Игра «Детективная история»
методическая разработка (5 класс)

ЗЕМЦЕВА СНЕЖАНА АНАТОЛЬЕВНА

Игра- занятие «Детективная история».Знакомство с профессиями частный детектив и следователь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Детективная история»

 Цель: Познакомить с профессией следователя, детектива.

 Задачи:

Обучающие:

   1. Формировать умение работать сообща, развивать коллективизм;

   2. Формирование общей способности искать и находить новые решения,способы достижения результата.

Развивающие:

   1. Закреплять умение устанавливать закономерности в расположении объектов;

   2. Закреплять умение использовать в работе логические приёмы (анализ, синтез, сравнение).

3.Развивать внимательность, логическое мышление, воображение.

Коррекционные:

     1. Развивать умение выполнять зрительный анализ;

     2. Закреплять умение последовательно переключаться с одного объекта на другой;

     3. Развивать словесно – логические операции.

Воспитывающие:

  1. Воспитание морально – волевых качеств;
  2. Воспитание нравственных межличностных отношений.

Прививать уважение к труду полицейского (следователя, оперативного работника, детектива)

Оборудование: мультимедийная презентация, распечатанный материал с задачами на каждого. картотека преступников с отпечатками пальца, лупа, шнур, краска, кисточки, клей, отпечаток пальца преступника, конверт с наградными дипломами, спички (палочки), «вишня», проектор, компьютер, музыкальные произведения из кинофильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», карандаши, бумага для письма. Ход мероприятия:(звучит музыка из кинофильма Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона «Увертюра»)

Теоретическая часть (10 мин)

 Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с профессиями в современном мире. Наше занятие в форме игры. (Слайд 1) В первой части занятия я вам расскажу о профессиях, будоражащих наше воображение. Это – следователь и частный детектив. Иногда людей этих профессий называют одним словом- сыщик. А затем вы сами попробуете раскрыть загадочное преступление. Скажите, как вы думаете, о чем мы сегодня должны поговорить, чтобы познакомиться с профессиями? (Ответы. Где работают люди этих специальностей, чем занимаются, какими качествами они должны обладать) Как вы думаете, где работают и чем занимаются следователи и частные детективы? Две этих профессии –следователь и частный детектив чем-то похожи, но и есть отличия. (ответы ребят). Для того, чтобы нам легче было разобраться в этих профессиях мы сделаем их сравнительный анализ.

Сравнительный анализ профессий.

Следователь

Частный детектив

Следователь — это юрист, который занимается расследованием преступлений

Частный детектив — лицо, осуществляющее детективную (сыскную) деятельность и оказывающее детективные услуги частным образом.

                                  Чем занимаются? (расследованиями)

 Расследуют кражи, грабежи, мошенничества, ДТП, финансовые преступления, незаконный оборот наркотиков и оружия и многое другое, в общем практически все.

Слежка, добыча информации, поиск вещей или людей, мелкие махинации внутри фирмы. Те дела, которыми не занимается полиция или клиет не хочет туда обращаться сам. Если частный детектив узнает о преступлении -должен доложить об этом в полицию.

Работает в коллективе. Является «мозгом» в расследовании и начальником для своей оперативной группы.

Форму работы выбирает сам. Может работать один или с помощниками.

Когда появилась профессия?

С появлением государства и законов, которые нельзя нарушать.

Официально в 1992 году вместе с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 г. Сейчас в одном Санкт-Петербурге частных детективных агенств больше 10.

образование

высшее юридическое образование.

Часто бывшие следователи  или  сотрудники  полиции.

Где работают?

Следователь может работать в государственных структурах(МВД, прокуратуре) или стать частным детективом

В детективных агентствах.

