ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья по теме

Кретова Христина Борисовна

Развитие коммуникативной компетентности у школьников с нарушенным слухом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_statya_23.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Железнодорожного района города Новосибирска

«Специальная  (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 37 I, II вида»

630003, г.Новосибирск, ул. Саратовская 24-а,

тел. 204-73-81, 204-73-46 (факс),

e-mail: school_37@mail.ru 

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ  КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

АВТОРЫ:

Утешева Елена Викторовна, учитель-дефектолог

Кретова Христина Борисовна, учитель-дефектолог

 Обще́ние — процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Тенденции развития современного общества создают потребность в инициативных, коммуникабельных людях, которые после окончания школы могут активно включаться в производственную и бытовую жизнь, приспосабливаться к быстро меняющимся жизненным ситуациям.  Процесс общения служит важнейшим инструментом социализации учащихся школ, в том числе учащихся с нарушениями слуха.

Общение, являясь одним из основных видов деятельности человека, совершенствует способности и его коммуникативные умения и навыки. Эффективность совместной деятельности людей также обусловливается уровнем их коммуникативной компетентности. Именно поэтому успех социализации учащихся немыслим без своевременного овладения достаточным уровнем коммуникативной компетентности, а характер общения имеет огромное значение для формирования всей личности в целом.

  В современном общепедагогическом значении коммуникативная компетентность представлена как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению (Ю. Н. Емельянов, И. А. Зимняя, Л. А. Петровская, Е. В. Сидоренко, А. В. Хуторский и др.). Таким образом, центральное место в данном понимании имеет процесс общения, в котором формируется коммуникативная компетентность его участников.

Проблемы, стоящие перед педагогами нашей школы чрезвычайно сложны, так как у неслышащих школьников часто отсутствуют мотивы общения, при наличии общения отсутствуют средства общения. Если есть средства, то их сложно реализовать, наконец, очень узок круг участников общения.  Поэтому коллектив школы постоянно работает над  улучшением  речевой среды и условий для самовыражения неслышащих учеников в рамках речевой деятельности.

Формирование речевых навыков и умений в деятельности наиболее надежный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении у детей с нарушенным слухом. Потребность в словесном общении воспитывается  у учащихся в повседневном учебно-воспитательном процессе на уроках и во внеурочное время. Формируется определенный словесно речевой фонд (словарный запас, конструкции предложений, структуры диалогов и связных высказываний) и создаются условия для широкой речевой практики. Здесь, мы считаем важным, сформировать и утвердить в мыслительной деятельности учащихся особый вариант ее оформления - словесно-речевой, обеспечить перестройку мышления на специфической языковой основе. Имеется в виду не только перестройка наглядно-образного мышления на словесно-логическое, но и овладение языковой системой в целом. Решение этой задачи составляет содержание всей системы обучения языку в школе для детей с нарушенным слухом, неотъемлемой частью которой является развитие речи и на индивидуальных занятиях по развитию слуха и формированию произношения.

Изучение орфоэпических норм родного языка является важным разделом работы над произношением, которая осуществляется на уроках РРС и ФП. Степень понятности речи глухого и слабослышащего ученика зависит не только от правильного произношения всех звуков, соблюдения ударения в словах, расстановки речевых пауз, но и от соблюдения орфоэпических норм. Педагоги нашей школы  работают над усовершенствованием  методов и приемов, которые позволяют нашим ученикам  освоить нормы произношения, что значительно облегчит общение с разными людьми.

Во внеурочное время продолжается работа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы личности учащихся. Учителями – дефектологами Утешевой Е.В. и Апанасенко Т.В разработан элективный курс специальных занятий, направленных на развитие эмоциональных, эстетических качеств личности учащихся. Большое значение придается выразительности эмоций, мимике, жестов, выразительности движений.  В занятия включены упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека помощи; спросить, где находится та или иная улица, и т. д.
Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет коррекционную направленность и имеет психопрофилактический характер – обеспечивается активная разрядка эмоций. Взаимодействуя между собой,  исполняя определённую роль, дети научаются сотрудничеству, умению адекватно оценивать свои и чужие результаты. Участие детей в постановочных спектаклях даёт возможность показать свою успешность  не только в школе, но и за её пределами. В этом году дети со своим спектаклем выезжали в детские сады № 501, и №311. Маленькие зрители принимали наших артистов с особой теплотой и интересом. После спектакля школьники имели возможность пообщаться с малышами, поиграть, рассказать о себе, о жизни в школе. Всё это повышает коммуникативную компетентность наших учеников, помогает им социализироваться в обществе.

Общение – это сложный многогранный процесс, овладение которым имеет свои трудности. Каждый день педагоги нашей  школы совместно с детьми стараются найти новые пути решить эти трудности. Мы убеждены в том, что значимость умения общаться, чрезвычайно важна и определяет  дальнейшее развитие неслышащего школьника, так как коммуникативная компетенция – умение принимать и передавать информацию, лежит в основе общечеловеческой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Банк игр по развитию социализации детей с нарушениями слуха

Данный банк игр направлен на развитие у детей с нарушением слуха чувства ответственности за другого человека, общее дело, направлен на формирование у ребенка чувства собственного достоинства. Приобщае...

Формирование навыков до профильной подготовки учащихся с целью их социализации

Оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке тру...

«Социализация учащихся с нарушением слуха через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната».

      Одной из эффективных организационных форм работы по адаптации неслышащих детей к жизни в обществе является экскурсия....

Социализация детей с нарушением слуха и речи в условиях комплексного подхода по формированию личности в условиях школы-интерната.

Школьные годы – это период социальной адаптации детей к новой среде – обществу других детей, учителей, воспитателей, с которыми они будут проводить большую часть дня, в условиях школы-инте...

Формирование речевой потребности через овладение словообразованием учащихся с нарушениями слуха на уроках русского языка

В материале описываются результаты исследования особенности формирования речевой потребности у учащихся с нарушением слуха на уроках русского языка....