягиваются, а покров тела твердеет.

Осенью, когда воздух становится холоднее, корма становится меньше, стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или в старые гнилые коряги и спят до весны.

Ребята, а вы знали, что есть стрекозы, которые занесены в Красную книгу Иркутской области? Давайте посмотрим.

Вопросы:

Как выглядит стрекоза?

На кого охотятся стрекозы?

Куда стрекоза откладывает свои личинки?

Как выглядит личинка стрекозы?

Занесены ли стрекозы в Красную книгу?

Беседа №5

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Бабочка

Цель:

Формирование представлений о бабочках

Образовательные задачи:

Формировать представления о бабочках

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением бабочек, схема строения бабочки, макет «Жизненный цикл бабочки»

Словарная работа:

Чешуекрылые

Воспитатель читает загадку:

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья

Правильно, это бабочка!

Давайте вспомним строение бабочки. Воспитатель обращает внимание детей на схему строения бабочки.

У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свёрнутый прозрачный хоботок бабочки – её рот. Когда бабочка пьёт капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью.

Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения.

Как размножаются бабочки?

Летом бабочка откладывает яйцо. Кладка может иметь самую разную форму – в виде свисающих гирлянд или близко друг к другу упакованных шариков, кувшинчиков, цилиндров.

Бабочки откладывают яйца в почву, в ткани растений, некоторые покрывают их защитной плёнкой, спасающей от высыхания.

Через некоторое время из яичек появляются личинки – гусеницы. У гусеницы 3 пары грудных ножек и 2-5 – брюшных. На ногах у гусеницы есть особые крючочки, которые помогают удерживаться на стеблях растений.

Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями. За время роста гусеницы увеличивают свою массу в несколько тысяч раз!

Многие гусеницы покрыты густыми жёсткими волосками или имеют защитную окраску. Птицы не едят невкусных лохматых гусениц, а тех, которые окрашены так же, как стебли или ветки растений, они могут просто не заметить.

Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. Через некоторое время оболочка куколки разрывается на границе усиков с крыльями и головы с грудью. Через образовавшиеся щели и выбирается на волю уже взрослая бабочка.

Маленьких бабочек называют мотыльками. Когда мотыльки садятся на цветы и складывают крылышки, то становятся похожими на цветочные лепестки.

Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу.

Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк.

Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнёзда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка.

Вопросы:

Как выглядит бабочка?

Как выглядит гусеница?

Чем питаются бабочки? А гусеницы?

Какую пользу приносят бабочки?

Беседа №6

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Кузнечик

Цель:

Формирование представлений о кузнечиках

Образовательные задачи:

Формировать представления о кузнечиках

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением кузнечиков, схема строения кузнечика

Словарная работа:

Подкрылки

Серенада кузнечика

Растёт трава густая

В тени больших берёз.

На скрипке там играет

Кузнечик-виртуоз.

Волшебные рулады

Выводит он смычком,

И льются серенады

Над садом вечерком.

Ребята, помните, как выглядит кузнечик?

У кузнечика стройное тело, очень длинные усики и мощные ноги. Воспитатель демонстрирует схему строения кузнечика.

А вы знаете, где находятся у кузнечика уши?

Представьте себе – на ногах! Тонкая щель на голенях передних ног – ушки кузнечиков.

А вот «поют» кузнечики с помощью крыльев. На основании правого подкрылка у кузнечика есть маленькое «зеркальце» - прозрачная пластинка в рамке из толстой жилки, на левом подкрылке – тоже пластиночка, только непрозрачная, матовая. Окружающая её жилка снабжена зубчиками и играет роль «смычка». Кузнечик трёт одно крыло о другое и слышится стрекотание.

А где живут кузнечики?

Кузнечики любят жить в зарослях травы, в густых кустарниках или на каменистых осыпях.

Он питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми. Да, кузнечики – хищники! Они могут съесть бабочку, муху или личинку.

В природе у кузнечиков немало врагов. Охотятся за ними и птицы, и ловкая красавица-лисонька не прочь полакомиться жирным кузнечиком, и даже неутомимые охотники – лесные муравьи могут, навалившись всем миром, его поймать.

От врагов кузнечики спасаются благодаря защитной окраске и своей ловкости.

Летом самка кузнечика в почву или на стебли растений откладывает яйца. Следующий весной из них появляются личинки.

Вопросы:

Как выглядит кузнечик?

Где у кузнечика «уши»?

Как «поёт» кузнечик?

Чем питаются (на кого охотятся) кузнечики?

Какие враги есть у кузнечиков?

