«Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната».
методическая разработка на тему

        Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская  коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23»

«Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната».

Воспитатель Белоконь Н.А.

 

       В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли специального обучения и воспитания в подготовке учащихся к самостоятельной жизни, в решении проблем социализации детей с проблемами слуха. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей с проблемами развития.

          Человек в современном обществе должен быть готов к овладению разными социальными ролями, к приобретению и смене профессий, должен уметь приспосабливаться к быстро изменяющимся обстоятельствам жизни.

Наблюдения и практика обучения глухих и слабослышащих детей показывают, что лица с недостатками слуха со сложными нарушениями развития испытывают значительные трудности при включении их в социум не только слышащих людей, но и в микросоциум глухих и слабослышащих.

Американский ученый Роберт Мак отметил: Для того, чтобы просто существовать нормально слышащему ребенку требуется четыре объятия в день, для глухого же – двенадцать». А это значит, каждый педагог должен быть более чутким в 3 раза, более добрым, более терпеливым и внимательным, доступным для детского понимания.

    Формирование личности ребенка с нарушениями слуха происходит медленнее, чем слышащего, что связано с определенными трудностями усвоения им социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально ценностного отношения к действительности. Глухие дети прекрасно осознают свою непохожесть на других, хотя в своем коллективе они на равных, а за пределами школы, их безжалостно ранят любопытные взгляды.

    Проблема социального развития глухих и слабослышащих детей при сложной структуре нарушений развития является значимым направлением в современной  отечественной сурдопедагогике.

До последнего времени проблемы социального воспитания и  социального развития ребенка с нарушениями слуха в сурдопедагогике не были объектом специального изучения. На первый план выдвигалась проблема обучения глухих и слабослышащих языку, математике и другим учебным предметам.  Достижения в социальной адаптации  рассматривались чаще всего в качестве побочного результата обучения и воспитания школьников с нарушениями слуха.  Вместе с тем известно, что этап детства особенно важен для становления личности, для освоения жизненных ценностей, норм, образцов поведения, для присвоения культуры общества. Процесс социализации начинается с самого рождения человека и продолжается всю жизнь; для данного процесса характерна последовательность постепенно усложняющихся этапов, их преемственность. Запаздывание с решением вопросов социализации на каждом этапе отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка.

Важнейшим аспектом воспитательной системы является использование всех позитивных возможностей для развития личности, которое представляет наш город.

        Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия. В своей работе мы  используем  разные виды экскурсий: в природу, в музеи, по городу.

 Экскурсии в школах  проводятся с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся и приобретения новых знаний, а также для решения конкретных воспитательных задач, расширения сферы общения и социальных контактов глухих и слабослышащих учащихся. Тематика экскурсий может быть связана с учебным предметом, может носить более широкий, коррекционно-развивающий и воспитательный характер.

      Учитывая психофизические особенности детей с недостатками слуха, специфику усвоения ими программного материала, проведение с ними экскурсий требует более тщательной подготовки. Она включает: определение ее цели, задач, содержания, методов; подготовку учащихся: рассказ о цели, содержании, организации экскурсии, о видах работы в ходе экскурсии, постановка вопросов, ответы на которые учащиеся должны найти во время экскурсии; продумывание форм контроля понимания школьниками изучаемого материала; определение содержания беседы, завершающей экскурсию, с целью закрепления усвоенного материала.
   С первого класса мы проводим пешие прогулки-экскурсии по городу, где обучающие воспитанники школы – интерната знакомятся с улицами, прилегающими к школе, красивыми зданиями, памятниками, которые находятся вблизи школы. Вернувшись с экскурсии,  дети с удовольствием рисуют увиденное в дневниках интересных и полезных дел.

       Большое впечатление   произвела на воспитанников  экскурсия в Белгородский ДиноПарк – это прекрасный  могучий лес с таинственным озером и трясиной, десятки роботизированных моделей динозавров.  ДиноПарк раскрывает до сих пор неопознанный мир динозавров. Дети смогли  развлекаться и одновременно получить новые знания об истории нашей планеты Земли.

Не менее интересной была экскурсия в Белгородский зоопарк.