Следователь — этоюрист, который занимается расследованием преступлений. Профессия предполагает высшее юридическое образование. Следователь может работать в государственных структурах или стать частным детективом.Расследуют кражи, грабежи, мошенничества, ДТП, финансовые преступления и многое другое, вобщем практически все

Посмотрите на доску. (Слайд 2) Здесь показан алгоритм (порядок) действий в работе следователя. Работа следователя начинается с приема заявления о преступлении. Далее он открывает дело, проводит следствие на месте преступления, осуществляет поиск и опрос свидетелей. Следующая стадия требует анализа собранной информации, в ходе которого выдвигается несколько версий преступления. Определив круг подозреваемых, следователь проводит допрос, ищет доказательства и пишет отчет следствия. После этого дело передается в суд.

А теперь поговорим о профессии- частный детектив. В наше время появилось много частных детективных агентств. (Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 N 2487-1 от 11 марта 1992 года N 2487-1) В одном Санкт-Петербурге их больше 10.

Частный детектив — лицо, осуществляющее детективную (сыскную) деятельность и оказывающее детективные услуги частным (индивидуальным) образом. Его работа не всегда связана с преступлениями. Его могут нанять за плату, чтобы кого-то или что-либо найти, за кем-то проследитьили добыть интересующую клиента информацию. Если частный детектив в ходе своего расследования узнает о каком- то преступлении он обязан сообщить об этом в МВД.

-Вы знаете ребята, что во все времена существовали преступления, а значит и те люди, которые старались поймать преступника. В наше время преступления стали более технологичными.Грабителиуже используют не только оружие и грубую силу, но могут ограбить банк, не выходя из своей комнаты, имея только интернет и компьютер. Таким образом иследователю, чтобы раскрыть преступления надо много уметь изнать. А так как преступления бывают во всех сферах деятельности человека,то и знания у следователя должны быть очень обширны.

 Как вы думаете какими качествами и чертами характера должен обладать следователь? Каждый пусть выберет из лежащих на столе вариантов, те качества, что обязательно должны присутствовать у хорошего сыщика. ((ответы детей) Выбирают, напечатанные на листочках те качества, что должны быть у следователя и клеят на плакат, объясняяпочему выбрал именно это качество.)

-Да. Работа следователя невозможна без таких личных качеств: аналитического мышления, настойчивости, сообразительности, а иногда и актёрского мастерства. Следователю чтобы раскрыть преступление надо быть умным, порядочным, грамотным, внимательным, наблюдательным, усидчивым, рассудительным,уметь строить логические цепочки, уважать и соблюдать закон, кроме того, следователю необходимо поддерживать себя в хорошей физической форме.Еще следователь должен уметь организовать не только свой труд, но и труд своих коллег, а также оперативных работников.Эта работа требует таланта, призвания, настойчивости и упорства.

Вот мы и познакомилисьс профессиейследователя. А теперь предлагаю самим почувствовать себя сыщиками и поиграть в игру-квест «детективная история».

Цель игры: Вам надо найти преступника, а для этого надо собрать улики.(Улика-предмет или обстоятельство, уличающие кого-либо в чём-либо, свидетельствующие о чьей-либо виновности.)

Ход игры::(звучит музыка из кинофильма Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона «Шулер»)

Ведущий:

 Ребята, мы открываем своё детективное агентство. И у нас есть первое дело. У нас из класса было похищено ценное письмо с документами со стола. Я оставила письмо на столе в кабинете, поставив на него стакан, что бы то не унесло сквозняком. Позже  письма не оказалось на месте. Опрошенные свидетели рассказали приметы преступника. Нам надо поймать преступника и вернуть письмо. Открываем дело №1 «Пропавшее письмо».

 Работа детектива – это не только поиск улик и зацепок. И уж точно не зрелищные погони за преступниками! Прежде всего, это работа мозга: умение отделить важную информацию от второстепенной, увидеть скрытые связи между разными событиями и выстроить четкую цепочку умозаключений.

Главное оружие настоящего сыщика – не пистолет, а логическое мышление.

