Программа внеурочной деятельности по биологии "В мире растений" для учащихся 5-6 классов
методическая разработка (6 класс)

Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся,  организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа «В мире растений» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 6 класса.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по биологии для 6-х классов.

«В мире растений»

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся,  организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

              Актуальность: Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

            Программа «В мире растений» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 6 класса.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, экскурсии и прогулки в природу, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Место   внеурочной деятельности «В мире растений» в учебном плане

               Согласно  учебному плану  на проведение занятий  «В мире растений»  в 6-м  классе  выделяется 1час в неделю -  всего  35 ч. Возраст детей 12 лет. Продолжительность одного занятия - 40 минут.

Цели  программы:  

- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления об окружающем мире;

-  формировать опыт участия в природоохранной деятельности;

- формировать  ответственность за свои поступки;

Развивающие:

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

Содержание программы  предполагает   следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через  беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Формы и методы  организации  деятельности детей:

  • - индивидуальная;

- групповая;

- парная;

  • исследовательские  задания;
  • игровые задания;
  • систематические наблюдения;
  • ролевые, дидактические,  игры;
  • творческие  задания, опыты;
  • практические  работы;
  • создание экологических проектов;
  •  моделирование;
  • экологические акции;
  • составление памяток.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

Личностные, метапредметные и предметные  результаты   освоения  внеурочной деятельности  «В мире растений»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Содержание программы внеурочной деятельности, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные  результаты:

  Показатели в личностной  сфере  ребёнка:

  • развитие   интереса к познанию мира природы;
  • осознание  потребности к осуществлению  экологически сообразных поступков;
  •  осознание места и роли человека в биосфере;
  • расширение  сферы социально-нравственных представлений;
  • установка на безопасный  здоровый образ жизни, умение ориентироваться в мире  профессий и мотивация  к творческому труду.
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные   результаты:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  •  освоение норм и правил   социокультурного взаимодействиями со взрослыми и сверстниками в сообществах  разного типа (класс, школа, семья и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов  и явлений  окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество; 
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей;

Предметные    результаты:

  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения  в природной и социальной среде;
  • усвоение первоначальных   сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и  явлений, характерных для  природной и социальной  действительности ;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
  • владение навыками устанавливать и выявлять  причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

Содержание курса «В мире растений»

Тема 1. Мой округ. «Осень в нашем городе». Растительный и животный мир ХМАО – Югре. Основные  экологические группы  животных. Основные  экологические группы  растений. «Исчезающие растения и животные округа». (7 часов)

Тема 2. Вода – источник жизни. Круговорот воды в природе .Источники загрязнения воды. Просмотр фильма «Вода – жизнь». Вода в жизни животных. Вода в жизни растений. «Вода в моем доме». Вода и здоровье человека. «Вода – источник жизни на Земле». (10 часов)

Тема 3. В мире растений. Значение комнатных растений в жизни человека. Живые барометры. Растения приборы и индикаторы. Растения гиганты и карлики. «Растения кроты». Удобрения. Правила пользования. Корень жизни. Растения лекари. Растения – спутники солнца. Фитонциды – друзья человека. Растения-животные (удивительные факты). Жизненные формы растений. (10 часов)

Тема 4. Воздух и здоровье. Воздух и здоровье человека. Влияние растений. Источники загрязнения воздуха. « Автотранспорт и воздух  в городе» (4 часа)

Тема 5. Весенние работы. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними. Экологический десант по уборке школьной территории. Экскурсия на пришкольный участок «Знакомство с видовым разнообразием». (4 часа)

Учебно-тематический план

Содержание программы

Количество часов

Перечень универсальных действий учащихся

Формы контроля

Аудиторные

Неаудиторных

Мой округ

5

2

1

 «Осень в нашем городе»

1

Развитие   интереса к познанию мира природы,

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач,

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Беседа об осенних явлениях.

2

Растительный и животный мир ХМАО - Югре

1

Лекция

3

Основные  экологические группы  животных

1

4

Основные  экологические группы  животных

1

5

Основные  экологические группы  растений

1

6-7

«Исчезающие растения и животные округа»

(парный проект)

2

Оформление буклетов.

Вода – источник жизни

7

3

8

Круговорот воды в природе

1

Готовность следовать нормам природоохранного нерасточительного здоровьесберегающего поведения;

умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира,

выявлять  причинно-следственные связи

Беседа

9

Источники загрязнения воды

1

10

Просмотр фильма «Вода – жизнь»

2

Педагогическое наблюдение, собеседование

11

12

Вода в жизни животных

1

13

Вода в жизни растений

1

14-15

«Вода в моем доме» (индивидуальный проект)

2

16

Вода и здоровье человека

1

Наблюдение, собеседование.

17

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

1

В мире растений

9

1

18

Значение комнатных растений в жизни человека.

1

Способность работать с моделями изучаемых объектов  и явлений  окружающего мира.

установка на здоровый образ жизни;

установление причинно-следственных связей;

Собеседование

19

Живые барометры. Растения приборы и индикаторы.

1

20

Растения гиганты и карлики.

1

21

«Растения кроты»

1

Беседа

22

Удобрения. Правила пользования.

1

23

Корень жизни. Растения лекари.

1

24

Растения – спутники солнца.

1

Беседа

25

Фитонциды – друзья человека.

1

26

Растения-животные (удивительные факты)

1

27

Жизненные формы растений.

1

Воздух и здоровье

2

2

28

Воздух и здоровье человека. Влияние растений.

1

Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения  в природной и социальной среде

29

Источники загрязнения воздуха.

1

30-31

« Автотранспорт и воздух  в городе»

(индивидуальный проект)

2

Оценка представленных работ

        Весенние работы

4

32

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву.

1

33

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

1

34

Экологический десант по уборке школьной территории.

1

35

Экскурсия на пришкольный участок «Знакомство с видовым разнообразием»

1

Итог:

23

12

35

                                 

     

Технические средства обучения

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Документ – камера
  • Цифровые ресурсы
  •        .

Современные образовательные технологии:

  • Информационно-коммуникативная технология;
  • Технология развития критического мышления;
  • Проектная деятельность;
  • Здоровьесберегающая технология;
  • Кейс – технология;
  • Технология проблемного обучения.

Список  литературы:

  1. Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2/авт-сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель. 2009.
  2. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.:  5 за знания, 2007.
  4. Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления). / Авт.-сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
  7. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  8. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления для учащихся 5-6 классов

Программа внеурочной деятельности "Фольклорные посиделки" для учащихся 5-6 классов совмещает в себе изучение русского фольклора и декоративно-прикладного творчества....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Здоровейка» для учащихся 5-х классов на 2018-19 учебный год 15.09.2018

Программа рассчитана на учащихся 5хкласов и направлена на достижение планируемых результатов, реализацию и формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования.  Прог...

Программа внеурочной деятельности по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов

Внеурочная деятельность по биологии "Юный исследователь" для 5-6 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" для учащихся 1-4 классов с ОВЗ

Данная программа разработана для учащихся 1-4 классов с ОВЗ (ЗПР)....

Разработка программ внеурочной деятельности по предмету "Музыка" для учащихся 5-8 классов.

Актуальной задачей  педагогов-музыкантов, реализующих программы в сфере искусств, является  овладение процессами проектирования рабочих программ по внеурочной деятельности детей....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-9 классов "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку. Направление: научно-познавательное. Возрастная группа: 5-9 классы....