    Что может быть радостнее и прекраснее, чем проведение времени в ухоженном и хорошо организованном зоопарке?! Белгородский зоопарк – это один из лучших зоопарков во всей России.  Вольеры изящно вписаны в сосновый лес, прекрасный экзотариум. Животных не так много, но они ухожены, парк аккуратный и чем-то похож на сафари-парк. Отличная идея с часами, на которых указано время очередного кормления каждого животного! Есть кафе, детская площадка с батутами, шезлонги на берегу пруда с птицами.

 Увидеть редких животных, прогуляться по обширной территории и зарядиться хорошим настроением – это ли не мечта?!

Экскурсия по зоопарку очень занимательное и познавательное занятие.  Как менялось выражение лиц детей – удивление, восторг, радость. А удивляться было чему, ведь большинство из них видели диких животных только на картинке или в кино. А здесь совсем рядом львы, тигры, лисы, волки, рыси, питон и конечно обезьяны, множество птиц. Кажется, протяни руку и погладь эту удивительную полосатую кошку или такого смешного медвежонка.

Несколько часов пролетели незаметно. Посещение зоопарка превратилось в настоящее чудо! Сколько радости и удовольствия это доставило детям!

      Самые хорошие впечатления произвела экскурсия на учащихся в музей института культуры и искусств.  В музее ребята познакомились с работами студентов и преподавателей  этого института. Были представлены работы из дерева, роспись красками  на ткани, куклы, игрушки-свистульки из глины,  деревянная мебель, вышитые рушники. В музее также много старинных предметов и вещей, как например, прялка, маслобойка, сани из лозы.

    Огромные возможности для социализации воспитанников  представляет  игра -   дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, настольная.

   Игра учит ребёнка  достигать своей цели по правилам игры, приобретает социальный опыт. А именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой страны.

    Важную роль  в социализации воспитанников школы-интерната играют  детские праздники.  Кроме того, концерт (театральное представление) является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся. В совместной деятельности у детей развивается чувство общности, что способствует формированию активной жизненной позиции. Участие в подготовке и проведении праздников важно для полноценного нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, приобщения их к культуре, социальной адаптации в целом.

        Большое значение придается  взаимодействию  детей с родителями. Семья играет важную роль в социализации неслышащего ребенка; родители формируют у детей навыки самообслуживания, положительное отношение к учебе, готовя детей к участию в бытовом и общественно-полезном труде.
Только подражая родителям, ребенок постепенно приобретает такие нравственные качества, как доброта, правдивость, дисциплинированность и трудолюбие. Следует иметь в виду, что представления о морали, которые слышащий ребенок может усвоить самостоятельно, не сформируются у детей с нарушениями слуха без специальной педагогической работы.

         Немаловажным в нашей работе являются результаты деятельности, общественное признание. Это выступления и победы на городских, республиканских конкурсах и фестивалях, в соревнованиях.

Мы считаем, главной задачей школы, на сегодня, чтобы из ее стен выходили социально-адаптированные личности. Поэтому вся деятельность коллектива направлена на выполнение коррекционной программы, а именно: на реализацию потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.

 

Литература
1. Зыкова, Т.С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида: пособие для учителя /      Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М: ВЛАДОС, 2003.- 200 с.
2. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике : учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
3. Сурдопедагогика : учеб. пособие для студентов дефектол. ф-в пед. ин-тов    Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др. / под ред. М.И. Никитиной. – М: Просвещение, 1989. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развитие коммуникативной компетентности у школьников с нарушенным слухом....

ЗНАЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI ВИДА

Остро встают вопросы:Что задавать? Как задавать?- С какой целью?- Для чего задавать?- Нужно ли всем одинаковое домашнее задание?- Как часто и вообще нужно ли его проверять?- К...

«Организация внеурочной деятельности в коррекционной школе- интернат».

государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Кам...

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...

Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»

В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...

Тьюторское сопровождение обучающихся с нарушениями слуха (из опыта работы ОКОУ «Курская школа-интернат»).

Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). Тьюторы создают среду и условия для осв...

Развитие познавательной деятельности воспитанников через воспитательные мероприятия в условиях школы-интерната

Развитие познавательной деятельности воспитанников через воспитательные мероприятия в условиях школы-интерната...