Применение дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании
статья

Кондратьева Екатерина Васильевна

В данной статье описана роль дистанционных технологий в инклюзивном образовании, создание инклюзивной образовательной среды нового формата для вовлечения всех участников современного образовательного процесса в безграничное информационно-образовательное пространство; развитие цифровой и информационной компетентности педагогического коллектива и повышения качества инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_e.v._kondrateva.docx119.76 КБ

Предварительный просмотр:

центр детского творчества-01

Применение дистанционных образовательных технологий

 в инклюзивном образовании

 

Ф. И. О. автора:

Кондратьева  Екатерина Васильевна,

педагог дополнительного образования, методист МБОУДО «ЦДТ» Центрального района 

Кемерово 2021

Применение дистанционных образовательных технологий

 в инклюзивном образовании

 Кондратьева Екатерина Васильевна

педагог дополнительного образования, методист

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово

Аннотация:

Трудно представить освоение программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, не используя (адаптивные) образовательные программы и методы обучения. В данной статье описана роль дистанционных технологий в инклюзивном образовании, создание инклюзивной образовательной среды нового формата для вовлечения всех участников современного образовательного процесса в безграничное информационно-образовательное пространство; развитие цифровой и информационной компетентности педагогического коллектива и повышения качества инклюзивного образования.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, образовательная среда, цифровое обучение, дистанционные технологии.

Под инклюзивным образованием традиционно понимается процесс развития общего образования, который предполагает возможность получения образования детьми с особыми потребностями и учет потребностей каждого ребенка. Одной из основных проблем является определение той группы детей, которая имеет особые потребности. К такой группе относят детей, имеющих интеллектуальные, физиологические, эмоциональные нарушения развития.

Кроме того, следует учитывать, что даже дети, которые входят в группу нормы, могут иметь серьезные неврологические или соматические диагнозы.

В результате получается, что детей с различными образовательными потребностями очень много, поэтому инклюзивная школа, в которой создается единое для всех образовательное пространство, в настоящее время является уже необходимостью в нашей жизни. В связи с этим основная задача, которую необходимо решить - это как включить в образовательный процесс различные группы детей и создать для каждого ребенка равнозначные условия. Поэтому под инклюзией понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания. Это означает, что образовательная среда будет едина для всех, но при этом для каждого ребенка будут созданы своеобразные «мостики», с помощью которых он сможет спокойно существовать в этой среде. Именно инклюзивное образование имеет особую ценность при использовании дистанционных технологий.

Ведь для того, чтобы дать возможность полноценно учиться и развиваться особенным категориям людей, надо создавать и соответствующие условия. А дистанционное образование является одной из альтернатив для получения комплексного и качественного обучения людей с ограниченными возможностями. В этом случае можно вести обучение в стенах дома, при этом активное общаясь с сокурсниками через форумы и социальные сети, видеоконференции и чаты, что позволяет любому учащемуся получить максимум образовательной информации. И, что немаловажно, предоставляет возможность полноценно общаться с преподавателями и другими учащимися. При этом развивается учебное товарищество, что является одним из обязательных условий полноценной инклюзивной школы. Каждый ученик является частью этого сообщества даже тогда, когда сам физически не может находиться в одном учебном помещении с другими учениками. Но, если возникает необходимость, ребенок может уйти от близких контактов с другими детьми, при этом оставаясь в учебном процессе. И никто никому не мешает чувствовать себя в школе удобно.

Дистанционные образовательные технологии предполагают субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, а также дают возможность выстраивания индивидуального образовательного маршрута за счет вариативности контента. Внедрение дистанционных образовательных технологий помогает обеспечить доступность и массовость инклюзивного образования.

С его помощью можно особенно эффективно решать многие задачи, которые неизбежно возникают в работе инклюзивной школы. Это и коррекция и развитие функций сенсорной интеграции, и психофизиологическое развитие, и проведение специализированных комплексов коррекционных, реабилитационных и развивающих мероприятий. Причем дистанционные технологии обучения позволяют внедрять в учебный процесс не только технические, но и дидактические инновации.

Использование дистанционных образовательных технологий помогает свести к минимуму возможные психологические барьеры детей с ограниченными возможностями в общении со сверстниками, обеспечивая при этом в сетевом взаимодействии конфиденциальность медицинских диагнозов и другой личной информации.

Самым же главным является то, что постоянное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей особенно помогает в решении разных проблем, которые могут возникнуть в процессе обучения людей с ограниченными возможностями. Ведь целью внедрения дистанционных технологий в инклюзивное образование является именно налаживание прямого контакта со специалистами и сверстниками.

