Проектная работа "Волшебная бумага"
проект

Платонова Ольга Алексеевна

Актуальность

 Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

  Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.

 В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Цель проекта:

  • Познакомить детей со свойствами бумаги с помощью экспериментальных действий

 

Задачи проекта:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире: расширение представлений детей о бумаге, её качествах и свойствах.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, плотность, намокает, горит и т. д.).

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

 

Сроки проекта1 неделя

 

Участники: средняя группа, родители. Воспитатели.

 

Форма работы:

1. Фронтальная работа.

2. Индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты:

Дети узнают историю создания бумаги

Приобретут знания о свойствах и качествах бумаги, что поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).

 

Этапы проведения проекта:

1. Подготовительный.

2. Основной (образовательная и практическая деятельность) .

3. Заключительный.

 

1 этап:

- Сбор информации о бумаге (стихи, загадки, рисунки).

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Беседа по теме «Разная бумага» с использованием иллюстраций и наглядного материала.

2 этап:

  • Дополнение уголка экспериментирования альбомом «Разная бумага» (фольга, калька, гофрированная бумага, бархатная бумага, салфеточная бумага, туалетная бумага, копировальная бумага, оберточная бумага).

 

  • Беседы: какими свойствами обладает бумага? Для чего она нужна?
  •  Знакомство с историей создания бумаги, для чего нужна бумага, а так же зачем ее беречь.
  • Изготовление с детьми поделки из бумаги.
  • Эксперименты-опыты

 Отгадывание загадок про бумагу, обсуждение пословиц, связанных с бумагой.

  • Познакомились с произведением С Михалкова «Лист бумаги».
  • Знакомство с искусством оригами.
  • Аппликация с пазлами.

3 этап:

Итоги реализации проекта:

Создание коллекции «Разная  бумага»

Оформление выставки творческих работ участников проекта.

 

Работа с родителями:

 Консультация для родителей «Как организовать лабораторию дома»

 

Создание коллекции бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

 

Пальчиковая гимнастика:

Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.

 

Загадки:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (Бумага)

 

Я бела, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

 

 

Стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”.

Простой бумаги свежий лист

Ты бел как мел. Не смят и чист

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Нет, ждет тебя удел иной

Однажды карандаш цветной

Пройдется по всему листу

Его заполнив пустоту.

И синим будет небосвод,

И красным будет пароход,

И черным будет в небе дым,

И солнце будет золотым!

 

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания.)

И в последний раз присели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООД

Тема: «Мы — исследователи»

Задачи:

  • развитие познавательных способностей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов;
  • развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы;
  • учить детей делать выводы по окончании опыта;
  • воспитывать аккуратность;
  • знать правила безопасности при работе с бумагой;
  • учить детей наблюдать.

Материал: ёмкости с водой, бумага разного вида, фактуры, ножницы, дидактическое пособие «Виды бумаг» ватные палочки, тарелочки с растительным маслом, карточки-схемы. 

Ход занятия: Сегодня мы поговорим о том, что всегда рядом с нами, но мы даже не задумываемся, с каким трудом она появляется. А вот что это?

Загадка: «Я белая как снег, дружу с карандашом. Где он пройдет - там след кладёт».

Правильно, это бумага. А что из неё делают, вы знаете? Дети называют предметы из бумаги (газета, журнал, книги, фотографии). И еще много другого.

Происхождение бумаги. А знаете ребята, бумага не всегда была такой, какой мы её знаем сейчас. В древние времена бумаги не было, но люди хотели писать и рисовать. И делали они это, высекая рисунки на камне. Но камень очень твёрдый, тяжелый и это делать было трудно.  Потом люди придумали глиняные дощечки, на которых  царапали буквы и картинки острыми палочками. А уже потом люди стали писать на бересте, т.е. на берёзовой коре.  И только потом, через много лет люди научились делать бумагу.

В:  А почему из бумаги не делают одежду, мебель, транспорт?

О: Да потому что она непрочная, ненадежная, тонкая. И сейчас мы это проверим.

Приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию.

Опыт 1

Возьмем емкость с водой и положим туда салфетку. Что мы заметили?

