Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
рабочая программа

Программа по предмету "Музыкальная литература"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Рыльская детская школа искусств»

 «Рассмотрено»                                                                                       «Утверждено»                                                   на заседании                                                                                           Директор ОБОУ ДО                                                          теоретического отделения                                                                    «Рыльская  ДШИ»                                          ОБОУ ДО «Рыльская ДШИ»                                                                Приказ №76                                                                                                                                                                                                                                         Протокол № 17                                                                                        От   24.06.2021г.                                                 От 19.06.2021г.                                                                                        Савченко М.В._______                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Зав. отделением: Пылаева Н.В._______                                                                                                                                                                                                                                                                                      

«Рекомендовано»                                                                                                                      Педагогическим советом                                                                                                                                                                                                             ОБОУ ДО «Рыльская ДШИ»                                                                                                      Протокол № 4                                                                                                                                                От  20.06. 2021г.                                                              

Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области

музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Музыкальный фольклор»

для обучающихся ДШИ

Срок обучения –8(9)  и 5(6) лет

                             Составитель программы:

                                                          преподаватель теории и истории музыки

                                                 Пылаева Наталия Вячеславовна  

                                                                Рыльск

2021

Структура программы

I. Пояснительная записка.

             - цель и задачи программы;

             - организация занятий и методы работы;

             - актуальность и целесообразность программы;

             - объём учебного времени и режим занятий;

   - форма проведения учебных аудиторных занятий;

   - формы работы;

   - примерные формы проведения уроков и домашних заданий;

   - примерные условия реализации данной программы.

   II.         Учебно-тематический план.

   III.        Содержание предмета.

   IV.      Требования  к уровню подготовки обучающихся.

   V.        Формы и методы контроля. Система оценок.

   VI.        Методическое обеспечение учебного процесса.

   VII.       Список литературы и средств обучения.

I. Пояснительная записка

           Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, является музыкальная литература. Благодаря этому предмету у детей формируется интерес и любовь к классической, народной и современной музыке. Развиваются музыкальные способности детей, образное мышление, память, способность понимать художественную красоту музыкального произведения и связывать искусство с явлениями общественной жизни.

         Предмет музыкальной литературы воспитывает не только разносторонне развитого музыканта, но и готовит активного слушателя, знающего и понимающего классическую музыку.

          Преподавание музыкальной литературы должно быть в тесной связи со всеми предметами, изучающимися в ДШИ. Кроме этого изучая музыкальную литературу необходимо проводить межпредметные связи с  художественной литературой, историей. Эти факторы обогащают музыкально – педагогический процесс и способствуют более гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся.

         Богатство содержания и разнообразие жанров музыкальных произведений, знакомство с биографиями крупнейших композиторов – классиков помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни. Слушание музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания, способствующих единству художественного и технического развития юных музыкантов.

        Изучение музыкальной литературы – составная часть единого и многогранного процесса музыкального воспитания и обучения. Курс музыкальной литературы представляет собой синтез знаний и умений, который обеспечивает единый процесс воспитания и образования.

Цели и задачи

 Цель программы: формирование музыкально-эстетической культуры личности посредством приобщения к музыкальному искусству, посредством развития мотивации личности к познанию и творчеству.

Данная цель реализуются  посредством решения следующих педагогических задач:

  1. Образовательные:

- приобретение умения разбирать музыкальные произведения, слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи;

- приобретение умения ориентироваться в нотном тексте сочинений;

 - приобретение умения запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке;

- научить грамотно передавать содержание произведений, свободно выделять основные выразительные средства, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией;  

- активизация познавательных  и музыкальных способностей;

- приобщение к высокохудожественному репертуару классической и современной музыки.

  1. Воспитательные:

- формирование духовной культуры и нравственности ребенка;

- приобщение к отечественным и мировым культурным ценностям;

- формирование высоких эстетических норм в отношениях между людьми;

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;

- развитие художественного вкуса.

  1. Развивающие:

- формировать у детей любовь и интерес к серьезному музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества;

- развивать любознательность и кругозор ребенка;

- развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать,     усваивать и применять полученные знания;

- развивать эмоциональную сфера ребенка;

- развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

- развивать коммуникативные способности  учащихся;

- развивать музыкальные  способности учащихся.

