Программа курса "Я-гражданин"
рабочая программа (8, 9 класс)

Коршунова Елена Анатольевна

Курс внеурочной деятельности «Я-гражданин» рассчитан   на учащихся   8-х и 9-х классов, срок реализации: 2- года (8 и 9 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya_-_grazhdanin.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонская гимназия

Программа внеурочной деятельности

«Я- гражданин»

                                                 

                                                       Автор: Коршунова Елена Анатольевна,

                                                                        учитель истории и обществознания,

                                           высшая категория

                                                             

Программа «Я – гражданин»

I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Я-гражданин» составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 12 и 28) ( от 29.12.2012г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  • Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1624, от 01.12.2015 №1577)

« Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014г. №1726-р об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей»
  • Уставом МБОУ Верхнедонской гимназии
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнедонской гимназии  на 2015-2020гг (срок реализации -5 лет)
  • авторской программы Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф.Ивановой, А. И. Матвеева («Обществознание» 6-11 классы – М.: Просвещение, 2010 г.);
  • Авторской программы «Обществознание. 8-9 классы. Элективный курс «Подросток и закон» \ авт.-сост. С.Н. Степанько. -Волгоград: Учитель, 2007. – 239 с.»

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий и возможностей для формирования и становления целостной личности – гражданина и патриота в ответственный период социального взросления

Составными основной цели программы в современных условиях являются:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
  • обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач во внеурочной деятельности:

  • определение приоритетов в вопросах воспитания гражданственности, патриотизма, чувства товарищества, возрождения национального самосознания и создание условий для их реализации;
  • развитие   учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;
  • воспитание духовности на основе изучения и обобщения опыта, приобретенного Россией за всю историю ее борьбы за независимость, особенно в ходе Великой Отечественной войны;
  • содействие проведению мероприятий патриотической, гражданской, исторической, воспитательной и образовательной направленности, включающие формирование у молодежи уважения к старшему поколению, гордости за историю своей Родины;
  • воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине;
  • повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности;
  • воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;
  • привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации  -  Герба, Флага, Гимна, другой российской  символики и исторических святынь Отечества;
  • воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я – гражданин»

   За последние десятилетия в нашей стране произошли большие перемены. Страна вступила на путь формирования правового государства, становления гражданского общества, продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и упрочнению российского общества и государства. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан.

   

     В обществе наметилась положительная тенденция: возрастает интерес людей к правовой информации. В основе правовой и политической культуры лежит знание правовых норм и умение ими пользоваться. Чем полнее и глубже правовые знания, тем больше   возможностей занять активную общественную позицию

     

    Всё большую роль начинает играть патриотическое воспитание подрастающего поколения т. к. патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности. Патриотизм активизирует духовный потенциал ребёнка, поднимает уровень развития личности на более высокую ступень. Ценностные ориентации, связанные с патриотическими чувствами, обеспечивают активное деятельное вхождение детей в жизнь общества.

Молодёжь – важнейший социальный ресурс общества: именно она будет играть большую

 роль в развитии гражданского общества и правового государства.  Именно поэтому возникает необходимость формирования политической грамотности школьников, повышения уровня политической компетентности молодежи. Возникла необходимость подготовки к самостоятельному и ответственному решению задач местного самоуправления и самоорганизации граждан, воспитания гражданского самосознания молодежи; развития возможностей участия молодых людей в жизни муниципального образования своего региона

Курс внеурочной деятельности «Я-гражданин» рассчитан   на учащихся   8-х и 9-х классов, срок реализации: 2- года (8 и 9 класс)  

Программа рассчитана: в 8 и 9 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 минут; Программа рассчитана на 35 часов в 8 классе и 34 часа в 9 классе.

      Условием эффективного образовательного процесса является использование современных методов, форм, приёмов и педагогических технологий.