Вывод: бумага размокает. Она тонкая.

Опыт 2

Попробуйте смять кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага осталась мятой.

Вывод: бумага хорошо мнется и сама не распрямляется.

Опыт 3

Попробуйте порвать картон (это же тоже бумага?), а теперь бумагу.

Вывод: картон плотный и его порвать не просто. А бумага? давайте порвём её на мелкие кусочки. Чем плотнее бумага, тем она крепче.

Опыт 4

А теперь возьмите на ладошку кусочки бумаги и подуйте на неё. Она летит. Вывод: бумага лёгкая.

    Опыт 5

Ватной палочкой, обмокнув её в растительное масло, проведите по бумаге. Что вы заметили? На бумаге остался след.

Вывод: на бумаге остаются следы от карандаша, ручки, красок.

Опыт 6

Возьмем бумагу со стола и будем выполнять движение «Стирка белья». Что мы услышим?

Вывод: бумага издает звук, шуршит, скрипит.

 

Игра «Бывает — не бывает»

В: « Я называю предметы, если они из бумаги  — хлопните в ладоши, а если нет  — нужно присесть (книга, газета, лампочка, обои, стул, фотография, кукла, открытка)».

Рефлексия

Повторить всё, что дети узнали, используя карточки-схемы.

Бумага — материал непрочный, поэтому надо бережно и аккуратно относиться к вещам из бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ООД

           Тема: «Разная бумага»

Задачи:

  • расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;
  • совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;
  • развивать воображение, сообразительность;
  • развивать мелкую моторику рук.

 Материал: образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.) листы оранжевой бумаги для поделки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня  я вас приглашаю на выставку, которая называется «Волшебная бумага»

 Давайте посмотрим, что у вас лежит на столах?

Дети: Бумага.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим ее. Скажите, вся ли  ли она одинаковая? А как можно определить?

Дети: Она разная. Можно погладить, пощупать, потрогать ее.

Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой,  мягкой и не очень. А кто знает виды бумаги? (цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.).  А вы  знаете, откуда произошла бумага?

 Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Дети, кто знает на чём писали древние  люди? Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.

А сейчас люди  из чего бумагу  делают? Какие вы молодцы, знаете  что бумагу делают из дерева.

А сейчас я вам предлагаю небольшую экскурсию по нашей выставке, я хочу вам рассказать о видах бумаги  которые встречаются в нашей жизни.

Картон:    - этот плотный и толстый материал, из него можно изготавливать различные подделки:

  -  бывает разных цветов, а также  гладкий, блестящий и матовый;

 -  следует всегда помнить, что лист картона сгибают только один раз, и, если сгиб выполнен неровно, исправить уже ничего будет нельзя.

Цветной плоский картон просто незаменим для творчества наших детей.

  Газетная бумага:

  -  непрочная, тонкая, имеет желтоватый оттенок, шероховата на ощупь, такая бумага не пригодна к аппликации;

 -  бумага, предназначенная для печатания газет;

 - легко рвется и мнется.

Например, из газетной бумаги можно сделать шапочки, которые надевают в жаркий день, или сложить фигурки животных.

Оберточная бумага:

   -  эта яркая, гладкая и красочная бумага,  достаточно прочна и с трудом рвется руками.

 Благодаря разнообразию цветов и  хорошей  склеиваемости  -  эта бумага прекрасно подходит для создания аппликационных картин.

Обойная бумага:

   - различают гладкую с рисунком и рельефную обойную бумагу;

 -  самое широкое применение  конструирование поделок,  создают композиции хороводов кукол, матрешек, петрушек, по-разному  комбинируя цвета.

Журнальная бумага:

    - такая бумага имеет гладкую поверхность, устойчива к влаге и может быть окрашена в любой яркий цвет.

 Используется для журналов и обложек.

Бархатная бумага:

   -  немного напоминает картон с той лишь разницей, что с одной стороны ее поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками, что и делает материал похожим на бархат.

 Использование такой бумаги в аппликации и силуэтных вырезках позволяет создать очень красивые и оригинальные произведения.