Организация занятий и методы работы

 Курс музыкальной  литературы изучается в детской школе искусств в течении 5 лет, с 4 по 8 на "Фортепианном", "Струнно-смычковом отделении", на отделении Народных инструменты со сроком обучения 8 лет. А также с 1 по 5 класс на  отделении народных инструментов.

В предпрофильных класса – 9 (отд. струнно – смычковое, фортепианное) и 6 (отделения народных инструментов) – также предусмотрен предмет музыкальная литература.

Учебный год, продолжающийся в ДШИ 33 учебные недели, позволяет запланировать 29 аудиторных занятий и 4 контрольных урока. Уроки длятся 40 минут, 1 раз в неделю.

 Кроме того, в 8 классе предусмотрен урок «Современная музыка» - 20 минут.

 Эффективность уроков музыкальной литературы определяется применением разнообразных методов обучения: словесных (объяснение, рассказ, беседа, опрос), наглядных (демонстрация музыки, наблюдение музыки по нотам, обращение к изобразительным средствам наглядности), практических (слуховой анализ, работа с нотным текстом, письменные работы, рефераты, творческие задания)

Формы проведения уроков могут быть разнообразными: урок-лекция, диспуты,  конференция, уроки-викторины, уроки в форме игры, сказки, путешествия и др.

Ученики, которые зарекомендовывают себя как «сильные ученики» могут выступать в младших классах со своими рефератами, написанными на заинтересовавшие их темы.

Постоянного внимания преподавателя требует процесс усвоения знаний. Закрепление учебного материала возможно в процессе его изложения в конце урока (при повторении пройденного) и при самостоятельной работе дома.

Основной вид домашних заданий по музыкальной литературе – работа с записанными  на уроке лекциями, схемами, таблицами.

Формами и методами урока можно легко варьировать. Теоретическую и практическую часть урока можно менять, комбинировать. Домашние задания и опрос по пройденному материалу можно ставить на начало или конец урока в зависимости от целей, задач и конструкций данного занятия.

Таким образом, очень важно, чтобы дети научились на практике применять полученные  знания по предмету, чтобы у них  развился хороший эстетический вкус.

При организации уроков используется следующая учебно-методическая литература:

  1. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год

          обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2003.

  1. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература.

Первый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2000.

  1.  Шорникова М. Музыкальная литература: Музыка, ее формы и

          жанры. Первый год обучения / М. Шорникова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д:  

          Феникс, 2005.

  1. Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-

          европейской музыки. Второй год обучения. Изд.2-е, доп. и перер. –

          Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  1. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная

          классика. Третий год обучения. Изд.2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д:

          Феникс, 2004.

  1. Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка XX

          века. Четвертый год обучения: Учеб. пособие. Изд.2-е. – Ростов н/Д:

          Феникс, 2004.

II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

I-полугодие

п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Музыка в нашей жизни. Легенды о музыке.               

Урок

2

1

1

2

Выразительные средства музыки: мелодия, типы,  гармония. Анализ. Ф. Шуберт «Форель»

Урок

2

1

1

3

Выразительные средства музыки: ритм, лад, регистр, диапазон, темп, динамика, тембр

Урок

2

1

1

4

Программная музыка. Анализ произведений М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»

Урок

2

1

1

5

История возникновения музыкальных инструментов.

Урок

2

1

1

6

Струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Строение, тембр, способ игры.

Урок

2

1

1

7

Духовые инструменты: деревянные и медные.

Урок

2

1

1

8

Контрольный урок

Урок

2

1

1

9

Ударные инструменты. Типы. Строение, тембр, способ игры. Бриттен «Путеводитель по оркестру»

Урок

2

1

1

10

Клавишные инструменты: фортепиано, клавесин, орган.

Урок

2

1

1

11

Народные инструменты: баян, домра, балалайка.

Урок

2

1

1

12

История развития оркестра.

Урок

2

1

1

13

Расположение инструментов оркестра. Дирижер.

Урок

2

1

1

14

Виды оркестров.

Урок

2

1

1

15

Певческие голоса. Общая характеристика. Анализ певческих голосов.

Урок

2

1

1

16

Контрольный урок за II четверть.

Урок

2

1

1

Итого:

32

16

16

II-полугодие

п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Музыкальные жанры. Общая характеристика. Марш. Типы маршей. Анализ.

Урок

2

1

1

2

Танец в музыке. Характеристика танцев различных национальностей

Урок

2

1

1

3

Танец в музыке. Характеристика танцев различных национальностей

Урок

2

1

1

4

Народная песня и композитор. Жанры народных песен.

