Рабочая Программа по Бурятскому Языку 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Ухинова Алтына Вячеславовна

Примерная рабочая программа по бурясткому языку 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_2.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОГОЙТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. В.С.АНИЩЕНКО»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                              Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «МСОШ»

от «31» августа 2021 г.                                                             Е.П.Шерстнева

Руководитель МО______                                                         Пр. № ___

Е.С. Колмакова                                                                          от «31»  августа 2021 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Л.Д. Дондупова

 «31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по бурятскому языку как государственному языку

 

Класс: 9

Учитель: Ухинова Алтына Вячеславовна, учитель бурятского языка

Срок действия рабочей программы: 2021-2022 уч. год

с. Могойто

2021 г.

  1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

     Рабочая программа по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для 9 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Закон Республики Бурятия от 10 июня 1992 г. N 221-XII "О языках народов Республики Бурятия" (Статья 24 от 07.03.2014 № 278 -V).
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».  
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  5. Программа по бурятскому языку как государственному языку РБ авторов: Содномова С.Ц., Дылыковой Р.С., Содномовой Б.Д,  рекомендованной Минобрнауки РБ У-Удэ, изд. «Бэлиг», 2010.
  6. Регионального перечня учебников (учебных пособий), реализующих региональный компонент образования, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РБ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год.
  7. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко» для 5-9 классов.
  8. Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, утвержденное в МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».  

Данная программа   является частью содержательного раздела основной образовательной программы МБОУ «Могойтинская средняя общеобразовательная школа имени В.С. Анищенко».   Состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка

2. Содержание учебного предмета, курса  

3. Календарно-тематическое планирование

4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Рабочая программа  ориентирована на использование:

-Программы по бурятскому языку как государственному языку Республики Бурятия для  2-9 классов общеобразовательных школ с русским языком обучения авторов С.Ц. Содномова, Р.С. Дылыковой, Б.Д. Содномовой. – У- У.: Бэлиг, 2019.

- Учебника  «Алтаргана» для 9 классов авторов С.Ц. Содномова, А.А. Надагурова. –У-У.: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2019 г.  

Обучение бурятскому языку на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

   - развитие коммуникативной компетенции на бурятском языке в совокупности  ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной  и учебно – познавательной;

•        речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

•        языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения;

•        социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям бурятского народа с учетом этнокультурных особенностей региона; формирование умения представлять свою республику, культуру ее народов в условиях межкультурного общения;

•        компенсаторная компетенция – развитие умения получать и передавать информацию в условиях дефицита языковых средств;

•        учебно – познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений при самостоятельном изучении других языков и культур с использованием новых информационных технологий;

  - развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения бурятского языка и потребности пользоваться им как средством общения, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

       Основные содержательные линии данной программы: первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые (в том числе лингвострановедческие) знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные  ( в том числе страноведческие) знания, умения и навыки.

      Бурятский язык является одним из главных элементов культуры бурятского народа – носителя данного языка. Он открывает учащимся непосредственный доступ к духовному богатству бурятского народа, повышает уровень общего гуманитарного образования. Поэтому изучению бурятского языка отводится существенная роль в решении важных задач в плане формирования толерантной личности в современных условиях развития нашего общества.    

Настоящая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Краткие сведения о бурятском языке.

Алфавит; Гласные звуки. Краткие и долгие гласные; Сингармонизм; Закон гармонии гласных; Согласные звуки; Структура предложения; Вопросительные предложения; Личные местоимения. Склонение местоимений 1,2. 3 лица; Глагол; Время глагола; Проверочная работа.

15

2

Время глагола

Имя существительное; Именительный падеж; Родительный падеж; Послелоги; Дательно-местный падеж; Винительный падеж. Послелоги; Орудный падеж. Наречие; Совместный падеж. Утвердительная частица юм; Исходный падеж.; Личное притяжание; Проверочная работа.

18

3

Безличное (возвратное притяжание).

Множественное число; Отрицательные частицы; Наречие; Имя прилагательное; Формы обращения; Причастие; Проверочная работа.

17

4

Деепричастие

Причастные и деепричастные обороты; Заимствованные слова; Сложные предложения; Вводные слова; Сложноподчиненные предложение; Послелоги; Итоговая контрольная работа; Повторение.

18

                  Всего:

68 часов

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

План

Факт

1

Краткие сведения о бурятском языке. Алфавит.

1

Правильно произносить специфические бурятские звуки

Прочитать пословицы, поговорки

1 н

2-3

Гласные звуки. Краткие и долгие гласные

2

Правильно произносить специфические бурятские звуки, долгие и краткие гласные

Определять смыслоразличительную функцию гласных

1-2 н

4-6

Сингармонизм.  Закон гармонии гласных.

3

Определять мужские, женские и нейтральные гласные, уметь использовать в письменной речи закон сингармонизма

2-3 н

7-8

Согласные звуки.

2

Правильно произносить специфические  согласные звуки бурятского языка

Уметь использовать в речи варианты правильного произношения специфических звуков

9-10

Структура предложения. Вопросительные предложения

2

Уметь правильно составлять предложения, используя фиксированный порядок слов

Уметь использовать в речи частицы

Уметь составлять вопросительные предложения с общим и специальным значением

11-12

Личные местоимения. Склонение местоимений 1,2. 3 лица

2

Правильно использовать в речи личные местоимения

13-14

Глагол. Время глагола.