Беседа №7

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Божья коровка

Цель:

Формирование представлений о божьей коровке

Образовательные задачи:

Формировать представления о божьей коровке

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением божьей коровки

Словарная работа:

Подкрылья

Божья коровка

Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом

Ползёт по стебельку

К пахнущему мёдом

Яркому цветку.

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!

Как выглядит божья коровка?

Божья коровка – маленький жучок. У неё выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная чёрными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать, даже на большие расстояния: у неё есть маленькие крылышки, а под ними жёсткие коричневатые полупрозрачные подкрылья.

Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

А чем же питаются сами божьи коровки и их личинки?

Они в огромном количестве поедают тлей, любят червецов, щитовок, паутинных клещей, личинки жуков-листоедов и других насекомых.

Божьи коровки – хищники. Они поедают других насекомых, которые вредные для сельских хозяйства.

В поисках пищи божьи коровки могут перелетать на большие расстояния.

На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю. Люди заметили, что если зима ожидается суровой и снежной, то божьи коровки зарываются в землю поглубже, а если зима будет мягкой, с оттепелями, то божьи коровки зимуют в сухих листьях или неглубоких щелях и ямках.

Вопросы:

Как выглядит божья коровка?

На кого охотятся божьи коровки?

Какую пользу приносят божьи коровки?

Где зимуют божьи коровки?

Беседа №8

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Майский жук

Цель:

Формирование представлений о майском жуке

Образовательные задачи:

Формировать представления о майском жуке

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением майского жука, личинки майского жука

Майский жук

Чок, чок, чок, чок!

Прилетел в сад жучок.

На берёзу сел –

Все листочки съел.

Позову скворцов

Со всех концов,

Позову грачей –

Летите скорей –

Жука проглотите!

И мой сад спасите!

В мае появляются крупные жуки – майские или хрущи.

В нашей стране встречаются два вида майских жуков: лесной хрущ, который живёт повсюду, и полевой, живущий только на Западе Европейской части страны. Майские жуки – опасные вредители.

Большой вред приносят их личинки – белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений.

Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают.

Живут личинки майских жуков долго – три или четыре года. А вот век самих майских жуков короткий. Весной они откладывают яйца и вскоре погибают.

Как же спасти леса и сады от этих вредителей?

Ранним майским утром, когда солнечные лучи ещё не согрели воздух, и жуки оцепенело сидят на ветках, их стряхивают на расстеленную на земле ткань, а затем уничтожают.

Есть у хрущей непримиримые враги и в природе. Летучие мыши и совы ловят жуков, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Только одна семья скворцов за время гнездования съедает около 8000 жуков и их личинок.

Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы, медведи, ежи; все они не прочь закусить жирными личинками и жуками.

Вопросы:

Как выглядит майский жук?

Как выглядит личинка майского жука?

Чем питаются личинки майского жука?

Почему майских жуков называют вредителями лесов и садов?

Какие враги есть у майских жуков?

Беседа №9

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Комар

Цель:

Формирование представлений о комарах, их особенностях

Образовательные задачи:

Формировать представления о комарах, их особенностях

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением комара

Я ловила комара

Я накрылась одеялом

И тихонько задремала,

Вдруг услышала сквозь сон

Тонкий комариный звон.

Надо мной комарик вьётся

И звенит, звенит, звенит,

Кровушки моей напьётся

И в окошко улетит.

Я зажгла настольный свет –

Комара в помине нет!

Погасила свет. Опять

Надо мной он стал летать.

Так до самого утра

Я ловила комара!

Как выглядит комар?

На вид комарик совсем небольшой и безобидный – у него тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу жертвы и сосёт кровь, а также пара маленьких усиков. У самцов усики – пушистые, перистые, а у самок – гладкие.

Как вы думаете, есть ли у комаров уши?

Оказывается, есть! И прячутся они у самца комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Кстати, у самца-комара хоботок слабый, он не может проколоть кожу человека или животного. Поэтому комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений. А вот больно кусаются и надоедливо звенят комарихи. Они прокалывают кожу острым хоботком и пускают в ранку ядовитую слюну. Укусы комарихи болезненны и вызывают зуд.

Оказывается, не насосавшись крови, комариха не может отложить личинки. Едва наступят тёплые весенние деньки, комарихи откладывают свои личинки в воду речек и прудов, в болотца и ямы с водой. Через некоторое время из них образуются подвижные куколки, а из куколок вылетают крылатые комарики.