Интерактивные технологии в инклюзивном образовании

Поэтому под инклюзией, согласно определению ЮНЕСКО, понимается динамический подход, предполагающий поощрение различий и восприятия индивидуальных особенностей каждого ребенка не в качестве проблемы, а возможности обогащения процесса познания. Это означает, что образовательная среда будет едина для всех, но при этом для каждого ребенка будут созданы своеобразные «мостики», с помощью которых он сможет спокойно существовать в этой среде.

Для реализации данной задачи необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый ребенок обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Именно такими возможностями обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование. Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

Интерактивные технологии, которые позволяют:

  1. наладить контакт детей в группе, а также со взрослым;
  2. незаметно и ненавязчиво вмешиваться преподавателю в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна ребенку и воспринимается им объективно;
  3. в работе в группе создать различные проблемные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно попробовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов, учителей и воспитателей, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.

Принципы инклюзивного образования - поддержка детей с разными способностями, инклюзия, которая проявляется не только в методологии, но и в окружении (инклюзивная среда, общение), отсутствие дискриминации в любом из ее проявлений.

Инклюзивное образование - это обучение детей-инвалидов, людей с ограниченными способностями, раннее обучение детей.

Для успешного проявления познавательной активности и для развития способностей учащегося ему необходимо чувствовать себя полноценным членом коллектива. 

Барьеры, разделяющие людей с нормальными и ограниченными возможностями можно условно разделить на три типа: физические, информационные, коммуникационные.

Физические барьеры

Программа "Доступная среда". Эта программа обеспечивает удобства для детей-инвалидов, благодаря которым стираются все отличия между коллективом учащихся. Теперь, в результате инклюзии, многие неудобства, ограничивающие детей с особыми потребностями, сведены до минимума или уничтожены. Для того чтобы успешно преодолеть физический барьер инклюзии, необходимо переоборудовать здания, места общего пользования, дороги и переходы с учетом нужд детей-инвалидов.

Приобретая модули, следует обратить внимание на то, что в комплекте с ними идут: интерактивные развивающие центры, центры валеологии и центры

психофизиологического развития и коррекции. 

Все они имеют свое особое предназначение:

  1. Интерактивный развивающий центр – поможет улучшить память, научиться концентрировать внимание и формировать коммуникативные функции, что в современном обществе достаточно важно.
  2. Центр валеологии – поможет улучшить физическое состояние малыша, тонизировать его мышечную систему, а так же, предотвратить дальнейшее развитие заболевания.
  3. Центр психофизиологического развития – поможет скорректировать эмоциональное состояние ребенка.

Подбирая оборудование для инклюзивного образования, важно помнить о том, что оно должно постоянно использовать и приносить пользу тем, кто в нем действительно нужда

Список литературы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный режим] / СПС КонсультанПлюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ - (дата обращения 04.03.2018).

2. Азлецкая, Е. Н. Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его развития [Текст] / Е.Н. Азлецкая // Концепт. - 2015. - Т. 37. - С. 81-85.

3. Инклюзивное образование: эффективные методики и их практическое применение [Текст]: Сборник статей по материалам II международного семинара по педагогике. Россия, г. Санкт-Петербург, 26 ноября 2016 г. - СПб.: Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ - СИЛА», 2016. - 118 с.

4.Зыкова, Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования [Текст] / Н.В. Зыкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 20. - С. 35-38.

5. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы [Текст]: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – 528 с.

6. Корж, А. С. Подготовка образовательного учреждения к инклюзивному образованию [Текст] / А. С. Корж, Г. В. Скокова, Т. И. Брянцева // Начальная школа. - 2014. - № 4. - С. 89-90.

7. Курганова, Э. Н. Инклюзивное образование - право каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Э.Н. Курганова // Молодой ученый. - 2016. - №16.1. - С. 26-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике.

В этой статье говорится о том, как подготовить учащихся 9 и 11 классов к успешной сдаче экзаменов с помощью дистанционных образовательных технологий....

Специфика обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями с применением дистанционных образовательных технологий.

В данной презентации представлен краткий обзорный анализ специфики обученя иностранному языку детей с ограниченными возможностями с примениением дистанционных образовательных технологий....

Специфика обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями с применением дистанционных образовательных технологий.

.ДО призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образованности обучающегося в самостоятельном режиме...

Из опыта работы по применению дистанционных образовательных технологий при обучении иностранному языку.

Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных  и телекоммуникационных  технологий, позволяющих  осуществлять  обучение...

Материалы творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий»

В состав творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий» входят преподавател...

Применение дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Трудно представить освоение программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, не используя (адаптивные) образовательные программы и методы обучения. В данной статье описана роль дистанцион...