     

      В основу взяты методы:

      1.  Объяснительно – иллюстративный

      2.  Репродуктивный

      3.  Частично – поисковый

      4.  Проблемный

      5.  Исследовательский

      6.  Практический

     

      В программе использованы  нетрадиционные формы работы:

      1.  Дискуссия

      2.  Пресс – конференция

      3.  Социологический опрос

      4.  Игра – суд

      5.  Дебаты

      6.  Тренинги

     

      Для успешной реализации программы применяются следующие технологии:

      -  личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания;

      -  технология обучения в сотрудничестве;

      -  технология индивидуализации обучения;

      -  групповые технологии;

      -  технология коллективного взаимодействия;

      -  технология исследовательского (проблемного) обучения;

      -  технология творческой деятельности;

   

       В качестве средств обучения используются фото-, видео-, аудиоматериалы, медиа  оборудование, Интернет.

                                                             

III. ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ 

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  •  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

Коммуникативные УУД:

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
  •  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

Предметные результаты: 

  • относительно целостное представление о содержании понятий страна, государство, Родина;
  • усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
  • овладение основами политической и правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
  • знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

 

Ученик научится:

  • защищать и отстаивать свои права;
  • осуществлять выбор поведения на основе нравственно-правовых ценностей;
  • налаживать добрые взаимоотношения с окружающими людьми;
  • находить конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации;
  • предвидеть последствия совершения необдуманных поступков;
  • разъяснять правила поведения другим детям;
  • оперировать терминами и формулировками;
  • отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи
  • основополагающих документов;

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека;
  • применять полученные знания, умения и навыки на практике.
  • оценивать различные ситуации с точки зрения законодательства.

В результате реализации программы ожидается:

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина России.

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я-ГРАЖДАНИН»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

 №

       Основные   темы

 Количество  часов

Общее

Теория

Практика

 1.

Введение

    1

     1

      -

 2.

Политика и политическая жизнь

    3

     2

      1

 3.

Правовое государство

    3

     2

      1

 4.

Конституция России

    4

     2

      2

 5.

Политические права и свободы

    4

     2

      2

 6.

Политическая деятельность

    4

     2

      2

 7.

Избирательный процесс и избирательное право

    8

     4

      4

 8.

Игровая часть

Итого

    8

   35

     -

    15

      8

     20

         

Содержание программы 

(первый год)

 

  1.  Введение     ( 1 ч. )

       Политика – дело каждого?

  2.  Политика и политическая жизнь  ( 3 ч. )

       Теория: Термин «Политика». Природа и социальное назначение политики. Сфера политики. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни  общества.

       Практика: Анкетирование «Как вы относитесь к выборам»

                         Конкурс электронных газет «Государственная Дума: Сегодня! Завтра!»

  3.  Правовое государство  ( 3 ч. )

       Теория: Предназначение государства. Развитое и неразвитое государство.                Идея правового государства. Признаки правового государства. Гражданское общество: понятие, признаки. Сущность и основные принципы гражданского общества.

Соотношение и взаимосвязь государства и права. О принципе "не запрещенное законом дозволено". Формирование правового государства в российском обществе.

       Практика: Информационный час «Свою дорогу выбери сам». Работа лекторской

                        группы.

  4.  Конституция  России  ( 4 ч. )

       Теория:  Понятие Конституции, основное содержание и виды. Принципы основного закона РФ. Структура Конституции РФ. Порядок пересмотра и принятие новой Конституции РФ. Особенности реализации конституционных норм. Прямое действие Конституции. Обеспечение реализации и механизм защиты конституционных норм. Конституционно-правовая ответственность: особенности и порядок осуществления. Конституционно-правовые санкции, их виды. Конституционные правонарушения.

       Практика: Анкетирование, Конкурс стенгазет, плакатов «Ваш голос – решающий» 

   5.  Политические права и свободы  ( 4 ч. )

        Теория:  Политические права и свободы. Участие в управлении делами государства.

                      Равный доступ к государственной службе. Обращение в государственные

                      органы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций.

       Практика: Устный журнал «Твои права, подросток»

                        Час истории «Хроника Российской государственности»

  6.  Политическая деятельность  ( 4 ч. )

       Теория: Политика как деятельность. Субъекты и объекты. Участие граждан в политической жизни страны. Все ли средства хороши? Политические действия. Власть и властная деятельность.