Гигиеническая бумага:

  -  этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец;

 - бумага тоненькая, мягкая, приятная на ощупь.

Такую бумагу зачастую используют для создания забавных поздравительных открыток.  Впрочем, капелька фантазии – и вы найдете ей применение при работе над различными поделками.

Гофрированная  бумага:

   - эта тонкая, мягкая, нежная, пластичная разноцветная бумага;

 -  приятная на ощупь;   -  матовая, рыхлая, полупрозрачная, эластичная

 Просто идеально подходит для детского творчества

  Фольга:

 - блестящая, разноцветная, сверкающая и переливающаяся на солнце обертка от шоколадки, конфеты или шоколадного яйца.

 Фольга - удивительный материал, который притягивает внимание не только малышей, но и радует взор взрослых.

 Но помимо красивого внешнего вида, у фольги есть еще немало полезных и интересных  свойств,  на ощупь фольга прохладная, скользкая, гладка;

-  при зрительном восприятии фольга блестит, серебристого цвета, сверкает;         невероятно податливый материал; фольга  легко рвется, мнется, сворачивается, складывается, скатывается в колбаски, шарики и легко режется ножницами.

Цветная бумага

-  бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая;

 -  бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить;-  бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.

прекрасный материал для детского творчества, позволяющий создавать красивые красочные и интересные поделки.

Тетрадная бумага:

- бумага хорошо поддается обработке:

 - легко складывается, скручивается, склеивается, прекрасно окрашивается.

Эти качества и свойства бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в детских аппликациях.

Копировальная бумага:

 - тонкая, темная, одна сторона у копировальной бумаги - жирная, с краской, а другая – матовая.

Рисовать на ней нельзя, но и она все-таки немного волшебная. С ее помощью можно перевести рисунок.

Альбомная бумага:

 - белая, толстая, жесткая, непрозрачная;

 - А еще она гладкая, плотная, матовая, прочная, упругая, если ее согнуть в кольцо, а потом отпустить, полоска опять станет прямой;

 - с ней можно делать:  размечать, резать, складывать, сгибать, окрашивать, склеивать.

 - сминается, все ребра  четко выражены,  разутюживанию  не поддаются;

 -  выгорает — теряет белизну на ярком солнце.

Из нее делают альбомы, иллюстрации, рамки, обложки.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в такую игру

 Игра «Угадай из какой бумаги?».
— Давайте посмотрим на предметы на столе. Скажите, из какой бумаги  они сделаны?  (Картонная коробка, цветок из цветной бумаги, шляпа из газеты и т.д.).

 Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага. Приглядитесь по внимательней, потрогайте ее пальцами, сожмите в кулак, порвите: она пластична, готова принять любую форму. Постарайтесь, и лист бумаги будет послушен вашим рукам, вы сможете создать фантастический, сказочный мир!

Воспитатель: Ребята,  а какими видами бумаги мы сегодня познакомились? Какие поделки можно сделать из картона? из газеты? из цветной бумаги?  

Да, из бумаги можно делать разные поделки: цветы, картины, животных. Я вам предлагаю сделать из цветной бумаги лисичку, это техника называется  оригами. Проходите за столы, присаживайтесь поудобнее.

Посмотрите, какой формы лист бумаги перед вами?

Сейчас лист сложите так, чтобы у вас получился треугольник, аккуратно прогладьте линии сгиба, сложите ещё раз лист, чтобы уголки встретились, а сейчас загибайте один уголок вверх, прогладим и другой уголок точно так же.

Сейчас возьмите фломастеры и нарисуйте нашей лисичке мордочку: глазки, носик, усы и ротик, вот наша забавная лисичка и готова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Игры и игровые упражнения с бумагой

                        Игра: «Смятая бумага»

Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно  бросать в цель, катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или даже снеговика.

Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки. Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте  мы приучаем ребенка к творчеству.

Игра «Колобок»

Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое семейство (папа- самый большой, мама – поменьше и малыш – самый маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.

Игра «Найди сюрприз»

Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку, собачку и обыграть: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть что здесь?»Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком. Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»

Игра «Тропинка»

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку,  выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки положите приз, который ребенок получит , успешно до него добравшись .

