История философской мысли.
план-конспект урока (11 класс)

Пашаев Шовлет Новрузбекович

Учебные цели:

вы будете изучать:

•           развитие философской мысли в Новое время;

•           философию Нового времени и характерные черты ее онтологии и гносеологии.

Изучив данный учебный модуль, вы будете

знать:

•           тенденции развития философии в Новое время.

уметь:

•           применить персоналии и терминологию философии Нового времени;

•           выявить сходство и различие философских концепций мыслителей данной эпохи;

•           показать специфику философских направлений этого периода;

•           определить тенденции культурной взаимосвязи бытия и сознания;

•           ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей;

•           охарактеризовать деятельность философов, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_filosofiya_novogo_vremeni.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модуль I.  История философской мысли.

Модульный урок I. 7. Философия Нового времени.

Учебные цели:

вы будете изучать:

•        развитие философской мысли в Новое время;

•        философию Нового времени и характерные черты ее онтологии и гносеологии.

Изучив данный учебный модуль, вы будете

знать:

•        тенденции развития философии в Новое время.

уметь:

•        применить персоналии и терминологию философии Нового времени;

•        выявить сходство и различие философских концепций мыслителей данной эпохи;

•        показать специфику философских направлений этого периода;

•        определить тенденции культурной взаимосвязи бытия и сознания;

•        ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей;

•        охарактеризовать деятельность философов, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса.

Литература.

Основная

1.  Введение в философию: Учеб. пособие для  сузов. - М., 2013.

2. Философия: Учеб. для сузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - М, 2014.

3. Спиркин А. Г. Философия. - М., 2009.

4. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В, В., Момджян К. X. Философия. - М., 2013.

Дополнительная

  1. Антология философской мысли. - М., 1993.
  2. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. - М., 1984.
  3.  Бабкин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. - М., 1978.
  4. Бурлацкий Ф. М. Загадки и уроки Никколо Макиавелли - М., 1977.
  5. Гоббс Т. Левиафан. - М., 1936.
  6. Горфункель А. Г. Философия эпохи Возрождения. - М., 1960.
  7. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. - СПб., 2003.
  8. Каратини Р. Введение в философию. - М., 2003.
  9. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. - М., 2003.
  10.  Кампанелла Т. Город Солнца. – М., 1954.
  11.  Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). - М., 1989.
  12.  Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1982.
  13.  Майэрон Г. Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
  14.  Мор Т. Утопия. - М., 1978.
  15.  Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века.  М., 1974.
  16.  Рассел Б. История западной философии. - М., 1959. - Кн. 2, 3.
  17.  Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре. - М., 1938.
  18.  Соколов В. В. Европейская философия ХV-ХVII веков. – М., 1964.
  19.  Соколов В. В. Средневековая философия. - М., 1979.
  20.  Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. – М., 1984.

Входной контроль (тест):

Работайте индивидуально. Задание оценивается в три балла.

Вариант I.

Вариант II.

 - знак перед вопросом означает два варианта ответа.

1. Определите есть ли среди ответов неверный (да/нет). В эпоху Возрождения на первый план выдвигаются следующие концепции:

1) индивидуализм;

2) субъективизм;

3) антропоцентризм;

4) гуманизм.

2. Идею о бесконечности Вселенной выдвинул:

1) Фома Аквинский;

2) Николай Кузанский;

3) Ибн Сина;

4) Уильям Оккама.

3. Николай Кузанский говорил, что мир — это творение:

1) земли;

2) огня;

3) Бога;

4) мифа.

4. Николай Кузанский называл «большим миром»:

1) природу;

2) небо;

3) фантазии;

4) иллюзии.

5. Исключите неверный вариант ответа. Николай Кузанский считал, что познание осуществляется с помощью:

1) чувств;

2) рассудка;

3) разума;

4) снов.

6. Якоб Бёме полагал, что мир существует благодаря:

1) дружбе;

2) противоречиям;

3) безразличию;

4) меланхолии.

7. Началом зла как некой активной силы Я. Бёме считал:

1) ад;

2) рай;

3) Бога;

4) дух.

1. Эпохой Возрождения принято считать период с:

1) III по VIII век;

2) V по XI век;

3) X по XIII век;

4) XIV по XVI век.

2. В эпоху Возрождения особенно актуальной философской темой становится взаимоотношение:

1) Бога с миром и человеком;

2) Бога с Дьяволом;

3) человека с природой;

4) человека с человеком.

3. Исключите неверные варианты ответа. Философами эпохи Возрождения были:

1) Николай Кузанский;

2) Фалес Милетский;

3) Якоб Бёме;

4) Августин Блаженный.

4. Николай Кузанский называл «малым миром»:

1) животных;

2) растения;

3) человека;

4) воду.

5. Наиболее достоверным Кузанский считал:

1) математическое знание;

2) этническое знание;

3) политическое знание;

4) экономическое знание.

6. Якоб Бёме считал началом и концом всех вещей и всего мира:

1) свет;

2) тьму;

3) воздух;

4) Бога.

7. Исключите неверный вариант ответа. По мнению Якоба Бёме основой всех вещей является:

1) добро;

2) зло;

3) свет;

4) тьма;

5) иллюзия.

Материал модульного урока I. 7.  

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0.

Интегрирующая цель: 

- изучить общие закономерности развития философской мысли Нового времени и её основные философские направления;

- выявить тенденции развития философии Нового времени.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-1.

Цель: 

- познакомиться с персоналиями и терминологией философии Нового времени;

- выявить сходство и различие философских концепций мыслителей данной эпохи;

- показать специфику философских направлений Нового времени;

- определить тенденции культурной взаимосвязи бытия и сознания;

- сориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей;

- охарактеризовать деятельность философов, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса.

 

I. Выполните задания

УЭ-2.

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом.

(первый уровень сложности)

Работайте индивидуально.  Задание оценивается в двенадцать баллов.

Теория модульного урока I.7.

(в форме вопросов-ответов)

Как развивалось философское знание в XVII веке?

Философия развивалась в тесном взаимодействии с наукой (математикой, механикой, физикой), которая в XVII веке приобретала все большую практическую значимость. Для познания мира помимо теологии и философии стали привлекать естествознание.

Идеалом философии стало точное знание. Полагали, что особую роль в его получении должна играть механика — наука о движении материальных тел в пространстве.

В XVII веке сложился особый тип философского мировоззрения — механицизм; окружающий мир и человек рассматривались как сложный механизм, устроенный и существующий по законам механики.

Дух философии и естествознания той исторической эпохи выразил Ф. Бэкон в своем тезисе «Знание — сила».

В XVII веке основными направлениями в теории познания стали эмпиризм и рационализм.

Особое значение приобретает гносеология, или теория познания. Гносеология — философское учение о том, какими методами, как, в какой форме человек познает окружающий мир.

Фрэнсис Бэкон

Биографическая справка

Бэкон родился в 1561 г. в Лондоне. Он изучал теологию и философию в Кембриджском университете, занимался юридической деятельностью; в 1584 году началась его государственная карьера, и в правление Якова I он получил высокий пост лорда-канцлера. Политическая деятельность резко оборвалась, когда Бэкона обвинили в злоупотреблениях и предали суду. Отстранившись от политики, Бэкон посвятил оставшиеся годы научной работе. Умер философ в 1626 г. Основные научные труды Ф. Бэкона: «О достоинстве и преумножении наук», «Новый Органон, или истинные указания для истолкования природы», «Опыты или наставления нравственные и политические».

Что является основным предметом философских знаний?

Научное знание, в котором Бэкон видел важнейшее средство для решения социальных проблем. Главным в знании является его достоверность и соответствие практическим потребностям общества. Об истинности знаний нужно судить по практическим результатам.

Что должно быть объектом философии?

Окружающий мир, включая и самого человека. По утверждению Ф. Бэкона, философия призвана быть опытной наукой, основанной на наблюдении. Философия является обобщающим познанием. В структуре философии должна присутствовать антропология, то есть знание о человеке как виде, гражданская философия, которая рассматривает человека как члена общества, и логика, которая изучает формы мышления и их роль в получении истинного знания.

В чем цель научного знания?

Цель познания — установить господство человека над силами природы, что возможно при помощи истинного знания. Истинное знание можно получить, если правильно организовать метод познания. Ф. Бэкон полагал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод, который предполагает движение знания от простых к более сложным понятиям. «От частного к общему» — так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск.

Что мешает человеку познать истину?

«Идолы» и ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум и глубоко в нем укоренились.

Ф. Бэкон утверждал, что есть «идолы» четырех видов: идолы рода, идолы пещеры, идолы площади, идолы театра.

«Идолы рода» обусловлены самой природой человека, чьи органы чувств и разум имеют ограниченные возможности. Чувства либо искажают предмет, либо вовсе бессильны дать реальные сведения о нем. Суждения ума требуется обязательно проверять опытным путем.

«Идолы пещеры» — заблуждения отдельного человека, они зависят от его индивидуальной психологии и физиологии, от своеобразия его духовного мира.

