Рабочая программа ОДНКНР
рабочая программа (5 класс)

Балатанова Дарья Вячеславовна

К учебнику Студенкина М.Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnknr.docx12.04 КБ

Предварительный просмотр:

  • Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • — мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • — заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • — ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • — отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
  • — убеждённость в важности для общества семьи и семейных традиций;
  • — сознание своей ответственности за страну перед нынешним и грядущим поколением.

Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются целостные представления в следующих сферах:

  • Познавательная:

— биологическая и социальная составляющая в человеке, сходство и различия человека и животного;

— основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

— способности и потребности человека, в том числе особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья;

— роль деятельности в жизни человека и общества, многообразие её видов, игра, учение и труд;

— познание человеком мира и самого себя;

межличностные отношения, как личные, так и деловые, положение человека в группе, общение, межличностные конфликты и способы их разрешения;

— семья как малая группа и семейные отношения.

На доступном уровне представлены ключевые научные понятия, раскрывающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять нынешние социальные реалии, связанные с деятельностью личности, межличностными отношениями и групповыми социальными ролями. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для понимания и выполнения подростками основных социальных ролей.

Дальнейшее развитие должны получить умения находить нужную социальную информацию в адаптированных источниках, адекватно её воспринимать, применяя основные термины и понятия из курса обществознания; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями).

  • Ценностно-мотивационная:

— понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

— знание важнейших нравственных норм, понимание их роли как регуляторов общественной жизни и умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;

— установка на необходимость руководствоваться нравственными нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

— приверженность гуманистическим и патриотическим ценностям.

  • Трудовая:

— осмысление особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

— понимание значения трудовой деятельности для жизненного успеха личности и значимости её для общества. Специальное внимание уделяется характеристике учебного труда как основного вида деятельности для учащихся.

  • Эстетическая:

— понимание роли культуры в становлении личности (как составной части духовного мира человека).

  • Коммуникативная:

— знание особенностей коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности и понимание значения коммуникации в межличностном общении;

— знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;

— умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой для изучения курса социальной информации;

— понимание языка массовой социально-политической коммуникации, что позволяет осознанно воспринимать соответствующую информацию;

— умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

— развитие умений взаимодействовать в ходе выполнения заданий, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Особое внимание уделяется в курсе знакомству шестиклассников с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

  • Метапредметные результаты:

— сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

— овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, соответствующая гуманистическим культурным ценностям). Задания составлены таким образом, чтобы шестиклассники могли проявить свои способности:

1) в использовании элементов причинно-следственного анализа;

2) в исследовании несложных реальных связей и зависимостей;

3) в определении сущностных характеристик изучаемого объекта; выборе верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) в поиске нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечении её;

5) в переводе информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выборе знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) в подкреплении изученных положений конкретными примерами, в том числе на основе межпредметных связей и личного опыта;

7) в определении собственного отношения к явлениям современной жизни, формулировании своей точки зрения.

  • Содержание программы

Введение в предмет.

Народы России, их духовно-нравственная культура.

Гражданин России.

Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Символы государства: герб, флаг, гимн. Россия – многонациональное государство.

Порядочность.

Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство.

Совесть.

Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы.

Доверие и доверчивость.

Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.

Милосердие и сострадание.

Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе.

Правда и ложь.

Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.

Традиции воспитания.

Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличия воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.

Честь и достоинство.

Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои дела и слова. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.

Терпимость и терпение.

Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность, терпимость.

Мужество.

Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.

Равнодушие и жестокость.

Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела.

Самовоспитание.

Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка.

Учись учиться.

Учение и воспитание как составные части образования. Умения применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии.

Речевой этикет.

Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону.

Мои права и обязанности.

Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено обучающимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Защита проектов.

Обобщение курса.

Обобщить и систематизировать знания обучающихся по основам светской этики.

  • Тематическое планирование (34 часа)

№ урока

Темы занятий

Количество часов

1

Введение

1 час

Гражданин России (2 часа)

2

Гражданин России

1 час

3

Государственные символы России

1 час

4

Порядочность

1 час

Совесть(2 часа)

5

Совесть

1 час

6

Ответственность за свои дела

1 час

7

Доверие и доверчивость

1 час

Милосердие и сострадание (3 часа)

8

Милосердие и сострадание

1 час

9

Милосердие в блокадном Ленинграде

1 час

10

Правда и ложь

1 час

Традиции воспитания (2 часа)

11

Традиции воспитания

1 час

12

Воспитание дворян

1 час

Честь и достоинство (2 часа)

13

Честь и достоинство

1 час

14

Честь и достоинство Александра Невского

1 час

Терпение и терпимость (4 часа)

15

Терпимость и терпение

1 час

16

Дети разных народов

1 час

17

Столовый этикет

1 час

18

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Терпимость и терпение»

1 час

Мужество (2 часа)

19

Мужество

1 час

20

Мужество наших современников

1 час

Равнодушие и жестокость (3 часа)

21

Равнодушие и жестокость

1 час

22

Я люблю тебя, жизнь

1 час

23

Этикет посещения массовых мероприятий

1 час

Самовоспитание (2 часа)

24

Самовоспитание

1 час

25

Воспитание полководца Суворова

1 час

Учись учиться (3 часа)

26

Учись учиться

1 час

27

Коллективизм и справедливость

1 час

28

«Фруктовый» этикет

1 час

Речевой этикет (2 часа)

29

Речевой этикет

1 час

30

День вежливости

1 час

Мои права и обязанности (3 часа)

31

Мои права и обязанности

1 час

32

Устав школы

1 час

33

Этикет народов мира

1 час

34

Повторение

1 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОДНКНР 5 класс

Пояснительная записка, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование 5 класс...

Рабочая программа ОДНКНР

Рабочая программа по ОДНКНР  "Православная культура"...

Рабочая программа ОДНКНР

Рабочая программа по ОДНКНР "Православная культура"  основная школа...

Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год

        Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...

Рабочая программа ОДНКНР

Рабочая программа ОДНКНР с 6 - 9 классы...

Рабочая программа. ОДНКНР. 5 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО...

Рабочая программа "ОДНКНР" 7 класс

Рабочая программа "ОДНКНР"  7 класс...