Игра «Веселая полянка»

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте ребенку цветную бумагу, покажите как ее можно разорвать на кусочки и наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и неровные, и длинные полоски. Разрешите ребенку украсить «полянку» по своему усмотрению.

Игра « На что это похоже?»

Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

Игра «Угадай пальчиками» (3-4 года)

Эта игра является продолжением игры «Чудесный мешочек». Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по глянцевой, бархатной  бумаге, картону. Расскажите ребенку о свойствах , называю эту бумагу. После того как ребенок запомнит эти ощущения с ним можно поиграть в такую игру. Попросите его закрыть глаза и определить на ощупь какая это бумага. Возьмите его пальчик и скажите что это самолетик.  Полетели и сели. На какую полянку сели? Или можно сложить различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите достать по одному листу бумаги, о которой вы говорите (описываете).

 Игра «Бахрома для шарфика»

Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Раскрасьте их. Сделайте небольшие надрезы по краям. Аналогичная игра «Дорожки»

Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончики. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, с помощью которой мы рассматриваем звезды, и бинокль, и дудочка, и сладкие рулетики,  которыми мы накормим куклу Катю и т.д.

Игра «Полет в космос»

Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть ребенок засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно будет скомкать в шарики.

Игра «Снежные войны»

Зима – одно из любимых времен года детворы. И неудивительно: можно играть в снежки, кататься на салазках, коньках, лыжах. Для «снежных» игр приготовьте бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10 снарядов. Постройте укрепления, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

 Игра « Самый  меткий »

Соревнование на меткость. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделать снаряды разного цвета (красные, желтые, синие). После окончания матча посчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделки из  бумаги

https://i.pinimg.com/originals/0e/12/67/0e1267b48615187db1a7ccacf41748c0.jpg

 

 

https://spinachtree.com/wp-content/uploads/2020/10/crafts-for-kids-with-autism-beautiful-fall-autumn-puzzle-piece-kid-s-craft-surviving-a-teacher-of-crafts-for-kids-with-autism.jpg

 

 

 

https://napirse.ru/800/600/https/1.bp.blogspot.com/-NtsDtCuJ9HU/Xstkh6PFKiI/AAAAAAAABPg/1hv35i1kH58trSAl-TjN44ebCXFSip7tACPcBGAYYCw/s1600/RMWTkV-InoA.jpg

 

 

https://lifehacker.org.ua/wp-content/uploads/d0b72195602ed53bb4e1200726a6a912.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnaya_bumaga.docx582.64 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ "Детский сад "Планета детства"

Краткосрочный проект

в средней группе

«Волшебная бумага»

Воспитатель: Платонова О. А.

Актуальность

 Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

  Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.

 В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Цель проекта:

  • Познакомить детей со свойствами бумаги с помощью экспериментальных действий

Задачи проекта:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире: расширение представлений детей о бумаге, её качествах и свойствах.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, плотность, намокает, горит и т. д.).

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Сроки проекта1 неделя

Участники: средняя группа, родители. Воспитатели.

Форма работы:

1. Фронтальная работа.

2. Индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты:

Дети узнают историю создания бумаги

Приобретут знания о свойствах и качествах бумаги, что поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).

Этапы проведения проекта:

1. Подготовительный.

2. Основной (образовательная и практическая деятельность) .

3. Заключительный.

1 этап:

- Сбор информации о бумаге (стихи, загадки, рисунки).

- Рассматривание иллюстраций по теме.

- Беседа по теме «Разная бумага» с использованием иллюстраций и наглядного материала.

2 этап:

  • Дополнение уголка экспериментирования альбомом «Разная бумага» (фольга, калька, гофрированная бумага, бархатная бумага, салфеточная бумага, туалетная бумага, копировальная бумага, оберточная бумага).

  • Беседы: какими свойствами обладает бумага? Для чего она нужна?
  •  Знакомство с историей создания бумаги, для чего нужна бумага, а так же зачем ее беречь.
  • Изготовление с детьми поделки из бумаги.
  • Эксперименты-опыты

 Отгадывание загадок про бумагу, обсуждение пословиц, связанных с бумагой.

