Методическая разработка:«Великие потрясения. Взгляды и оценки».-10 класс. История и Литература.
методическая разработка по литературе (10 класс)

Сапрыкина Виктория Владимировна

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_velikie_potr.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Великие потрясения. Взгляды и оценки».

Класс:  10 а

Учителя: Сапрыкина В.В., Аммалайнен С.А.

Тип урока: комплексного применения знаний (интегрированный (история и литература))

Основные понятия и термины:

Стиль, жанр, Антанта, великие потрясения, революция, гражданская война, контрибуция, заготконтора, РКСМ, чрезвычайка

Основные даты: 25 октября 1917г. 1918-1922гг.

Персоналии: В.И. Ленин, А. Керенский,А. Колчак, Л. Корнилов, Ф. Дзержинский

Цели и задачи:

образовательные:

- повторить события Гражданской войны и Октябрьской революции 1917г.  в России

- обеспечить развитие системы познавательных умений учащихся: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, запоминать и др.;

- развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы.

воспитательные:

- воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию ценностных установок;

- развивать толерантность, умение добросовестно и сосредоточенно работать.

Планируемые результаты обучения:

предметные:

  • включение учащихся в различные виды деятельности на уроке по получению нового знания;
  • преобразование и применение нового знания в учебных ситуациях;
  • формирование научного типа мышления;  

метапредметные:

  • принятие учебной цели учащимися, организация и контроль учебного труда;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать действия;
  • умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, находить общее решение;

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Приветствие, организационный момент

1 минуты

Приветствие, распределение обучающихся на группы

Приветствие

2. Мотивационно-целевой

7 минут

Демонстрация двух видеофрагментов.

Сейчас вам будет показаны фрагменты из двух фильмов разных эпох: «Неуловимые мстители» 1966г., сформировавший взгляды людей, родившихся до распада СССР. Второй фильм –  «Адмирал» снят в  2008г. и отражает современные представления об исторических событиях. И постарайтесь определить, что объединяет эти фильмы и чем они отличаются.

(Наводящие вопросы:

1.О каких событиях говорится во фрагментах?

2.Кто из героев вызвал симпатию и антипатию?

3.Почему одни и те же события интерпретируются по-разному?)

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока

Изучение и сопоставление предложенного материала.

Анализ и сравнение видеофрагментов

1.Представлены одни и те же события. Великие потрясения/гражданская война

2. В первом фрагменте….

Во втором фрагменте…

3. Исторические события интерпретируются по-разному в зависимости от исторического времени.

4. Великие потрясения. Взгляды и оценки.

3.Актуализация знаний.

3-4

минут

Предлагаем вам вспомнить основные даты, понятия и имена, связанные с этими событиями.

 Исторический блиц-опрос.

Приложение 1.

Отвечают на вопросы, вспоминают термины, даты, персоналии.

4. Учебно-познавательная деятельность

7 минут

Чтение

 

Ответ

      3 минуты

3

Минуты ответ

5 минут

Чтение

3 минуты

ответы

Ребята, у вас на столах лежат папки с текстами (приложение 2), прочтите, пожалуйста, их.

Коротко расскажите друг другу, о чем они. И вместе решите,

 по какому принципу можно разделить фрагменты?

Сравните  исторические тексты, подчеркните в них главные мысли, сделайте вывод: в чем их отличие, в чем причина этих отличий.

Рассмотрите художественные тексты, подчеркните ключевые слова, которые отражают событие и отношение автора к нему.

Сделайте вывод: почему одни те же события освещаются авторами по-разному?

 

Изучение и сопоставление предложенного материала.

Анализ и беседа

Читают,

отвечают на вопросы,

выделяют характерные черты, объясняют, чем отличаются художественные произведения от научных (выразительные средства, наличие фактов, явлений, язык)

-Выписать ключевые слова Оценка событий.

Вывод: мы еще раз убедились, что в разные исторические эпохи одни и те же события интерпретируются по-разному

6. Контрольно-оценочный (рефлексивный)

7минут

3

Минуты

чтение

Выберите одно слово, которое будет названием вашего текста. Используя имеющиеся слова и предложения, составьте  небольшой текст любого стиля.

