Программы внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов
рабочая программа (11 класс)

viktorowna.ant

Программы внеурочной деятельности, факультативных, элективных курсов, реализуемые в основном и среднем звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmy.zip200.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Больше – Ломовисский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Утверждена приказом образовательного учреждения:    ____________________________

                                                                                           Дата, номер приказа

                                                             

                                                              Директор школы: _________________  С.М. Акатушев

Рабочая программа

элективного курса

по литературе

«Золотой век» русской литературы»

для 10 класса

                                                                                                    Разработчик программы: Свищёва А. В.

 Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения     __________________________

                                                                Дата, номер протокола                                                                              

Руководитель межшкольного

методического объединения:     _______________________________М. С. Пчелинцева

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета               __________________________

                                                               Дата, номер протокола                                                                                

Председатель  межшкольного

методического совета:                 _______________________________ Г.Н. Акатушева

2017-2018 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного курса

Учащиеся должны знать/понимать:

- первичные навыки научно-исследовательской работы;

- навыки написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ;

-коммуникативные навыки речи, формирование корректного отношения к авторской позиции;

- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции;

-знать структуру простого и сложного плана. Конспект. Тезисы, структуру  сочинения, вступительную  часть сочинения;

- виды вступлений: историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое;

-основную  часть, заключение, правила составления тезисов, конспектирование как вид письменной работы.

Учащиеся должны уметь:

 -находить общие черты в произведениях определенного литературного периода;

-определять идейную и эстетическую позицию писателя;

-оценивать тематику произведения;

-давать оценку произведению в контексте времени;·

 -отличать преходящие и вечные ценности; ·

 -соотносить авторский замысел и его воплощение;

-выявлять традиции и новаторство в творчестве писателя;

-различать  понятия «первичное эмоциональное восприятие», «анализ» и «интерпретация» текста;

-что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию);

-виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др. ;

-определять  особенности литературных направлений;

- жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле;

-художественный метод и стиль русских писателей и поэтов XIX века ;

-особенности композиции прозаических и лирических произведений;

-иметь  понятие о лингвостилистическом анализе текста;

-делать  стилистический анализ: определение словесных средств художественной изобразительности: тропов стилистических фигур, звуковых средств художественной изобразительности;

-уметь делать конспект критической статьи. Основные правила конспектирования критической статьи. Составление плана критической статьи. Способы цитирования. Н. Добролюбов. «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве». Д. Писарев. “Базаров”;

-составлять план анализа эпизода;

- план характеристики литературного героя

Содержание программы

Тема 1(1ч)

Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века, Представление о романтизме, сентиментализме. реализме. Специфика развития русской литературы, причины её «отставания» к 18 веку и особенности ускоренного развития.  

Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.

Тема 2. А.С.Пушкин(1ч)

Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы.  А.С.Пушкин и европеизация русской культуры. Белинский и Достоевский о Пушкине.

Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа  с текстом «История Пугачёвского  бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении.

Теория литературы: интерпретация, точка зрения автора, точка зрения героя.

Тема 3. Н.В.Гоголь(1ч)

«Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.

Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.  

         Теория литературы: рассказчик-герой, лирические отступления, сатира

Тема 4. М.Ю.Лермонтов(1ч)

Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва» , «Сон».

Образ «лишнего человека»  в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.( «Герой нашего времени», лирика)

         Теория литературы: образ художественный, лиризм, понятие об архитектонике.

Тема 5. Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа(1ч)

Основные тенденции европейской литературы второй пол. 19 века. Литературное движение в России. Споры западников и славянофилов. Теория литературы: детерминизм, натурализм, реализм. модернизм.

Тема 6. А.Н.Островский(1ч)

Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни.   Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе.  

Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского. ( на примере сказки «Снегурочка») Иллюстрация М.А. Врубеля и В.М. Васнецова . Сопоставление с фрагментами  пьесы. Музыка П.А.Чайковского и Н.А.Римского- Корсакова..

      Теория литературы: драматургический конфликт, экранизация.

Тема 7. И.А.Гончаров(1ч)

 Художественный мир писателя.  Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине».

Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.

Тема 8. И.С.Тургенев(2ч)

Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот» Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»).Тургенев и европейская литература. Г.Флобер.

Теория литературы: психологизм.

Тема 9. Ф.И.Тютчев(1ч)

Философия природы и человека в творчестве Тютчева.