Урок

2

1

1

5

Музыкальная форма. Период.

Урок

2

1

1

6

Куплетная, двух- и трехчастная форма.

Урок

2

1

1

7

Вариации.

Урок

2

1

1

8

Рондо. Типы. Анализ.

Урок

2

1

1

9

Сюита. Старая и классическая форма.

Урок

2

1

1

10

Контрольный урок.

Урок

2

1

1

11

Фуга. Строение фуги. Анализ И.С. Бах. Фуга D-moll.

Урок

2

1

1

12

Соната. Сонатная форма. Строение. Сонатно-симфонический цикл.

Урок

2

1

1

13

Музыка в театре и кино.

Урок

2

1

1

14

Музыкально-театральные жанры. Опера.

Урок

2

1

1

15

Музыкально-театральные жанры. Опера.

Урок

2

1

1

16

Музыкально-театральные жанры. Балет.

Урок

2

1

1

17

Итоговая контрольная работа.

Урок

2

1

1

Итого:

34

17

17

Второй год обучения

I-полугодие

п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Искусство барокко.

Урок

2

1

1

2

Иоганн Себастьян Бах. Жизненный путь композитора.

Урок

2

1

1

3

Иоганн Себастьян Бах. Творческий  путь композитора. Полифонические произведения Баха.

Урок

2

1

1

4

Сюиты И.С. Баха.

Урок

2

1

1

5

Органные произведения И.С. Баха.

Урок

2

1

1

6

Классицизм. Венская классическая школа.

Урок

2

1

1

7

Йозеф Гайдн. Жизненный путь композитора.

Урок

2

1

1

8

Контрольный урок.

Урок

2

1

1

9

Симфоническое творчество Гайдна

Урок

2

1

1

10

Фортепианные сонаты Й. Гайдна.

Урок

2

1

1

11

Оратории Й. Гайдна.

Урок

2

1

1

12

Вольфганг Амадей Моцарт. Жизненный путь композитора.

Урок

2

1

1

13

Соната. Фортепианное творчество Моцарта.

Урок

2

1

1

14

Творчество В.А. Моцарта. Симфония № 40 соль минор.

Урок

2

1

1

15

Опера «Свадьба Фигаро»

Урок

2

1

1

16

Контрольный урок.

Урок

2

1

1

Итого:

32

16

16

II-полугодие

п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Людвиг ван Бетховен. Жизненный путь композитора.

Урок

2

1

1

2

Творчество Бетховена. Фортепианная музыка.

Урок

2

1

1

3

Симфоническое творчество Бетховена.

Урок

2

1

1

4

Увертюры Бетховена.

Урок

2

1

1

5

Романтизм как художественное направление.

Урок

2

1

1

6

Франц Шуберт. Жизненный путь композитора.

Урок

2

1

1

7

Вокальное творчество Ф. Шуберта.

Урок

2

1

1

8

Фортепианные произведения Ф. Шуберта.

Урок

2

1

1

9

Симфония си минор «Неоконченная»

Урок

2

1

1

10

Контрольные уроки.

Урок

2

1

1

11

Фридерик Шопен. Жизненный путь композитора.

Урок

2

1

1

12

Творчество Фридерика Шопена. Мазурки, вальсы, ноктюрны.

Урок

2

1

1

13

Полька, вальсы, ноктюрны.

Урок

2

1

1

14

Творчество Фридерика Шопена. Прелюдии, этюды.

Урок

2

1

1

15

Фортепианная музыка композиторов-романтиков. Роберт Шуман, Ференс Лист, Эдвард Григ.

Урок

2

1

1

16

Развитие оперы в XIX веке. Рихард Вагнер, Джузеппе Верди, Жорж Бизе.

Урок

2

1

1

17

Итоговая контрольная работа.

Урок

2

1

1

Итого:

34

17

17

Третий  год обучения

I-полугодие

п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Древнерусская музыка. Обзор.

Урок

2

1

1

2

Русская музыка XVIII века.

Урок

2

1

1

3

Русская музыка XVIII века.

Урок

2

1

1

4

Творцы русской комической оперы XVIII века. Обзор творчества: В.А. Пашкевича, Е.И. Фомина, Д.С. Бортнянского.

Урок

2

1

1

5

Старшие современники М.И. Глинки.