       Практика: Час информации «Власть на Дону»

 

  7.  Избирательный процесс и избирательное право  ( 8 ч. )

        Теория: Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения. Принципы участия в выборах, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление результатов

     

        Практика: Минилекторий «Всё о правах и обязанностях граждан РФ»

                         Урок правовых знаний «Азбука избирателя»

                         Ситуационная игра «Я голосую впервые»

                         Круглый стол «Зачем молодёжи выборы?»

  8.  Игровая часть  ( 8 ч. )

       Практика:  Деловая игра «Политический лидер»

                         Конкурс «Свободный микрофон… Если бы я был главой района

                         (сельского поселения)

                         Деловая игра «Хочу быть президентом»

                         «Игровой судебный процесс по делу о защите избирательного права»

                         Ситуационная игра «Выборы в муниципальные органы власти»

                         Дебаты «Выбор оптимальной избирательной системы для современной

                         России»

                         Турнир знатоков права «Ученики Фемиды»

   

Учебно-тематический план

2-ой год обучения

 Основные темы

   Количество часов

Общее

Теория

Практика

1.

Введение

1

1

-

2.

Я и политика

2

1

1

3.

Наша дорога к выборам

3

1

2

4.

У меня есть право…

4

1

3

5.

Я и закон. Преступление и наказание

6

2

4

6.

Моя родина – Россия

5

2

3

7.

Что значит быть патриотом

4

2

2

8.

Великие люди и события нашей страны

8

4

4

9.

Итоговое занятие

1

-

1

Итог

34

14

20

               

Содержание программы

(Второй год)

  1. Вводное занятие ( 1 ч. )

Ключевые слова: политическая грамотность; политическое просвещение; политическое поведение; политическая культура;

 2. Я и политика  ( 2 ч. )

       Теория: Политическая компетентность современного школьника. Формирование

политической грамотности.
     
Практика: Подготовка и проведение дискуссии «Кем вы себя считаете, гражданами

                       или обывателями?»

3.  Наша дорога к выборам  ( 3 ч. )

Теория:  Избирательный процесс в Ростовской области. Я – будущий избиратель.

Практика: Просмотр и обсуждение видеофильмов: «Реальные выборы – реальные перспективы. (в начале пути), «Выбрать достойных.  «Мы выбираем, нас выбирают…» Алгоритм действий на избирательном участке во время голосования

        Ситуационная игра «Выборы в муниципальные органы власти»

 4.  У меня есть право…  ( 4 ч. )

      Теория: Тематическое занятие о правах и свободах человека. Права ребёнка и их защита.

      Практика: Викторина «Права человека»

  Встречи с волонтерами правового просвещения молодежного общественного движения «За права молодежи»»

 Брейн – ринг «Права ребёнка»

 «Я имею на это право!?» Подготовка и проведение Круглого стола с                        привлечением специалистов (работники полиции, прокуратуры, юристы).

5. Я и закон. Преступление и наказание.  ( 6 ч. )

      Теория:  Система права: материальное право – процессуальное право

                     Преступление и правонарушение. Виды преступлений и правонарушений

                     Юридическая ответственность.

                     Теоретические и практические анализы сложных ситуаций

      Практика:  Дискуссионный клуб «Почему люди совершают преступления»

                        Круглый стол «Знаешь ли ты закон?»

 6.  Моя родина – Россия  ( 5 ч. )

      Теория: Тематические занятия по обобщению знаний о своей стране. Системати-

                    зация знаний о становлении государственности России.

                    Символика государства. Герб, флаг и гимн России.

      Практика: Историческая игра «Откуда есть пошла Земля русская», прогнозирование

                       «Моё отечество завтра»

                       Турнир эрудитов «Государственные символы России»

 7.  Что значит быть патриотом  ( 4 ч. )

      Теория:  Патриотизм, самоотдача, любовь – как связаны эти понятия и в чём их

                     различие. Гуманизм и его необходимость сегодня.

     Практика:  Подготовка и проведение дискуссии по проблеме патриотизма в совре-

                       менном российском обществе.

