Методические рекомендации по формированию программы сопровождения молодого педагога
методическая разработка
Методические рекомендации по формированию программы сопровождения молодого педагога «Наставничество как условие профессионального роста педагога» помогут выстроить планирование наставника и молодого педагога в любой образовательной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по формированию программы сопровождения молодого педагога | 21.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по формированию программы сопровождения молодого педагога
«Наставничество как условие профессионального роста педагога»
Е.В. Головинская, к.п.н.
Наставничество в образовании - одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Именно поэтому, развитие наставничества в образовательных организациях и сопровождение молодых педагогов является одним из направлений федерального проекта «Учитель будущего» в рамках национального проекта «Образование».
Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт. Это, как правило опытный педагог, обладающий высокими профессиональными знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Наставничество можно определить как разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами, со специалистами, назначенными на должность, по которой не имеют опыта работы, а также сопровождение и адаптация педагогов, имеющих опыт работы в ином образовательном учреждении.
У наставничества в образовательной организации могут быль разные задачи – от элементарной адаптации нового сотрудника в коллективе и организации до его профессионального роста.
Работа наставника может включать в себя:
- знакомство сотрудника с культурой организации;
- знакомство новичка с другими сотрудниками;
- ознакомить молодого специалиста с его функциональными обязанностями, отчетной документацией и спецификой работы;
- показать сотруднику, какими профессиональными навыками он должен овладеть, повысить качество его подготовки;
Такая работа ускоряет адаптацию новичков, развивает у новых сотрудников корпоративный дух, снижает текучесть кадров и помогает довести профессионализм молодых педагогов до требуемого квалификационного уровня.
У наставника всегда есть возможность дать молодому педагогу обратную связь, сразу же скорректировать его действия. Наставник – это всегда профессионал в своей области, мастер своего дела. У молодого педагога всегда находился перед глазами – эталон, образец того, как работает мастер.
Целеполагание в работе наставника является одним из основных моментов при планировании работы. Сопровождение молодого специалиста выстраивается индивидуально и зависит от личностных и профессиональных особенностей наставника и наставляемого.
Перед формированием плана наставничества необходимо провести анализ сильных и слабых сторон молодого педагога, выявить его профессиональные затруднения, выяснить его личностные и профессиональные запросы, сформулировать основные задачи на определенный отрезок времени.
Исходя из поставленных задач, наставник выбирает наиболее эффективные формы сопровождения молодого специалиста: индивидуальные консультации; взаимопосещение уроков, занятий, мероприятий; тренинги, деловые игры, дискуссионные площадки; знакомство с возможными траекториями профессионального роста (образовательными программами, конкурсным движением, методическим сообществом).
Конкретные цели и формы работы отражаются в плане работы наставника. Данный план может выстраиваться в разной логике. Можно идти от конкретной задачи и расписывать формы работы с указанием конкретных дат. Либо можно вести помесячное планирование с указанием дат мероприятий и задач, на решение которых данное мероприятие направлено. С образцами плана работы наставника можно ознакомиться в приложении.
Алексей Ивaнoвич Вельков, сертифицированный психолог, специалист по управленческому консультированию сформулировал характерные свойства успешного плана:
- План должен быть четко и ясно сформулирован.
- Письменно оформлен.
- Написан с привлечением всех, кто будет его осуществлять.
- Проанализирован всеми, кто способен высказать толковые и конструктивные замечания.
- Стратегическая ответственность за реализацию возложена не на нескольких, а на одного конкретного человека.
- Установлен четкий, конкретный срок завершения реализации.
- Определены критерии успешного выполнения и способы их применения.
- Запланирована схема анализа промежуточных результатов.
- Спрогнозированы все возможные проблемы и препятствия и предварительно разработаны все необходимые меры по решению этих проблем и преодолению этих препятствий.
- Спрогнозированы все возможные дополнительные ресурсы и «плюсы», которые могут возникнуть, и спланированы максимально эффективные меры по их использованию.
Таким образом, четко сформулированные, правильно поставленные целесообразные задачи, основанные на личностных и профессиональных особенностях наставника и наставляемого, должны быть оформлены в конкретный план с логичными формами работы, которые будут направлены на эффективное решение поставленных задач. Это позволит структурировать процесс взаимодействия наставника и молодого специалиста, сделает его понятным, легко контролируемым и корректируемым в случае необходимости.
Приложение
План работы наставника по сопровождению молодого специалиста на ____ учебный год
- Ф.И.О. наставника
- Ф.И.О. молодого специалиста, его краткая характеристика (личностная и профессиональная)
Здесь также необходимо определить сильные и слабые стороны молодого специалиста.