Урок

2

1

1

6

Обзор творчества: А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева.

Урок

2

1

1

7

А.Е. Варламова, А.Л. Гурилева.

Урок

2

1

1

8

Контрольный урок по темам «Музыка XVIII, начала XIX века».

Урок

2

1

1

9

М.И. Глинка. Жизненный путь композитора. (продолжение)

Урок

2

1

1

10

Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Урок

2

1

1

11

Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Урок

2

1

1

12

Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Урок

2

1

1

13

Симфоническое творчество М.И. Глинки.

Урок

2

1

1

14

Симфоническое творчество М.И. Глинки.

Урок

2

1

1

15

Романсы М.И. Глинки.

Урок

2

1

1

16

Контрольный урок  по теме «Творчество М.И. Глинки»

Урок

2

1

1

Итого:

32

16

16

II-полугодие

п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Александр Сергеевич Даргомыжский. Жизненный путь композитора. Обзорная тема.

Урок

2

1

1

2

Романсы и песни А.С. Даргомыжского.

Урок

2

1

1

3

Опера «Русалка» А.С. Даргомыжского.

Урок

2

1

1

4

Опера «Русалка» А.С. Даргомыжского.

Урок

2

1

1

5

Русская музыка второй половины XIX века. Обзор.

Урок

2

1

1

6

Александр Порфирьевич Бородин. Жизненный путь композитора.

Урок

2

1

1

7

Анализ «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.

Урок

2

1

1

8

Опера «Князь Игорь». Анализ пролога, 1, 2 действий

Урок

2

1

1

9

Опера «Князь Игорь». Анализ 3, 4 действий

Урок

2

1

1

10

Контрольный урок по теме «Творчество А.П. Бородина».

Урок

2

1

1

11

Романсы А.П. Бородина. Анализ: «Спящая княжна», «Спесь», «Для берегов отчизны дальной»

Урок

2

1

1

12

Модест Петрович Мусоргский. Жизненный путь композитора.

Урок

2

1

1

13

Оперное творчество М.П. Мусоргского. «Борис Годунов». Анализ Пролога, 1, 2 действий.

Урок

2

1

1

14

Оперное творчество М.П. Мусоргского. «Борис Годунов». Анализ 3, 4 действий.

Урок

2

1

1

15

Романсы и песни М.П. Мусоргского.

Урок

2

1

1

16

Фортепианное творчество М.П. Мусоргского. «Картинки с выставки»

Урок

2

1

1

17

Итоговая контрольная работа.

Урок

2

1

1

Итого:

34

17

17

Четвертый  год обучения

I-полугодие

п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Н. А.  Римский-Корсаков. Жизненный путь композитора.

Урок

2

1

1

2

Симфоническое творчество Римского-Корсакова «Шехеразада» 1, 2 часть

Урок

2

1

1

3

Симфоническое творчество Римского-Корсакова «Шехеразада» 3, 4 часть

Урок

2

1

1

4

Оперное творчество  Римского-Корсакова, общ. хар-ка

Урок

2

1

1

5

Римского-Корсакова, опера «Снегурочка» пролог, 1,2 действие.

Урок

2

1

1

6

Римского-Корсакова, опера «Снегурочка» 3,4 действие.

Урок

2

1

1

7

Римского-Корсакова, романсы и песни.

Урок

2

1

1

8

Контрольный урок за I четверть.

Урок

2

1

1

9

П.И. Чайковский, жизненный путь композитора

Урок

2

1

1

10

Чайковский, симфония № 1 «Зимние грезы» 1,2 часть.

Урок

2

1

1

11

«Зимние грёзы», продолжение, 3,4 части

Урок

2

1

1

12

Оперное творчество Чайковского «Евгений Онегин» 1 – 2 картины

Урок

2

1

1

13

Оперное творчество Чайковского «Евгений Онегин» 3 – 4 картины

Урок

2

1

1

14

Оперное творчество Чайковского «Евгений Онегин» 5 – 7 картины

Урок

2

1

1

15

Фортепианное творчество Чайковского «Времена года»

Урок

2

1

1

16

Контрольный урок за II четверть.

Урок

2

1

1

Итого:

32

16

16

II-полугодие

п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Фортепианное творчество Чайковского «Детский ансамбль».

Урок

2

1

1

2

Жанр балета в творчестве Чайковского.