                      Дискуссия о понятиях «свобода, ответственность, выбор»

                      Диспут «Толерантность и межнациональные отношения»

 8. Великие люди и события нашей страны  ( 8 ч. )

       Теория:  Защитники земли русской. Деятельность первых русских князей

                       Александр Невский, Дмитрий Донской. Победные дни России.

                       Великие полководцы России А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

                      «Шаги к великой победе» 1941 – 1944 г.  Полководцы Великой Отечественной войны»

       Практика:  

                        Подготовка устного журнала «Победные дни России»

                        Проект  «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

                        Диспут «Отношение молодёжи к армии и воинской службе»

     9. Итоговое занятие ( 1 ч)

VI. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

1.Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.

Нормативно-правовая литература:

Конституция Российской Федерации

• Стратегии национальной безопасности до 2020 г.

• ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с учётом внесения изменений Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83)

• Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

• ФКЗ №1 «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

• ФКЗ №2 «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

•ФКЗ №3 «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года.

Литература:

1. Основы гражданского образования. Учебное пособие. Под ред. Пахомова В. П. и Шехтера С. — Самара, 2011.
2. Политология.Школьный практикум 10-11 класс. Пособие для учащихся.

Составитель Р.Т.Мухаев М.2015г.

3. Воспитать патриота/ - Ростов н/Д:Феникс, 2014. – 282с.
4. Бурдина, Д. А. Политическая компетентность современного школьника / Д. А. Бурдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 422-424.

5. Пронин Э. А. Политическое воспитание школьников//Право, экономика, безопасность. — № 4. — 2013. — С. 68–73.

2. Печатные пособия

2.

Таблицы:

  1. Избирательное право
  2. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации
  3. Права и свободы человека и гражданина

Таблицы демонстрационные «Теория права»

1. Сущность права

2. Основные виды правовых норм

3. Структура правовой нормы

4. Источники(форма)права

5. Нормативно-правовые акты

6. Конституция РФ и другие нормативные акты

7. Система права

8. Правовые системы современности

9. Правотворческий процесс и его стадии

10. Правоотношения

11. Юридические факты

12. Правовое регулирование

13. Правовая культура

14. Правонарушение

15. Юридическая ответственность

Таблицы демонстрационные «Конституционное право»

1. Конституционное право

2. Конституция Российской Федерации

3. Основы конституционного строя

4. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации

5. Права и свободы человека и гражданина

6. Федеративное устройство Российской Федерации

7. Президент Российской Федерации

8. Федеральное Собрание Российской Федерации

9. Правительство Российской Федерации

10. Судебная власть в Российской Федерации

11. Местное самоуправление в Российской Федерации

12. Гражданство Российской Федерации

13. Органы государственной власти Российской Федерации

14. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации

15. Государственные символы Российской Федерации

                              3. Игры и другие пособия

3.

4. Технические средства обучения

4

ПК

Мультимедийный проектор

5.

                                        Интернет-ресурсы

  Президент России: официальный сайт

http://www.president.kremlin.ru

Президент России — гражданам школьного возраста

http://www.uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт

http://www.duma.gov.ru

Права человека в России

http://www.hro.org

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт

http://ombudsman.gov.ru

Московская школа прав человека

http://www.mshr-ngo.ru

Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова

http://danur-w.narod.ru

Организация Объединенных Наций

http://www.un.org/russian/

ВСЕВЕД: все об образовании

http://www.ed.vseved.ru

Информационно-справочная система педагогического объединения «РАДУГА»

http://www.detiplus.ru

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://vschool.km.ru

Интернет-школа «Просвещение.ru»

http://www.internet-school.ru

Обучающие сетевые олимпиады

http://oso.rcsz.ru

Коллекция «Право в сфере образования» Российского общеобразовательного

портала

http://zakon.edu.ru

Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты)

http://www.5ballov.ru

Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»

http://www.setilab.ru

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Элективный курс "Гражданин Мира". (Global Citizen)

Предлагаемая программа «Гражданин мира» - уникальный пропедевтический курс по межкультурному обучению, направленный на формирование и развитие у учащихся коммуникативной компетентности, на...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...