«Идолы площади» возникают под влиянием неправильных слов и ложных понятий. Необходимо прояснять истинное значение слов и понятий, объяснить вещи, которые за ними скрываются.

«Идолы театра» — это слепая и фанатичная вера в авторитеты, некритическое отношение к суждениям и теориям.

Мыслитель подчеркивал, что «все они должны быть отвергнуты и отброшены твердым и торжественным решением, и разум должен быть совершенно освобожден и очищен от них».

                                   Рене Декарт

Биографическая справка

Годы жизни: 1596—1650. По окончании школы Декарт служил в армии, принимал участие в Тридцатилетней войне. После ухода с военной службы занимался математикой, разрабатывал методологию научно-философского знания. Для успешного выполнения своей работы переселился из Франции в Нидерланды, где прожил 20 лет.

Основные труды: «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии», «Правила для руководства ума».

Что лежит в основе философской системы Декарта?

Дедуктивный метод, заимствованный им из математики. Дедуктивный метод — это путь мышления, который ведет от общего к частному. Отправной точкой дедуктивного метода является методическое сомнение, то есть сомнение во всех предыдущих знаниях. С помощью методического сомнения Декарт подвергает испытанию различные виды знания. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться, и средством поиска положений, которые логически несомненны. Логически бесспорные положения мы можем использовать в качестве предпосылок дедуктивной системы.

Как достичь определенности философского знания?

Декарт считал, что определенность философскому знанию придаст строжайшая методология, построенная по примеру геометрии и арифметики. Математика начинается с утверждения простых и очевидных принципов — основополагающих аксиом, из которых в дальнейшем выводятся более сложные истины. В философии выверенная критика должна одерживать верх над недостоверными сведениями о мире, которые человек получает при помощи ощущений или воображения. Таким образом, скептицизм в союзе с математикой породил революцию в философии, которая получила название картезианской: в латинском написании имя Декарта — Картезий.

Что невозможно подвергнуть сомнению?

Подвергнуть сомнению невозможно только сам факт собственного сомнения. Существует «Я», то есть думающий субъект, который сознает свои сомнения. Все можно ставить под вопрос, но только не факт самосознания мыслителя. «Мыслю, следовательно, существую» ("Cogito, ergo sum").

Основой всякого знания, с точки зрения Декарта, стало «Cogito», самосознание, которое является одновременно основой для дальнейших выводов, и образцом для всех прочих рациональных интуиций.

Как устроен мир?

Вселенная состоит из мельчайших частиц неодушевленного вещества — атомов. Процессы, происходящие в мире, можно объяснить, опираясь на знание механики; то есть нужно анализировать, приведя к общему знаменателю ее простейшие элементы, чтобы затем постигать целое уже в свете расположения и движения этих элементов. «Законы механики тождественны законам Природы».

Все объекты внешнего мира лишены сознания, одухотворенности, поэтому природные явления можно представить в виде механизма.

Какова роль Бога в естественном мире?

Ничто не может произойти из ничего, всякая реальность должна иметь причину. Поэтому Декарт настаивал, что должна неизбежно существовать совершенная и бесконечная сущность, то есть Бог. Бог сотворил Вселенную и определил механические законы ее движения, после чего система существует и движется сама по себе — как некий верховный механизм, сооруженный верховным разумом.

Какой образ человека создал Декарт?

Человек — это единство души и тела. Душа, согласно картезианскому дуализму, часто воспринимается как ум, а человеческое сознание отделено от самого мыслящего.

Как постигнуть законы Вселенной?

Физический мир объективен, совершенно материален и, следовательно, поддается измерению. Чтобы постичь законы Вселенной, человеку нужна математика, и она доступна человеческому разуму. Чувственное восприятие может дать искаженную картину мира и, чтобы избежать этого, ученый должен внимательно изучать те объективные качества, которые воспринимаются ясно и четко, анализировать их в таких количественных понятиях, как протяженность, форма, число, продолжительность и т. д. От этих показателей и должна отталкиваться наука, используя опыты и гипотезы.

Какова роль философии Декарта?

Декарт стал самым влиятельным мыслителем в XVII веке. После смерти ученого влияние картезианства усилилось во всех странах Западной Европы, несмотря на то, что в 1663 г. все произведения философа были внесены в папский «Индекс запрещенных книг». В философии Х1Х-ХХ веков идеи Декарта нашли множество отражений и откликов. Особенно большое распространение получила картезианская идея «Я мыслю» как наиболее убедительное обоснование достоверного научного знания.