Для того что бы найти преступника нам надо выяснить как он выглядит. Если вы покажете себя с лучшей стороны в заданиях на внимательность, логику, ловкость, память, сообразительность и актёрское мастерство, то за каждое из этих профессиональных качеств детектива (следователя) вы получите 1 примету преступника. Затем по приметам мы найдём его фото в нашей картотеке и узнаем кто он.

1.- ЗАДАНИЯ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.( Слайды 3-8)(10 мин)

-вишня в стакане;(Выполняет каждый индивидуально. Кто сделал поднимает руку)

(2 мин)

-задача про корзинки;(Работа в индивидуально) (3 мин.)

-задание на умение считать и сопоставлять.(Выполняет каждый индивидуально. Кто сделал поднимает руку) (3 мин.)

Ведущий:

Молодцы! Вы справились! Вы доказали,что умеете логично мыслить и заработали 1 примету преступника.Кладём нашу улику в ящик для улик,т.к. пока чтоеё невозможно прочесть. Все подсказки зашифрованы. (широкие скулы)

2.- ЗАДАНИЯ НА ПАМЯТЬ. «Запомни предмет» (5 мин.)

(Слайд 9)

Сейчас вашему вниманию будет представлено 10 предметов, вы их запоминаете в течение 10 секунд, потом вы должны по памяти их записать на свой лист, но чтобы другая команда не подглядела.(Делятся на 2 группы. Отвечают ребята по очереди, поднимают руки. Кто больше запомнил,тот и добыл улику в общую копилку улик. (Преступник - лыс))

3.- ЗАДАНИЯ НА ЛОВКОСТЬ.(5мин.)

Ведущий:

Представьте. Вы попали в подвал таинственного замка. Вам надо пройти по белым плиткам пола (листы бумаги), пробраться через паутину (резинка натянута между партами), со стола взять одну подсказку и вернуться с ней назад, пройдя по канату через ров. Не во всех записках есть подсказки, а только в одной, поэтому надо забрать их все. Время ограничено 5 минутами. (Преступник носит усы)

4.ЗАДАНИЯ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. (Слайд 11-20) (10 мин.)

1. 6+7(Отвечают хором)

2. Как пирамидка выглядит сверху.(Выполняет каждый индивидуально. Кто сделал поднимает руку)

3. Найди отличия. (делятся на 2 группы. Кто больше нашел, тот и добыл улику в общую копилку улик) (1 мин)

5. Найди потерянные предметы.(Слайд 19-20)

И примету нам скажет фермер, если мы найдём потерянные им вещи.В наш век высоких технологий и интернета можно очень быстро передавать информацию, и наши агенты прислали нам фото участка. Посмотрите на экран или возьмите распечатку участка, что лежит на вашем столе. Внимательно изучите снимок и постарайтесь найти все вещи, указанные в списке. Что бы быстрее справиться с заданием попробуйте договориться между собой. (Кто какой предмет ищет или поделить на сектора). Вам дается три минуты на выполнение задания.(делятся на 2 группы. Кто больше нашел, тот и добыл улику в общую копилку улик)

Ведущий:

Молодцы! Вы справились! Вы доказали, внимательные и заработали ещё 1 примету преступника. Кладём нашу улику в ящик для улик, т.к. её нельзя прочесть. (У преступника широкий нос)

  1. ЗАДАНИЕ НА УМЕНИЕ ПЕРЕВОПЛОЩАТЬСЯ. «Изобрази преступника»(10 мин)

Ведущий:

Чтобы установить личность преступника, многие детективы вживаются в его образ. То же самое предстоит сейчас нашим участникам. Время на подготовку — 10 секунд. Я зачитываю описание преступника, один представитель от команды слушает, потом изображает этого преступника.

  1. Старушка, голова и руки трясутся при ходьбе. Старушка подозрительно часто оглядывается, покашливает.
  2. У него была обаятельная улыбка. Он немного прихрамывал на левую ногу. Слабостью в его характере было то, что он постоянно расстегивал и застегивал пуговицы на воротнике рубашки
  3. Девушка. Плавная походка. Очень себе нравится.
  4. Весёлый подросток. Походка прыгающая. Постоянно держит руки в карманах.
  5. Подросток. Ходит медленно, не глядя перед собой. Всё время смотрит в смартфон.
  6. Молодая женщина. Все время улыбается, поправляет волосы. часто подмигивает встречным людям.