Урок

2

1

1

3

Музыкальная жизнь России в конце 19 – начале 20 века.

Урок

2

1

1

4

А.К. Лядов, жизненный и творческий путь.

Урок

2

1

1

5

Лядов «Музыкальная табакерка».

Урок

2

1

1

6

Лядов симфонического творчество, продолжение «Баба – Яга», Волшебное озеро».

Урок

2

1

1

7

Танеев, биография.

Урок

2

1

1

8

Симфоническое творчество

Урок

2

1

1

9

Симфоническое творчество Танеева, продолжение

Урок

2

1

1

10

Контрольный урок  III четверть.

Урок

2

1

1

11

С.В. Рахманинов, биография.

Урок

2

1

1

12

С.В. Рахманинов, творчество.

Урок

2

1

1

13

С.В. Рахманинов, симфоническое творчество.

Урок

2

1

1

14

С.В. Рахманинов, романсы и песни.

Урок

2

1

1

15

А.И. Скрябин, жизненный путь. Фортепианное творчество.

Урок

2

1

1

16

А.И. Скрябин, симфоническое творчество.

Урок

2

1

1

17

Контрольный урок IV четверть.

Урок

2

1

1

Итого:

34

17

17

Пятый   год обучения

I-полугодие

п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Обзор русской музыкальной культуры XX века. Традиции и новаторство.

Урок

2,5

1

1,5

2

И.Ф. Стравинский, жизненный и творческий путь.

Урок

2,5

1

1,5

3

И.Ф. Стравинский, балет «Петрушка».

Урок

2,5

1

1,5

4

Жанр массовой песни в советской музыке.

Урок

2,5

1

1,5

5

Жанр оперы, контакты, о ратории в советской музыке.

Урок

2,5

1

1,5

6

Жанр симфонии в советской музыке.

Урок

2,5

1

1,5

7

Жанр балета в советской музыке.

Урок

2,5

1

1,5

8

Контрольный урок за I четверть.

Урок

2,5

1

1,5

9

Прокофьев С.С., биография.

Урок

2,5

1

1,5

10

Прокофьев С.С., кантата А. Невский.

Урок

2,5

1

1,5

11

Прокофьев С.С., кантата А. Невский.

Урок

2,5

1

1,5

12

Прокофьев С.С., балет «Золушка».

Урок

2,5

1

1,5

13

Прокофьев С.С., балет «Золушка».

Урок

2,5

1

1,5

14

Прокофьев С.С., 7-я симфония.

Урок

2,5

1

1,5

15

Прокофьев С.С., 7-я симфония продолжение.

Урок

2,5

1

1,5

16

Контрольный урок за II четверть.

Урок

2,5

1

1,5

Итого:

40

16

24

II-полугодие

п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Д.Д. Шостакович, биография.

Урок

2

1

1,5

2

Симфоническое творчество Шостаковича, общая характеристика.

Урок

2

1

1,5

3

Шостакович, 7-я симфония.

Урок

2

1

1,5

4

Д.Д. Шостакович, фортепианное творчество.

Урок

2

1

1,5

5

А.И. Хачатурян, биография

Урок

2

1

1,5

6

Жанр балета в творчестве Хачатуряна.

Урок

2

1

1,5

7

Концерт для скрипки с оркестром Хачатуряна.

Урок

2

1

1,5

8

Кабалевский Д.Б., биография.

Урок

2

1

1,5

9

Детские песни в творчестве Кабалевского.

Урок

2

1

1,5

10

Контрольный урок  III четверть.

Урок

2

1

1,5

11

Т. Хренников, общая характеристика творчества.

Урок

2

1

1,5

12

Г.В. Свиридов, биография.

Урок

2

1

1,5

13

Свиридов, вокальное творчество «Поэма памяти Сергея Есенина», «Курские песни».

Урок

2

1

1,5

14

Свиридов, инструментальная музыка; музыка из к/ф «Метель».

Урок

2

1

1,5

15

Щедрин, жизненный путь. Обзор творчества.

Урок

2

1

1,5

16

Обзор творчества Эшпая, Петрова, Шнитке.

Урок

2

1

1,5

17

Контрольный урок IV четверть.

Урок

2

1

1,5

Итого:

42,5

17

25,5

                 Содержание учебного предмета

Первый год обучения

Наименование тем

Кол-во уроков

Знакомство с небольшими произведениями различных жанров и форм на примере народной и классической музыки

1

Введение.  Музыка в нашей жизни.

