"Портфолио" (доклад на совещание при директоре)
статья

Портфолио педагога и обучающегося – показатели

 

практической деятельности

 

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_portfolio.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»

Портфолио педагога и обучающегося – показатели

практической деятельности

                                            Учитель – Е.С. Жилкина

Февраль, 2021 год

Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

 Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя не загонишь в формулу «знания — умения — навыки», и нет инструмента, которым можно измерить все благородство души учителя, неповторимые моменты его творчества в повторяющемся учебном процессе. Ничем не измеряются в труде учителя и озарения, которые не возникают из ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем предыдущим опытом учителя, его бесконечными диалогами с самим собой.

С другой стороны, у учителя должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни учителя. Таким «досье успехов» может стать «портфолио педагога». Педагоги нашей школы ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях школьных  методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.

 Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Портфолио - это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

Портфолио учителя — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования. 

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

 Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень. 

Таким образом, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной.

Практическая значимость портфолио:

- Аттестация

- Лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ

-  Систематизация деятельности учителя

-  Стимулирующий фактор

Портфолио – это накопитель, в котором должны храниться все важные для учителя документы:

  • Набор теоретических документов:
  • фиксированные достижения учителя;
  • грамоты и сертификаты;
  • документы, подтверждающие повышение квалификации;
  • банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций, другие материалы.
  • В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:
  • динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно– коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;
  • результаты проверочных (контрольных, «срезовых») работ учащихся;
  • отзывы и рецензии коллег, сотрудников органов управления образованием
  • отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Прикладное значение портфолио очень велико. Согласно действующему Положению, аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений проводится на основе экспертной оценки уровня из квалификации, профессиональной компетенции, качества и результативности педагогической или управленческой деятельности.

Требования к оформлению портфолио и принцип работы

  1. Системность и регулярность самомониторинга
  2. Достоверность
  3. Объективность
  4. Нацеленность автора на самосовершенствование.
  5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений
  6. Аккуратность и эстетичность оформления
  7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов
  8. Наглядность результатов работы
  9. Технологичность

Таким образом, Портфолио позволяет

  • учителю:
  • реально представить результаты своего труда;
  • увидеть свои резервы;
  • иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
  • администрации:
  • осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

            В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.

Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в АООП начального общего образования  для детей с ОВЗ и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

Портфолио –  это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося  за определенный период времени.

Цели и задачи портфолио

Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда  важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Функции портфолио

Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

  • оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
  • диагностическая – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;
  • целеполагания – поддерживает учебные цели;
  • мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
  • содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
  • развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
  • рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет ученику осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда прийти к их переоценке.

В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

  • готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
  • потребность в активной познавательной деятельности.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.

Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда.

Классический портфолио состоит из титульного листа, – который содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс),  контактную информацию и фото ученика.

Раздел  «Мой портрет» включает следующие сведения:

- личные данные обучающегося;

- автобиогрфия;

- результаты психологической диагностики;

- результаты проведённого самоанализа;

- другие сведения, раскрывающие способности обучающегося.

Раздел «Портфолио документов» – портфель документированных индивидуальных образовательных достижений включает в себя участия в:

- предметных олимпиадах;

- мероприятиях и конкурсах;

- научных конференциях и т. п.

Раздел  «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося.

Раздел «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов.

 Разделы «Мой портрет» и «Портфолио документов» составляют инвариантную часть портфолио.

Разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов» составляют вариативную часть портфолио. Вариативная часть портфолио обеспечивает учет индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, особенностей реализуемых в школе-интернате адаптированных основных образовательных программ. Самым приятным для учащихся и для учителя разделом является раздел «Достижения», где помещаются материалы, которые отражают лучшие результаты учеников и демонстрируют их успехи (это грамоты, дипломы, благодарственные письма, фото лучших выступлений, сертификаты, удачные проекты). Раздел «Портфолио отзывов» – в этом разделе размещается положительная оценка педагогом стараний ученика, советы и рекомендации. Можно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

Методики определения личностных результатов

Предметные результаты:

На каждый предмет имеется свой «файл»,  в него вкладываются диагностические работы.

Обязательная часть (пополняется учителем): Показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»:

- Стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);

- Таблицы предметных результатов из Дневников  с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;

- Итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце 4-го класса).

Часть, которая пополняется учеником:

– изложения, сочинения, диктанты, записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы),  результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы и т.п.

Каждый материал сопровождает «Лист самооценки».

Отслеживание метапредметных результатов.

