Дорожная карта по работе с одарёнными детьми по родному (татарскому) языку в 2021-2022 учебном году
учебно-методический материал (7 класс)

Шарапова Рамиля Мударисовна

         Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_karta_od_2021-2022uch.g.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа 

с углубленным  изучением отдельных предметов»

Тукаевский муниципальный район

Республики Татарстан

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________Р.Х.Абсалямова

31.08.2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Бетькинская СОШ»

________Р.А.Шагимарданова

31.08.2021 г.

Дорожная карта по работе с одарёнными детьми  по родному (татарскому) языку  в 2021-2022 учебном году

Составитель:  Шарапова Рамиля Мударисовна,

учитель татарского языка и литературы,  первая  категория

 

Рассмотрен на заседании МО учителей  гуманитарного цикла.

Протокол №1  от 26.08.2021г.

Руководитель МО: _________Р.М.Шарапова

                                             

                                             

                                                                         

                                           

                                           I. Пояснительная записка

         Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

II. Актуализация

В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.

При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.

III. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

  1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы работы с ОД:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • курсы по выбору;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • исследовательская деятельность и участие в НПК.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; моделирование и экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

IV. Цель

Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями

                                                                                     

 V. Задачи

  • изучение природы детской одаренности;
  • выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;
  • создание базы данных в рамках Программы;
  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
  • организация совместной работы ОУ, СДК и прочих учреждений по поддержке одаренности;
  • развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;
  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

                     Организация работы с одаренными детьми

Направление работы

Клас

с

Время проведения

1

Организация и проведение Интеллектуального марафона по татарскому языку

5-10

 ежемесячно

2

Неделя татарского языка и литературы

4-10

 январь

3

Неделя детской книги

4-10

 март

4

Подготовка к олимпиадам.

5-10

Сентябрь-ноябрь

5

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований

5-10

В течение года

6

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах

4-10

В  течение года

7

Участие в районных конкурсах

4-10

В течение года

8

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет   онлайн

4-10

В течение года

       

 БАЗА ДАННЫХ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

 на 2021/2022уч. год

Ф.И.О. ученика

Класс

Год занесения в базу  данных

Область деятельности (конкретно)

Наставник

Дни недели

1

Арсланов Камиль

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М

Вторник

2

Косачева Алина

10

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М

Среда

3

Загидуллина Аделина

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М

Среда

4

Хамматова Азалия

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М.

Среда

5

Мисалова Алина

11

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М.

Четверг

6

Башаров Ислам

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М.

Четверг

7

Ахметгалеева Алина

11

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М.

Четверг

8

Мутагирова Иделия

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М.

Четверг

9

Бабаева Сабина

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М.

Четверг

10

Логутенко Артемий

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М.

Четверг

11

Малова Лиана

2021

Татарский язык

Шарапова Р.М.

Четверг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по родной литературе на 2021-2022 учебный год  6 А класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития  по родной литературе на 2021-2022 учебный год  6 Б класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 А класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по родному языку на 2021-2022 учебный год  6 А класс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с задержкой психического развития по родному языку на 2021-2022 учебный год 6 Б класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  для обучающихся с задержкой психического развития    по родному языку на 2021-2022 учебный год   6 Б класс...

План работы РМО учителей OБЖ Кашарского района на 2021-2022 учебный год

Тема: Качество профессиональной деятельности педагога – главное условие обеспечения качества современного образования.«Качество образования, одно из приоритетных направлений в формировании...

План работы муниципального Проекта "Юные инспекторы движения" на 2021 - 2022 учебный год

План работы муниципального Проекта "Юные инспекторы движения" на 2021 - 2022 учебный год...

Дорожная карта по работе со слабоуспевающими детьми по родному (татарскому) языку в 2021-2022 учебном году

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.        Слабоуспевающими принято считать учащихся, ко...