РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Овчинникова Капитолина Григорьевна

Статья посвящена актуальной проблеме влияния социокультурной среды в процессе профилактики девиантного поведения подростков. Определяются понятия девиантного поведения и социальные проблемы, связанные с ним. Рассматривается система социально-профилактической работы и ее влияние на работу по профилактике девиантного поведения подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovyy_vozrast_statya.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Овчинникова К.Г., специалист по социальной

работе социально-реабилитационного

отделения для несовершеннолетних

временного проживания

в возрасте от 12 до 18 лет

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное учреждение

 «Центр социальной помощи семье и

детям Приморского

района Санкт-Петербурга»

Россия, г. Санкт-Петербург

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме влияния социокультурной среды в процессе профилактики девиантного поведения подростков. Определяются понятия девиантного поведения и социальные проблемы, связанные с ним. Рассматривается система социально-профилактической работы и ее влияние на работу по профилактике девиантного поведения подростков.

Ключевые слова: девиантное поведение подростков, социокультурная среда, профилактика девиантного поведения.

Annotation: The article is devoted to the actual problem of the influence of the socio-cultural environment in the prevention of deviant behavior of adolescents. The concepts of deviant behavior and the social problems associated with it are defined. The article considers the system of social and preventive work and its impact on the work on the prevention of deviant behavior of adolescents.

Key words: deviant behavior of adolescents, socio-cultural environment, prevention of deviant behavior.

Наиболее значимой влияние культурной среды приходится в периоде подросткового возраста. В этом возрасте мы наблюдаем активное формирование личности. Происходит развитие самосознания и появление чувства взрослости у подростков. Ребенок пытается найти свое место в жизни и понять свою роль в социуме. Меняется его внутренний мир, появляются новые интересы и увлечения.

Основной ошибкой взрослых в этом периоде является недостаточное внимание к несовершеннолетнему, его интересам, жизненному опыту и личностным ценностям. Все это способствует появлению у подростков чувства одиночества и незащищенности, подрывает уверенность в себе и способность к позитивному самоутверждению в жизненно важных ситуациях. А социальные факторы такие как, отрицательный пример взрослых, влияние диструктивных неформальных групп, безнадзорность усиливают недостатки семейного и школьного воспитания.

Как следствие подросток начинает искать внимание в других местах и зачастую дивиантное поведение является путем достижения внимания взрослых.

Отечественный учёный Я.И. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит относительно устойчивая взаимосвязь между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость различных форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов[1].

Исходя из перечисленных выше признаков, можно дать следующее определение отклоняющегося (девиантного) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией[2].

Таким образом девиантное (отклоняющееся) поведение несовершеннолетних является одной из важнейшей социально-педагогической проблемой. Поэтому основной задачей педагогов, родителей, воспитателей, специалистов по социальной работе является профилактика социально-нежелательного поведения подростков.  

В целостной системе профилактики девиантного поведения и подготовки к этой деятельности специалистов важно учитывать создание для несовершеннолетних позитивно-ориентированной культурной среды.

Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и собственно социальные компоненты — например, оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий  и т.д.[3] .

Для успешной социальной адаптации подростка, формирование у него ценностей и ориентаций является активное включение подростков в социально приемлемую систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив и развитие личной социокультурной среды. Основной задачей в профилактики девиантного поведения является научение культурно-опосредованному поведению.

Это создание совокупности конструктивных природных и социально-бытовых условий среды, при которой общие правила не ограничивают развитие самостоятельности и творчества, а дают позитивные направления его развития его личности.

Наиболее эффективной формой профилактики девиантного поведения детей и подростков является создание оптимальной социокультурной среды.

Важным моментом в профилактике социально-нежелательного поведения является создание целостной системы профилактики девиантного поведения подростков и необходимой подготовки к этой деятельности учителей, родителей, воспитателей, социальных работников и др.

Социокультурная среда должна представлять собой совокупность условий успешного развития личности и быть направленной на обеспечение подростка свободой выбора разнообразных способов самореализации в процессе сотрудничества и сотворчества с другими.

Большое значение в профилактике имеет организация досуговой деятельности и дополнительного образования подростков, ориентированная на широкий спектр познавательных потребностей и интересов несовершеннолетних и позволяющая с пользой и творчески реализовывать свои способности. Важно создать сочетание видов досуга с различными формами деятельности. Создавая своеобразное социально-образовательное пространство в условиях, создающей более богатые возможности для продуктивной самореализации личности подростка снижается риск подростковой девиантности.