Метапредметные результаты.

Очень важным в своей работе считаю правильно организовать мониторинг формирования УУД.

Начинается эта работа с первых дней обучения в школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности детей, поступивших в школу. Поэтому в сентябре я провожу педагогическую диагностику стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе под редакцией М.Р. Битяновой «Школьный старт». Стартовая готовность состоит из инструментального компонента, куда входит: наблюдательность, мыслительные способности, контрольные умения, коммуникативные умения и  личностного компонента  (мотивация и ценностное отношение к знанию).

В конце учебного года проводится  мониторинг сформированности УУД, который  осуществляется  на основе системы специально разработанных диагностических заданий предметного или межпредметного характера. Задания составлены на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология, окружающий мир. Каждое задание направлено на выявление уровня развития того или иного УУД в соответствии с базовым уровнем, отражающем планируемые метапредметные результаты начального образования.

Сформированность каждого УУД проверялось на материале не менее чем двух предметов.

Способы оценки результатов мониторинга позволяют   сделать  выводы как относительно отдельного учащегося, (позволяют судить о его продвижении к метапредметному образовательному результату начальной школы), так и относительно групп учащихся.

Было  проведено 16 диагностических модулей для изучения уровня развития 8 метапредметных умений (для каждого умения разработано по два модуля на разном предметном материале). Диагностика выполнялась по вариантам в индивидуальных тетрадях на печатной основе «Учимся учиться и действовать» (М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая).

В папке находятся данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы ученика и их систематизированные результаты)

Личностные результаты: любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т.п.

Комплексная накопленная оценка достижений ученика_____________.

1. Какой прогресс наблюдается в личностных результатах? Например:

- появилось ли умение ставить цели личностного развития? (обозначение учеником этих целей в начале каждого года).

- возросла ли способность к саморефлексии? (наличие самооценки своих достижений, включение учеником в портфель материалов по самым разным достижениям в учёбе и вне учебы);

- в материалах этого раздела явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» («зачёт») или «хорошо», «отлично», «превосходно».

2. Каковы метапредметные результаты? (на основании диагностик, наблюдений и других материалов «Портфеля достижений»):
сформировано ли умение учиться: ставить цель, планировать действия, получать и оценивать результат?

а) Не сформировано – нет материалов о результатах достижений.

б) Сформировано нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Сформировано хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

- умеет ли ученик работать с информацией: добывать, перерабатывать, представлять в разных формах?

а) Не умеет – нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично»;

- умеет ли ученик вступать в коммуникации: излагать свои мысли, понимать собеседника, договариваться с ним, чтобы сделать что-то сообща?

а) Не умеет – нет материалов о результатах достижений.

б) Умеет нормально – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Умеет хорошо или отлично – в материалах по этим действиям явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

3. Каковы предметные результаты? (на основании решения задач по предметам – текущих и контрольных)

По каждому предмету – освоил ли предметные умения с опорной системой предметных знаний?

а) Не освоил – нет материалов о результатах достижений.

б) Освоил нормально – в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «нормально» /«зачёт».

в) Освоил хорошо или отлично – в материалах по этому предмету явно преобладают оценки (самого ученика и педагога-эксперта) «хорошо» и «отлично».

Итоговая оценка за ступень начальной школы - это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» – совокупность всех образовательных результатов);

Вывод-оценка
(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели (процентные показатели)

Комплексная оценка
(данные «Портфеля достижений»)

Итоговые работы
(русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2. Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено» / «нормально»

Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня

2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);

3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов – оценок результатов по предметам и УУД:

На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.

 Преимущества портфолио

  • В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
  • Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
  • Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
  • Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
  • Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на совещании заместителей директоров по УВР.

Роль школьной администрации в предупреждении школьной неуспешности      Об одаренных детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство...

Совещания при директоре

Совещания при директоре проводятся ежемесячно...

Совещания при директоре

Совещания при директоре на 2014-2015 учебный год...

Совещание при директоре.

Совещание при директоре выступление Медковой Н.И.  классного руководителя 5 класса по теме «Организация внеурочной  деятельности в 5 классе основной школы  в условиях реализации  Ф...

Выступление на совещании при директоре «О сопровождении ПМПк-специалистами обучающихся в условиях реализации образовательного маршрута для детей с ОВЗ».

Практическое психолого-педагогическое и медико - социальное сопровождение  процесса обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним...

Протокол совещания при директоре

Транслирование своего педагогического опыта...

Протокол совещания при директоре 2015г.

Транслирование своего педагогического опыта...