  • Познакомились с произведением С Михалкова «Лист бумаги».
  • Знакомство с искусством оригами.
  • Аппликация с пазлами.

3 этап:

Итоги реализации проекта:

Создание коллекции «Разная  бумага»

Оформление выставки творческих работ участников проекта.

Работа с родителями:

 Консультация для родителей «Как организовать лабораторию дома»

Создание коллекции бумаги.

Приложение:

Пальчиковая гимнастика:

Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.

Загадки:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (Бумага)

Я бела, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага)

Стихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”.

Простой бумаги свежий лист

Ты бел как мел. Не смят и чист

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука

Чем станешь ты? Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?

Нет, ждет тебя удел иной

Однажды карандаш цветной

Пройдется по всему листу

Его заполнив пустоту.

И синим будет небосвод,

И красным будет пароход,

И черным будет в небе дым,

И солнце будет золотым!

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания.)

И в последний раз присели.

ООД

Тема: «Мы — исследователи»

Задачи:

  • развитие познавательных способностей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов;
  • развитие умения выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы;
  • учить детей делать выводы по окончании опыта;
  • воспитывать аккуратность;
  • знать правила безопасности при работе с бумагой;
  • учить детей наблюдать.

Материал: ёмкости с водой, бумага разного вида, фактуры, ножницы, дидактическое пособие «Виды бумаг» ватные палочки, тарелочки с растительным маслом, карточки-схемы.  

Ход занятия: Сегодня мы поговорим о том, что всегда рядом с нами, но мы даже не задумываемся, с каким трудом она появляется. А вот что это?

Загадка: «Я белая как снег, дружу с карандашом. Где он пройдет - там след кладёт».

Правильно, это бумага. А что из неё делают, вы знаете? Дети называют предметы из бумаги (газета, журнал, книги, фотографии). И еще много другого.

Происхождение бумаги. А знаете ребята, бумага не всегда была такой, какой мы её знаем сейчас. В древние времена бумаги не было, но люди хотели писать и рисовать. И делали они это, высекая рисунки на камне. Но камень очень твёрдый, тяжелый и это делать было трудно.  Потом люди придумали глиняные дощечки, на которых  царапали буквы и картинки острыми палочками. А уже потом люди стали писать на бересте, т.е. на берёзовой коре.  И только потом, через много лет люди научились делать бумагу.

В:  А почему из бумаги не делают одежду, мебель, транспорт?

О: Да потому что она непрочная, ненадежная, тонкая. И сейчас мы это проверим.

Приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию.

Опыт 1

Возьмем емкость с водой и положим туда салфетку. Что мы заметили?

Вывод: бумага размокает. Она тонкая.

Опыт 2

Попробуйте смять кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага осталась мятой.

Вывод: бумага хорошо мнется и сама не распрямляется.

Опыт 3

Попробуйте порвать картон (это же тоже бумага?), а теперь бумагу.

Вывод: картон плотный и его порвать не просто. А бумага? давайте порвём её на мелкие кусочки. Чем плотнее бумага, тем она крепче.

Опыт 4

А теперь возьмите на ладошку кусочки бумаги и подуйте на неё. Она летит. Вывод: бумага лёгкая.

    Опыт 5

Ватной палочкой, обмокнув её в растительное масло, проведите по бумаге. Что вы заметили? На бумаге остался след.

Вывод: на бумаге остаются следы от карандаша, ручки, красок.

Опыт 6

Возьмем бумагу со стола и будем выполнять движение «Стирка белья». Что мы услышим?

Вывод: бумага издает звук, шуршит, скрипит.

Игра «Бывает — не бывает»

В: « Я называю предметы, если они из бумаги  — хлопните в ладоши, а если нет  — нужно присесть (книга, газета, лампочка, обои, стул, фотография, кукла, открытка)».

Рефлексия

Повторить всё, что дети узнали, используя карточки-схемы.

Бумага — материал непрочный, поэтому надо бережно и аккуратно относиться к вещам из бумаги.

ООД

           Тема: «Разная бумага»

Задачи:

  • расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;
  • совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;
  • развивать воображение, сообразительность;
  • развивать мелкую моторику рук.

