Опыт обобщения работы
статья (7 класс)

В данной статье я описала методы, используемые мною в своей работе. Для меня важно использовать также опыт работы других учителей,о чем я указала в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_i_a.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Дедегкаевой Индиры Альбертовны. Как применить известные приемы и технологии для повышения качества образования и мотивации на уроках русского языка и литературы.

(учитель русского языка и литературы Дедегкаева Индира Альбертовна).

       В настоящее время одной из главных серьезных проблем сегодняшней школы стало  отсутствие интереса учащихся к русскому языку и литературе. Это приводит  к снижению грамотности, неумению правильно, логично выражать свои мысли. Эти два предмета считаются одними из трудных в школе. И в  сложившейся ситуации  встает вопрос вовлечения ребенка в активный процесс познания. Как добиться  повышения  качества знаний учащихся? Как предупредить неуспеваемость, особенно в процессе подготовки к ОГЭ, ЕГЭ. Как сформировать всесторонне развитую личность, востребованную современным обществом? Ведь оно испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания.

      Процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком, необходимость соотношения  предметного курса и реального речевого опыта учащихся составляют особую сложность.

    Конечно, в работе над этими вопросами помогает использование и возможности различных технологий.

    За последние  годы работы накопился определенный опыт применения различных технологий, находила свой пут

   Что использую в работе?

Интерактивные методы обучения, используемые мною , позволяют ученику чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, соответственно, адаптироваться в социальном пространстве.

Почему интерактивные? В отличие от активных методов, интерактивные направлены на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Они помогают:

вырабатывать умение  слушать и слышать друг друга;

внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи;

организуют активную мыслительную деятельность;

способствуют выражению своего индивидуального отношения к жизни;

создают ситуацию успеха;

акцентируют именно деятельностный, а не пассивный подход к процессу обучения;

развивают коммуникабельность.

Я считаю, что  интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.

     Из опыта работы.

    Всем известны такие формы работы на уроке, как групповая и парная.. На своих уроках я использую не только пары сильный-слабый, но и слабый-слабый. Слабые вытягивают друг друга, ставят перед собой задачу, как и все – выполнить работу на определенный уровень. За правильно выполненные задания мы даем баллы. На основании количества баллов определяем «пятибальников» учеников. И в  этот момент  у слабых учеников начинает повышаться самооценка.

  Из обощенного опыта других педагогов я использую игру  « Диктор» , которая  помогает при подготовке к ВПР, ЕГЭ. Дети  составляют собственный текст из слов с трудно запоминаемым произношением, читают  его как диктор ТВ. Как  вариант дается задание  придумать стихотворение, при помощи которого запоминаются ударения слов.

При изучении «Синтаксиса» часто использую известную игру «Различение предложения и словосочетания». Задача: составить  с одним или двумя словами словосочетания, придумать с ними предложения,  дополнить предложения  определенным по заданию членом предложения, простым предложением. В игре отрабатывается также умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Вариант: вычленить из небольшого предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом вопрос, потом зависимое слово.

 Такая форма игры и использование технологий помогает усвоению учебного материала и и мотивирует даже слабых детей к достижению определенного уровня знаний

Так, при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков использую игру «Вылечи меня». ( вариации разные)

 Даем слово и расписываем характеристики его звуков, но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук твердый непарный, глухой непарный согласный.

ТРИЗ технологии.

ТРИЗ технология формирует стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности.

Не обходится без решения  логических задач,  непосредственно направленных  на выше обозначенные способности, особенно учат делать акцент на деятельности, обеспечивают мотивацию и прочность знаний, гибкость мышления.

Так, при изучении, повторении, закреплении материала по морфологии и  синтаксису используем игру « Узнай меня».  Задача: найти предложение с омонимией, например: «Я люблю печь пирожки и залезать на печь». Ученику необходимо записать грамматические признаки слова «печь» в обоих вариантах. Доказать, что в одном случае это существительное, а в другом — глагол. Создание собственных текстов. Предлагаем написать 3-4 связных предложения на определенную тему.  

Игра-разминка «Закончи фразу» применяется при изучении  раздела «Лексика и фразеология». Используется мною с  целью воспитания организованности, быстроты реагирования, настраивает на основной вид деятельности по данной теме, вырабатывает  навыки образного мышления. 1. Шевелить (чем?)…. (мозгами) 2. Держать (что?) за зубами … (язык). 3. Задирать (что?)…. (нос)…

Для   практической работы со словарями используютя различные виды игр:  «Поле чудес», «Звездный час», «Счастливый случай», «Умники и умницы», «Кто хочет стать отличником». Большой интерес к подобным урокам проявляют не только способные ученики, но и неуспевающие, потерявшие всякий интерес к учебе. Игры  вызывают интерес к предмету, желание учиться, вырабатывается в них уверенность в свои силы, стремление к познанию  нового.