Томас Гоббс

Биографическая справка

Английский философ Томас Гоббс родился в 1588 г. Учился в Оксфордском Университете. Совершил несколько поездок на континент, где познакомился с достижениями европейской науки. В начале гражданской войны Гоббс уехал во Францию, где написал свое основное произведение — «Левиафан, или материя, форма, власть государства, церковного и гражданского». Как философ, Гоббс развивал механистический материализм, использовав ряд положений, сформулированных Ф.Бэконом. Умер в 1679г.

Какую форму правления отстаивал Гоббс?

Он поддерживал абсолютную монархию. Сильный монарх необходим для того, чтобы отменить старые привилегия знати, чтобы обеспечить мир и порядок. Монарх выступает гарантом при выполнении торговых соглашений. Благодаря монархии сохраняются жизнь и собственность индивида.

Зачем необходимо государство?

Чтобы понять, что такое жизнь в государстве, нужно представить, что означает жизнь без государства. В естественных (природных) условиях главенствовал принцип «война всех против всех». Чтобы выжить, люди должны были объединиться и создать общее государство, заключив при этом разумный общественный договор — «договор, ограничивающий свободу его участников». То есть договор основывается на том, что индивид отказывается от своей свободы в пользу государства — ради того, чтобы сохранить свою жизнь.

Какое человеческое свойство Гоббс считал основным?

Стремление к самосохранению. Все отношения между людьми следует понимать, исходя из этого стремления. Такие социальные проявления, как взаимодействие и солидарность, тоже возникают благодаря стремлению человека к самосохранению.

Каковы источники общественных конфликтов?

Гоббс выделил три источника конфликтов: страх, соперничество и стремление к славе. Наиболее важным является страх. Именно страх приводит человека в политически организованное общество. Чтобы уменьшить количество конфликтов в обществе, следует установить единую власть. Демократия и разделение властей разрушают единство и усиливают конфликты.

Нужно ли было ограничивать права монарха?

Гоббс считал, что правитель не должен вмешиваться в права индивида свободно покупать, продавать и заключать соглашения с другими индивидами. Правитель не может приказать индивиду убить себя или причинить себе вред. Монарха можно свергнуть, если он утратил контроль над обществом, т. е. больше не обеспечивает безопасность индивидам. Тогда возникает потребность в новом договоре и новом правителе. Свергнутый монарх не обладает ни малейшим правом на возвращение короны.

Как философ может изучить общество?

Гоббс сравнивал общество с часами. Когда мы хотим понять, как работают часы, мы их разбираем и изучаем отдельные детали и их свойства. Затем мы собираем часы вновь. Аналогично этому мы должны изучать общество. Метод Гоббса заключается в анализе и синтезе.

Каково значение учения Гоббса?

Яркий натурализм и материализм Гоббса имел сравнительно немного сторонников и единомышленников в XVII веке, когда религия оставалась мощной идеологической основой. В XVIII веке методология Т. Гоббса, основанная на чувственном познании и опыте, получил весьма высокую оценку у французских материалистов.

Джон Локк

Биографическая справка

Годы жизни: 1632-1704. Английский философ Локк изучал естественные науки и медицину в Оксфордском университете, где остался в качестве преподавателя греческого языка и риторики. В 1664 году Локк переходит на дипломатическое поприще, сочетает политическую карьеру с научными занятиями. Основные труды Локка: «Опыт о человеческом разумении», «Письмо о веротерпимости», «Трактат о государственном правлении».

Какую цель поставил перед собой Дж. Локк?

Сам Локк писал об этом так: «Моя цель состоит в том, чтобы исследовать происхождение, достоверность и объем человеческого познания».

Истинное знание приобретается благодаря органам чувств, оно основано на опыте. Идеи и понятия не являются врожденными, они тоже приходят с опытом.

Как возникают понятия и идеи?

Идеи и понятия возникают по мере того, как человек воспринимает предметы органами чувств — зрением, слухом, осязанием, обонянием. Это внешний опыт. Во-вторых, размышления порождают идеи и понятия. В процессе дальнейшей практики эти два вида опыта совершенствуются и развиваются.

С чего начинается знание?

С простых идей. В них отражаются первичные качества вещей: протяженность, форма, движение и покой. Затем воспринимаются вторичные (изменчивые) качества: цвет, звук, вкус. Разум соединяет различные идеи и подвергает их дальнейшей обработке.

По убеждению Локка, самым достоверным является математическое знание. По степени точности выделяется интуитивное знание, которое состоит из очевидных, ясных и простых положений, например: три больше двух и т. д.

Какую роль сыграли труды Локка?

Локка можно назвать родоначальником психологии. Его труды оказали большое влияние на развитие антропологических и психологических представлений в науке.