Теория литературы: поэтический цикл

А.А.Фет.

Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.

Тема 10. Н.А.Некрасов(1ч)

Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви.( Сопоставление произведений музыки и литературы )

Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина ( сопоставление произведений живописи и литературы)

Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.

Тема 11. М.Е.Салтыков- Щедрин(1ч)

М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции.

«Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.

«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»)

Теория литературы: комическое, юмор, сатира, антитеза. гипербола, гротеск, сарказм, ирония, пародия, аллегория.

Тема 12. Ф.М.Достоевский(2ч) 

Литературная философия Достоевского и христианские ценности.

Достоевский и Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия.

Теория литературы: художественное время, художественное пространство, психологизм.

Тема 13. Л.Н. Толстой(2ч)

Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды  Толстого на смысл жизни.

Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л..Н, Толстого «Война и мир»

Л.Н. Толстой нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой.

           Теория литературы: мировая литература, литературный образ.

 Тема 14.  А.П.Чехов(1ч)

Особенности художественного мироощущения  Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества.

Литература и живопись. А.П.Чехов- драматург. Новаторство  в русской драматургии. Черты чеховской поэтики.

«Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность»

Теория литературы: новаторство и традиционализм, пафос литературного произведения, рассказчик в малой прозе.

Тема 15. Защита проектов(1ч)

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории.

1

2

А.С.Пушкин

1

3

Н.В.Гоголь

1

4

М.Ю.Лермонтов

1

5

Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа

1

6

А.Н.Островский

1

7

И.А.Гончаров

1

8

И.С.Тургенев

2

9

 Ф.И.Тютчев           А.А.Фет.

1

10

Н.А.Некрасов

1

11

М.Е.Салтыков- Щедрин

1

12

Ф.М.Достоевский

2

13

Л.Н. Толстой

2

14

А.П.Чехов

1

15

Защита проектов

1

Итого

18

Больше-Ломовисский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Календарно – тематическое планирование

элективного курса

по литературе

«Золотой век» русской литературы»

в 10 классе

(18часов, 0,5 часа в неделю)

учителя русского языка и литературы

Свищёвой Антонины Викторовны

 

2017-2018 учебный год

№п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата фактического провед

Примечание

1

Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века. Представление о романтизме, сентиментализме. реализме. 

2

А. С. Пушкин

Художественный мир писателя

3

Н.В.Гоголь

«Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.

4

М.Ю.Лермонтов

Образ «лишнего человека»  в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.

5

Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа

6

А.Н.Островский

Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни.   Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе.  

7

И.А.Гончаров

 Художественный мир писателя.  

8-9

И.С.Тургенев 

Любовь в повестях Тургенева

10

Ф.И.Тютчев

Философия природы и человека в творчестве Тютчева.

А.А.Фет.

Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.

11

Н.А.Некрасов  

Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви.

Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова

Родная природа в изображении Н.А. Некрасова

12

М.Е.Салтыков- Щедрин

«Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.

13-14

Ф.М.Достоевский.

Литературная философия Достоевского и христианские ценности.

15-16

Л.Н. Толстой.

Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды  Толстого на смысл жизни.

17

             А.П.Чехов.

Особенности художественного мироощущения  Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества.

18

Защита проектов

Итого

18ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по факультативным и элективным курсам по информатике и ИКТ на 2012-2013 учебный год

Наше время можно назвать  временем информатизации общества.  Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая дл...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Факультативный курс "Занимательная грамматика". 5 класс

Пояснительная записка.Календарно-тематическое планирование.Список использованной литературы....

«Презентация программы внеурочной деятельности для кадет 8 курса «Естественнонаучная лаборатория».

Единый методический день «Повышение качества образования как фундаментальная основа социализации кадет в современных реалиях»...

Программа внеурочной деятельности «Проектная мастерская» (метапредметный курс для 5 и 7 кл.)

Рабочая программа метапредметного курса «Проектная мастерская» составлена на основе учебного пособия для общеобразовательных организаций А.В. Леонтовича, И.А. Смирнова, А.С. Саввичева &laq...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Физика. Введение в курс» для 6 класса на 2022-2023 учебный год

    Представленная программа по информатике для 6 класса используется в качестве самостоятельного предмета, реализуется во внеурочной деятельности обучающихся.  Для изучения пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...