Роль наставничества в формировании профессиональных качеств молодого педагога.
методическая разработка по музыке

Листова А.С.

Формирование профессиональных качеств молодого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_nastvnichestva.pptx1.48 МБ
Microsoft Office document icon rol_nastavnichestva.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: концертмейстер ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств» Листова Анна Сергеевна РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

Слайд 2

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

Слайд 3

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств »

Слайд 4

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

Слайд 5

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

Слайд 6

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

Слайд 7

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

Слайд 8

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

Слайд 9

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств »

Слайд 10

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

Слайд 11

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

Слайд 12

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств»

Слайд 13

Педагогический Совет ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

СЛАЙД №1

Роль  наставничества в формировании профессиональных качеств молодого педагога.

СЛАЙД №2

    В настоящее время в век инноваций система образования тоже подвергается  значительному  реформированию.  Роль  педагога  возрастает,  требования к его личностным и профессиональным качествам высокие, повышаются требования и к его социальной и профессиональной позиции.  

    В рамках федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование» разработана и  утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации методология наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным образовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.

    Трудовые функции одинаковы и у педагогов со стажем, и у молодых специалистов.  Но на сегодняшний день наступил «кадровый  голод»: из-за  старения  педагогических кадров, низкого профессионального уровня молодых специалистов  и того, что педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности.

                                                      СЛАЙД № 3

 

         Одной из проблем образования является нехватка
педагогических кадров. Сравнительный анализ статистических данных показал, что количество молодых педагогов за последние 3 года уменьшается, несмотря на то, что ежегодно с началом учебного года в педагогические коллективы школ вливается определенное количество молодых специалистов, причем потребность в кадрах тоже увеличивается, что свидетельствует об увольнении молодых специалистов.

     Некоторые причины этого явления были выявлены в ходе анкетирования, проведенного среди слушателей курсов повышения квалификации, и опроса, проведенного в школах. В обобщенном виде это трудности, связанные с методикой преподавания по обновленным программам, с разочарованием в профессии учителя, большой загруженностью и бумажной волокитой с первых дней работы, низкой заработной платой молодых педагогов, педагогическим одиночеством и др. Следует отметить, что одной из важных причин оттока молодых специалистов из школ является отсутствие наставничества или формальная работа по данному направлению.
         Поэтому  для  того,  чтобы  молодые  педагоги,  поступающие  в  образовательные  учреждения, после первых недель душевного  подъема и эйфории  не начали сомневаться  в собственной состоятельности, в профессиональной компетентности  и  в  личностной,  не  испытывали  потребность  в  общении,  более глубоком  знании  психологии  учащихся,  психологической  компетентности, методик школьного воспитания, освоении  ими новых педагогических технологий, необходимо возрождение наставничества.

                                                       

                                                           СЛАЙД №4

             

        Система наставничества в образовательных учреждениях вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Современному образованию  нужен профессионально компетентный, грамотный педагог, способный к реализации инновационных технологий. В то же время  практика  показывает,  что  даже  при  высоком  уровне  подготовленности к педагогической  деятельности профессиональная адаптация молодого педагога может протекать долго и сложно.

       Особенность  труда  начинающих  педагогов  заключается  в  том,  что  они с первого дня работы имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и их более опытные коллеги, а руководство ожидает от них столь же безупречного  профессионализма,  что  и  от  опытных  коллег.  Профессиональное становление  молодого  специалиста,  полное  освоение  педагогической  профессии, адаптация в коллективе, налаживание педагогических контактов возможны через  создание  системы  наставничества  в  рамках  образовательного  учреждения. В педагогической литературе существует большое количество  определений понятий «наставничество» и «наставник». Рассмотрим некоторые из них.

                                                      СЛАЙД №5

       Наставничество -  это вид подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует освоению работы на практике и в широком диапазоне.

       Наставничество -  это  планомерная  деятельность  по  передаче  навыков  от  начальника  к  подчиненному.  Обычно  существует  в  крупных  компаниях и становится инструментом воспитания подрастающих кадров.  

       Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта,  в ходе которой  начинающий  педагог  практически  осваивает  персональные  приемы под непосредственным руководством педагога-мастера .

                                                       СЛАЙД №6

       Наставник - человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь молодому специалисту приобрести необходимый опыт, достаточный для овладения профессией. Наставник - учитель-профессионал высокого класса, знающий образовательную организацию, имеющий опыт педагогической работы  и  оказывающий помощь и поддержку молодым специалистам. Но  наставничество  не должно ограничиваться только передачей навыков. Нового сотрудника    нужно ввести в коллектив и помочь ему в работе. Наставничество - постоянный диалог,  межличностная  коммуникация.  В  общении  не  должно  быть  дистанции и формальных ограничений для правильного формулирования целей адаптации. Наставничество- процесс долгий и трудоемкий. Наставник должен быть терпеливым и целеустремленным.