Бенедикт Спиноза

Биографическая справка

Годы жизни: 1632-1677. Спиноза родился в Амстердаме, учился в религиозной гимназии. Чтобы иметь средства к существованию, занимался шлифованием линз. Особый интерес проявлял к математике и естествознанию. Основные труды: «Политический трактат», «Богословско-политический трактат», «Этика».

Что было основой философских поисков Спинозы?

Он стремился, опираясь на геометрический метод, создать целостную картину мира. По его убеждению, основой всего, или субстанцией, является Бог, присутствующий в природе в качестве ее универсальной (всеобщей) причины. Бог и природа слиты и нераздельны. Основные характеристики природы — протяженность и мышление. Отдельные вещи («модусы») конечны и изменчивы, существуют благодаря внешним причинам.

Каким образом человек познает мир?

Познание мира проходит в своем развитии три ступени. Первая ступень — это чувственное восприятие внешнего мира. Вторая — рассуждения. Третья — истинные знания, полученные разумом и независимые от чувственного опыта.

Как Спиноза рассматривал человека?

Человек — частица природы и полностью подчиняется ее законам — «естественному порядку». Свобода воли невозможна, так как люди включены в мировую цепь причинно-следственных связей. Эти связи порождают все человеческие страсти (аффекты), которые господствуют над людьми.

Может ли человек быть свободным?

Свобода человека все же возможна. Для этого нужно познать с помощью разума причинно-следственные связи и законы в окружающей природе. Это доступно лишь людям с философским складом ума. Несвобода всегда порождается невежеством, предрассудками и заблуждениями. Лишь знание расчищает путь к свободе через преодоление суеверий.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Биографическая справка

Лейбниц родился в 1646 г. в Лейпциге, получил юридическое образование, после университета работал юристом. Позже, заведуя библиотекой ганноверского герцога, он разработал (независимо от Ньютона) дифференциальное и интегральное исчисление, усовершенствовал счетно-решающее устройство Паскаля. Признанный авторитет в науке, он был избран членом Лондонского Королевского общества, Парижской Академии наук и сам учредил в 1700 г. Берлинскую Академию наук. Умер в 1716 г. Основные труды: «Новая физическая гипотеза», «Рассуждения о метафизике», «Новые опыты о человеческом разуме», «Монадология».

Что привнес Лейбниц в философию?

Учение о монадах. Под монадой он понимал простую духовную неделимую частицу. Из совокупности монад состоит мир. Лейбниц писал: «Монада... есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных...». Монада сама по себе есть целый мир, активный и разнообразный.

Сочетаясь друг с другом, монады образуют все предметы в мире, включая биологические. Высшей монадой является Бог — нечто абсолютно совершенное и деятельное.

Может ли человек познать мир?

Органы чувств позволяют постигать только то, что лежит на поверхности. Законы мира и его причины могут быть познаны только усилиями разума. В связи с этим существуют как бы две истины — «истина факта» и «истина разума», которые выражают две ступени познания — чувственную и рациональную. Познание есть творческая деятельность ума, в ходе которой раскрываются все новые и новые тайны природы. Достоверность знаний можно проверить логикой и математикой.

Что такое человек?

Человек, по мнению Лейбница, является носителем монад — духов, которые наделены сознанием. Интеллектуальные задатки, данные человеку от рождения, раскрываются в процессе познавательной деятельности.

Какое воздействие оказало учение Лейбница на философскую мысль?

Учение Лейбница оказало существенное воздействие на развитие философской мысли в Европе, особенно в XVII веке. В Германии вплоть до появления учения И. Канта господствовала так называемая лейбницеанско-вольфская философская школа.  Ее упрощенные принципы были основным предметом на уроках философии в русских духовных учебных заведениях в XIX в. С другой стороны, французские материалисты XVIII века, в особенности Дидро, подвергали лейбницевскую монадологию материалистическому переосмыслению. Критическое усвоение целого ряда принципов, выдвинутых Лейбницем, способствовало расцвету немецкой идеалистической диалектики.

Джордж Беркли

Биографическая справка

Годы жизни: 1685-1753. По окончании богословского факультета Беркли преподавал богословие и греческий язык. С1713 по 1734 г. он находился на службе в качестве секретаря и домашнего священника у дипломата, потом жил несколько лет в Америке, проповедуя христианство. По возвращении в Великобританию был назначен епископом в Клойне (Ирландия).

Первым крупным произведением Беркли является его философский дневник. Другие работы: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о принципах человеческого познания», «Защита христианской религии против так называемых свободных мыслителей».

Какова цель философии?

Цель философии — защитить религию философскими аргументами. Главную задачу своей философии Беркли видел в опровержении материализма.