Выразительные средства музыки. Программная музыка.

4

2

Музыкальные  инструменты. Виды оркестров.

9

3

Певческие голоса

1

4

Музыкальные жанры. Марш, танец, песня.

4

5

Музыкальная форма. Куплетная, двух- и трехчастная форма. Вариации, рондо.

4

6

Инструментальные жанры: сюита, фуга, соната.

3

7

Музыка в театре. Музыкально-театральные жанры. Опера. Балет.

4

Всего

29

                                                                                                                         

Второй год обучения

Наименование тем

Кол-во уроков

Развитие западноевропейской музыки.

1

Музыка от древних времен до И.С. Баха. Искусство барокко.

1

2

Иоганн Себастьян Бах

4

3

Классицизм. Венская классическая школа.

1

4

Йозеф Гайдн.

4

5

Вольфганг Амадей Моцарт.

4

6

Людвиг ван Бетховен.

4

7

Романтизм как художественное направление.

1

8

Франц Шуберт.

4

9

Фридерик Шопен.

4

10

Фортепианная музыка композиторов-романтиков.

1

11

Развитие оперы в XIX веке.

1

Всего

29

Третий год обучения

Наименование тем

Кол-во уроков

Русская музыкальная классика

1

Древнерусская и  русская музыка XVIII века. Опера XVIII века.

4

2

Старшие современники М.И. Глинки.

3

3

Михаил Иванович Глинка.

7

4

Александр Сергеевич Даргомыжский.

4

5

Русская музыка второй половины XIX века. Обзор

1

6

Александр Порфирьевич Бородин.

5

7

Модест Петрович Мусоргский.

5

Всего

29

                                                                                                                             

Четвертый год обучения

Наименование тем

Кол-во уроков

Русская музыкальная классика (продолжение)

1

Н.А. Римский-Корсаков.

7

2

П.И.  Чайковский.

9

3

Музыкальная жизнь России в конце 19  - начале 20 века.

1

4

А.К.  Лядов.

3

5

Танеев

3

6

С. В.  Рахманинов.

4

7

А.Н.  Скрябин.

1

Всего

29

Пятый год обучения

Русская музыка XX века

Наименование тем

Кол-во уроков

1

Обзор русской музыкальной культуры XX века. Традиции и творчество.

1

2

И.Ф. Стравинский  

2

3

Жанры массового пения, оперы,

4

4

С.С. Прокофьев

7

5

Шостакович Д.Д.

4

6

Хачатурян А.И.

3

7

Д.Б. Кабалевский

2

8

Хренников Т., общая характеристика творчества

1

9

Свиридов С.В.

3

10

Щедрин, обзор творчества

1

11

Обзор творчества Эшпая, Петрова, Шнитке

1

Всего

29

 Требования к уровню подготовки  обучающихся

I год обучения.

На первом году обучения по предмету музыкальная литература закладываются базовые понятия и занятия.

Учащиеся должны знать:

- выразительные средства музыки;

- семейства музыкальных инструментов;

- музыкальные формы;

- музыкальные жанры;

- инструментальные жанры;

- жанровые разновидности русской песни.

Учащиеся должны овладеть:

- навыками анализа элементов музыкального языка.

Учащиеся должны иметь представление о назначении музыкального искусства, его роли в жизни и об отражении в нем действительности.

II год обучения.

Учащиеся должны знать:

- особенности эпохи, в которую жили и творили великие зарубежные композиторы;

- стилистические особенности барокко, классицизма, романтизма;

-биографические сведения о жизни композиторов: И.С. Баха, Й. Гайдана, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена.

Учащиеся должны уметь:

- делать краткий обзор творческого наследия изучаемых композиторов;

- давать характеристику и делать разбор отдельных произведений;

- уметь различать музыку произведения на слух;

- писать музыкальные викторины по пройденным темам в курсе «Зарубежная музыка».

III год обучения.

На третьем году обучения учащиеся должны знать:

- общую характеристику музыкальной культуры от древнерусской эпохи до конца 19 века;

- биографические сведения о М.И. Глинке, А С. Даргомыжском,

А.П. Бородине, М.П. Мусоргском;

          - особенности оперного жанра – ведущего жанра русской классической музыки;

          - особенности творчества, особенно жанровые, изучаемых композиторов.