Личинками комаров требуется атмосферный воздух, поэтому они выставляют на поверхность воды свои дыхательные трубочки. Если воду сверху покрыть тонким слоем масла, то личинкам будет нечем дышать, и они погибнуть. Это один из способов борьбы с комарами. Ведь комары – вредные насекомые, они разносят опасные болезни.

Лягушки и жабы помогают нам побеждать кровожадных насекомых.  Комаров едят и стрекозы.

Синицы, трясогузки, воробьи весной и летом в огромном количестве уничтожают комаров.

Вопросы:

Как выглядит комар?

Где находится у комара орган слуха?

Чем питаются комары-самцы? А самки?

Почему возле рек, прудов и болот всегда много комаров?

Почему комаров называют вредными насекомыми?

Беседа №10

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Муха  

Цель:

Формирование представлений о мухах

Образовательные задачи:

Формировать представления о мухах

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением мухи

Незваная гостья

Муха, муха-надоеда,

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит.

Хлеб нарезан – можно есть.

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

Муху видели все. А как же она выглядит?

У мухи огромные глаза, облегающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому и подобраться к ней незамеченным нелегко. Усики у мухи короткие, да зато пушистые, снабжённые перистым придатком, вот почему обоняние у мух прекрасное!

Мушиный рот напоминает хоботок, через него муха ловко втягивает пищу. Если еда оказывается слишком твёрдой, то через хоботок муха выпускает капельку слюны и размягчает её.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стёклам и даже по потолку. На её лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Весной самка мухи откладывает яички в гниющие отбросы на свалках, в контейнеры с мусором, в выгребные ямы. Вскоре в них начинают копошиться белые личинки, похожие на небольших червяков. Через некоторое время личинка превращается в куколку. Отставшая кожа образует вокруг куколки защитный футляр, заменяющей кокон. Через 20 дней из кокона вылетит молодая муха.

Мухи очень вредные насекомые. Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворных микробов и яйца глистов. Мухи разносят многие тяжёлые инфекционные болезни. Поэтому лучше затягивать форточки на окнах сеткой и развешивать на кухне клейкие ленты, к которым прилипают незваные гостьи. Но самое главное, чтобы в доме была чистота.

Многие насекомые уничтожают мух: хитрый паук и плетёт свои сети и терпеливо ждёт в укромном уголке, когда в них попадается неосторожная муха. Стремительные стрекозы на лету хватают мух и тут же в воздухе съедают их. Любят угоститься жирными мухами лягушки, жабы, ящерицы.

Вопросы:

Как выглядит муха?

Что помогает мухе ловко ползать по стёклам, стенам и потолку?

Где мухи откладывают свои яйца?

Почему мух называют вредными насекомыми?

Какие враги есть у мух?

Беседа №11

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Таракан

Цель:

Формирование представлений о тараканах

Образовательные задачи:

Формировать представления о тараканах

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением тараканов

Тараканы любят жить рядом с людьми. Днём они прячутся в тёмных укромных уголках – залезают в щелки под обоями, греются возле труб с горячей водой. Им нравится темнота, влага и тепло. А ночью усатые рыжие тараканы выходят на поиски корма. Забытые на столе крошки хлеба, невымытые тарелки с остатками пищи. Они с шорохом вылезают из всех щелок и уголков и сбегаются на пир.

Как вы думаете почему тараканы любят жить рядом с людьми? Правильно, много еды для тараканов в наших домах.

Как выглядит таракан? Рыжий таракан – крупное насекомое. На голове у него четыре глаза, которыми он прекрасно видит даже в полной темноте. Длинные тараканьи усики всё время в движении: таракан, принюхиваясь, шевелит ими. У него очень тонкое обоняние, и он легко находит пищу.

На груди у таракана три пары ног и две пары крыльев, ими насекомые пользуются, как парашютом, когда прыгает откуда-нибудь сверху, а по-настоящему летать он не может.

Тараканы вредные насекомые – они разносят многие опасны инфекционные заболевания.

Вопросы:

Как выглядит таракан?

Зачем таракану подвижные усы?

Где чаще всего живут тараканы?

Чем питаются тараканы?

Какой вред приносят тараканы?

Беседа №12

Образовательная область:

Познавательное развитие

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

Тема:

Паук

Цель:

Формирование представлений о пауке, его особенностях

Образовательные задачи:

Формировать представления о пауке, его особенностях

Развивать логическое мышление, связную речь

Воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование и материалы:

Фотографии и иллюстрации с изображением пауков, паутины

Пауки относятся к классу паукообразных, очень близкому насекомых.

В нашей стране распространён паук-крестовик.