Составляют тексты и зачитывают их по желанию.

7. Подведение итогов, домашнее задание

1 минута

Домашнее задание: дописать текст, подготовить его к сдаче и ответить на вопрос: от чего зависит восприятие и оценка исторических событий

Записывают домашнее задание

Приложение 1.

Группа 1.

1) 25 октября 1917г. – это (октябрьский переворот)

2) СНК – это (правительство СССР)

3) Назовите хронологические рамки проведения политики Военного коммунизма. (1918-1921гг.)

4) Л.Г. Корнилов – (верховный главнокомандующий Русской армии в годы ГВ, белый генерал)

5) Политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса автономии – (сепаратизм)

Группа 2.

1)6 января 1918г. – (Роспуск большевиками Учредительного собрания)

2) Антанта – союз России, Франции, Великобритании

3) Изъятие органами власти имущества у собственника с выплатой стоимости имущества (реквизиция)

4)Ф.Э. Дзержинский – глава Всероссийской чрезвычайной комиссии

5) Резкий и коренной переворот в общественно-политическом отношении, насильственным путем, приводящий к смене общественного строя – (революция)

Группа 3

1)30декабря 1922г. – (образование) СССР

2)ДВР – (Дальневосточная республика – буферное государство на Дальнем Востоке на заключительных этапах Гражданской войны)

3) Назовите дату принятия первой социалистической конституции (1918г.)

4)А.В.Колчак – верховный правитель России

5) Ряд вооруженных конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи

Приложение 2.

Группа 1

А.  Революция и Гражданская война углубили дифференциацию населения: она стала в первую очередь идеологической и, конечно же, это отразилось на содержании и оформлении газет. На первый план (особенно у изданий, представлявших позиции той или иной политической партии), выходят агитация и пропаганда.

В.С. Черепенчук. Гражданская война: день за днем, антология. 2018г.

Б. Голод костлявой рукой схватил за горло широкие рабочие массы, особенно в городах и промышленных центрах, и грозил уничтожить все завоевания революции. Голод стал главнейшим орудием контрреволюции в гражданской войне против советской власти. На остром вопросе о хлебе контрреволюция давала последний решительный бой власти пролетарского государства. На ряду с ожесточенной войной на внутренних фронтах советская власть для спасения революции и голодающих масс вступает на путь жесткого проведения продовольственной монополии и поднимает крестовый поход организованных рабочих против кулаков и спекулянтов.

Пять лет власти Советов. Под ред. А. Енукидзе, Т. Сапронова, М. Савельева и В. Смирнова. 1922г.

В. А.А.Блок  Фрагменты из  поэмы "Двенадцать". 1918 (январь)

1 часть

     А вон и долгополый —
    Сторонкой — за сугроб...
    Что нынче невеселый,
    Товарищ поп?
    Помнишь, как бывало
    Брюхом шел вперед,
    И крестом сияло
    Брюхо на народ?


    Вон барыня в каракуле
    К другой подвернулась:
— Ужь мы плакали, плакали...
    Поскользнулась
И — бац — растянулась!
    Ай, ай!
    Тяни, подымай!


    Ветер веселый
    И зол, и рад.
    Крутит подолы,
    Прохожих косит,
    Рвет, мнет и носит
    Большой плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию»...

    Поздний вечер.
    Пустеет улица.
    Один бродяга
    Сутулится,
Да свищет ветер...
    Эй, бедняга!
        Подходи —
    Поцелуемся...
    Хлеба!
    Что впереди?
    Проходи!
    Черное, черное небо.
    Злоба, грустная злоба
    Кипит в груди...
Черная злоба, святая злоба...
    Товарищ! Гляди
        В оба!

2 часть

Гуляет ветер, порхает снег.
    Идут двенадцать человек.
    Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни...
    В зубах — цыгарка, примят картуз,
    На спину б надо бубновый туз!
    Свобода, свобода,
    Эх, эх, без креста!
        Тра-та-та!
Холодно, товарищи, холодно!

