«Особенности и возможности воспитательного процесса в дополнительном образовании»
статья

Головкина Татьяна Сергеевна

Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования. В системи дополнительного образования воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях: основы профессионального воспитания; основы социального воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности и возможности воспитательного процесса в дополнительном образовании»

Автор: Головкина Татьяна Сергеевна

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

МБУДО ЦДОД г.Димитроград

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка. Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях: основы профессионального воспитания; основы социального воспитания.

Социальное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка: 1. коллективная ответственность;

2. умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

3. активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

4. стремление к самореализации социально адекватными способами;

5. соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Воспитывающая деятельность творческого объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

* помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

* выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося;

* формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

* способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

* развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

Учебный год мы начинаем с мероприятия «Мы такие разные», где каждый ребенок рассказывает кратко о себе (чем любит и не любит заниматься, что его интересует, каких результатов хочет достичь).

Одним из основных направлений деятельности педагога дополнительного образования является создание воспитательной системы объединения, работа по формированию коллектива, созданию благоприятного психологического климата в объединении. В программу деятельности объединения включают разнообразные по форме воспитательные мероприятия: беседы, устные журналы, круглые столы, праздники, экскурсии, акции и встречи. Активизировалась деятельность педагогов по вовлечению учащихся в социально – значимую, проектную деятельность.

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия: * вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка; * выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно;

* содержание и формы работы детского объединения могут, при необходимости варьироваться.

К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью. Начать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Поэтому, в начале каждого учебного года мы проводим тестирование «Я – лидер!», по результатам которого выбирается староста группы и распределяются обязанности, в зависимости от интересов детей. Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском коллективе. Для этого мы разрабатываем совместно с детьми «Кодекс творческого объединения». Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога. Еще одним способом объединения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм «вне учебных» мероприятий. Проведение досугово-развлекательных мероприятий в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей имеет место широкая интерактивность и вариативность: эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно; в ее основе лежит активность личности, направленная на выбор вариантов реализации целей общения, развлечений, отдыха, творчества. Проводя спортивные мероприятия между творческими объединениями разной направленности, дети активно взаимодействуют с друг другом, создавая единую команду. В тоже время дети проявляют свои

личностные качества. Учатся не только выигрывать, но и достойно проигрывать.

Педагог осуществляя воспитательную работу, отвечает за организацию досуговой занятости детей, имеет необходимую документацию: общеразвивающие программы, рабочие программы, программы деятельности. Обучающие нашего творческого объединения «Волшебная мастерилка» принимают активное участие в районных, областных, конкурсах, соревнованиях, выставках, акциях. В системе дополнительного образования сложился особый стиль отношений между педагогами и обучающимися, основанный на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны; и стремление педагога быть значимым для ребенка - с другой. Педагоги дополнительного образования - творческие личности, поскольку тот, кто стремится побудить в ребенке творческую жилку, должен иметь источник творчества в самом себе.

Учреждения дополнительного образования имеют множество особенностей, позволяющих считать их одними из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции.

В качестве первой особенности УДО детей и подростков можно выделить – специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение УДО является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительности участия в жизни того или иного детского объединения.

Вторая особенность УДО детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется, прежде всего, взаимоотношениями с общеобразовательной школой. дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение

должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей),

Третья особенность. Содействие в профессиональном самоопределении учащихся, постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности, через углубление и расширение содержания образования, так и через освоение ребенком способов деятельности, и представляет собой либо профилизацию, либо профессионализацию.

Четвертая особенность – опосредованность социального воспитания. Если воспитание (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации призванной “дополнять воспитание” акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.

Воспитательная работа в нашем творческом объединении проводится по нескольким направлениям:

Духовно-нравственное воспитание.

Экскурсии в районный краеведческий музей, выставочный зал, где происходило знакомство детей с интересными людьми, архитектурой и культурой, историей своей Малой Родины.

Воспитание психических процессов (внимание, память, воображение, мышление, речь).

Проведение во время учебных занятий упражнений по развитию произвольности психических процессов, психотренингов.

Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей детей подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели всестороннего развития ребенка.

Таким образом, учреждения дополнительного образования являются сегодня чуть ли не самым демократическим институтом обучения, образования и воспитания, предоставляющим юному поколению самые разнообразные услуги интеллектуального, оздоровительного и креативного характера, обеспечивают не только равный доступ детей к различным областям свободной, творческой деятельности, но и дают реальные и дифференцированные возможности для их духовного и физического развития.

Литература

1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/ З.В. Артёменко, Ж.Е. Завадская - Минск: Новое знание, 2008.-315с.

2. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. – 2009. – №7. С.50.

3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. // Внешкольник. – 2007. – №9. – с. 6-8.

4. Беляева Н.М. Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н.М. Беляева// Пазашкольнае выхаванне. - 2007. - №3.-С.16-22.

5. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: (проблема взаимосвязи). // Внешкольник. – 2010. – №3.

6. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. – 220 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"

В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...

Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методическая разработка  раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....

Практический семинар: «Развитие функциональной грамотности в целях воспитательного процесса (программа дополнительного образования)»

Практический семинар: «Развитие функциональной грамотности в целях воспитательного процесса (программа дополнительного образования)»...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...