Программа по искусству хореографии
рабочая программа

Марченко Елена Вячеславовна

Можно использовать в кружковой, студийной работе с детьми 1-5 класса. Для тех, кто знает академическую школу классического танца ( изучал, занимался сам) будет легко составить занятия.Это готовая апробированная рабочая пргограмма по хореографии в системе персонифицированного учета в системе дополнительгого образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

CCI25052021_0001.jpg

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы

Современное образование основано не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создании необходимых условий для её самореализации. Программа позволяет выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему занятий по хореографии.

Данная программа ставит своей целью  приобщение детей к танцевальному искусству: раскрытие учащимися через танец красоты окружающего мира, многообразие и эстетику движения людей, умение слушать и воспринимать музыку, передавать в движении ее образы, эмоциональное состояние.

     В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, удлиняется латентный период двигательной реакции; в результате длительного поддерживания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы. Одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса является организация двигательного режима школьников, который обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы.

Программа предполагает  участие обучающихся, их родителей (законных представителей), в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (микрорайона, города) для приобретения опыта реального управления и действия; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Направленность программы:художественная

Уровень освоения: общеобразовательный

Отличительные особенности:

 В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.

     Танцевальное искусство–массовое искусство, оно доступно всем. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

     Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с классическими балетами, современной музыкой; с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий.

     Танец–это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму, воплощенному в завершенную художественную форму.

     Программа ориентирована на младших школьников, с тем, чтобы обеспечить их дальнейшее всестороннее развитие и воспитание. Каждое хореографическое занятие требует от учащегося эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы.

Программа углубленно, используя программу хореографических отделений школ искусств, обучает искусству танца, адаптирует ее к учащимся общеобразовательной школы.

Адресат программы:

Участниками программы могут стать обучающиеся 1-10 классов

Занятия проходят 3 раза в неделю по 1 часу;

В последующем возможно зачисление в группы второго и третьего годов обучения;продолжительность образовательного процесса 108 часов срок реализации 1 года.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся

г.Уссурийска 7-10 лет средствами хореографии.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. Формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
  2. Прививать аккуратность, бережливость
  3. Воспитывать трудолюбие, искренность, чуткость.
  4. Приобретать навыки коллективного труда.
  5. Воспитывать ответственное отношение к школе, краю, Родине

Развивающие:

  1. Развивать познавательные процессы: внимание, память,мышление
  2. Развивать эмоции, чувства, мимику
  3. Развивать физическую силу, простую координацию движений
  4. Развивать волевые качества: настойчивость, целеустремленность, решительность
  5. Развивать творческие способности, фантазию, воображение.

Обучающие:

  1. Научиться слышать музыку, танцевать под музыку разные по сложности движения
  2. Познакомиться с танцевальной культурой народов России и Зарубежья
  3. Анализировать, применять в личной и общественной жизни класса и школы полученные на уроках хореографии знания.

1.3 Содержание программы

Учебный план 1года обучения.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение. Беседа «Что такое хореография»

2

1

1

зачет

2

Упражнений партерной гимнастики, недлительное статистическое напряжение мышц:  

8

8

2.1

сокращение, вытягивание, разворачивание стоп; вращение endenore, endedans;

2

2

зачет

2.2

сокращение, вытягивание, разворачивание стоп; вращение endenore, endedans;

2

2

зачет

2.3

упражнение для подвижности и выворотности в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах;  

2

2

зачет

2.4

упражнение на гибкость

2

2

Зачёт

3

Постановка корпуса на середине зала, у палки.

28

28

3.1

Позиция ног на середине у палки: 1, 2, 3, 4, 5.

4

4

Зачёт

3.2

Упражнения на пластику рук. Позиции рук:1,2,3, подготовительная

4

4

Зачет

3.3

Demiplie лицом к палке по 1, 2, 3, 4, 5 позициям по 4/4.      

4

4

зачет

3.4

Battementtendu лицом к палке по 1–5 позициям в сторону, вперед, назад по 2 такта 4/4.

4

4

зачет

3.5

Releve на полупальцы по 1, 2, 3, 5 позициям.

4

4

зачет

3.6

Переведение рук из позиции в позицию 1 port de bras.

4

4

зачет

3.7

Вольные прыжки по 1–3 позициям

2

2

3.8

На целой стопе и на полупальцах  бег, подскоки, галоп по рисунку.

2

2

4

Танцевальные движения, комбинации. Композиция танца

20

20

концерт

5

Актерское мастерство

8

8

Игра

6

Сценический костюм: история и современность

4

2

2

зачет

7

Народный танец

34

34

7.1

Движения: «ковырялочка», «моталочка», «елочка».