 

11 часть

.. И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
    Ко всему готовы,
    Ничего не жаль...
    Их винтовочки стальные
    На незримого врага...
    В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга...
Да в сугробы пуховые —
    Не утянешь сапога...
    В очи бьется
    Красный флаг.


    Раздается
    Мерный шаг.
    Вот — проснется
    Лютый враг...
И вьюга́ пылит им в очи
    Дни и ночи
    Напролет...
    Вперед, вперед,
    Рабочий народ!


Г. М.А Шолохов "Алешкино сердце" 1925г.

Два лета подряд засуха дочерна вылизывала мужицкие поля. Два лета подряд жестокий восточный ветер дул с киргизских степей, трепал порыжелые космы хлебов и сушил устремленные на высохшую степь глаза мужиков и скупые, колючие мужицкие слезы. Следом шагал голод. Алешка представлял себе его большущим безглазым человеком: идет он бездорожно, шарит руками по поселкам, хуторам, станицам, душит людей и вот-вот черствыми пальцами насмерть стиснет Алешкино сердце.
   У Алешки большой, обвислый живот, ноги пухлые... Тронет пальцем голубовато-багровую икру, сначала образуется белая ямка, а потом медленно-медленно над ямкой волдыриками пухнет кожа, и то место, где тронул пальцем, долго наливается землянистой кровью.
   Уши Алешки, нос, скулы, подбородок туго, до отказа, обтянуты кожей, а кожа - как сохлая вишневая кора. Глаза упали так глубоко внутрь, что кажутся пустыми впадинами. Алешке четырнадцать лет. Не видит хлеба Алешка пятый месяц. Алешка пухнет с голоду.

На этот же день Полька, старшая сестра Алешки, доглядела, когда богатая соседка, Макарчиха по прозвищу, ушла за речку полоть огород, проводила глазами желтый платок, мелькавший по садам, и через окно влезла к ней в хату. Подставив скамью, забралась в печку, из чугуна через край пила постные щи, пальцами вылавливала картошку. Убитая едой, уснула, как лежала,- голова в печке, а ноги на скамье. К обеду вернулась Макарчиха - баба ядреная и злая. Увидела Польку, взвизгнула, одной рукой вцепилась в спутанные волосенки, а другой - зажав в кулаке железный утюг, молча била ее по голове, лицу, по гулкой иссохшей груди.
   Из своего двора видал Алешка, как Макарчиха, озираясь, стянула Польку с крыльца за ноги. Подол Полькиной юбчонки задрался выше головы, а волосы мели по двору пыль и стлали по земле кровянистую стежку.
   Сквозь решетчатый переплет плетня глядел, не моргая, Алешка, как Макарчиха кинула Польку в давнишний обвалившийся колодец и торопливо прикинула землей.

Возле речки в кирпичных сараях и амбарах - хлеб. Во дворе дом, жестью крытый. Заготовительная контора Донпродкома э 32. Под навесом сарая полевая кухня, две патронные двуколки, а у амбаров - шаги и нечищеные жала штыков. Охрана.
   Выждал Алешка, пока повернется спиною часовой, и юркнул под амбар (доглядел еще поутру, что из щелей струею желтой сочится хлеб). Брал в пригоршню жесткое зерно, жевал жадно. Опамятовался от голоса сзади:
   - Это кто тут?
   - Я...
   - Кто ты?
   - Алешка...
   - Ну, вылазь!..
   Поднялся на ноги Алешка, глаза зажмурил, ждал удара, ладонями закрывая лицо. Стояли долго... Потом голос добродушно буркнул:
   - Пойдем ко мне, Алешка! У меня есть пшеница пареная...

Пошли по коридору. В конце на дверях мелом написано - раскумекал Алешка: "Клуб РКСМ". Чудно и непонятно. Вошел очкастый, Алешка, робея,следом. В комнатушке портреты, флаг красный, слинявший, и ребята кое-какие, знакомые. Книжку читают вслух, покосились на скрип двери и опять слегли над столом, слушают. Прислушался и Алешка. Читали о том, как должны нанимать хозяева работников, и еще про многое разное читали. Пришел Алешка из клуба в полночь. Долго ворочался на рваной дерюжке. До самой зари настырно заглядывал ему в глаза кособокий месяц...