Что представляет собой мир?

По мнению Беркли, внешний мир, все материальные тела и предметы — это совокупность ощущений субъекта, то есть каждого отдельного человека. Вещи, единичные предметы, в реальности которых никто не сомневается, — не что иное, как модификация нашего сознания, комбинация ощущений. Поэтому невозможно существование вещей независимо от человеческого восприятия. Вещи всего лишь идеи, возникающие в человеческом сознании.

Как возникают идеи?

Идеи возникают под воздействием Бога на ум человека.

Одновременно с идеями в сознании человека существуют фантазии. Идеи отличаются ясностью, а фантазии, но мнению Беркли, смутны, слабы и непостоянны.

Как объяснить процессы, происходящие в природе?

Все, происходящее в природе, Беркли представлял, как совокупность «знаков», при помощи которых человек осведомляется о воле божества. Нет иных причин, кроме духовных, ничего активного кроме Бога, отмечал ученый.

Давид Юм

Биографическая справка:

Годы жизни: 1711-1776. Давид Юм родился, жил и умер в Эдинбурге. Он получил блестящее образование и очень рано развил свои основные философские идеи. «Трактат о человеческой природе» был опубликован, когда Юму было 28 лет.

Основные произведения: «Исследования о человеческом разуме», «Естественная история религии», «Диалоги о естественной религии».

К какому философскому направлению принадлежал Юм?

Юм — представитель классического английского эмпиризма. Как и остальные эмпирики, он утверждал, что единственный источник знания — чувственный опыт, все знание обосновывается в опыте. Действительность — это поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы.

Как возник и развивался мир?

Юм считал, что человек не может знать этого. Мы знаем только то, о чем у нас есть опыт.

Что определяет поступки человека?

Юм считал, что все поступки человека определены культурой. Добродетели зависят от обычаев и нравов, которые переходят, как наследие, к последующим поколениям.

Что является основой общественных отношений?

Юм считал, что в основе общественных отношений — сопереживание, которым обладают все люди. Поэтому общество покоится не на договоре, а на соглашении, которое возникает в результате непосредственного сопереживания общих чувств и интересов. Правила, нормы, законы возникают из этого основополагающего чувства. Общественный порядок покоится, в конечном счете, на людском сочувствии. Этот базис не является непогрешимым, но, согласно Юму, это то, что мы имеем.

УЭ-3.

2. Ответьте на вопросы.

(второй уровень сложности)

 

Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Работайте индивидуально.  Задание оценивается в девять баллов. Сделайте выводы.

- «На каком основании XVII в. называется «веком гениев»?

- «Каковы характерные черты онтологии Нового времени»?

- «Назовите сторонников эмпирического и рационалистического методов познания. В чем суть этих методов»?

3. Назовите особенности философии в эпоху Нового времени.

Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Работайте индивидуально. Задание оценивается в один балл.

4. Определите роль философии в указанный период.

Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Работайте индивидуально. Задание оценивается в два балла. Сделайте выводы.

5. Перечислите мыслителей Нового времени.

Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Работайте индивидуально. Задание оценивается в один балл.

6.  Составьте схему на тему: «биографии философов Нового времени».

Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Работайте индивидуально. Задание оценивается в восемь баллов.

7. Заполните таблицу: «философские взгляды мыслителей эпохи Нового времени».

Имя мыслителя

Философские взгляды

Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Работайте индивидуально. Задание оценивается в шестнадцать баллов. Сделайте выводы.

УЭ-4.

8. Выполните упражнения и задачи.

(третий уровень сложности)

Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Работайте индивидуально. Задание оценивается в девять баллов. Сделайте выводы.

1. В чем суть философских достижений эпохи Ренессанса, оказавших влияние на философию Нового времени?

2. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени?

3. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта?    

2. Обсудите результаты своей работы.

Работайте вместе с классом.

3. Оцените свою работу.

Максимальная оценка за работу – 58 баллов.

УЭ-5.

Резюме (обобщение);

Д/З: 1.  Лекция I.7.  (читать, пересказывать).  2. Решить все варианты тестов входного и выходного контроля (кроме варианта, выполненного на занятии).  3. Термины (учить).

Работайте в группе под руководством учителя.

Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Работайте индивидуально. Задание оценивается в 8 баллов.

Выходной контроль (ТЕСТ):

Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Работайте индивидуально. Задание оценивается в пять баллов.

Вариант I.

Вариант II.

В каждом из вопросов тестов возможен только один вариант ответа.

1.  В XVII веке философия развивалась в тесной связи с:

1) валеологией;

2) исторической географией;

3) наукой;

4) музыкой.

