курс ВД
методическая разработка

Костелова Юлия Юрьевна

Риторика 7-9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_7-9_ritorika.docx43.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Туринская средняя школа»

Эвенкийского муниципального района  Красноярского края

"Рекомендовано"

  МО учителей ______________________

___________________________________

  Протокол №  __

  от _______________________2021 г.

  Руководитель МО: _______________

"Утверждено"

  Заместитель директора по ВР:

  __________________________________

  __________________________________

   ________________________ 2021 г.

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Направление:   общеинтеллектуальное

Вид деятельности: речевая

Возраст школьников: 7-9 класс (13-15 лет)

Учитель – логопед: Костёлова Юлия Юрьевна

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Программа "Риторика" составлена на основе:

  1. Образовательной программы МБОУ «Туринская средняя школа»

2. Программы по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская //      Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.

Место  курса в образовательном процессе

В образовательной программе МБОУ ТСШ ЭМР на курс «Риторика»  отводится 1 час в неделю, программа рассчитана на 34 учебных часа, продолжительностью  45 минут.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности "Риторика"

      7-й класс

  • Личностные результаты.

 Базовый уровень. Обучающиеся научатся:

  • оценивать свою вежливость;
  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

Повышенный уровень. Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
  • Метапредметные результаты.

Базовый уровень. Обучающиеся научатся:

  • формулировать тему урока;
  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • учиться подчинять своё  высказывание задаче взаимодействия;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план, конспект, тезисы;

Повышенный уровень. Обучающиеся получат возможность научиться:

  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – видео – ) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
  • Предметные результаты.

Базовый уровень. Обучающиеся научатся:

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • знать особенности диалога и монолога;
  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

Повышенный уровень. Обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
  • пользоваться основными способами правки текста.

8-й класс

 

  • Личностные результаты.

Базовый уровень. Обучающиеся научатся:

  • объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
  • отличать истинную вежливость от показной;

Повышенный уровень. Обучающиеся получат возможность научиться:

  • адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
  • учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
  • поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
  • Метапредметные результаты.

Базовый уровень. Обучающиеся научатся:

  • формулировать задачу занятия;
  • оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
  •  осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
  • анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
  • классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
  • реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
  • признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • различать описания разных стилей – делового и художественного;
  • продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

Повышенный уровень. Обучающиеся получат возможность научиться:

  • анализировать словарные статьи;
  • реализовывать словарные статьи к новым словам;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
  • воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
  • анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
  • редактировать текст с недочетами.
  • Предметные результаты.

 Базовый уровень. Обучающиеся научатся:

  • различать общение для контакта и для получения информации;
  • учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
  • уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
  • определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
  • называть основные признаки текста, приводить их примеры;
  • называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

Повышенный уровень. Обучающиеся получат возможность научиться:

  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
  • анализировать типичную структуру рассказа; 
  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
  • продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;

9- класс

  1. Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 9 классе является формирование следующих умений:
  • учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
  • осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
  • анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова
  1. Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
  • продуцировать типы разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
  • анализировать словарные статьи и статьи из научно-популярных журналов;
  • реализовывать словарные статьи к новым словам;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект, тезисы прочитанного или услышанного;
  • воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
  • анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
  • слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
  • редактировать текст;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты, пословицы, поговорки, афоризмы;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио –,видео – ) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
  1. Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
  • различать общение для контакта и для получения информации;
  • учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
  • уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
  • определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
  • называть основные признаки текста, приводить их примеры;
  • называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
  • продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
  • вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
  • анализировать типичную структуру рассказа;
  • рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
  • знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
  • продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
  • объяснять значение фотографии в газетном тексте;

Форма организации занятий – «Школа развития речи».

Программа "Риторика" дает возможность школьникам познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, "устные журналы".

Формы подведения итогов (промежуточная аттестация):

7 класс: Круглый стол: «Правила общения – правила моей жизни»

8 класс: Телевизионный выпуск новостей: «Роскошь человеческого общения»

9 класс: Газета: «Дерево, которое я вырастил»

Календарно-тематическое планирование курса «Риторика» 7 класс

Тема занятия

Дата

план.

Дата

факт.

1

Когда и где общаемся?

2

Виды общения. Личное-публичное

3

Вежливое возражение

4

Учимся лепить свой голос

5

Жесты вместе с мимикой

6

Жесты вместе с мимикой

7

Учимся отвечать

8

От души посоветовать

9

Достоинства и недостатки речи

10

Достоинства и недостатки речи

11

Соответствие стилю высказывания.