Очкастый увидал Алешку, подошел, улыбаясь.
   - Банда в наш округ вступила, Алексей. Как только займут станицу - ты к нам, клуб защищать!
   Хотел расспросить Алешка, как и что, но больно народу много, не посмел. На другой день утром маслом косилочным смазывал Алешка косилку. Глянул к стряпке - из дверей хозяин идет. Захолонуло у Алешки в середке: брови у хозяина настобурченные, идет и бороду дергает. Как будто и неуправки нет ни в чем, а побаивается хозяина Алешка, больно уж лют он на расправу. Подошел к косилке:
   - Ты где бываешь ночьми, гаденыш?
   Молчит Алешка. Банка с маслом косилочным в пальцах у него подрагивает.
   - Где бываешь, говорю?!
   - В клубе... ,
   - А-а-а... в клубе? А этого ты не пробовал, так твою мать?!
   Кулак у хозяина весь желтой щетиной порос и тяжел, как гиря. Стукнул Алешку по затылку, а у того в ноги подвернулись, упал грудью на косилочные крылья, из глаз, словно просяная рушка, искры посыпались.

Минут через пять скрипнула гуменная калитка, хозяин пронес беремя сена; следом шел чужой, звякая шашкой и путаясь в полах шинели. Голос услыхал Алешка сипло-придушенный:
   - Пулеметы есть у них?
   - Откедова!.. Два взвода красных стоит во дворе конторы... И все... Ну, там политком еще, весовщики...
   - Завтра в полночь приедем на гости... в Казенном лесу все... Перережем, ежели врасплох...

- Алешка, ты меньше меня ростом, ползи по канаве до сарая, кинешь гранату в дверь... Иначе мы не скоро возьмем их... Вот это кольцо сдернешь и кидай, но медли, а то убьет!..
   Отвязал очкастый от пояса похожую на бутылку штуку. Алешке передал. Изгибаясь и припадая к влажной земле, полз Алешка; сверху, над канавой, пули косили бурьян, поливали его знобкой росою. Дополз до сарая, сдернул кольцо, нацелился в дверь, но дверь скрипнула, дрогнула, распахнулась... Через порог шагнули двое; передний на руках держал девчонку лет четырех, в предутренних сумерках четко белела рубашонка холстинная, у второго изорванные казачьи шаровары заливала кровь; стоял он, голову свесив набок, цепляясь за дверной косяк.
   - Сдаемся! Не стрелять! Дите убьете?
   Увидал Алешка, как из хаты к порогу метнулась женщина, собой заслонила девочку, с криком заламывая руки; назад оглянулся - очкастый привстал на колени, а сам белее мела; по сторонам глянул.
   Понял Алешка, что ему надо делать. Зубы у Алешки большие и редкие, а у кого зубы редкие, у того и сердце мягкое. Так говорила, бывало, Алешкина мать. На гранату блестящую, на бутылку похожую, лег он животом, лицо ладонями закрыл...
   Но очкастый метнулся к Алешке, пинком ноги отбросил его, с перекошенным ртом мгновенно ухватил гранату, швырнул ее в сторону. Через секунду над садом всплеснулся огненный столб, услышал Алешка грохочущий гул, стонущий крик очкастого и почувствован, как что-то вонюче-серное опалило ему грудь, а на глаза навалилась густая колкая пелена.
   ***
   Когда очнулся Алешка, увидал над собою зеленое - от бессонных ночей лицо очкастого.
   Попробовал Алешка приподнять голову, но грудь обожгло болью, застонал, засмеялся.
   - Я живой... не помер...
   - И не помрешь, Леня!.. Тебе помирать теперь нельзя. Вот гляди!..
   В руке очкастого билет с номером, поднес к Алешкиным глазам, читает:
   - Член РКСМ, Попов Алексеи... Понял, Алешка?.. На полвершка от сердца попал тебе осколок гранаты... А теперь мы тебя вылечили, пускай твое сердце еще постучит - на пользу рабоче-крестьянской власти.
   Жмет очкастый руку Алешке, а Алешка под тусклыми, запотевшими очками увидал то, чего никогда раньше не видал: две небольшие серебристые слезинки и кривую, дрожащую улыбку.
   1925

