«Причины стрессовых ситуаций у школьников»
статья

Шевалдина Оксана Владимировна

Статья:

 «Причины стрессовых ситуаций у школьников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prichiny_stressovyh_situatsiy.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Статья:

 «Причины стрессовых ситуаций у школьников»

Выполнил:

Шевалдина Оксана Владимировна

Санкт-Петербург

2021

Введение

Будущее страны целиком и полностью зависит от подрастающего поколения. Именно поэтому важно поддерживать физическое и психологическое здоровье школьников. Стресс – один из факторов, пагубно влияющих на психику ребёнка и, как следствие, на состояние в целом. В данном эссе рассмотрены основные стрессовые факторы, влияющие на школьников, а также предложены возможные пути выхода из стрессовых ситуаций и их предупреждение.

Ежедневно каждый из нас сталкивается с огромным количеством стрессов. При этом очень сложно контролировать свои эмоции (точнее свою реакцию на окружающее), и для человека становится характерно состояние плохого настроения и вспышек взрывов на окружающих. Особенно ярко это проявляется у детей, которые в меньшей степени владеют своими эмоциями. Именно поэтому данная тема очень важна: будущее нашей страны, да и мира в целом, зависит от подрастающего поколения, и в наших интересах, чтобы дети росли психологически и физиологически здоровыми, готовыми к ситуациям, которые ставит реальный мир.

1.Стрессовые ситуации.

Понятие стресса введено канадским учёным Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях, использовать средства психологической защиты. Однако взрослому это сделать гораздо легче, чем подростку. Обозначим стрессовые ситуации, которые наиболее типичны для современного школьника:

Стрессовая педагогическая тактика

Одним из основных источников стресса для школьника являются конфликтные ситуации с педагогом, агрессивная, эмоционально неблагоприятная среда, а также конфликты между родителями и школой. Страх унижения, упрека в несостоятельности – также источник стресса. Стоит отметить, что в классах с жестким педагогом примерно в 3 раза повышается общая заболеваемость учеников, а также возникают неврологические расстройства, что не наблюдается в классах со спокойным, доброжелательным учителем.

Интенсификация учебного процесса

Данная ситуация возможна в разных случаях. Например, при переходе из одного звена средней школы в другое или из-за смены преподавателя и, как следствие, методикой обучения. Важно, что при этом у ученика появляется стрессовый фактор – нехватка времени. Это приводит не только к снижению качества при выполнении домашних заданий, но и к психологическому напряжению, переживаниям ребёнка.

Конфликтные ситуации со сверстниками

Как правило, для подростка в период становления личности очень важно мнение окружающих, особенно сверстников. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться расположения одноклассников чаще всего является причиной стресса подростков. Ученик испытывает сильные эмоциональные переживания, при этом снижается успеваемость школьника, изменяется поведение. Взрослые зачастую не замечают этого, и в подавляющем большинстве случаев они не могут помочь подростку найти свое место в коллективе сверстников. Ни учителя, ни родители не видят также изменений в содержании общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста. А именно в этом возрасте подросток больше всего нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, так как не воспринимают его проблем. И это самая большая беда!

Адаптация в новой школе

Ещё одной причиной стресса является смена обстановки. Новая школа, новые учителя, новые знакомства, новые правила.…Зачастую подростку достаточно сложно адаптироваться, процесс приспособления проходит трудно и для ученика, и для класса в целом, и это влияет на психологическое состояние учащихся. Подростка просто не знает, как себя вести – возникает стрессовая ситуация. Также у детей наблюдаются частые головные боли, появляется страх посещения школы.

ЕГЭ

Единый государственный экзамен является одной из наиболее стрессовых ситуаций в жизни современного школьника. Многие родители и учителя считают, что если ребенок не сдаст экзамен, то многие двери перед ним закрыты, и требуется много времени, чтобы получить новый шанс. Школьник, осознавая это, начинает сильно переживать, находится в напряжении, а это пагубно влияет на учебный процесс и на психическое здоровье. Результатом этого может стать то, чего выпускник боится больше всего: он получает низкий или недостаточный для поступления в ВУЗ балл. Свидетельством такого влияния служат многочисленные случаи суицида. Как отмечали СМИ, в последние годы количество самоубийств из-за экзаменов среди школьников растёт. Официальной статистики самоубийств из-за перенагрузки или несданного экзамена не ведется. Однако известно, что за последний десяток лет количество молодежных суицидов выросло в три раза, выведя Россию в лидеры по общему числу самоубийств.