 Материал: образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.) листы оранжевой бумаги для поделки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня  я вас приглашаю на выставку, которая называется «Волшебная бумага»

 Давайте посмотрим, что у вас лежит на столах?

Дети: Бумага.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим ее. Скажите, вся ли  ли она одинаковая? А как можно определить?

Дети: Она разная. Можно погладить, пощупать, потрогать ее.

Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой,  мягкой и не очень. А кто знает виды бумаги? (цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.).  А вы  знаете, откуда произошла бумага?

 Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Дети, кто знает на чём писали древние  люди? Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.

А сейчас люди  из чего бумагу  делают? Какие вы молодцы, знаете  что бумагу делают из дерева.

А сейчас я вам предлагаю небольшую экскурсию по нашей выставке, я хочу вам рассказать о видах бумаги  которые встречаются в нашей жизни.

Картон:    - этот плотный и толстый материал, из него можно изготавливать различные подделки:

  -  бывает разных цветов, а также  гладкий, блестящий и матовый;

 -  следует всегда помнить, что лист картона сгибают только один раз, и, если сгиб выполнен неровно, исправить уже ничего будет нельзя.

Цветной плоский картон просто незаменим для творчества наших детей.

  Газетная бумага:

  -  непрочная, тонкая, имеет желтоватый оттенок, шероховата на ощупь, такая бумага не пригодна к аппликации;

 -  бумага, предназначенная для печатания газет;

 - легко рвется и мнется.

Например, из газетной бумаги можно сделать шапочки, которые надевают в жаркий день, или сложить фигурки животных.

Оберточная бумага:

   -  эта яркая, гладкая и красочная бумага,  достаточно прочна и с трудом рвется руками.

 Благодаря разнообразию цветов и  хорошей  склеиваемости  -  эта бумага прекрасно подходит для создания аппликационных картин.

Обойная бумага:

   - различают гладкую с рисунком и рельефную обойную бумагу;

 -  самое широкое применение  конструирование поделок,  создают композиции хороводов кукол, матрешек, петрушек, по-разному  комбинируя цвета.

Журнальная бумага:

    - такая бумага имеет гладкую поверхность, устойчива к влаге и может быть окрашена в любой яркий цвет.

 Используется для журналов и обложек.

Бархатная бумага:

   -  немного напоминает картон с той лишь разницей, что с одной стороны ее поверхность покрыта мелкими цветными ворсинками, что и делает материал похожим на бархат.

 Использование такой бумаги в аппликации и силуэтных вырезках позволяет создать очень красивые и оригинальные произведения.

Гигиеническая бумага:

  -  этот вид включает в себя туалетную бумагу, бумагу для салфеток и полотенец;

 - бумага тоненькая, мягкая, приятная на ощупь.

Такую бумагу зачастую используют для создания забавных поздравительных открыток.  Впрочем, капелька фантазии – и вы найдете ей применение при работе над различными поделками.

Гофрированная  бумага:

   - эта тонкая, мягкая, нежная, пластичная разноцветная бумага;

 -  приятная на ощупь;   -  матовая, рыхлая, полупрозрачная, эластичная

 Просто идеально подходит для детского творчества

  Фольга:

 - блестящая, разноцветная, сверкающая и переливающаяся на солнце обертка от шоколадки, конфеты или шоколадного яйца.

 Фольга - удивительный материал, который притягивает внимание не только малышей, но и радует взор взрослых.

 Но помимо красивого внешнего вида, у фольги есть еще немало полезных и интересных  свойств,  на ощупь фольга прохладная, скользкая, гладка;

-  при зрительном восприятии фольга блестит, серебристого цвета, сверкает;         невероятно податливый материал; фольга  легко рвется, мнется, сворачивается, складывается, скатывается в колбаски, шарики и легко режется ножницами.

Цветная бумага

-  бумага бывает белая, красная, синяя и всяких других цветов, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая;

 -  бумага шуршит, легко мнется, смятую бумагу трудно распрямить;-  бумага легко рвется и расползается в воде, она непрочная.