Группа 2

А. Далекоидущими последствиями войны стали централизация и бюрократизация власти, традиции принуждения и репрессий, жесткая социальная поляризация. Особую роль в послевоенном развитии сыграли укоренившиеся традиции классового подхода и классовой борьбы, доведенные до абсолюта, а нередко и абсурда, в годы гражданской войны. Фактором длительного действия стала уравнительность и ее конкретные проявления – уравнительная справедливость, уравнительная психология и аскетизм. Произраставшее из революции и развивавшееся в условиях гражданской войны на фоне разорения они рождали привычку к общему, но более или менее низкому уровню жизни.

В.И. Голдин. Россия в Гражданской войне. Очерки новейшей историографии (вторая половина 1980-х – 90-е годы). 2000г. С. 214

Б. Большевистская партия поднимает рабочих и крестьян на отечественную войну против иностранных захватчиков и буржуазно-помещичьей белогвардейщины. Советская республика и ее Красная армия разбивают одного за другим ставленников Антанты – Колчака, Юденича, Деникина, Краснова, Врангеля, вышибают из Украины и Белоруссии еще одного ставленника Антанты – Пилсудского и, таким образом, отбивают иностранную военную интервенцию, изгоняют вон ее войска из пределов Советской страны.

Таким образом, первое военное нападение международного капитала на страну социализма окончилось полным его крахом.

История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков): Краткий курс. Под редакцией Комиссии ЦК ВКП (б); Одобрен ЦК ВКП (б), 1938 г.

В. Владимир Маяковский. Левый марш 1918 г.

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

***

***

Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Г. И.А.Бунин «Окаянные дни».

8 февраля 1918

Приехал Д. – бежал из Симферополя. Там, говорит, «неописуемый ужас», солдаты и рабочие «ходят прямо по колено в крови». Какого-то старика полковника живьем зажарили в паровозной топке.

17 апреля

Перед вечером был на Екатерининской площади. Мрачно, мокро, памятник Екатерины с головы до ног закутан, забинтован грязными, мокрыми тряпками, увит веревками и залеплен красными деревянными звездами. А против памятника чрезвычайка, в мокром асфальте жидкой кровью текут отражения от красных флагов, обвисших от дождя и особенно паскудных.

Вечером почти весь город в темноте: новое издевательство, новый декрет – не сметь зажигать электричества, хотя оно и есть. А керосину, свечей не достанешь нигде, и вот только Кое-где видны сквозь ставни убогие, сумрачные огоньки: коптят самодельные каганцы. Чье это издевательство? Разумеется, в конце концов, народное, ибо творится в угоду народу. Помню старика рабочего у ворот дома, где прежде были «Одесские Новости», в первый день водворения большевиков. Вдруг выскочила из-под ворот орава мальчишек с кипами только что отпечатанных «Известий» и с криками: «На одесских буржуев наложена контрибуция в 500 миллионов!» – Рабочий захрипел, захлебнулся от ярости и злорадства: «Мало! Мало!» – Конечно, большевики настоящая «рабоче – крестьянская власть». Она «осуществляет заветнейшие чаяния народа». А уж известно, каковы «чаяния» у этого «народа», призываемого теперь управлять миром, ходом всей культуры, права, чести, совести, религии, искусства.

Группа 3

А. Гражданская война — это величайшая трагедия России…

В этой борьбе каждый отстаивал свое понимание справедливости. Трагедия белого движения в том, что неся в себе высокий нравственный заряд жертвенности во имя интересов России и правильное их понимание, оно не сумело найти адекватных путей к думам и чаяниям всех слоев населения и, тем самым, вынуждено было уйти в изгнание.

Слободин В.П., к.и.н. Белое движение в годы гражданской войны в России (1917–1922 гг.). 1996г.