Ведущий:

Молодцы! Вы справились! Вы доказали, что сможете перевоплотиться и во время слежки вас не узнают, и заработали ещё 1 примету преступника. Кладём нашу улику в ящик для улик, т.к. её нельзя прочесть. (У преступника густые брови).

У нас есть подсказки, но все подсказки засекречены. Вам надо найти ключ к каждой, чтобы прочесть. Воспользуйтесь приспособлениями из нашей лаборатории для этого.(С помощью фонарика ребята просвечивают листы и читают 1-ую примету- широкие скулы, с помощью отражения в зеркале узнают 2-ю примету- -лысый,3-я подсказка- широкий нос, написана воском, её надо покрасить акварелью,4-ая-усы, проткнута бумага иглойи надо её посмотреть на просвет или пощупать,5-ая- густые брови - заменить буквами алфавита пляшущих человечков.)

Расшифровывают.

 А теперь ищем с помощью картотеки подходящего подозреваемого. Молодцы! Подозреваемый под номером 3 подходит под полученные улики полностью. Но должны быть и весомые доказательства. Ведь это может быть похожий человек.Но ведь можно сбрить усы или отрастить волосы. Тогда мы посадим невиновного, а преступник останется на свободе. Как вы думаете какие доказательства у нас могут быть?Это отпечатки пальцев на месте преступления. Помните, что на украденном письме стоял стакан. Преступнику пришлось его передвинуть, чтобы взять письмо. Со стакана мы снялиодин отпечаток пальца и вам нужно будет сравнить его с отпечатком преступника.У каждого человека только свой папиллярный рисунок на пальцах. И второго точно таково же нет на свете. (Дактилоскопи́я - способ опознания (идентификации)  по следам пальцев рук (в том числе ладоней рук), основанный на неповторимости рисунка кожи. Широко применяется в криминалистике. (Основана на идеях англичанина Уильяма Гершеля выдвинувшего в 1877 году гипотезу о неизменности папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека. Эта гипотеза стала результатом долгих исследований автора, служившего полицейским чиновником в Индии). Посмотрите какие могут быть узоры на пальцах. (Слайд 21-22.) Посмотрите на свои руки.

Возьмите лупу, отпечаток пальца преступника и сравните со всеми подозреваемыми. Если приметы и отпечаток пальца совпадает, то вина доказана.

И так виновность преступника мы доказали, полиция его арестовала и преступник вернул украденное письмо. Давайте посмотрим, что в нем. Ребята обнаруживают внутри приятные подарки (Дипломы для юных сыщиков).

Рефлексия:

Понравилось вам сегодня быть детективами?

Какими качествами должен обладать детектив?

Какие качества вы проявили в ходе игры?

Хотели бы вы в будущем выбрать профессию полицейского, детектива?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 6 классе " детективные истории"

урок сложения, умножения, вычитания, деления дробей...

Урок – игра «Детективное агентство».

Урок – игра «Детективное агентство».Тема «Нахождение числа по его дроби»...

Разработка внеклассного занятия "Детективная история".

Для проведения обобщения по темам "Изобретения древних"....

презентация квест- игры "Детективное агенство"

Квест-игра "Детективное агенство" проводится по станциям. Можно использовать на уроках право в 8-9 классах....

Ниро Бульф-Дог и Разбитая ваза (детективная история с элементами дидактической игры на логику)

Мистер Рекс Стабби пришел в дом знаменитого детектива Ниро Бульф-Дога на Вест стрит 35 Барроу, на Манхердере, Нью-Дог Сити, в первую пятницу прошлого месяца, когда Бульф только получил новую пар...