Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике.
статья по теме

В этой статье говорится о том, как подготовить учащихся 9 и 11 классов к успешной сдаче экзаменов с помощью дистанционных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_na_sait.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.Л. Ламкина

МКОУ «Гавриловская СОШ», Суздальский район

Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике.

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых.  До недавнего времени в нашей стране и за рубежом практиковалась заочная форма обучения, в которой  обучение  в  основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с  преподавателями  во  время зачетных и экзаменационных сессий.     Во многих странах для этих целей широко использовались  наряду  с печатными  средствами  возможности  телевидения,  видеозаписи. Широко использовались для тех же целей учебные радиопередачи. Существовал такой опыт, правда, не очень успешный, и в нашей стране в системе школьного образования. Широкого распространения эта практика не получила.

Проблема доступности качественного образования особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Эту проблему с развитием компьютерных технологий, появлением сети Интернет уже успешно решает дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала.

По мнению Е.С. Полат «дистанционное обучение – это   специфичная форма обучения, поскольку она предполагает основную опору на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем, как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами, стандартами для конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения.  Любая   форма обучения должна ориентироваться на государственные стандарты образования. Вместе с тем, она может и должна выходить за рамки базового образования, включая дополнительное образование и все, что с этим связано».[4]

Развитие образовательной информационной среды, распространение дистанционных образовательных технологий становятся в последние годы одним из эффективных инструментов решения задач модернизации системы российского образования. Дистанционные образовательные технологии — это технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном  (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.

Практически используемые дистанционные образовательные технологии представляют различные варианты и сочетания: кейс-технологий, компьютерных сетевых технологий и информационно-телекоммуникационных (спутниковых) технологий.

Сегодня можно выделить следующие направления дистанционного обучения школьников:

  • углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;
  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным темам;
  • подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;
  • дополнительное образование по интересам;
  • подготовка школьников к экзаменам.[3]

Подробнее остановимся на последнем направлении. Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет  на экзамен?

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителям   в ходе подготовки  обучающихся  к ЕГЭ и ГИА по математике, могут быть сформулированы следующим образом:

  • Отсутствие учебно-методических комплексов, учебных программ и календарно-тематических планирований с последовательной и методически правильно выстроенной концепцией подготовки к ЕГЭ и ГИА.
  • Отсутствие часов в учебном плане для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
  • Необходимость дифференцированного подхода к подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Для того чтобы помочь учащимся подготовиться к успешной сдаче экзаменов, можно использовать дистанционное обучение.

Дистанционное обучение может проводиться с использованием различных схем, комбинирующих различные средства дистанционного обучения. Сегодня наиболее популярными схемами проведения дистанционного обучения являются:

  • дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов;
  • дистанционное обучение с использованием тренажеров;
  • дистанционное обучение с использованием вебинаров;
  • дистанционное обучение с использованием видеоуроков;
  • полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.[3]

Рассмотрим применение дистанционного обучения с использованием тренажеров и дистанционных курсов  при подготовке к итоговой аттестации по математике.

В настоящее время существует множество интернет-ресурсов, предназначенных для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА, но не все они качественные. Необходимо проводить тщательный отбор тех сайтов, которые можно использовать самому учителю и рекомендовать для учащихся. Очень важна, на мой взгляд, бесплатная возможность подготовки к экзаменам по математике. Рассмотрим некоторые интернет-ресурсы.