Такой интересный и известный прием, как «Продолжи мысль» помогает умению прогнозировать, анализировать поступки героев, понимать, что любое слово, действие имеют вес, отклик в будущем.

Слабые ученики, часто стесняются задать вопрос, высказаться, а здесь – нет. С интересом слушают свои обсуждения, уже и сами отвечают, вступают в диалог.

Вопросы начинаются со слов «Если бы…»

Например, Андрий не перешел на сторону поляков?

Или Тарас Бульба не убил Андрия?

Герасим не утопил свою собачку?

Не умер князь Болконский?

 

Чья комната? Называется автор произведения и само произведение, откуда взято описание помещения героя. Например, описание жилища Раскольникова: «Крошечная комнатушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко».

Отличным способом мотивации для развития и совершенствования навыков и умений учащихся является исценирование отдельных эпизодов изучаемых произведений. Даже самые слабые становятся активными, стараются показать свои способности.

 

Интересными бывают уроки с использованием тренингов.

Тренинг – обучающая игра на уроках русского языка, способствующая формированию навыков коммуникативного общения, развитию творческого воображения, связной устной и письменной речи учащихся.

Тренинги дают возможность раскрыть свои способности неуверенным в себе ученикам, которые не знают свои возможности и считают их  ограниченными.

Тренинги учат сопоставлять, анализировать, делать выводы, они включены в тематические блоки языкового материала и отдельные уроки речевой деятельности.

Тренинговая группа позволяет ребенку получать постоянную обратную связь. А созданная при этом коллаборативная среда снимает уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, помогает усвоить образцы поведения, социальные ценности, ориентированность общества.

Чтобы создать коллаборативную среду, необходим психологический настрой, доверие, дети должны не бояться высказаться, предложить решение…

Из опыта работы. Виды тренингов на уроках русского языка и литературы

Упражнение «Не всегда»

Поступки людей не всегда вызывают только одобрение. Часто причинами конфликтов становятся   споры и несогласие. Это причина конфликтов в будущем. Умение встать на позицию оппонента помогает адаптироваться в обществе, успешности, воспитывает терпимость, что, несомненно, пригодится в будущем.

Вспомните, сколько раз вы говорили своим близким и друзьям: «Вот я бы на твоем месте.». Данное упражнение, собственно, и заключается в том, чтобы вы как следует представили себе, как бы вы поступили на месте другого.

Важно помнить: чтобы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО поставить себя на место другого, надо, как минимум, знать и всегда помнить о трех вещах:

• его происхождение

• его образование

• условия, в которых он живет и работает.

Применяю этот тренинг на уроках литературы: на месте писателя я бы …

- На месте Тараса я бы не «убил» Андрия

- На месте Герасима я бы не утопил Муму

- На месте Мелехова я бы жил со своей женой

Это мотивация, это поиск информации, это аналитические способности, это усвоение общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения.

Результативность опыта.

Итак,  на уроках  с использованием  различных технологий  и методов дети лучше осознают и осмысливают всё происходящее на уроке. Они учатся объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Изменение форм работы при неизменной форме урока в классно-урочной системе, нетрадиционные задания, побуждающие учеников не быть пассивными слушателями, а быть активно мыслящими, решают главную задачу: учить доступно, а значит, интересно, результативно. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических
технологий.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Опыт воспитательной работы учителя МОУ "СОШ № 4" Гречановой Л.Н.

В презентации показана работа классного руководителя с учащимися, родителями, учителями-предметниками. Опыт был презентован на конкурсе "Самый классный классный"  "Учитель года России " 2011 год...

опыт патриотической работы в школе

Воспитание патриотов через деятельность ВПК "Витязь"Беседа с родителями "мыс тобой два берега..."Урок "Роль экономики в нашей жизни"презентация к уроку "Роль экономики в нашей жизни"Эссе "Листая стран...

Опыт профориентационной работы.

Профориентационная работа в МОУ Центр образования педагога – психолога Ушаковой Елены Ивановны...

Опыт моей работы

Моим девизом сегодня как педагога современной школы является одна индейская мудрость:Скажи мне и я забуду. Покажи мне и, возможно, я не запомню.Задействуй меня и  я пойму.Надо вовлечь учени...

Обобщение работы по теме "Работа по развитию устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы"

В обобщении представленыформы и методы работы по развитию устной и письменной речи учащихся, которые я применяю на уроках русского языка и литературы....

Обобщенный педагогический опыт по работе с интерактивными технологиями

Перечень интерактивных технологий, которые учитель может применить у себя на уроке из опыта работы....

Обобщение опыта работы: "ЗА РАМКАМИ УРОКА: ОПЫТ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ"

Обощение опыта внеклассной работы по литературе на базе школьного музея Сергея Есенина гимназии №69 г. Липецка....