6

6

зачет

7.2

Присядки и хлопушки

6

6

7.3

Вращения

10

10

зачет

7.4

Ходы: переменный, с каблука, тройной

6

6

зачет

7.5

Положения рук в паре

6

6

7.6

Формы русского народного танца

2

2

7.7

Рисунки, построения в танце

2

1

1

зачет

8

Современный и эстрадный танцы.

4

2

2

Итого:

108

8

100

Содержание учебного плана 2020/21 года обучения

1.Раздел. Введение. В форме беседы учащиеся знакомятся с предметом «хореография», чем они будут заниматься на занятиях: разучивать основные упражнения      классического танца, необходимые для выработки правильного положения тела, то есть для выработки правильных, легких и четких движений. На каждом уроке изучаются подготовительные и  танцевальные упражнения.

Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения движений народно-сценического танца, элементов и танцевальных композиций народных танцев, входящих в репертуар данной группы.    Для развития у детей музыкальности и ритмичности, на занятиях вводятся соответствующие ритмические упражнения и игры.

2 Раздел. Упражнений партерной

гимнастики, недлительное статистическое напряжение мышц:

Упражнения партерной гимнастики воздействуют на опорно–двигательный аппарат, дыхательную и мышечную систему, способствуют формированию правильной осанки, точности координации движения.

Музыкальный материал на уроках ритмики должен быть доступным восприятию детей. С четким ритмом. Каждое упражнение рекомендуется называть образно.

На занятии обучающиеся выполняют: разминку и комплекс упражнений в партерной гимнастике, направленный на развитие физических данных, укрепление мышц;игры, развивающие музыкальность, чувство ритма;танцевальные движения, простейшие комбинации, координирующие движения рук, ног, головы.

3Раздел. Постановка корпуса на середине зала, у палки.

     Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения и игры способствуют активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память.

4 Раздел.Танцевальные движения, комбинации. Композиция танца.

Танцевальные движения и комбинации на основе детской лексики и движений народно – сценического танца изучаются по мере необходимости, исходя из формируемого репертуара студии в данном учебном году.  

   Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Далее учащиеся знакомятся с ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения фигур, т.е. не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать сразу над несколькими элементами одинаковой сложности. В результате такой работы у учащихся расширяется двигательный «кругозор», и освоение танца в целом происходит быстрее.

5 Раздел. Актерское мастерство.

 Через игру идет познавательный процессов: развитие внимания, памяти, мышления, эмоций, чувств, мимики. Задания на импровизацию раскрепощают и делают всех чуткими, искренними, дружелюбными.

В командной работе (задание «Изобрази в танце») рождается ответственность и взаимопомощь, взаимовыручка.

6 Раздел. Сценический костюм: история и современность.

История создания сценического костюма уходит глубоко в исторические корни каждого народа.  Это краткий экскурс в историю нашей страны (лекция) и практическое воплощение в современном виде нового образа (женского или мужского костюма) с помощью рисунка (практическая работа).

7 Раздел. Народный танец.

Упражнения народного–сценического танца дети изучают в небольшом объеме, для чего рекомендуется отбирать наиболее необходимые, основные, которые помогают четкому и выразительному исполнению того или иного народного танца. Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений народно-сценического танца, элементов и танцевальных композиций народных танцев, входящих в репертуар данной группы. Дети становятся в пары, для этого важна толерантность по отношению к партнеру.

Тема «Формы русского народного танца» предполагает теорию (знакомство в форме беседы и видеолекции с формами танца).

Тема «Рисунки, построения в танце» изучается сначала практически, а потом самостоятельное выполнение творческого задания «Нарисуй рисунки танца».

8 Раздел.Современный и эстрадный танцы.

Это этап творчества. Начиная с элементов разминки, учащиеся под руководством педагога сочиняют и ведут занятия. На этом этапе изучаются технически сложные элементы современной хореографии, движения современного и эстрадного танца.  

    Видеолекция о современных направлениях в хореографии, просмотр конкурсных номеров своего коллектива и других с конкурсов разного уровня. Анализ рисунка танца, хореографической лексики, сюжета и актерского мастерства исполнителей.