Как же он выглядит? У него гладкое шарообразное брюшко, на котором сверху отчётливо виден светлый узор в виде крестика (поэтому и называются крестовики).

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединённые между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.

На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую паук выделяет паутину.

Паучок

На кусты туман набросил

Золотистые шелка,

На опушке, возле сосен

Слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно

Нить прядёт, сплетая сеть,

Чтоб под стеблями бурьяна

Вместе с ветром пролететь.

Хорошо видна окрестность,

Кочки высохших болот.

Дальше! Дальше! В неизвестность,

В долгий солнечный полёт!

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети паучок.

Зачем же юные паучки пускаются в воздушные путешествия?

Так они расселяются, осваивая всё новые и новые места.

Паутинка для паука – словно маленький парашют, держась за неё, паучок несётся по воздуху так же, как летят по ветру семена одуванчика, иван-чая, мать-и-мачехи или осины, снабжённые лёгкими пушистыми хохолками.

Народ приметил, что если на бабье лето много паутинок, то осень будет ясная, а зима – долгая и морозная.

Но вот кончается тёплая пора бабьего лета, дни становятся пасмурнее и холоднее. Паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Когда жаркие весенние лучи разбудят природу от сна, пауки оживают, выползают из своих укрытий и начинают плести новые сети.

Чем же питаются пауки?

Пауки – хищники. Они питаются другими насекомыми – мухами, комарами, жучками и бабочками.

Крыльев у пауков нет, быстрых ног тоже, поэтому ловит паук летающих насекомых с помощью сети.

Внутри брюшка у паука спрятаны особые паутинные железы. Оттуда через мельчайшие отверстия выступает тягучая жидкость, которая при движении паука вытягивается в тонкие нити.

Как же паук вяжет паутину?

Сначала он строит рамку, потом ведёт лучеобразные нити, и соединяет их особой клейкой паутинкой, к которой и прилипают попавшие в сеть насекомые.

Вязать паутинные сети помогают ткачу-пауку особые коготки на ногах: два подвижных в виде изогнутых гребёнок, и один неподвижный, который ведёт нить, в то время, как подвижные коготки переплетают её поперечными ниточками.

Охотник-паук натягивает свои ловчие сети между ветками кустов и деревьев, прикрепляет их к изгородям и столбам. А потом прячется поодаль и ждёт, когда в сети попадается неосторожная муха, бабочка или комарик. Хитрец присоединяет конец нити к своей лапке. Когда добыча попадает в его сети и начинает биться и дёргаться, паук тотчас узнаёт о конце удачной охоты. Он подбирается к добыче и убивает её ядом, который выделяют его сильные челюсти.

В конце лета у пауков появляются малыши. Мама-паучиха в укромном месте вяжет из паутины плотный кокон и откладывает в него несколько сот яиц. Скоро из них вылупляются маленькие паучки. Некоторое время молодые паучки живут вместе в тёплом уютном гнёздышке, сплетённым для них мамой. Паучиха старательно кормит малышей насекомыми, а кокон защищает их холодной росы, дождя и ветра.

Когда паучата подрастут, они начнут сами плести паутинки и добывать пропитание. А вначале осени попрощаются с родными местами и разлетятся по окрестностям.

Люди заметили, то по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу на новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине – жди сухих солнечных дней.

Вопросы:

На кого охотятся пауки?

Чем паук питается?

Как паук ловит насекомых?

Где выводятся новорожденные паучки?

Как расселяются молодые паучки?

Как по поведению пауков можно предсказать погоду?

ЦИКЛ БЕСЕД ПО ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ»

ВОСПИТАТЕЛЬ ФУНТОВА Д.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать грамотного читателя? Цикл бесед для родителей.

Цикл бесед для родителей о формировании навыков чтения. о том, что значит "грамотное" чтение, о пользе домашнего совместного чтения вслух....

Что такое "грамотное чтение"? Цикл бесед для родителей

Беседа вторая из цикла "Как воспитать грамотного читателя?...

Презентация по теме "Насекомые" . Развитие насекомых

Урок для 7 класса, по курсу Животные, по теме "Насекомые", рассматривается развитие насекомых....

Викторина "Вопросы о насекомых" для учащихся 7 класса (обобщающий контроль по теме "Насекомые")

Викторина рекомедована для учащихся 6-7 классов по теме  "Класс насекомые",которую можно провести во время обобщающего урока по данной теме или в рамках недели биологии. Викторина состо...

Цикл бесед на этические темы

Беседы на этические темы...

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого».

Конспект урока на тему: Насекомые. Лабораторная работа№4. «Внешнее строение насекомого»....