          Учащиеся должны уметь:

          - делать разбор изучаемых произведений, в том числе опер;

          - писать музыкальные викторины по изученным произведениям.

IV год обучения.

         Учащиеся должны знать:

         - особенности музыкальной жизни России конца 19 – начала 20 века;

         - биографические сведения о И. А. Римском – Корсакове, П.И. Чайковском, А.И. Скрябине.

         - музыкальное творчество изучаемых произведений;

         Учащиеся должны уметь:

         - делать разбор изучаемых  произведений и давать им характеристику;

         - писать музыкальные викторины.

V год обучения,

         Учащиеся должны знать:

        - особенности русской музыкальной культуры XX века;

        - жанры массовой песни, оперы, кантаты, оратории, симфонии и балета в русской  (советской) музык XX века;

        - жизненный и творческий путь И.Ф. Стравинского, Прокофьева С.С., Шостаковича Д.Д., Хачатуряна А.И., Кабалевского Д.Б., Т. Хренникова, Г.В. Свиридова и др.

      Учащиеся должны уметь:

       - ориентироваться в многообразии музыки XX века;

       - давать характеристику изучаемых произведений и делать их разбор;

       - писать музыкальные викторины.

Требования к уровню компетенции выпускника («модель выпускника»)

После окончания обучения по предмету «Музыкальная литература» учащийся должен уметь выражать собственные впечатления от прослушанной музыки, свободно пользоваться специальной терминологией, знать  биографии композиторов, их самые популярные произведения и ведущие жанры, а также представлять значение творчества композиторов в истории музыкальной культуры,  определять на слух изученные произведения и их фрагменты.

Формы и методы контроля, система оценок

Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы – повседневное наблюдение за работой учащихся и устный опрос в индивидуальной или фронтальной форме.

Текущий контроль успеваемости должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверкой знаний по определённым разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой учебной четверти в виде контрольных уроков. Либо может проводиться чаще, если изучен какой-то тематический блок и необходимо его закрепление. На контрольных уроках проверку знаний можно осуществлять в форме устного (индивидуального или фронтального опроса), либо письменного тестирования, контрольной работы,   музыкальной викторины.

Особое место отводится творческим заданиям: сочинениям на прослушанную музыку, составлению кроссвордов, тестов на заданную тему. Основной их целью является развитие образного мышления, художественного воображения, восприятия музыки во взаимосвязи со смежными видами искусств - литературой, живописью, архитектурой, а так же в историческом контексте.

Для того чтобы получить определённое представление о запасе накопленных за годы учёбы знаний, желательно включать для контроля вопросы, связанные  с теми знаниями, которые долгое время должны сохраняться в памяти. Это могут быть вопросы музыкально-исторические, теоретические, связанные с объяснением музыкальных терминов, касающиеся современной музыкальной жизни, творчества известных композиторов и музыкальных произведений.

Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику.

Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке, учитывая при этом успеваемость и посещаемость всех уроков, т.е. текущие оценки, и все это должно объективно отражать степень усвоения учебного материала.

Заключительный контрольный урок можно проводить, в зависимости от общего уровня учащихся, в различных формах.

Итоговый контроль может принимать различные формы:

- контрольные уроки;

- письменные и устные опросы;

- контрольные работы;

- музыкальные викторины;

- сочинения на прослушанную музыку;

- рисунки на прослушанную музыку;

- кроссворды.

Оценки за четверть проставляются по текущим оценкам. Годовые оценки определяются на основании четвертных. По окончании изучения курса «Музыкальная литература» проводится экзамен, в билетной форме или в форме реферативной,  и в свидетельство заносится  итоговая оценка за весь курс, учитывая при этом оценку, полученную на государственном экзамене и рост учащихся.

Методическое обеспечение учебного процесса

В курсе музыкальной литературы рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творческая деятельность великих композиторов и выдающиеся произведения народного, классического и современного музыкального искусства. При изучении явлений музыкального творчества учащиеся знакомятся с разнообразным кругом знаний из области теории музыки: с особенностями различных жанров и форм народной и профессиональной музыки, с выразительными средствами музыкальной речи, инструментами симфонического оркестра и составами ряда инструментальных ансамблей.

Знания о музыке усваиваются в процессе изучения произведений на основе объяснений преподавателя и в самостоятельной работе.

