LEGO- конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей младших школьников
статья
В работе с учениками начальной школы, с учетом их возрастных особенностей, можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «LEGO». Конструирование из LEGO– конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
LEGO- конструирование и робототехника как средство развития познавательных способностей младших школьников
Актуальность в современных исследованиях, посвящена проблеме развития и образования детей школьного возраста, а также в образовательных программах одной из приоритетных задач является развитие любознательности, познавательной активности и самостоятельности: познавательная деятельность является и предпосылкой освоения содержания и его результатом и рассматриваются как показатель развития младших школьников.
Ребёнок, по сути, прирождённый изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
В реальной практике школьных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и развитию первоначальных технических навыков. Однако отсутствие необходимых условий не позволяет решить данную проблему в полной мере.
В настоящее время в системе образования детей школьного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно- коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить.
В работе с учениками начальной школы, с учетом их возрастных особенностей, можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «LEGO». Конструирование из LEGO– конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Сегодня как никогда актуальны вопросы создания суперкомпьютеров, развития искусственного интеллекта, поэтому перед системой российского образования стоит задача: «Подготовка инженеров – творцов, которые могли бы изобретать и внедрять новые технологии». Поэтому те дети, которые будут увлекаться робототехникой и конструирование, сейчас – это будущие инженеры – инноваторы, которые будут востребованы не только на российском, но и на международном рынке.
Актуальность LEGO – конструирование и робототехника значимы в свете внедрения и реализации ФГОС, так как являются великолепным средством для интеллектуального развития школьников, так как являются великолепным средством для интеллектуального развития, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация); а так же позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие учеников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества; объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Познавательная активность и познавательные способности являются необходимым условием для формирования умственных качеств детей, их самостоятельности и инициативности. Уровень развития способностей к познанию окружающего мира (физического и мира людей) определяет сформированность учебных навыков, навыков социального взаимодействия, что в последствие окажет определяющее влияние на процесс и результат социально-психологической адаптации ребенка к обучению в школе.
На современном этапе развития педагогики и психологии под познавательными способностями понимается сочетание сенсорных и интеллектуальных способностей ребенка, базирующееся на проявлении познавательной активности и имеющее непосредственное отношение к любознательности и познанию мира. Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее устройство, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности. Таким образом, познавательные способности — это индивидуальная особенность человека, направленная на познание окружающего его мира, развивающаяся под воздействием множества факторов и условий в деятельности.
Детство – это важный период в развитии ребёнка, это период, когда закладывается фундамент будущей личности и первоначального познания окружающей действительности.
Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития школьников.
Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям. Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.
Основным условием развития познавательных способностей школьников является включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование) и двигательную.
Несмотря на это, одним из аспектов повышения уровня развития познавательных способностей является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. Развивающая роль любой деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, т.е. носит практически-продуктивный характер.
Познавательные и творческие способности формируются в деятельности в процессе поисков и находок, которые осуществляются в повседневной практике.
В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по познавательному развитию, а именно при помощи LEGO-конструирования и робототехники, которые специалисты относят к особым видам детской деятельности, к базовым видам творческой деятельности, в ходе которых у дошкольников развиваются все основные мыслительные процессы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-31806-1609564089.jpg)
«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»
В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/30/picture-140798-1701361400.jpg)
Программа по развитию познавательных способностей младшего школьника "Вундеркинд"
Программа разработана для обеспечения развития познавательных способностей младших школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности. Цель программы: развитие познават...
Проект теоретико-методической деятельности по теме: Методы искусства как средство развития творческих способностей младших школьников.
Термин «способность» или «способный» в повседневной речи имеет достаточно широкий смысл; говорят, что человек способен выполнить то или иное задание, добиться успехов и т.д.Выявление спосо...
Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей младших школьников
АННОТАЦИЯПЕТРАЕВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНАМузыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей младших школьниковЙошкар-Ола – 2014 Целью работы является изучение влияния музыкотерапии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-363880-1386537295.jpg)
«Занятия модульным оригами как средство развития творческих способностей младших школьников»
Пояснительная запискаТворческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в...
Статья на тему: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников.
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1215929-1580986282.jpg)
Проект «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительного образования»
Проект «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современного дополнительно...