 Основной задачей специалистов является создание условий, в которых несовершеннолетние будут удовлетворены самореализацией и как следствие повышением уровня сформированности жизненных целей.

Основным направлением работы должно быть максимальное вовлечение подростков в совместную культурно-организационную деятельность в качестве активного и заинтересованного участника.

Для эффективной профилактики девиантного поведения важно создание таких условий развития в социокультурной среды, которые способствуют вовлечению подростков в конструктивные социально-продуктивные виды самореализации.

При выборе проводимых для этих целей мероприятий важно провести аналитическую работу по обработке, анализу по предварительно полученным данным, в процессе социально-педагогического сопровождения.

Деятельность специалиста должна быть направлена на создание целого комплекса условий, необходимых для полноценной социализации конкретной личности.

Для создания необходимых условий и успешной реализации поставленных задач в процессе социально-педагогического сопровождения рекомендуется организовать тесное межведомственное взаимодействие.

Особое внимание рекомендуется уделить социально-профилактическая работе, то есть предупреждению возможных нарушений в социальном развитии подростков, а также созданию благоприятных условий для полноценного личностного и социального развития.

В целом систему социально-профилактической работы рекомендуется реализовать в два основных этапа:

1 этап. Вовлечение детей в систему культурных ценностей, норм и традиций.  На данном этапе происходит формирование способности к организации поведения и научение культурно-опосредованному поведению и правилам, опирающимся на ценности культуры. Поэтому важно чтобы взрослый выступал в качестве носителя высоких культурных ценностей и норм. К старшему подростковому возрасту у подростков должны развиться продуктивные формы участия в культурной и социальной деятельности.

2 этап.  Создание условий для самореализации подростков в продуктивных видах деятельности. На данном этапе наиболее важно создать эффективную организацию социокультурной среды несовершеннолетних.

Для этого рекомендуется создать условия для стимулирования творчества подростков. Организовать мероприятия, чтобы несовершеннолетние сами выступали организаторами и исполнителями творческой работы.

Главной задачей данного этапа является вовлеченность подростков в продуктивные виды деятельности как развития личности старшеклассника в направлении роста самостоятельности, социальной и духовно-культурной зрелости.

Подросток должен выступать активным и заинтересованным участником культурно-опосредованной деятельности.

Организуя творческую деятельность, ориентированную на самораскрытие подростов, следует помнить, что вовлекать в процесс следует весь коллектив.

 Главное – не просто развивать те или иные способности детей или подростков, а создавать поле для творчества и мотивацию для их самораскрытия через тот или иной творческий аспект.

В целом деятельность специалистов для профилактики девиантного поведения подростков должна быть направлена на организацию социокультурной среды, создающей условия, необходимые для полноценной социализации конкретной личности.

Список литературы

  1. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520с.
  2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 1998, с. 46
  3. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. — М.: Академия, 2007. — 288с.;
  4. Коллектив авторов, под общ. ред. Ю.П. Платонова. Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. — СПб.: СПб ГИПСР, 2012. — 780с.;
  5. Иванов А. В. «Развитие культурной среды школы, как педагогическая проблема», М., 2005. - 360 с.
  6. Изард К. Эмоции человека М.: МГУ, 2000. с. 65
  7. Киселёва Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально- культурная деятельность:
  8. Рубинштейн С.Л. Общая психология - М. 2003..с. 156
  9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. с. 39-42
  10. Сластенин В.А. И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений  - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  11. Фитискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. М. 2005 – 490c, с. 232
  12. Шубина И.В. Социально-культурная деятельность в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодёжной среде / И.В. Шубина. – СПб., 2004. с. 9


[1]Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520с.

[2]Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. — М.: Академия, 2007. — 288с.; Коллектив авторов, под общ. ред. Ю.П. Платонова. Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. — СПб.: СПб ГИПСР, 2012. — 780с.;

[3]Фитискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. М. 2005 – 490c, стр. 232


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

Программа Профилактика девиантного поведения подростков

Программа Профилактика девиантного поведения подростков...

Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков.

Семья играет большую роль в жизни своего ребенка. Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет их  ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь....

Военно-патриотический клуб как воспитательная среда в профилактике девиантного поведения детей и подростков

О возможности использования воспитательного потенциала военно — патриотического клуба в профилактике девиантного поведения детей и подростков....