1.4 Планируемые результаты

  • Личностные результаты:
  • Обучающийся сможет выступать на школьных и городских мероприятиях, концертах, участвовать в конкурсах разного уровня.
  • Получит эстетическое развитие и воспитание.
  • Сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • Метапредметные результаты:
  • Обучающийся будет знать танцевальную культуру народов России,
  • приобретёт сценический опыт, опыт общения в группе, с    противоположным полом.
  • Предметные результаты:
  • Обучающийся будет знать разные виды хореографии,
  • Обучающийся будет уметьтанцевать под музыку разные по сложности движения
  • Обучающийся будет владеть пластикой, координацией, силой.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

  • Танцевальный класс с зеркалами 80 м2 и танцевальным станком
  • ноутбук;
  • аудиоколонки
  • пианино

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Видео и аудио записи с мастер-классов

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Нормативно-правовую базу составляют документы, позволяющие организовать внеурочную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

- Устав МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением предметов эстетического цикла.

Программа опирается на нормативно-концептуальные документы в системе дополнительного образования:

  1. концепции развития системы дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  2. приказ министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013г.  № 30468);
  3. ФГОС ОО;
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  5. Концепция развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае;
  6. Примерная программа воспитания и социализации ФГОС ОО;
  7. Методические рекомендации о реализации внеурочной деятельности школьников ФГОС ОО

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающимся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах программы. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах:

а) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников:

  1. Практическое задание (каждый месяц).

Задания:

  1. Встать на мостик с положения «лежа»
  2. Растяжка
  3. Выполнить движения, координируя
  • руки и ноги
  • руки, ноги, голову
  • руки, ноги, голову, корпус
  1. Запомнить и выполнить комбинацию из двух движений
  • с одного показа
  • с двух показов
  • с трех показов
  1. Станцевать импровизацию на заданную музыку:
  • выполнили ритмично
  • образно-эмоционально
  • оригинально

б) текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий на занятии;

в) взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

г) итоговый контроль осуществляется на концертных выступлениях и конкурсах различного уровня.

Выполненные обучающимися работы включаются в их «коллекцию достижений» (в виде фотографий, видеозаписей, дипломов). Итоговый контроль проводится в конце года обучения. Он имеет форму концерта. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и задачам программы.

2.3 Методические материалы

Методы обучения: лекции, беседы, подготовка учащимися докладов, сообщений. Метод игры.                                                

Воспитательные методы: индивидуальный, коллективный, личного примера, убеждения, поощрения.

Технологии – здоровьесберегающие, развивающего обучения, проектная технология

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

108

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

01.09.2020- 31.12.2020

2 полугодие

12.01.2021- 31.05.2021

Возраст детей, лет

7-10

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

3 раза/нед

Годовая учебная нагрузка, час

108

2.5 Календарный план воспитательной работы

  №

Тема

Кол-во часов

Дата

Выступление на линейке 1 сентября

1

01.09.2020 г.

Концерт на День Учителя

2

05.10.2020 г.

Всероссийский конкурс «Дар» (заочно)

3

03.12.2020 г.

Выступление на открытии месячника по патриотическому воспитанию

2

25.01.2021 г.

Концерт к 8 марта «Весенние настроение»

2

03.03.2021 г.

Муниципальный конкурс «Страна чудес» (заочно)

2

23.04.2021 г.

Концерт в школе, посвященный Дню Победы

1

07.05.2021 г.

Выступление на Школьном слете хорошистов и отличников

2

15.05.2021 г.

Концерт для родителей и жителей города «Зажигаем звезды», посвященный окончанию учебного года.

2

23.05.2021 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Базарова Н.  Классический танец. Методика обучения в 4 и 5 классах. - Л.,
  • «Искусство», 2008 г.
  • Ваганова А. Основы классического танца. - Л., – М., 2008 г
  • Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л., – М., «Искусство»,2010 г.
  • Костровицкая В. 100 уроков классического танца. – Л.,  «Искусство», 2009 г.
  • Костровицкая В. Школа классического танца. – Л., «Искусство», 2009 г.
  • Лисицкая Т. Гимнастика и танец. – М., 2007 г.
  • Педагогика / авт. сост. Михаил Сидоров; под ред. И.П. Куличкина. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
  • Современный бальный танец / Под ред. В.М. Строганова и В.И. Уральской.

- М., 2007г.

  • Физкультурно – оздоровительная работа в школе / Под ред. А.М. Шлемина.  

- М., 2008г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Хореография"

Программа занятий кружка по хореографии...

Программа художественной направленности "Хореография – искусство, любимое детьми"

    Танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отражением его многовековой жизни. В танце существуют основа и сюжет, в нём е...

Воспитание детей искусством хореографии

Статья о роли хореографического искусства в воспитании культуры детей. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии....

Реферат «Воспитание детей искусством хореографии»

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах иску...

Воспитание детей искусством хореографии

Воспитание детей искусством хореографии           Журнал «Дополнительное образование» (танец)...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореография как вид искусства»

Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. В связи с тем, что сейчас остро стоит проблема гиподинамии,...