Стержнем данной программы является блочно-тематическая структура. Построение тематических блоков разнообразно. Наряду с монографическим принципом, преобладающим в традиционной школьной программе, здесь используются жанровый, стилистический и исторический принципы в распределении музыкального материала.

Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его целью является необходимость введения учащихся в многообразный мир музыкальных понятий и знаний. В   1 год обучения закладываются базовые знания по музыкальной литературе. Поэтому в каждой теме есть четкие схемы, помогающие детям овладевать навыками анализа элементов музыкального языка. В связи с этим особенно тщательно и подробно изучаются темы: «Выразительные средства музыки», «Семейства музыкальных инструментов», «Музыкальные формы», «Музыкальные жанры», «Инструментальные жанры».  Отдельные занятия посвящены русской народной музыкальной культуре – жанровым разновидностям русской песни и их использованию в профессиональной музыке. На протяжении первого года обучения учащиеся должны получить представления об общественном назначении музыкального искусства, его роли в быту и своеобразном отражении в нем действительности.

Важный этап музыкального развития школьников – изучение сонатно-симфонического цикла и сонатной формы.

На втором году обучения данная программа предполагает изучение западно-европейской музыки. Начиная со второго года, программа строится на чередовании монографических тем в соответствии с историко-художественным процессом. Это позволяет выявить не только характерные особенности отдельных произведений, но и черты стиля великих композиторов, установить взаимосвязи между явлениями музыкального творчества. Т.е. второй год обучения строится по стилистическому (барокко, классицизм, романтизм) и  монографическому принципам.

 Монографические темы второго года обучения, посвящены крупнейшим представителям музыки XVIII-XIX веков: И.С. Баху, Й. Гайдну, В.А. Моцарту, Л. Бетховену, Ф. Шуберту и Ф. Шопену. Жанровое разнообразие произведений (песни, фортепианные произведения малых форм, сюиты, симфонии, увертюры и оперы) способствуют расширению и углублению ранее полученных знаний и навыков. Каждая тема-монография содержит биографические сведения о жизни композитора, краткий обзор творческого наследия, характеристику и разбор отдельных произведений.

Третий год обучения охватывает огромный период развития русской музыки: от древнерусской эпохи до конца XIX века. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых – дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки и в 60-70-е XIX века. Изучение отечественной музыкальной культуры должно быть связано с курсами истории и литературы общей школы.

Основное внимание в  разделе музыкальной классики XIX века уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки. Изучение должно быть комплексным и включать краткие сведения истории создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых и театральных особенностей.

Изучение произведений других жанров, дает учащимся представление о богатстве содержания и жанровом разнообразии отечественной музыки.

Четвертый год обучения  также посвящен изучению отечественной музыки. Рассматривается  музыкальная жизнь России в конце XIX – начале XX века: А.К. Лядов,  Танеев, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин.

Пятый год обучения завершается изучением наиболее значительных явлений музыкального творчества советского и постсоветского периодов. При этом общие вопросы могут быть освещены как в самостоятельной беседе, так и оказаться связанными с характеристикой личности и судьбы ведущих композиторов. Включены монографические темы музыкальной культуры XX века (советская музыка): С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский. Представлен обзор творчества русских композиторов второй половины XX века Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, Эшпая, Петрова, Шнитке.

        Список  литературы

  1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвертый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2001.
  2. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2000.
  3. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2003.
  4. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. – М., 1982.
  5. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения. Учебник для детских музыкальных школ. – М., 2000.
  6. Шорникова М. Музыкальная литература: Музыка, ее формы и жанры. Первый год обучения / М. Шорникова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  7. Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. Изд.2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  8. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. Третий год обучения. Изд.2-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  9. Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка XX века. Четвертый год обучения: Учеб. пособие. Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ХОРЕОГРАФИЯ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ». программа по учебному предмету ФОРТЕПИАНО

Аннотация на программу  по учебному предмету:дополнительный инструмент – фортепиано  по видам инструментов: струнные инструменты; духовые и ударные инструменты; народные инструменты; Х...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано» срок обучения 8 лет.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано&raqu...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано» срок обучения 5 лет.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» программа по учебному предмету по.01.уп.03. «Фортепиано&raqu...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

Дополнительная предпрофессиональнаяобщеобразовательная программа в областимузыкального искусства «Струнные инструменты»...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

Дополнительная предпрофессиональнаяобщеобразовательная программа в областимузыкального искусства «Струнные инструменты»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...