  1. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике http://mathege.ru  и Открытый банк заданий ГИА по математике http://mathgia.ru  разработаны в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом по математике, действующими учебниками и учебными пособиями. Задания, представленные на сайте, соответствуют проекту перспективной демоверсии ГИА  и ЕГЭ по математике, разработанной ФИПИ. Эти сайты позволяют, в первую очередь, овладеть базовыми математическими навыками всем учащимся, обеспечивают возможности получить образование на необходимом уровне учащимся, планирующим продолжение образования в сферах, предусматривающих использование математики. Здесь можно найти отдельные задания, собранные в отдельные каталоги: по заданиям, по содержанию, по умениям. Заданий очень много, что позволяет использовать эти сайты как тренажеры. Предусмотрена возможность работать в on-line режиме. Также на сайте есть раздел, содержащий диагностические и тренировочные работы.
  2. Система СтатГрад  МИОО    http://statgrad.mioo.ru/sg12_13/index.htm.   С помощью системы СтатГрад в текущем учебном году можно получать тексты тренировочных и диагностических работ по математике, физике, биологии, русскому языку, литературе, истории, обществознанию, химии, информатике, иностранному языку, географии для выявления проблемных зон в подготовке учащихся, для подготовки к ЕГЭ, ГИА-9 и другим формам итогового и промежуточного контроля. Система разработана по заданию Рособрнадзора, в настоящий момент используется более чем в 13000 образовательных учреждений России.
  3. Сайт http://uztest.ru является, по-моему мнению, одним из лучших для учителей математики. Использую его постоянно при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. Работа в дистанционном режиме очень удобна для учителя и детей. Задания, получаемые через uztest.ru стараются выполнять все учащиеся независимо от уровня подготовки. Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике. Учитель в своем кабинете подготавливает тесты и тренинги, учащиеся заходят в свой кабинет на сайте и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант. Оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте, в который можно произвольно добавлять и другие оценки, замечания; учащиеся (и родители) всегда могут увидеть свои оценки.  Учащимся предлагаются следующие возможности: онлайн тесты для подготовки к ЕГЭ по математике 2013 и ГИА по математике 2013, 9 класс, информация о спецификации и правилах ЕГЭ, о составе экзаменационной работы, мировой опыт проведения подобных экзаменов, демонстрационные варианты и ответы; конспекты по алгебре и геометрии; рефераты по математике.
  4. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзаменам «РЕШУ ЕГЭ» http://решуегэ.рф ( http://reshuege.ru) предлагает следующие возможности:
  • разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним.
  • предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа.
  • предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ 2012 года по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту.
  • система ведет статистику изученных тем и решенных задач.
  • сообщается прогноз тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале.
  1. Одной из наиболее распространенных в настоящий момент систем, позволяющих разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные и тестовые  работы и даже образовательные курсы, является система Moodle. Система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки процесса  очного обучения. Система Мооdle имеет развитую архитектуру, что позволяет разработчикам курсов вводить новые элементы курса, использовать различные системы оценок, создавать и использовать различные тестовые задания, и  при этом сохранять индивидуальный подход к каждому из обучающихся, так как в системе предусмотрена обратная связь преподавателя с учениками (как  в виде форума, так и в виде чата). Одним из сайтов, созданных на базе Moodle, материалы которого можно использовать при подготовке к экзаменам, является http://uztest.com – дистанционные курсы UzTest.

              На мой взгляд, дистанционное обучение позволяет школьникам работать по индивидуальным планам, имея при этом возможность консультаций со стороны учителя, а также позволяет совершенствовать навыки использования современных прогрессивных средств, а самое главное – осуществить подготовку к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по математике.

Библиографический список

  1. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 2006.
  2. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2002. - №36. – С. 26-30.
  3. Селищева С.И. Использование дистанционного обучения для подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/ispolzovanie-distancionnogo-obucheniya-dlya
  4. Полат Е.С., Петров А.Е.  Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России [Электронный ресурс]. URL: http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики

Выступление на МО с темой: «Использование новых педагогических и образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации на уроках математики»....

Презентация на тему : " Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию в 2018 году" .

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ и ГИА, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта, еще недавно экспериментальная форма итоговой аттестации обучающихся стала реальность...

Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике

Развитие образовательной информационной среды, распространение дистанционных образовательных технологий становятся в последние годы одним из эффективных инструментов решения задач модерниза...

Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию.»

Выступление на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Применение  дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся  к ГИА по истории и обществознанию.»...

Презентация на тему: "Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию".

Презентация на тему: "Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке обучающихся к ГИА по истории и обществознанию"...