Интернат - при школе как форма социализации учащихся.
материал

 25 лет  была заведующей и воспитателем интерната при школе.   Работа воспитателя  - трудоемкий процесс, требующий колоссального вкладывания сил и души человека занятого на данном месте. В Заиграевском районе при общеобразовательных школах есть интернат только в МБОУ «Ацагатская СОШИ» с преподаванием бурятского языка как родного. В  интернате проживало и проживает разновозрастные дети в количестве  50-45 человек. Воспитательную работу со своим интернатом мы строим под девизом: «Формирование межличностных отношений – живем дружно, весело, с пользой»   

  В своей деятельности   интернат МБОУ Ацагатской СОШИ имени Агвана Доржиева руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании»,   «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных  учреждениях СанПин 2.4.2.2821-10», Уставом общеобразовательного учреждения, Положением интерната.    В интернате проживало и проживает 50-45 детей из 10 населённых пунктов Заиграевского района, других районов республики, г. Улан-Удэ.  Детский коллектив разновозрастный: от 8 до 17 лет.      

 Состав интерната формируется каждый год.  Воспитательная деятельность интерната определяется с целью воспитательной работы школы. 

Цель воспитательной работы школы:  Программа развития   школы - «Развитие культурно-образовательной среды местного сообщества для формирования толерантной личности». Наша школа пытается решить сложную задачу – не только изучать историю и культуру, но научить    родному языку,   научить мыслить на нем, использовать его в творческой деятельности. С этой целью родители из многих сел нашего района, других районов республики,  г. Улан-Удэ  привозят своих детей. Надежды родителей в большинстве случаев оправдываются, ребенок в процессе обучения и общения не только овладевает бурятской речью, но и приобщается к богатейшей национальной культуре и истории. Мы исходим из основного посыла, что человек, не знающий и не ценящий родную культуру, историю, родной язык  не может приобщиться к богатствам культуры другого народа и общемировой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internat_.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Интернат  при школе как форма социализации учащихся.

 25 лет  была заведующей и воспитателем интерната при школе.   Работа воспитателя  - трудоемкий процесс, требующий колоссального вкладывания сил и души человека занятого на данном месте. В Заиграевском районе при общеобразовательных школах есть интернат только в МБОУ «Ацагатская СОШИ» с преподаванием бурятского языка как родного. В  интернате проживало и проживает разновозрастные дети в количестве  50-45 человек. Воспитательную работу со своим интернатом мы строим под девизом: «Формирование межличностных отношений – живем дружно, весело, с пользой»         

  В своей деятельности   интернат МБОУ Ацагатской СОШИ имени Агвана Доржиева руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании»,   «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных  учреждениях СанПин 2.4.2.2821-10», Уставом общеобразовательного учреждения, Положением интерната.    В интернате проживало и проживает 50-45 детей из 10 населённых пунктов Заиграевского района, других районов республики, г. Улан-Удэ.  Детский коллектив разновозрастный: от 8 до 17 лет.          

 Состав интерната формируется каждый год.  Воспитательная деятельность интерната определяется с целью воспитательной работы школы.  

Цель воспитательной работы школы:  Программа развития   школы - «Развитие культурно-образовательной среды местного сообщества для формирования толерантной личности». Наша школа пытается решить сложную задачу – не только изучать историю и культуру, но научить    родному языку,   научить мыслить на нем, использовать его в творческой деятельности. С этой целью родители из многих сел нашего района, других районов республики,  г. Улан-Удэ  привозят своих детей. Надежды родителей в большинстве случаев оправдываются, ребенок в процессе обучения и общения не только овладевает бурятской речью, но и приобщается к богатейшей национальной культуре и истории. Мы исходим из основного посыла, что человек, не знающий и не ценящий родную культуру, историю, родной язык  не может приобщиться к богатствам культуры другого народа и общемировой культуры.

   Исходя из данной характеристики,   определяем цель и задачи воспитательной работы.

               Цель воспитательной работы в интернате: создание благоприятной социально-психологической среды в пришкольном интернате;  

создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их успешной социализации в обществе.

            Задачи: 

1. Повышение учебной мотивации и развитие учебных навыков.

2. Осуществление педагогического руководства деятельностью детского самоуправления через работу Думы интерната.

3. Сплочение детского коллектива, развитие дружеских отношений между воспитанниками, привлечение детей - «новичков» к общественной жизни интерната.

4. Сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников, формирование представлений о здоровом образе жизни.

5. Привитие санитарно-гигиенических норм, воспитание культуры быта.

6. Формирование активного отношения к трудовой деятельности.

7. Приобщение воспитанников к нравственным ценностям в процессе духовного, культурного, личностного развития.

8. Работа по укреплению связей и взаимодействия с родителями и педагогами школы.

9. Проявление внимания и заботы о детях со стороны педагогов и работников, взаимное уважение и доверие между воспитанниками и взрослыми.

Исходя из целей и задач воспитательной работы, наша деятельность осуществляется по следующей системе:

  • Изучение  отдельно каждого ученика (личные дела, характеристики, наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, руководителями кружков и секций). Изучение учащихся продолжается на протяжении всего срока их обучения и проживания в интернате.
  • Формирование и развитие   коллектива – одно из главных направлений в работе, предполагает также изучение учащихся в процессе разнообразной деятельности, с учетом основных типов высшей нервной деятельности.