Б. Историческое значение Гражданской войны заключалось в том, что её практические уроки заставили крестьянство преодолеть колебания и привели его к прочному военно-политическому союзу с рабочим классом. Это упрочило тыл Советского государства и создало предпосылки для формирования массовой регулярной Красной Армии, которая, являясь по своему основному составу крестьянской, стала надёжным орудием диктатуры пролетариата. Рабочий класс, проявивший массовый героизм, вынес на своих плечах главную тяжесть Гражданской войны. На различные командные должности из среды трудового народа, видных партийных работников, бывших младших офицеров, унтер-офицеров и солдат старой армии выдвинулись молодые энергичные командиры, проявившие на полях сражений героизм и военные способности. В их числе: В. М. Азин, В. А. Антонов-Овсеенко, Я. Ф. Балахонов, П. И. Баранов, М. В. Блинов, В. К. Блюхер, С. М. Буденный, С. С. Вострецов, И. И. Гарькавый, О. И. Городовиков, Б. М. Думенко, П. Е. Дыбенко, Д. П. Жлоба, Г. В. Зиновьев, Н. Д. Каширин, В. И. Киквидзе, Г. И. Котовский, Н. Г. Крапивянский, Н. В. Крыленко, Н. В. Куйбышев, И. С. Кутяков, А. В. Павлов, А. Я. Пархоменко, С. К. Тимошенко, В. М. Примаков, А. И Седякин, Я. Ф. Фабрициус, И. Ф. Федько, В. И. Чапаев, Н. А. Щорс, И. Э. Якир и многие др. Под непосредственным руководством В. И. Ленина полководцем, не знавшим поражений, стал профессиональный революционер-большевик М. В. Фрунзе.

В. Зинаида Гиппиус — Божий суд

Это, братцы, война не военная,
Это, други, Господний наказ.
Наша родина, горькая, пленная,
Стонет, молит защиты у нас.

Тем зверьем, что зовутся «товарищи»,
Изничтожена наша земля.
Села наши — не села, пожарищи,
Опустели родные поля.

Плачут дети, томясь в испытании
И от голода еле дыша,
Неужель на такие страдания
Не откликнется наша душа?

Мы ль не слышим, что совестью велено?
Мы ль не двинемся все, как один,
Не покажем Бронштейну да Ленину,
Кто на русской земле господин?

Самодержцы трусливые, куцые,
Да погибнут под нашим огнем!
Знамя новой, святой революции
В землю русскую мы понесем.

Слава всем, кто с душой неизменною
В помощь Родине ныне идут.
Это, други, война не военная,
Это Божий свершается суд.

Г. Демьян Бедный — Революционный гудок

Глубокою ночью воздух морозный
Прорезал призыв твой тревожный и грозный:
«Вставай, поднимайся, рабочий народ!
Смертельный твой враг — у ворот!»

Твой голос, стозвучным подхваченный гудом,
Звучал, как набат, над трудящимся людом:
«Вставай, поднимайся, рабочий народ!
Насильник стоит у ворот!»

Твой клич повторил пролетарий всесветный,
Доносится к нам его голос ответный:
«Проклятье злодеям, творящим разбой!»
К оружью, народ трудовой!»

Услышав твою боевую тревогу,
К нам рать трудовая спешит на подмогу,
И, слыша ее сокрушительный шаг,
Трепещет зарвавшийся враг.

Священные храмы труда и свободы,
Застыли в суровом молчанье заводы,
Проходят пред ними в щетине штыков
Ряды пролетарских полков.

Гуди же, гудок! Всему миру поведай,
Что все мы умрем иль вернемся с победой!
«Вставай, поднимайся, рабочий народ!
Смертельный твой враг — у ворот!»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Великие путешественники". Уровень 6 класс.

Методическая разработка на английском языке "Великие путешественники". Уровень 6 класс. К учебнику Хрусталевой-Богородицкой 6 класс (модуль 6, стр.94, 95, 98, 99). Автор: Хорошавина Анна Олегов...

Презентация к вводному уроку литературы в 9 классе "История русской литературы"

Уроки-лекции сложны для девятиклассников.  Данная презентация поможет им лучше освоить новый вид работы - конспектирование лекции....

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
 (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»

Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...

метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»

Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...