                                                           СЛАЙД №7

 

       В  своем  профессиональном  становлении  молодой  специалист  проходит несколько этапов :

I этап  –    1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для наставника.

II этап  –  2-3-й год работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, укрепление авторитета среди детей,  родителей, коллег.

III этап  –  4-5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки.

IV этап  –    6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

      Самым важным и сложным является первый этап. Цель, которая ставится перед наставником,  -   сделать, как правило, за один год из выпускника вуза грамотного  специалиста.  Оказать  помощь  в  профессиональной  адаптации          на  рабочем месте, наладить коммуникативные контакты с коллегами, руководством  организации  молодому  специалисту  может  помочь  прикрепленный к нему наставник. Процесс наставничества затрагивает интересы как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого  (получает знания, развивает навыки и умения, повышает профессиональный уровень), самого наставника  (развивает  свои  деловые  качества, повышает  свой  профессиональный  уровень  в обучении)  и организации-работодателя  (повышает уровень подготовленности кадров; улучшение отношений между сотрудниками).  

    Изучая  особенности  наставнической  деятельности,  выделяют признаки, объясняющие ее высокий  потенциал оказания помощи людям в приобретении опыта :

  - гибкость в организации: (нет прописанного набора правил или требований),

  - деятельность может осуществляться разными путями и в различных ситуациях.

                                                         СЛАЙД №8

     Основа наставничества - взаимодействие при взаимном интересе и  ценностно-ориентированной подход. Это наиболее эффективный метод адаптации к профессии на любом этапе  профессиональной карьеры. Наставничество индивидуально и ориентировано на людей;  направлено на повышение профессионализма, а не на изменение личности. Это одна из эффективных форм профессионального  обучения, включающая в себя систему обратной связи. Наставничество может быть координирующим, стимулирующим и управляющим процессом, который действует параллельно или дополнительно к любому иному методу.

           Также можно назвать основные требования к самому наставнику:

- умение четко и грамотно ставить цели и задачи своей деятельности;

 - умение  разрабатывать  оптимальную  программу  педагогической  помощи каждому молодому педагогу с учетом его индивидуальных особенностей;  

  - умение  наладить  продуктивный  межличностный  контакт  и  предложить оптимальные формы и способы взаимодействия;

  - умение диагностировать, наблюдать, анализировать деятельность подопечного;

  - моральная и административная ответственность за  подготовку молодого специалиста;

  - способность креативно, творчески организовывать  процесс поддержки, предоставлять обучающемуся простор для самостоятельной деятельности;

  - способность  к  самоанализу,  желание  самосовершенствоваться,  постоян-

ное самообразование.

      Наставник должен влиять на педагога своим авторитетом. В самом
начале педагогической деятельности молодого педагога наставник изучает его способности, наклонности, интересы и т.д. Учитывая все это, наставник пытается стать авторитетом для своего подопечного, стимулом для его самовоспитания, более быстрого вхождения в коллектив. Чтобы помочь молодому учителю быть в курсе последних достижений
в области психолого-педагогической науки, наставник должен заниматься са-
мообразованием.

                                                        СЛАЙД №9

                                                     

    Исследователи  наставничества  выделяют  этапы  взаимодействия  настав-

ника и «опекаемого»:

1. Информационно-ориентирующий: определяется цель взаимодействия, устанавливаются  отношения взаимопонимания и  доверия, определяются полномочия в сфере компетенции, круг обязанностей, функционал  профессиональной  карьеры,  проблемы  умений  и  способностей претендентов.

2. Практический:  делегирование  опыта  (полномочий) на основе частичного  включения  в  практику  образовательного  учреждения.  Выработка  стиля наставничества и корректировка профессиональных умений претендента.

3.  Заключительный (оценочный): определяются  уровень профессиональ-но-педагогической культуры  и степень готовности к выполнению профессио-нальных обязанностей.

                                                        СЛАЙД № 10

        Наставнику мало быть опытным высококвалифицированным педагогом.  

Нужно  развивать свой  творческий  потенциал,  постоянно  находиться          в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

        Становясь  наставником,  педагог  открывает  для  себя  ряд  преимуществ: можно увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности; ощутив  свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого  учителя,  получить  удовлетворение  от  общения  с  педагогом-воспитанником; стремиться к самосовершенствованию; выполнение функций наставника помогает в развитии педагогической карьеры воспитателя, в повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему    в педагогическом  коллективе;  поскольку  наставничество  носит  субъект-субъектный характер, педагоги-наставники не только делятся собственным опытом с более молодыми коллегами, но также  могут  и учиться у них, расширять свой арсенал  навыков  и  умений,  осваивать  современные  технологии  обучения,  стили профессиональной деятельности  и главное  –  быть открытыми для педагогических инноваций!

       Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому,  неотъемлемая часть повседневной жизни педагогов для  создания  прочной  профессиональной  культуры  в  образовательных учреждениях, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива.  Наставничество  помогает  повысить  профессиональную  компетентность молодого специалиста, быстро адаптироваться к работе, избежать момента  неуверенности  в  собственных  силах,  наладить  успешную  коммуникацию со  всеми  участниками  педагогического  процесса,  формировать  мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

       Успешной адаптации способствуют различные формы и методы работы. Для этого исследователями предлагаются различные разработки и модели готовности педагогов к инновационной педагогической деятельности в период адаптации.

                                                       СЛАЙД № 11  

        В практике школ используются такие формы и методы работы, как рефлексивно-деловая игра, работа в составе творческой группы, обучающий семинар, лекция, практическое занятие, педагогические чтения, конференция, просмотр видеоуроков, групповые и индивидуальные консультации, посещение открытых уроков, мастер-класс и др.

       Чтобы увидеть динамику в профессиональном становлении молодого
учителя в процессе наставнической деятельности, молодой педагог составляет «Портфолио молодого специалиста», куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т.д. Итоги работы с молодым специалистом фиксируются ежегодно в отчете, в котором начинающий педагог отмечает выполненные им виды работы. По итогам работы составляется характеристика итогов их выполнения и реализации профессиональных компетентностей молодого специалиста.

      На основе отчета проводится обсуждение с молодым специалистом особенностей его профессиональной деятельности, разрабатываются рекомендации по дальнейшему совершенствованию профессиональной деятельности молодого педагога, способствуя адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.
Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности
является законченным, если: он овладел необходимыми теоретическими
знаниями и практическими навыками организации своей учебной деятельности; проведение уроков стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности, учитель вовлечен в участие в различных конкурсах, смотрах.

                                                     СЛАЙД № 12

      Несомненно, наставничество приведет к повышению квалификации профессионального мастерства молодых педагогов и в целом всего педагогического коллектива, к его сплоченности. На новом уровне будут развиваться личностно-ориентированные отношения между учителями школы, что будет способствовать эффективной взаимопомощи, поддержке друг друга. В школе будет сформирована команда педагогов-наставников, которая будет ответственна за обучение молодых специалистов. Это станет ценной традицией, так как наиболее эффективна педагогическая деятельность того коллектива, в котором развивались и укрепились свои педагогические кадры.

    В нашей Детской школе искусств, всегда уделялось особое внимание наставничеству. Оно  является неотъемлемой часть учебного процесса, т. к. в 2021 г. благодаря федеральному проекту «Молодые профессионалы» была разработана и внедряется «Дорожная карта», которая имеет план работы и успешно его реализует. На сегодняшний день в учреждении три педагога являются наставниками: Кузьмина Н.В., Ладыкина Ю.В. и Мартемьянова О.Н. Реализуемая ими форма работы: «Молодой педагог-педагог». Я думаю, что наши « наставляемые» уже в полной мере ощутили и оценили помощь, которую оказывают им наставники в своей повседневной работе, которая способствует повышению их профессионального мастерства.

                          Список используемой литературы

1. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX-ой

    конференции Международного общества по музыкальному воспитанию

    (ИСМЕ). - Москва, 1973

2.  Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. – 216 с.

3.  Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976. – 295 с.

4.  Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От

     деятельности к личности. – М., 2001. – 480 c.

         

5. Интернет ресурсы: MacKinnon D.W. Creativity: a multi-faceted phenomenon  

    Режим доступа World Wide Web. URL: http:/www.rsad.edu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Разработка и апробация модельной методики профессионального становления молодого педагога"

В данной работе представлена презентация (с приложением) модельной методики для районных и городских комитетов по образованию. Данный проект был создан на курсах повышения квалификации директоров школ...

Статья «Профессиональная адаптация молодого педагога»

Определяющим условием развития и модернизации образовательной системы является обеспечение образовательных учреждений квалифицированными кадрами....

Успешный профессиональный старт молодого педагога.

Статья о трудностях, с которыми сталкиваются молодые специалисты в школе....

Доклад на тему: Профессиональная рефлексия как фактор развития профессиональной деятельности молодого педагога.

Доклад на тему "Профессиональная рефлексия как фактор разватия профессиональной деятельности молодого педагога"  предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на вы...

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов и молодых специалистов

Процесс информатизации общества предоставил возможности для более полного раскрытия личности и овладения новыми знаниями и умениями, которые могут оказаться полезными в профессиональной...

Семинар-тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов на тему: «Точки силы, точки роста»

В конспекте тренинга описаны практические упражнения, направленные на формирование психолого-педагогической компетенции педагогов. Данный тренинг был представлен на семинаре-тренинге для молодых педаг...

Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».

Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...