- Определение целей на учебный год (исходя из пункта 2) с детализацией каждой цели.
- Определить формы фиксации результатов работы, их периодичность и главное критерии, по которым Вы будете отслеживать достижение цели (особенно если это касается качественных характеристик).
- Определить мотивационные стимулы и наиболее подходящие типы взаимодействия.
- Определить эффективные формы работы, исходя из поставленных целей.
- Сформировать тематический план работы в УДОБНОЙ и РАБОЧЕЙ для Вас форме.
Пример 1
Планирование выстраивается по каждой теме
Направление работы | Форма работы | Тема или основные задачи | Дата |
Взаимодействие с родителями Подготовка и проведение молодым специалистом родительского лектория в декабре месяце | Индивидуальная консультация | Постановка задач, знакомство с имеющимся опытом, методическими материалами по данной теме, определение сроков работы | 3 неделя сентября |
Посещение молодым специалистом родительского лектория у коллег собственной ОО | Обмен опытом, поиск наиболее интересных приемов, анализ коммуникативной культуры, инновационных форм взаимодействия | 26.09 – 18.30 – Иванова М.С. 03.10 (Сб) – 10.00 – Сидорова З.М. (родительский клуб) | |
Посещение молодым специалистом родительского лектория у коллег иных ОО | Обмен опытом, поиск наиболее интересных приемов, анализ коммуникативной культуры, инновационных форм взаимодействия | 07.10, 18.00. ОУ №------- | |
Направление на КПК «Эффективное взаимодействие с родителями» | Повышение квалификации в области эффективного взаимодействия с родителями | Октябрь – декабрь | |
Индивидуальная консультация | Проверка материалов и конспекта, внесение корректировок (при необходимости | Последняя неделя ноября | |
Индивидуальная консультация (дополнительная при необходимости) | Проверка материалов и конспекта с учетом корректировок | Первая неделя декабря | |
Посещение родительского лектория | Анализ проведенного молодым специалистом мероприятия | Вторая неделя декабря (08.12, 18.00) | |
Круглый стол с наставниками и молодыми специалистами | Обсуждение сильных и слабых сторон, педагогических находок и т.д. | Вторая неделя декабря (09.12 13.00) |
Пример 2
Планирование выстраивается в календарном порядке
Направление работы | Форма работы | Тема или основные задачи | Дата |
Вводный инструктаж | Групповая консультация | Знакомство с режимными моментами, введение в должность | 26.08 |
Знакомство с отчётными и методическими документами | Групповая консультация | Знакомство с методическими ресурсами, бланками и требованиями заполнения | 29.08 |
Выявление сильных и слабых сторон | Посещение уроков (классных часов, внеклассных мероприятий) | Знакомство с профессиональной деятельность молодого специалиста - знание особенностей адаптации детей - коммуникация с детьми | 03.09 05.09 |
Выявление основных трудностей молодых специалистов | Анкетирование, Круглый стол | Определение основных трудностей молодых специалистов и определение путей их устранения | 26.09 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Методических рекомендаций" к авторской программе творческой реабилитации детей и молодых людей с ОВЗ средствами клоунады, воспитатель Лебедева Н.Б.
Методические рекомендации к авторской "Программе творческой реабилитации детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья средствами клоунады " Лебедевой Н.Б. С...
Методические рекомендации по организации психологического сопровождения педагогов в период их подготовки к аттестации
Методические рекомендации с с программой психолого-педагогических мероприятий для педагогов в период их подготовки к аттестации...
Карта индивидуального сопровождения молодого педагога
Карта индивидуально сопровождения учителя состоит из следующих разделов: " Общие сведения. Диагностика затруднений. Реализация программы индивидуального сопровождения. Анализ итогов программы. Заключе...
Методическая рекомендация для формирования навыков профессиональной самореализации педагогов: «Ты не можешь остаться в тени, если сам излучаешь свет…»
Обзор педагогических технологий и приёмы использования их на практике...
Роль наставничества в формировании профессиональных качеств молодого педагога.
Формирование профессиональных качеств молодого педагога....
Мастер-класс в рамках проекта «Наставничество» по теме «Формирование положительной мотивации молодых педагогов как залог успешной реализации национального проекта «Образование».
В мастер классе рассматриваются вопросы формирования положительной мотивации молодых педагогов, рассматриваются вопросы наставничества....
23-24 Программа сопровождения молодых педагогов специалистами СПС
В настоящее время особое внимание уделяется модернизации российского образования, и здесь основная цель – повышение его качества. Одной из задач психологической службы является оказание психолог...