2. Идеалом философии в XVII веке стало:

1) точное знание;

2) духовное совершенствование;

3) религиозное мировоззрение;

4) безразличие к жизни.

3. Исключите неверный вариант ответа. Философами Нового времени были:

1) Френсис Бэкон;

2) Николай Кузанский;

3) Бенедикт Спиноза;

4) Джордж Беркли.

4.  Френсис Бэкон важнейшим средством для решения социальных проблем считал:

1) музыку;

2) медитацию;

3) религию;

4) науку.

5. Френсис Бэкон считал, что философия основана на:

1) наблюдении;

2) эксперименте;

3) вымысле;

4) обмане.

6. Френсис Бэкон утверждал, что есть:

1) два вида идолов;

2) четыре вида идолов;

3) пять видов идолов;

4) семь видов идолов. 

7. Рене Декарт считал, что определенность философскому знанию придает строжайшая:

1) тайна;

2) мера;

3) методология;

4) конспирация.

8. Согласно Рене Декарту, мир состоит из:

1) воды;

2) огня;

3) земли;

4) атомов.

9. Томас Гоббс считал основным свойством человека стремление:

1) к самосохранению;

2) к браку;

3) к предательству;

4) к дружбе.

10. Исключите неверный вариант ответа. Что из перечисленного (согласно Т. Гоббсу) не является источником конфликта:

1) страх;

2) любовь;

3) соперничество;

4) стремление к славе.

11. Джон Локк заявлял, что истинное знание приобретается благодаря:

1) внутренним органам;

2) предсказаниям;

3) органам чувств;

4) медитации.

12. Джон Локк считал, что знание начинается с простых:

1) истин;

2) идей;

3) слов;

4) схем.

13. Кого из философов Нового времени можно назвать родоначальником психологии?

1) Джона Локка;

2) Бенедикта Спинозу;

3) Джорджа Беркли;

4) Давида Юма.

14. Бенедикт Спиноза называл человеческие страсти:

1) рефлексами;

2) аффектами;

3) безрассудством;

4) умопомрачением.

15. Готфрид Лейбниц говорил, что законы мира и его причины можно познать только усилиями:

1) воли;

2) людей;

3) обществ;

4) разума.

16. Какой философ считал, что цель философии – защищать религию философскими аргументами?

1) Аристотель;

2) Фалес Милетский;

3) Джордж Беркли;

4) Галилео Галилей.

17. Давид Юм считал, что все поступки человека определены:

1) привычкой;

2) инстинктом;

3) интуицией;

4) культурой.

1. Для познания мира в XVII веке стали привлекать:

1) рисование;

2) естествознание;

3) культурологию;

4) сфрагистику.

2. Наукой о движении материальных тел в пространстве является:

1) логика;

2) социология;

3) демография;

4) механика.

3. Исключите неверный вариант ответа. Философами Нового времени были:

1) Готфрид Лейбниц;

2) Джон Локк;

3) Ибн Рушт;

4) Рене Декарт.

4.  Объектом философии, по мнению Френсиса Бекона является:

1) окружающий мир;

2) потусторонний мир;

3) духовный мир;

4) вымышленный мир.

5. Френсис Бэкон говорил, что человеку познать истину мешают:

1) предрассудки;

2) убеждения;

3) галлюцинации;

4) идолы.

6. В основе философской системы Декарта лежит:

1) продуктивный метод;

2) дедуктивный метод;

3) репродуктивный метод;

4) спонтанный метод.

7. Фраза «Мыслю, следовательно, существую» принадлежит:

1) Томасу Гоббсу;

2) Джону Локку;

3) Рене Декарту;

4) Джорджу Беркли.

8. Постигнуть законы Вселенной, говорил Рене Декарт, можно при помощи:

1) лингвистики;

2) риторики;

3) музыки;

4) математики.

9. Сколько источников общественных конфликтов выделял Томас Гоббс?

1) три;

2) семь;

3) восемь;

4) десять.

10. Гоббс говорил, что уменьшить количество конфликтов можно, если установить в обществе:

1) строгую цензуру;

2) единую власть;

3) власть народа;

4) власть церкви.

11. По мнению Джона Локка истинное знание основано на:

1) интуиции;

2) восприятии;

3) теории;

4) опыте.

12. По убеждению Джона Локка самым достоверным является:

1) математическое знание;

2) историческое знание;

3) географическое знание;

4) ихтиологическое знание.

13.  Основой всего мира Бенедикт Спиноза считал:

1) материю;

2) Бога;

3) природу;

4) землю.