прекрасный материал для детского творчества, позволяющий создавать красивые красочные и интересные поделки.

Тетрадная бумага: 

- бумага хорошо поддается обработке:

 - легко складывается, скручивается, склеивается, прекрасно окрашивается.

Эти качества и свойства бумаги позволяют рекомендовать ее для широкого применения в детских аппликациях.

Копировальная бумага:

 - тонкая, темная, одна сторона у копировальной бумаги - жирная, с краской, а другая – матовая.

Рисовать на ней нельзя, но и она все-таки немного волшебная. С ее помощью можно перевести рисунок.

Альбомная бумага:

 - белая, толстая, жесткая, непрозрачная;

 - А еще она гладкая, плотная, матовая, прочная, упругая, если ее согнуть в кольцо, а потом отпустить, полоска опять станет прямой;

 - с ней можно делать:  размечать, резать, складывать, сгибать, окрашивать, склеивать.

 - сминается, все ребра  четко выражены,  разутюживанию  не поддаются;

 -  выгорает — теряет белизну на ярком солнце.

Из нее делают альбомы, иллюстрации, рамки, обложки.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в такую игру

 Игра «Угадай из какой бумаги?». 
— Давайте посмотрим на предметы на столе. Скажите, из какой бумаги  они сделаны?  (Картонная коробка, цветок из цветной бумаги, шляпа из газеты и т.д.).

 Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага. Приглядитесь по внимательней, потрогайте ее пальцами, сожмите в кулак, порвите: она пластична, готова принять любую форму. Постарайтесь, и лист бумаги будет послушен вашим рукам, вы сможете создать фантастический, сказочный мир! 

Воспитатель: Ребята,  а какими видами бумаги мы сегодня познакомились? Какие поделки можно сделать из картона? из газеты? из цветной бумаги?  

Да, из бумаги можно делать разные поделки: цветы, картины, животных. Я вам предлагаю сделать из цветной бумаги лисичку, это техника называется  оригами. Проходите за столы, присаживайтесь поудобнее.

Посмотрите, какой формы лист бумаги перед вами?

Сейчас лист сложите так, чтобы у вас получился треугольник, аккуратно прогладьте линии сгиба, сложите ещё раз лист, чтобы уголки встретились, а сейчас загибайте один уголок вверх, прогладим и другой уголок точно так же.

Сейчас возьмите фломастеры и нарисуйте нашей лисичке мордочку: глазки, носик, усы и ротик, вот наша забавная лисичка и готова.

             Игры и игровые упражнения с бумагой

                        Игра: «Смятая бумага»

Предложить ребенку лист бумаги, помять ее (нужно помнить, что мы учим детей не мять и не рвать книги). А вот листочек бумаги можно помять, порвать и скатать в комочки, тогда может получиться снежок; их можно  бросать в цель, катать, складывать в корзину, можно приклеивать, получив снеговую тучу или даже снеговика.

Итак, сначала ребенку можно дать мягкие сорта бумага, например салфетки. Сминая кусочки бумаги, ребенок с помощью взрослого может научиться делать цветы, собрать браслет на нитку. Тем самым уже в 3-х летнем возрасте  мы приучаем ребенка к творчеству.

Игра «Колобок»

Предложить ребенку поиграть в «колобка». Для этого нужно смять кусочек бумаги и скатать его в шарик. Катать по полу «колобки» и сделать их целое семейство (папа- самый большой, мама – поменьше и малыш – самый маленький). Так мы и ручку развиваем и величины изучаем.

Игра «Найди сюрприз»

Завернуть в бумагу небольшой предмет. Для детей 3-4 лет можно взять мишку, собачку и обыграть: «Привет, Тимошка! Я принес тебе сюрприз. Хочешь посмотреть что здесь?»Дать ребенку развернуть сверток, изобразить радость вместе с ребенком. Игру можно усложнить. Подарок нужно не только открыть, но и угадать по описанию, что это. Например: «Этот сюрприз круглый, резиновый, он может катиться и прыгать. Что это? Молодец – это мячик!!!»