2

Правильно использовать в устной и письменной речи глаголы в ед. и мн. числе, в прошедшем, настоящем и будущем времени

Уметь определять время глагола по окончаниям

15

Проверочная работа

1

16

Время глагола

1

17-18

 Имя существительное.

Именительный падеж

2

Определять личные и неличные имена существительные посредством постановки вопросов: Хэн? Юун?

19-20

Родительный падеж Послелоги

2

Выражать значение принадлежности, правильно используя падежные окончания Р.п

Составлять предложения с использованием послелогов

10н

21-22

 Дательно-местный падеж.

2

Правильно употреблять в речи слова в форме Дательно-местного падежа

11н

23-24

Винительный падеж. Послелоги

2

Правильно употреблять в речи слова в форме Винительного  падежа

Уметь выражать одобрение, оценку

12н

25-26

Орудный падеж. Наречие.

2

Правильно использовать в устной и письменной речи слова в форме Орудного   падежа

Определять значение наречий

13н

27-28

 Совместный падеж. Утвердительная частица юм.

2

Правильно использовать в устной и письменной речи слова в форме Совместного    падежа

Уметь использовать в речи частицу ( юм)

14н

29-30

 Исходный падеж.

2

Правильно использовать в устной и письменной речи слова в форме Исходного    падежа

Определять значение слов в Исходном падеже

15н

31-32

 Личное притяжание.

2

Определять принадлежность предмета по личным местоимениям с личным притяжанием

Уметь употреблять слова в форме личного притяжания

16н

33

Проверочная работа

1

17н

34-35

Безличное (возвратное притяжание).

2

Определять принадлежность предмета действующему лицу, т.е. подлежащему в предложении по возвратному местоимению (оор, оорын)

17-18 н

36-38

 Множественное число.

3

Определять ед.и мн.число предмета по окончаниям

Уметь использовать в речи слова в ед. и мн.числе

18-19н

39-40

Отрицательные частицы.

2

Уметь выражать отрицание, используя в речи отрицательные частицы

20н

41-42

Наречие

2

Определять значение наречий, вид

Уметь составлять предложения с наречиями

21н

43-44

 Имя прилагательное

2

Правильно использовать в устной и письменной речи имена прилагательные

Дать описание  предмета, используя имена прилагательные

22н

45-46

Формы обращения.

2

Соблюдать речевой этикет при обращении к кому-либо со значением повеления, побуждения, просьбы, напоминания,

выражения благодарности, восхищения

23н

47-49

Причастие.

3

Находить в тексте причастия, определить вид, значение

Уметь употреблять в речи причастия

24-25

50

Проверочная работа

1

25 н

51-53

 Деепричастие

3

Находить в тексте деепричастия, определить вид, значение

Правильно использовать в речи деепричастия

26-27

54-55

Причастные и деепричастные обороты.

2

Правильно использовать в устной и письменной речи причастные и деепричастные обороты

Уметь определять границы прич./дееприч. оборотов при постановке знаков препинания

27-28 н

56-57

 Заимствованные слова.

2

Правильно произносить заимствованные слова, уметь использовать в речи заимствованные слова в географических названиях

28-29 н

58-60

 Сложные предложения

3

Определять структуру сложных предложений, определять границы предложений

Уметь составлять сложные предложения

29-30

61-62

Вводные слова

2

Находить в тексте вводные слова, определить  значение. Правильно использовать в речи  вводные слова. Уметь расставить знаки препинания  в предложениях с вводными словами

31н

63-65

Сложноподчиненные предложения

3

Определять структуру сложноподчиненных предложений, определять границы предложений Уметь составлять сл/подч. предложения

32-33 н

66

Послелоги

1

Правильно употреблять в речи послелоги

33н

67

Итоговая контрольная работа

1

34н

68

Повторение

1

34н

               Итого:

68 часов

34 недели

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения бурятского языка в 9 классе учащиеся должны:

Личностные результаты:

- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);

Основные способы словообразования( аффиксация, словосложение, конверсия);

- особенности структуры простых и сложных предложений бурятского языка; интонацию различных типов коммуникативных предложений;

-признаки изученных грамматических явлений(видовременных форм глаголов,  существительных, наречий, местоимений, числительных, послелогов, степеней сравнения прилагательных);

- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), принятую в бурятском языке;

- роль владения несколькими языками в современном мире; особенности образа жизни, быта и культуры бурятского  народа(известные достопримечательности, выдающие люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своего народа и бурятского народа.

Метапредметные результаты:

в области говорения:

- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей республике;

- делать краткие сообщения, описывать события/явления ( в рамках изученных тем) передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;

- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;

в области аудирования:

- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов ( прогноз погоды, программы телерадиопередач) и выделять значимую информацию;

- понимать на слух основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;

- использовать переспрос, повторение просьбы;

Предметные результаты:

- ориентироваться в тексте на бурятском языке; прогнозировать его содержание по заголовку;

- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

в области письма:

- заполнять анкеты и формуляры;

- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в бурятском языке;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по бурятскому языку как второму 2-4 классы

Рабочая программа  разработана  в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Планом действий по модернизаци...

рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы

Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку 7 класс

Основной целью обучения бурятскому языку в школе является осознание учащихся необходимости овладения бурятским языком как средством самовоспитания и самосовершенствования в духе национальных традиций ...

рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по учебному предмету  содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...

Рабочая программа по бурятскому языку УМК Амар мэндэ-э 4 класс

Рабочая программа по предмету «Бурятский язык как государственный» составлена на основании Конституции Российской Федерации; Закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-Ф...