          В решении цели и задач  помогает система самоуправления учащихся, которая действует в интернате. Орган самоуправления называется  Дума интерната.   Дума управляет ученической организацией «11 хоринских родов». Структура интернатской ученической организации действует по модели структуры Хоринской Степной Думы. Возглавляет Думу Тайша, как правило учащийся 11 класса, помощником и советником Тайши являются Шүүлингэ и Заседатель. Затем идут секторы:  «Номтоевцы» – учебный, который контролирует за успеваемостью учащихся в интернате; «Бальжин хатан» - сектор выполняет функцию культурно-развлекательного характера; «Чингисиды» - сектор трудовой, который следит за чистотой и бытом в интернате;  «Бабжа Барас Баатар» - сектор спортивный отвечает за здоровый образ жизни учеников в интернате (зарядка по утрам, футбол, волейбол, шахматы и др.). В Думу интерната входят старшеклассники (8-11кл.).  В основном члены Думы самостоятельно или вместе с воспитателями  решают вопросы планирования и организации   дел.

Воспитательная работа в интернате строится по нескольким направлениям:

                   - организация самоуправления – Дума интерната;

-         организация учебно-воспитательного процесса в пришкольном интернате. Повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень обученности и сознательная дисциплина – показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. («Номтоевцы» -  журналы самоподготовки, дневники, шефство.)

- создание условий для спортивно – оздоровительного воспитания – «Бабжа Барас Баатар»;

           - обеспечение уровня духовно – нравственного воспитания. Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы. («Бальжин хатан» – планирование, отчет и анализ деятельности, поощрение лучших учеников, совместные с родителями праздники, традиционный мероприятия интерната, родительские собрания.)

 - создание условий для трудового воспитания – «Чингисиды»;

- создание условий для безопасности жизнедеятельности;

- работа с родителями.

Система интернатского самоуправления помогает ребятам проявить себя руководителем, инициатором, способных повести за собой других.

  Индивидуальная работа с учащимися

Дети сталкиваются с необходимостью адаптироваться к новым условиям обучения, новым воспитателям, учителям, интернату, школе, кабинетной системой, классному руководителю.

Поэтому индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка. Опора на положительное — главный принцип в индивидуальной работе с учащимися. Вовлечение воспитанника в процесс совершения морально-ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение воспитанников в коллективную, творческую общественно полезную деятельность.

Поэтому целью моей работы на данном этапе являелась развитие социально-адаптивных качеств личности ребенка, которые позволят включиться в активную учебную деятельность, жизнь «большой» школы при сохранении здоровья детей. Помочь детям сориентироваться, организовать их новую жизнь, поддержать, постараться понять их проблемы.

К числу основных направлений индивидуальной работы следует отнести:

  •  изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса развития;
  • установление межличностных контактов с каждым ребёнком;
  • создание условий в коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей школьников;
  • оказание индивидуальной помощи учащимся;
  • взаимодействие с родителями, администрацией, классными руководителями, учителями-предметниками школы;
  • диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учёт их личностных достижений.

Работа с родителями

Работа в интернате невозможна без сотрудничества с родителями. Родители являются активными участниками в совместной деятельности. Проводится индивидуальная работа, тематические родительские собрания, слаженно работает родительский комитет, которая всегда в курсе  интернатских и школьных дел, переживает за детей и поддерживает нас. В целом родители понимают свою ответственность за воспитание и развитие детей, правильно оценивают обстановку в интернате и в классе, адекватно реагируют на замечания учителей-предметников, выражают согласие работать в тесном контакте с нами.  При поддержке родителей проходят подготовки к разным конкурсам и мероприятиям: «Посвящение», «Дни рождения», «Сагаалган», «Праздник Мам», «День здоровья», «День урожая», «Новый год», «Прощай выпускник»  и др.

 Принципы работы с родителями:

  1.  Помнить, что их дети – самое дорогое в жизни;
  2.  Каждая встреча – полезна и результативна;
  3. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов;
  4.  Общение с родителями должно служить не во вред, а во благо ребенку.

Посещение воспитателями  учащихся по месту их жительства с целью:  ознакомление с условиями проживания; выполнением режима дня; «личное» место ребенка, беседа с родителями.  

        Я  считаю, что созданная программа  помогала мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий воспитателя, учителя, ученика и родителя при планировании и организации жизнедеятельности в интернате. А это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению результатов в развитии интеллектуально-творческой личности учащихся, формировании индивидуальности   сообщества в интернате.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: «Культура школы как фактор социализации учащихся»

«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.»...

Социализация учащихся коррекционной школы-интерната.

Направления работы педколлектива по социализации детей с особыми возможностями здоровья.Органы самоуправления в школе-интернате VIII  вида.Использование возможностей  городской инфраструктур...

Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся.

Основные задачи социализации в школе: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых, формировать активную гражданской позиции....

МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации учащихся» (ноябрь, 2013 года)

Цель: выявить пути и способы формирования  и развития культуры школы как важнейшего фактора социализации учащихся....

«Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната».

      Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия....

Самостоятельное управление в школе как средство социализации учащихся

Если оглянуться и просто посмотреть вокруг себя, то вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за обладание местом в обществе, в учебном учреждении, за территорию, за свободу. Кажется,...