У большинства учащихся стресс, связанный с учёбой, проявлялся в плохом настроении, депрессии, ощущении беспомощности, плохих снах и головной боли.

2. Способы преодоления стрессов.

Как было сказано выше, наличие стрессовых ситуаций напрямую зависит от учебного процесса, поэтому, на мой взгляд, можно предложить школе:

  • снижение объема суммарной образовательной нагрузки;
  • совершенствование работы по профессиональной ориентации и предпрофильной подготовке учащихся;
  • сохранение возможностей обучаться в общеобразовательных классах для подростков, не определившихся с профилем обучения;
  • приоритет таких вариантов профильного обучения, которые предполагают индивидуализацию образовательного процесса, возможность обучения в малых группах;
  • реализация личностно-ориентированного подхода в обучении старшеклассников с учетом возрастно-половых особенностей их умственной работоспособности

Школьникам можно предложить три способа управления стрессом:

  1. Усиление контроля: чем он сильнее, тем меньше стресс.
  2. Реальная оценка стрессовой ситуации. Это не только поможет распознать тип стрессовой ситуации, но и решить, в каких случаях нужно действовать, а в каких - примириться с действительностью.
  3. Учиться умению решать проблемы и вырабатывать правильную стратегию борьбы.

Физкультура против стресса!

Ежедневная физическая нагрузка и правильный режим питания – помощь борьбы со стрессом. Установлено что под воздействием физических упражнений в организме выделяются эндорфины - особые химические вещества, ослабляющие боль, улучшающие настроение и прерывающие цикл беспокойства, иначе говоря, стресс. Физические упражнения отвлекают человека от проблем, которые стали причиной напряжения. Поэтому мы рекомендуем:

  1. ежедневно выполнять простые физические упражнения, например, наклоны, приседания, ходьба на месте, упражнения для головы и плеч и т.д.;
  2. установить режим дня и режим питания;
  3. чаще бывать на свежем воздухе, выполнять дыхательные упражнения.

Заключение.

В заключении хочется отметить, что стресс нельзя однозначно рассматривать как что-то хорошее или плохое. В некоторых стрессовых ситуациях, например в спорте, ответная реакция на стресс играет роль помощника – обостряет внимание и зрение, ускоряет реакцию, прибавляет сил и т.д. – то есть мобилизует организм на борьбу с внешними факторами. В других ситуациях, наоборот, стресс ведёт к истощению организма, решения и действия в таком состоянии могут быть неадекватными ситуации.

Стоит помнить, что вред приносит не стресс как таковой, а реакция человека на стрессовую ситуацию. Неадекватная реакция на стресс может напрямую повлиять на здоровье: возможна потеря аппетита, усталость, головная боль, человек более подвержен инфекциям, вирусам, сердечным приступам.

Жизнь современного человека, а в особенности подростка, невозможна без стрессов. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов!

Список литературы

  1. Большая Медицинская Энциклопедия — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978;
  2. Физическая культура в школе: научно-методический журнал;
  3. Здоровье info, www.zdorovieinfo.ru;
  4. Федеральный репортёр, www.fedrep.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мастер - класса для педагогов «Пути выхода из стрессовых ситуаций»

Цель работы: повышение профессиональной компетентности педагогов, обобщение имеющихся знаний по охране здоровья.Задачи: сориентировать участников на изучение психолого-педагогических основ, необходимы...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ НА ДОРОГЕ.

Занятие предназначено для того, чтобы познакомить ребенка с различными психологическими особенностями человека, которые ответственны за его поведение в экстремальных ситуациях....

Доклад на тему "Конфликтно - стрессовые ситуации у подростков"

Причины возникновения конфликтных ситуаций у подростков. Классификация конфликтов. Стратегия поведения в условиях конфликта....

Методическая разработка Тема. Подготовка и поведение музыкантов в стрессовой ситуации

Работа посвящена проблеме возникновения и борьбе со стрессовыми ситуаций во время учебной деятельности студентов колледжа.  Автор кратко и доступно описывает 5 шагов, как учащиеся могут поб...

Рекомендации учащимся на экзаменах (Как вести себя в стрессовых ситуациях)

Как вести себя в стрессовых ситуациях на эжкзамене...

Причины возникновения стрессовых ситуаций в учебно-воспитательном процессе

Презентация подготовлена для слушателей "Школы педагогического мастерства"....