14. Исключите неверный вариант ответа. По мнению Бенедикта Спинозы человек, познает мир благодаря:

1) чувственному восприятию внешнего мира;

2) рассуждениям;

3) истинному знанию, полученному разумом независимо от чувственного опыта;

4) констатации фактов.

15. Автором учения о монадах был:

1) Рене Декарт;

2) Френсис Бэкон;

3) Готфрид Лейбниц;

4) Давид Юм.

16. Мыслителем Нового времени, опровергавшим материализм, был:

1) Джордж Беркли;

2) Фома Аквинский;

3) Рене Декарт;

4) Джон Локк.

17. Представителем классического английского эмпиризма был:

1) Мухаммед;

2) Давид Юм;

3) Пьер Кюри;

4) Платон.

Обобщение по модульному уроку I.7.

Отработан модульный урок I.7., вы  познакомились с философией Нового времени.  Философия Нового времени опирается в теории познания на эмпирический и рационалистический методы с преобладанием последнего. Уяснив тенденцию развития философской мысли, вы прояснили для себя и характерные особенности философии этого периода. Вы познакомились с философскими направлениями, их основными идеями, принципами и особенностями. Усвоили терминологию и персоналии по данным проблемам. Теперь повторим этот материал.

Основные понятия и термины

Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания

Апологетика — сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества.

Гелиоцентризм — система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.

Геоцентризм — система взглядов, считающая Землю центром Вселенной.

Гуманизм — (от лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, равенство, борьбу за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

Дедукция логический вывод от общего к частному.

Деизм — учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира.

Дуализм — принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира.

Индукция — логический вывод от частного к общему.

Картезианство — совокупность взглядов Декарта и его последователей.

Клерикализм — общественно-политическое направление в деятельности религиозных организаций, ориентированное на повышение влияния религии и церкви в различных сферах жизни общества.

Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего, актом своей воли.

Модусы — свойства.

Монада — философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции.

Монизм — утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция — духовная либо материальная,

Монотеизм — поклонение одному Богу, единобожие.

Натурфилософия — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Номинализм — учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия — только имена.

Пантеизм — философское учение, отождествляющее понятия «Бог» «природа», при этом природа одухотворяется и наделяется божественными свойствами.

Патристика — учение отцов церкви, относится к III-V вв.

Политеизм — поклонение многим богам, многобожие.

Провиденциализм — религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель, определяются провидением, Богом.

Рационализм — направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума.

Реализм — учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.

Секуляризация — освобождение от религии и церковных институтов.

Сенсуализм — направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Субстанция — некоторое первоначало или первооснова, объективная реальность.

Схоластика — «школьная философия», наука, зависимая от теологии, обосновывающая, защищающая логическим путем религиозных догматов и систематизирующая их.

Теология — богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Теодицея — оправдание Бога перед лицом царящего на Земле зла.

Теоцентризм — направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Томизм — учение Фомы Аквинского.

Эмпиризм — направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

Эсхатология — учение о конце света.

Критерии оценки знаний учащихся по модульному уроку I. 7.

  1. Оценка «5» ставится студенту, если он:
  • набрал – 58 баллов (max);
  • набрал – 55 баллов.
  1. Оценка «4» ставится студенту, если он:

●     набрал – 52-49 баллов.

  1. Оценка «3» ставится студенту, если он:

      ●     набрал – 46-43 балла.

  1. Оценка «2» ставится студенту, если он:

      ●     набрал – менее 37 баллов.

За каждый неверный ответ в тестах входного и выходного контроля снимается 0. 5.  балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Из истории философской мысли"

Данный проект является зачётной работой по теме "Из истории философской мысли..."курса "Обществознание". Подготовке и презентации учащимися проекта предшествует лекция учителя с обзором основных этапо...

Больная Россия (философская мысль России на рубеже XIX - XX веков

Проектная работа  показывает, как влияли мысли русских философов конца XIX-начала XX в.в на общественно – политическую и культурную жизнь? Цели работы: •Изучить труды русских философов ...

Разработка урока на тему "Из истории русской философской мысли"

Разработка урока философии для обществознания 10 класса общеобразовательных школ и техникумов....

Презентация по теме "Социально-философская мысль XX века"

Презентация к уроку обществознания (профильный уровень) в 10 классе. Программа под редакцией Л.Н.Боголюбова...

Урок в 10 классе "История Русской философской мысли"

Урок в 10 классе "История Русской философской мысли"Учебник: Обществознание. Профильный уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниково...

План-конспект урока "Развитие русской философской мысли" по обществознанию.

К план-конспекту прилагается раздаточный материал....