12

Я - редактор

13

Приёмы осмысления учебного текста

14

Приёмы осмысления учебного текста

15

Что в имени тебе моём?

16

Заголовки вокруг нас

17

Фотозарисовка. Фотография +слово

18

Коллективный дневник.

19

Летопись класса

20

Что такое чужая речь?

21

Для чего нужна цитата

22

От отзыва к рецензии

23

Деловой стиль

24

Настоящий спор и его основные признаки

25

Добро пожаловать в страну аргументацию

26

Спор или ссора? Культура спора

27

Информационные газетные жанры.

28

Хроника.

29

Заметка.

30

Репортаж и репортёры. Я – репортёр.

31

Репортаж и репортёры. Я – репортёр

32

Репортаж и репортёры. Я – репортёр

33

Уроки  житейской мудрости

34

Круглый стол: «Правила общения – правила моей жизни»

Календарно-тематическое планирование курса «Риторика» 8 класс

Тема занятия

Дата

план.

Дата

факт.

1

Предтекстовые этапы

2

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки.

3

Контактное – дистантное общение, их особенности.

4

Послушаем свой голос.

5

Поза, ее коммуникативное значение.

6

Особенности устной речи.

7

Ситуативность, избыточность.

8

Ситуативность, избыточность.

9

Инструктивная речь.

10

Инструктивная речь.

11

Выразительная речь.

12

Выразительная речь.

13

Выписки. Приемы осмысления учебного текста.

14

Утешение.

15

Лингвистические словари.

16

Словарная статья.

17

Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).

18

Автобиография.

19

Автобиография.

20

Информационная речь: ее разновидности.

21

Способы доказательств.

22

Культура выражения несогласия.

23

Инсценировка.

24

Инсценировка.

25

Инсценировка.

26

Инсценировка.

27

История фотографии (снимка).

28

Языковая связь текста с фотографией.

29

Понятие о прецедентных текстах.

30

Характеристика.

31

Похвальное торжественное слово.

32

Застольное слово.

33

Портретный очерк, его особенности.

34

Радио выпуск новостей: «Роскошь человеческого общения»

        

Календарно-тематическое планирование курса «Риторика» 9 класс

Тема занятия

Дата

план.

Дата

факт.

1

Предтекстовые этапы

2

Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки.

3

Контактное – дистантное общение, их особенности.

4

Послушаем свой голос.

5

Поза, ее коммуникативное значение.

6

Особенности устной речи.

7

Ситуативность, избыточность.

8

Ситуативность, избыточность.

9

Инструктивная речь.

10

Инструктивная речь.

11

Выразительная речь.

12

Выразительная речь.

13

Выписки. Приемы осмысления учебного текста.

14

Утешение.

15

Лингвистические словари.

16

Словарная статья.

17

Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.).

18

Автобиография.

19

Автобиография.

20

Информационная речь: ее разновидности.

21

Способы доказательств.

22

Культура выражения несогласия.

23

Инсценировка.

24

Инсценировка.

25

Инсценировка.

26

Инсценировка.

27

История фотографии (снимка).

28

Языковая связь текста с фотографией.

29

Понятие о прецедентных текстах.

30

Характеристика.

31

Похвальное торжественное слово.

32

Застольное слово.

33

Портретный очерк, его особенности.

34

Газета: «Дерево, которое я вырастил»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".

Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...

Комплект материалов для проведения зачета по ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 1 семестр,2 курс 3 семестр,3 курс 5 семестр,4 курс 7 семестр. Москва 2018

Назначение  зачета   Зачет  по физической культуре проводится с целью:1.Формирования у обучающихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой, и ведени...

Контрольно-оценочные средства для проведения зачета/дифференцированного зачёта по ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 2 семестр,2 курс 4 семестр,3 курс 6 семестр,4 курс 8 семестр.Москва,2019г

Назначение КОСЗачет по дисциплине «Физическая культура» проводится с целью:Оценить уровень физической подготовленности обучающихся.Формирования у обучающихся осознанных потребностей ...

Контрольно-оценочные средства для проведения зачета/дифференцированного зачёта по ОГСЭ.04 Физическая культура Для специальности 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 1 семестр,2 курс 3 семестр,3 курс 5 семестр,4 курс 7,8 семестры. Москва 2019

Назначение КОСЗачет по дисциплине «Физическая культура» проводится с целью:Оценить уровень физической подготовленности обучающихся.Формирования у обучающихся осознанных потребностей в сист...