Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию (возраст 5-7 лет)
материал

Крутик Юлия Александровна

Цели:

- уточнить и обобщить представления детей о том, как крестьяне выращивали хлеб, что необходимо было делать в каждое время года;

- закрепить представление об их занятиях в свободное время зимой;

- учить самостоятельно классифицировать и группировать картинки по временам года и видам деятельности людей;

-активизировать использования в речи глаголов: боронит, сеет, пашет, косит, запрягает, жнет, молотит;

- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_patriot.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

        Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.

                                      «Крестьянский труд»

                                        ( для детей 5-7 лет)

Цели:

- уточнить и обобщить представления детей о том, как крестьяне выращивали хлеб, что необходимо было делать в каждое время года;

- закрепить представление об их занятиях в свободное время зимой;

- учить самостоятельно классифицировать и группировать картинки по временам года и видам деятельности людей;

-активизировать использования в речи глаголов: боронит, сеет, пашет, косит, запрягает, жнет, молотит;

- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование: картинки с изображением времени года; раздаточные картинки, изображающие труд сельского жителя по сезонам:

- весной: боронит землю, сеет пшеницу;

- летом: косит пшеницу, сгребает колосья, жнет пшеницу, вяжет снопы, молотит колосья цепом, насыпает зерно в мешки;

- осенью: запрягает лошадь в телегу, везет зерно на мельницу, мелет зерно в муку;

- зимой: печет пироги, прядет пряжу, плетет лапти, везет дрова, топит печь, играет с детьми.

Правила игры.

В игре могут принимать участие 4 ребенка.

Педагог предлагает детям совершить экскурсию в деревню.

Каждый ребенок по желанию берет одну картинку с изображением времени года.

Педагог дает детям задание: отобрать раздаточные картинки, на которых изображен труд, соответствующий этому времени года, выложить их в определенном порядке, рассказать последовательность трудовых операций по выращиванию хлеба в соответствии с каждым временем года.

Педагог обращает внимание детей на то, что, для того чтобы вырастить хлеб, крестьянам приходится трудится весной, летом, осенью, а зимой они отдыхают.

                                «Народные костюмы»                                              

                                ( для детей 5-7 лет)

Цели:

- закрепить знания детей о русских народных костюмах различных областей и губерний России;

- закреплять знания о характерных узорах цветовой гаммы и материале, характерных для того или иного костюма (уральский, тульский, курский, орловский, саратовский, воронежский, вологодский);

- воспитывать интерес к русской народной культуре, чувство гордости за самобытность русского народа.

Оборудование:

- 7 карт размером 16*23 см с изображением костюмов (уральский, тульский, курский, орловский, саратовский, воронежский, вологодский);

- 7 карт размером 25*15 (разделены на 15 квадратов каждая): в первом ряду верхней строчки изображена палитра, в первом ряду второй строчки- узор, в первом ряду третьей строки- рука; набор карточек 5*5, на которых изображены различные узоры, цветовая гамма и образцы ткани.

Правила игры.

В игре участвуют от 1 до 7 детей. Каждому реку предлагается карточка с изображением костюма и карточка, поделенная на квадраты.

Задание для ребенка: подобрать маленькие карточки с узорами, цветом и материалом, из которого сделан костюм, и разложить эти карточки в пустых квадратах. Выигрывает тот ребенок, который правильно и быстрее всех справится с заданием.

                                       « Раньше и теперь»

                                        (для детей 6-7 лет)

Цели:

- закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков;

- знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире;

- воспитывать интерес к прошлому нашей страны;

- развивать  речь, логическое мышление дошкольников.

Оборудование: 10 карт формата  А 4 с изображением предметов старины и современного мира; 10 карт формата  А 4 с изображением орудий труда в прошлом и теперь. Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.

Правила игры.

Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель.

Детям предлагается закрыть красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; рассмотреть предметы старины, правильно их назвать и определить назначение каждого предмета.

Убрать красные кружки. Синими кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название и объяснить их назначение.

                                                 « Где я нахожусь?»

Раздаю детям фотографии с видами родного города и предлагаю рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о каком месте родного города им рассказывают.

Цель: Определить уровень сформированности знаний о историко-географическом расположении родного города.

             

            «Узнай и расскажи», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

Каждой команде вручается по три открытки с изображением достопримечательностей города Бердска. Рассмотрев открытки, дети называют памятники, театры, место отдыха и проведения культурных мероприятий.

Цель: Определить уровень знаний о родном городе, крае. (Знать название   своего города, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности города, площади).

                         

                  «Когда это было?», «Бабушкин сундучок».

Цель: выявить представления детей о происхождении предметов рукотворного мира.

Детям предложили картинки с изображением предметов прошлого и настоящего (корыто - стиральная машина - автоматическая стиральная машина, веник - щетка - пылесос, костер - печь- плита, игла - ручная швейная машина - электрическая машина, плот - лодка - корабль).Ребенку требовалось разложить картинки в порядке появления предмета.

                       

                            «Собери картинку», «Я - фотограф».

Детям предложно собрать картинку из разрезного материала.

Цель:

• учить собирать целое из частей;

• развивать мышление детей;

• закреплять знания детей о достопримечательностях родного города.

                                       «Заколдованный город»

                                            ( для детей 5-7 лет)

Цели:

- закрепить у детей знания о достопримечательностях родного города, их местонахождении;

-  учить ориентироваться по схеме улиц, микрорайонов; находить знакомые объекты;

- воспитывать интерес и любовь к родному городу.

Оборудование:  карточки формата А 4 , на которых схематически изображены улицы и микрорайоны города (5 штук); карточки-фотографии размером 3*4 см с изображением достопримечательностей города.

Правила игры:

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми беседу.

Вопросы:

- Как называется наш город?

- Какие улицы города вы знаете?

- Как называется улица, на которой ты живешь?

- Какие достопримечательности нашего города вы знаете?

В игре могут участвовать от 1 до 5 детей. Воспитатель раздает детям большие карты формата А 4 , на которых условно изображены  улицы и микрорайоны города. На каждой карте черными галочками отмечены обьекты, которые ребенок должен отгадать.

После того как ребенок определил название и местонахождение объекта, он выбирает соответствующую карточку- фотографию и кладет ее на схематическое изображение.

Выигрывает тот ребенок, который быстрее всех и правильно разместит все фотографии на карте со схематическим изображением улиц и микрорайонов города.

                                         «Великие люди России»

                                              ( для детей 6-7 лет)

Цели:

- закрепить знания детей о великих соотечественниках;

- учить подбирать к соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности;

- воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения;

- развивать речь и логическое мышление дошкольников.

Оборудование:  11 карточек (25*20 см) разного цвета, на которых в центре изображены портреты: А.Л.Барто, Ю.А.Гагарин, А.В.Суворов, Петра Первого, П.И.Чайковского, А.С.Пушкина, В.Н.Терешковой, М.И.Кутузова. Под каждым портретом - по три свободных белых кружка.

Карточки-кружочки, на которых изображены картинки, логически связанные с большими карточками: спутник планета, большой театр, пушка, солдат, корабль, парус, ракета, ноты, памятник, часы, перо, книги и т.д.

Правила игры: В игре могут принимать участие до 11 детей. Воспитатель раздает большие карты, на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-кружочки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности.

Воспитатель предлагает детям определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок который правильно ответит на вопрос, забирает карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных класс...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...

Роль нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Пробуждение чувства патриотизма у дошкольников – сложный и длительный процесс. Любовь к близким, родному городу, дому играет главную роль в формировании личности ребенка....

Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Целью игрового пособия является воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста...