Индивидуальное обучение детей с ТМНР.
презентация к уроку (5 класс)

Оболенская Марина Андревна

Данная презентация освещает личный опыт индивидуальной работы с ребёнком с ТМНР (ДЦП, частичная атрофия зрительного нерва, тотальное недоразвитие речи, умеренная степень умственной отсталости).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Индивидуальное обучение ТМНР2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности индивидуальной работы с детьми с ТМНР по ФГОС Педагог: Оболенская Марина Андреевна

Слайд 2

Актуальность проблемы обучения детей с ТМНР Совсем недавно многие дети с ТМНР считались необучаемыми, но на данный момент обучаться может каждый ребёнок. Обучение таких детей осложнено тем, что часто они не усваивают программу 2 варианта обучения ввиду очень низких психофизических возможностей. Поэтому специалистами, которые работают с конкретным ребёнком, составляется СИПР (специальная индивидуальная программа развития). В СИПР закладывается перечень навыков, которые формируются в процессе обучения. Далее отслеживается уровень сформированности навыков один раз в два месяца. Таким образом, справедливо подметить, что СИПР абсолютно индивидуальна и уникальна.

Слайд 3

ТМНР Умственная отсталость умеренной степени Частичная атрофия зрительного нерва ДЦП (спастический тетрапарез ) Системное недоразвитие речи тяжёлой степени

Слайд 4

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Выполнение простейших практических действий посредством дидактических пособий Сенсорное развитие и сенсорная интеграция Пассивная гимнастика Пассивная пальчиковая гимнастика

Слайд 5

Пассивная гимнастика Спастический тетрапарез – это самая тяжёлая форма ДЦП. Ребёнок самостоятельно не ходит, не сидит, не всегда хорошо получается держать голову самостоятельно, переворачивается только на бок. Отмечается очень сильный гипертонус мышц, без двигательной активности подвижность в суставах снижается. Пассивная гимнастика позволяет сохранить подвижность в суставах, развивает проприоцепцию (ощущения от связок и мышц).

Слайд 6

Пассивная пальчиковая гимнастика Примерный комплекс упражнений для рук при спастических парезах 1. Легкие ритмичные маховые движения руками, потряхивания, «свободное падение». 2. И. п. – рука в упоре на локоть, предплечье поднято. Сгибание и разгибание пальцев (активное и пассивное). 3. И. п. – то же. Вращение кисти в лучезапястном суставе. 4. И. п. – кисть на поверхности (ладонью вверх), пальцы согнуты. Поочередное разгибание пальцев и фиксация этого положения в течение 3-4 с. 5. И. п. – то же. Поочередное разгибание и разведение пальцев. 6. И. п. – то же, пальцы выпрямлены. Поочередное сведение первого пальца и ногтевых фаланг остальных пальцев, их разгибание. 7. И. п. – ладонь установлена на ребро, пальцы выпрямлены. Поочередное сближение ногтевых фаланг первого и остальных пальцев и их отставление ; возвращение в и.п . 8. И. п. – то же, пальцы согнуты. Поочередное разгибание, разведение и вращение выпрямленных пальцев. 9. И.п . – кисть на поверхности (ладонью вниз), пальцы прямые. Поочередное приподнимание пальцев. 10. И. п. – то же. Поочередное разведение и приведение пальцев. Одновременное отведение и приведение первого и пятого пальцев. 11. И. п. – то же, пальцы разведены. Разгибание и отрыв ладони от поверхности при сохранении положения пальцев. 12. И. п. – руки в упоре на локти, ладони соединены, пальцы разогнуты и противопоставлены. Поочередное давление каждым пальцем на ногтевую фалангу противоположного. Поочередное и одновременное разведение и приведение пальцев. 13. Упор в поверхность ногтевых фаланг первого и каждого последующего пальца с целью растягивания (шпагат). 14. Сгибание выпрямленных пальцев и сведение в «щепотку». 15. Пружинящие, сжимающие движения пальцами при захвате резинового мячика. 16. Прокатывание ладонью цилиндров и шаров по поверхности.

Слайд 7

Сенсорное развитие и сенсорная интеграция Сенсорное развитие является основой или первой ступенью развития ребёнка в целом. Формирование любого навыка затрагивает ту или иную сенсорную систему. Сенсорное развитие происходит на занятиях в эргокомнате , как уже упоминалось ранее. Сенсорное нарушение (нарушение зрения) может быть частично скомпенсировано за счёт тактильного и слухового восприятия. Однако, зрительное восприятие также нельзя игнорировать. Ребёнка нужно стимулировать смотреть на предметы. Этого можно добиться за счёт использования чёрно-белых и ярких (особенно жёлто-красных) дидактических пособий . Занятия по сенсорной интеграции проводятся в эргокомнате с использованием специального оборудования (гамак, «лягушка», «платформа», брус, массажные мячи, гимнастический мяч, утяжелители). На таких занятиях происходит развитие вестибулярного аппарата, проприоцепции , тактильных ощущений). Также происходит развитие зрительных ощущений за счёт использования ярких подвесных игрушек.

Слайд 8

Индивидуальные дидактические пособия Дидактичекие пособия разработаны с учётом индивидульных психофизических особенностей ребёнка, а также с учётом предпочтений и интересов. Такой подход к разработке пособий позволил подкрепить учебный интерес и мотивацию у ребёнка. Далее рассмотрим некоторые пособия более подробно:

Слайд 9

Коробка с отверстием для «киндеров»

Слайд 10

Погремушка

Слайд 11

Коробка с прорезями для лампочек

Слайд 12

Сенсорные браслеты

Слайд 13

Сенсорные ладошки

Слайд 14

Перчатки «Пальчиковая гимнастика»

Слайд 15

«Найди бусинки»

Слайд 16

Песочница с игрушками

Слайд 17

«Тяжёлые подушечки»

Слайд 18

Подвесные игрушки

Слайд 19

С помощью обучения по дидактическим пособиям формируются следующие навыки: захват предмета (кистью руки); выполнение действий по словесной инструкции : «возьми», «дай», «клади» и т.д .; т актильное, слуховое и зрительное восприятие; гнозис (узнавания предметов); п раксис пальцев рук; м ышечная сила кисти;

Слайд 20

Выводы Таким образом, обучение детей с ТМНР вполне возможно, если: о бозначить структуру дефекта; о бозначить направления развития; и зучить особенности ребёнка и его интересы; о бозначить формируемые навыки р азработать и применять практические упражнения, направленные на формирование навыков; о тслеживать и фиксировать уровень усвоения навыков 1 раз в два месяца в СИПР; ф ормировать новые навыки по мере усвоения предыдущих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированные технологии в обучении детей с ТМНР при формировании представлений об окружающем природном мире»

При интегрированном подходе к обучению детей с ТМНР удается  последовательно задействовать различные сенсорные анализаторы, функции которых у детей с ТМНРв той  иной степени нарушены. Сделат...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ТМНР.

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ТМНР....

Использование игровых технологий для коррекции нарушений развития и обучения детей с ТМНР

Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности каждого ребенка....

Дистанционное обучение детей с ТМНР

Уроки в дистанте с обучающимися по программе 9,2...

Использование развивающих игр в процессе обучения детей с ТМНР

Игровая деятельность –это важный этап в развитии психики и становления личности каждого ребёнка. У детей с ТМНР часто несформированными оказываются элементарные игровые действия, не возникает по...

ИКТ как обогащенная сенсорная среда в обучении детей с ТМНР,находящимся на домашней форме обучения

  Сочетая в себе книгу, калькулятор, телевизор, видеомагнитофон, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, компьютер дает возможность ребенк...

Использование информационных технологий в обучении детей с ТМНР

Использование  информационных технологий  в обучении детей с ТМНР...