"Автоматизация звука [Р]".
план-конспект

В данном конспекте размещены методы и приемы работы при автоматизации звука [Р].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [Р]»

Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ.

Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р];  развитие фонематического слуха; активизация словаря.

          Коррекционно-воспитательные: формировать интерес достижения результата от выполненной работы.

          Оборудование:

Зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; картинка для автоматизации звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р]; картинки для составления предложений.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись.

- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения:
-
«Чашечка»- 5 сек.

«Вкусных мы блинов поели,  выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем!»

- «Грибок»- 5 сек.

«Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!».
-
«Маляр»- 5 раз.

«Мы покрасим потолок, маляром стал язычок,

Будет чистым – вот дела! Всё до дальнего угла!»

- «Вкусное варенье»- 5 раз.

«Мы вареньем, сладким чаем, всех знакомых угощаем!

С губ сотрем следы варенья, угощенья – объеденья!».

- «Лошадка»- 5 раз.

«Причешу лошадке хвостик и на ней поеду в гости,

Цокай громче, язычок, чтоб никто догнать не смог!».

-«Чистим зубки» - 3раза.

«Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый!».

-«Качели» - 5 раз.

«Вот весёлые качели – выше крыши подлетели!

На качелях вверх и вниз, ты качаться не ленись!».
III. Сообщение темы занятия.

- Отгадай загадки:

1. Пыль поднимает, деревья качает.

    Воет – завывает,

    С деревьев листья срывает,

    Тучи разгоняет, волны поднимает.    (Ветер)

2. Вот по небу мчится конь –

    Из-под ног летит огонь.

    Конь копытом бьет могучим

    И раскалывает тучи.

     Так он тяжело бежит,

     Что в низу земля дрожит.          (Гром)

3. Нашумела, нагремела,

    Все промыла и ушла,

    И сады и огороды

    Всей округе полила.           (Гроза)

4. Что за чудо – красота!

    Расписные ворота

    Показались на пути!..

    В них ни въехать, ни войти.     (Радуга)

- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р])

- Назови слова, в которых звук [Р] стоит:

    - в начале слова;

    - в середине слова;

    - в конце слова.

- Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его.

IV. Автоматизация звука.

Повторение артикуляции звука [Р]:
- Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.
- Когда мы произносим звук [Р]:

- в каком положении находятся губы? (в улыбке);

- а зубы? (их видно);

- что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит);

- что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют).

V. Задание на развитие  фонематического слуха.

- Если услышишь звук [Р] среди других звуков, подними руку:

  • А, о, Р, у, л, Р, д, л, Р, д, Р.

- Если услышишь, звук [Р] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши:

  • Ро, ры, су, ур, фо, до, па, Ра, ад, Ир, ил, ор, ол.

- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым):

         О              Я                                    Э

Р       А              И          Р            Р         Ы

              У              Ы                                    О

   VI. Физкультминутка.

 «Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VII. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях:

- Посмотри на картинки, назови их.

- Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение. 

VIII. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р])

- Дай характеристику звука [Р].

- Вспомни и назови слова с этим звуком.

Отмечается работа ребенка на занятии.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]

Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...

«Автоматизация звука В и звука Ш на речевом материале по теме «Посуда»

              Занятие для подготовительного класса школы II вида (для слабослышащих детей)                 Задачи...

Мультимедийная презентация "Наведи порядок", направленная на автоматизацию звука "Р" и определение места данного звука в слове.

Необходимо назвать изображенный предмет, определить место звука в слове (1, 2, 3, 4) в соответствии с заданием и кликнуть по названной картинке мышкой. В результате предмет перемещается на полку. Мест...

Открытое индивидуальное занятие по РСВ и ОП «Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции перед гласными в игровых упражнениях. Коррекция звука «Р».

На индивидуальном занятии ведется работа по коррекциии звука «Р» и  автоматизации звука «Ш» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных  процессов как: па...

Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...