Игра «Тропинка»

Для данной игры подойдет любая бумага: страницы из журнала, тетради, туалетная бумага. Вместе с детьми соорудите тропинку,  выкладывая листы друг возле друга. Например, от дивана к столу, от стола к шкафу и т.д. Дорога может быть не только прямой, но и извилистой, с резкими поворотами, причем разной ширины. Задача не выйти за ее пределы. На другом конце тропинки положите приз, который ребенок получит , успешно до него добравшись .

Игра «Веселая полянка»

Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Смажьте его клеем. Дайте ребенку цветную бумагу, покажите как ее можно разорвать на кусочки и наносить на лист. Пусть кусочки будут самые разнообразные – и маленькие и неровные, и длинные полоски. Разрешите ребенку украсить «полянку» по своему усмотрению.

Игра « На что это похоже?»

Предложить ребенку нарвать много кусочков бумаги. Рассмотрите эти части. Сравните их – какая самая большая, какая самая маленькая? А на что похож этот кусочек? На рыбку, лошадку, мишку? Можно дорисовать глазки, ушки и прочие детали, так будет еще увлекательней.

Игра «Угадай пальчиками» (3-4 года)

Эта игра является продолжением игры «Чудесный мешочек». Дайте ребенку потрогать и поводить пальчиками по глянцевой, бархатной  бумаге, картону. Расскажите ребенку о свойствах , называю эту бумагу. После того как ребенок запомнит эти ощущения с ним можно поиграть в такую игру. Попросите его закрыть глаза и определить на ощупь какая это бумага. Возьмите его пальчик и скажите что это самолетик.  Полетели и сели. На какую полянку сели? Или можно сложить различную бумагу в «волшебный» мешочек. Предложите достать по одному листу бумаги, о которой вы говорите (описываете).

 Игра «Бахрома для шарфика»

Вырежьте несколько полос бумаги, напоминающие форму шарфа. Раскрасьте их. Сделайте небольшие надрезы по краям. Аналогичная игра «Дорожки»

Интересной забавой для малышей является скатывание бумаги в рулончики. Хотя это не так просто, как кажется на первый взгляд. Скатали? Теперь пофантазируйте – это и подзорная труба, с помощью которой мы рассматриваем звезды, и бинокль, и дудочка, и сладкие рулетики,  которыми мы накормим куклу Катю и т.д.

Игра «Полет в космос»

Возьмите пластиковую бутылку. Она будет у вас ракетой, которая полетит в космос. Предложите посадить в нее «пассажиров». Пусть ребенок засовывает порванные кусочки в горлышко бутылки. Предварительно их можно будет скомкать в шарики.

Игра «Снежные войны»

Зима – одно из любимых времен года детворы. И неудивительно: можно играть в снежки, кататься на салазках, коньках, лыжах. Для «снежных» игр приготовьте бумагу, сомните ее в комочки. Сделайте каждому участнику игры по 10 снарядов. Постройте укрепления, обстреливайте «противника» снежками. Кто попал, тот и побеждает.

 Игра « Самый  меткий »

Соревнование на меткость. Для этой игры нужно скомкать из бумаги мячики и попытаться попасть ими в корзину, коробку. Постепенно увеличивать расстояние. Каждому участнику сделать снаряды разного цвета (красные, желтые, синие). После окончания матча посчитайте, кто же оказался победителем – забросил наибольшее количество мячей в корзину.

Поделки из  бумаги

https://i.pinimg.com/originals/0e/12/67/0e1267b48615187db1a7ccacf41748c0.jpg

https://spinachtree.com/wp-content/uploads/2020/10/crafts-for-kids-with-autism-beautiful-fall-autumn-puzzle-piece-kid-s-craft-surviving-a-teacher-of-crafts-for-kids-with-autism.jpg

https://napirse.ru/800/600/https/1.bp.blogspot.com/-NtsDtCuJ9HU/Xstkh6PFKiI/AAAAAAAABPg/1hv35i1kH58trSAl-TjN44ebCXFSip7tACPcBGAYYCw/s1600/RMWTkV-InoA.jpg

https://lifehacker.org.ua/wp-content/uploads/d0b72195602ed53bb4e1200726a6a912.jpg