ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИСТОРИИ УЧЕНИКОВ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ
статья по истории (11 класс)

Саулова Анастасия Владимировна

Статья о работе с выпускниками 9-х и 11-х классов в формате дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saulova_a._v._sektsiya_6.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИСТОРИИ

УЧЕНИКОВ 9-Х И 11-Х КЛАССОВ

Саулова Анастасия Владимировна, учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории, МБОУ «Гимназия № 3»

Вахитовского района, г. Казани, Республика Татарстан

В 2020 году Россия и все мировое сообщество столкнулись с пандемией коронавируса, которая существенно изменила работу всех сфер жизни общества, включая и сферу образования. Перед образовательными учреждениями встала задача эффективной организации процесса обучения в дистанционном режиме. Наибольшие опаснее вызывает то, что не все школьники могут получить тот объем навыков и знаний, которые бы они смогли усвоить на традиционных уроках. Особенно трудным становится процесс подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.

Однако, как показала практика, система дистанционного обучения, несмотря на трудности в организации учебного процесса, смогла в определённой мере оказаться полезной и эффективной при подготовке к выпускным экзаменам. Поэтому определённые навыки, полученные в процессе удаленного формата, могут быть полезны и при привычном для нас режиме работа.

Важно отметить, что дистанционное обучение является одним из основных проводников ФГОС. Необходимость освоение навыков самостоятельной работы, умение самому ставить перед собой цель обучения, продуктивно организовать свое время, осуществлять решение поставленных задач на любых уровнях сложность – все это является одним из требований государственного стандарта современного образования. Учитель в рамках ДО выступает в роли консультанта, который должен помочь ребенку правильно организовать учебный процесс и выработать эффективную систему подготовки к государственной итоговой аттестации. Однако, чтобы оказать реальную помощь детям в процессе подготовки к экзаменам и получить высокий результат, первоначально необходимо составить четкую систему работы с выпускниками.

На дистанционном режиме обучения работу подготовки к ЕГЭ и ОГЭ лучше проводить как как в on-line, так и off-line форматах. В первую очередь необходимо выбрать платформу, на которой будут проходить on-line занятия. Занятия могут быть в форме урока или консультации. Именно on-line консультации позволяют наибольше приблизиться к традиционному формату обучения и поддерживать необходимое прямое общение и контакт учителя с учениками. Самые популярные видеоплатформы на сегодняшний день это Skype, Zoom, и Teams. Большинство школ остановила свой выбор на платформе Zoom. Это объясняется тем, что бесплатная версия данной платформы находится в свободном доступе и обладает значительными плюсами, которые делают занятия в режиме on-line наиболее приближенными к очному формату обучения.  Например, очень важная, на мой взгляд, функция данной платформы - возможность демонстрации экрана. Благодаря данной функции, мы можем показать ученикам различный иллюстративный материал, презентацию к занятиям, поработать с историческим источником, решать групповые и индивидуальные задания. Особенно данная функция будет полезна при работе с исторической картой. Как известно, это наиболее трудное задание в ЕГЭ и ОГЭ, где выпускники чаще всего допускают ряд ошибок. Функция «демонстрация экрана» в Zoom позволяет не только показать историческую карту, но и дает возможность ученикам поработать с ней онлайн напрямую. Через свой электронный носитель (телефон, планшет или компьютер) ученик может отмечать на карте важные исторические объекты, военные походы, города и т.д., учитель весь этот процесс контролирует в онлайн формате и координирует работу с картой. Минусом, данной платформы, на мой взгляд, является то, что в бесплатной версии Zoom достаточно низкий уровень связи, и даже если занятия проходят с небольшой группой ребят, то формат видеоизображения и звука далек от совершенства и часто может зависать. Также бесплатные уроки ограничены определенным временем (40 минут), что вызывает трудности, если занятие выходит за рамки отведенного времени. Здесь Zoom значительно проигрывает Skype, где качество связи более высокое и отсутствует ограничение по времени. Количество участников Skype конференции неограниченно, если проводить ее в формате видеособраний. Минусом системы является то, что при демонстрации экрана ученики могут только смотреть материал, работать с ним онлайн, как это можно делать в Zoom, возможности нет. Поэтому можно сделать вывод, что выбор видеоплатформы для онлайн занятий будет исходить из личных предпочтений педагога.

On-line занятия не должны быть сведены исключительно к лекционной подачи материала, дистанционное обучение дает возможность построить четкую систему подготовки к государственной итоговой аттестации, которая может быть не только эффективной, но еще и увлекательной. Современные компьютерные технологии и интернет-ресурсы позволяют нам использовать различные методы и приемы подачи материала, а также отработки практических навыков как в on-line, так и of-line форматах. При подачи нового материала мы всегда можем обратиться к уже знакомой для нас программе Power Point, которая поможет нам составить красочную и интересную презентацию. Для того, чтобы презентация оказалась для ребят полезной, ее необходимо сделать яркой, добавить больше иллюстративного материала, минимум текста. Она не должна быть просто справочным носителем, презентация ставит перед собой задачу помочь детям визуально закрепить в памяти опорные моменты темы, самые важные исторические детали. Особенно важно использовать презентацию при изучении таких тем, как культура определенного периода, внешняя политика. Помимо традиционных для нас презентаций, очень хорошим вариантом будет демонстрации видеоматериалов. Платформы Skype и Zoom  позволяют это делать достаточно  просто. При это необязательно загружать видео себе на компьютер, интересные видеоматериалы можно легко найти на самом крупнейшем видео-сайте Youtube.com. Также отличным помощником по организации видеоуроков являются сайты infourok и interurok, где большинство видеоматериалов представлены бесплатно в онлайн режиме.

Не менее важным на дистанционных занятиях является вопрос контроля знаний учащихся. Здесь мы можем использовать удобные и привычные для нас способы обратной связи с учениками, такие как электронная почта и мессенджеры (Whatsapp, Viber, Telegram). Полезной формой проверки знаний является тестирование в Google-формах. Система Google дает возможность составить тесты разных видов, с различным форматом заданий, от простых традиционных тестов с выбором одного ответа, до заданий в формате ЕГЭ. При этом система дает возможность скорректировать точное время, когда тестирование будет закрыто от учеников, что позволит им отработать навыки умения решать задания в определённом временном режиме. Большим плюсом является то, что система самостоятельно проверяет ответы и выставляет соответствующие баллы к каждому заданию по заранее подготовленным ключам. Google является также надежным хранителем учебной информации. Благодаря приложению Google-диск, мы можем совершенно бесплатно размещать в сети материалы к занятиям, презентации и тесты в сети и делать их доступными только для собственных учеников, что дает возможность ребятам в удобное для них время обратиться к изученной теме и повторить материал.

Отличным помощником в подготовке к государственной итоговой аттестации будет и хорошо всем знакомые сайты Решу ОГЭ и Решу ЕГЭ, где учитель и его ученики могут зарегистрироваться. В этой системе учитель может составлять неограниченное количество заданий и проверочных работ, воспользовавшись функцией генерирования тестовых заданий. Благодаря обратной связи, учитель может видеть успеваемость всех своих учеников, проанализировать ошибки и отработать сложные моменты уже на on-line консультациях.

Таким образом, мы видим, что сегодня дистанционное обучение дает широкие возможности применения различных интерактивных методов подготовки к государственной итоговой аттестации с использованием компьютерных технологий как в on-line, так и в of-line форматах. Данную форму обучения можно успешно совмещать с традиционными занятиями, что сделает процесс подготовки к экзаменам более интересным и эффективным.

Список использованной литературы

  1. Булыгин Г.В. Основы автоматизации процесса обучения. – М., 2003.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
  3. Можаева Г. В. Дистанционное обучение в преподавании истории:         проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. – 1999. - № 268. – С. 158-161.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционного обучения для подготовки учащихся к итоговой аттестации по информатике

Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только сравнялась с эффективностью обучения, проводимого в традицион...

Система ранней подготовки учащихся к итоговой аттестации в независимой форме в 9 классах

Одной из основных задач, поставленных перед нами, учителями математики, в последние несколько лет стоит задача подготовки к государственной итоговой аттестации. Введение новой формы государственной ат...

Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике.

В этой статье говорится о том, как подготовить учащихся 9 и 11 классов к успешной сдаче экзаменов с помощью дистанционных образовательных технологий....

Преподавание элементов теории вероятности и статистики в 5-9 классах. Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по данной теме

Преподавание элементов  теории вероятности и статистики в 5-9 классах. Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по данной теме...

Методика решения задач с параметрами при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике в 9-х классах

Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. В данной работе приведены методы решения линейных, квадратных и дробно-рациональных уравнений с параметрами, уравнений с пара...

Применение дистанционных образовательных технологий при подготовке учащихся к итоговой аттестации по математике

Развитие образовательной информационной среды, распространение дистанционных образовательных технологий становятся в последние годы одним из эффективных инструментов решения задач модерниза...

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....