Формирование навыков до профильной подготовки учащихся с целью их социализации
статья на тему

Morozova Olga L

 Оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков  до профильной подготовки учащихся с целью их социализации.

учитель ПТО Морозова О.Л.

  В условиях модернизации российского образования предъявляются высокие требования к созданию условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В первую очередь -  для успешной социализации обучающихся, что предполагает предоставление возможности овладения ими доступными и востребованными профессиями. Чтобы помочь нашим детям адаптироваться в окружающем социуме и дать хотя бы относительную гарантию иметь в дальнейшем возможность зарабатывать деньги, возникла потребность в разработке системы до профильной подготовки, которая бы:

- была рассчитана на уровень интеллектуальных возможностей детей данной категории;

- была практико-ориентирована, т.е. позволяла сформировать у данной категории детей определенный уровень трудовых навыков и умений;

- формировала определенный уровень экономических знаний, необходимый для вступления в самостоятельную жизнь детей с ОВЗ.

До профильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, организационной поддержки воспитанников школы, содействующей их успешному самоопределению и обоснованному выбору профильного образования. Цель до профильной подготовки – оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда, а также создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному самоопределению в целом. В итоге всей деятельности по до профильной подготовке каждый учащийся должен иметь представление о том, кем он хочет стать, куда идти учиться.

До профильная  подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья в школе-интернате  включает в себя  наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогического коллектива, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями.

В итоге всей деятельности по до профильной подготовке каждый учащийся должен иметь представление о том, кем он хочет стать, куда идти учиться.

Реализация  задач до профильной подготовки  проходит через  трудовое  обучение,  которое включает в себя следующие направления:

«Трудовое обучение» в младших классах

Картонажно-переплетное дело в 5-х классах

«Ландшафтный дизайн» - в 6- классах

«Швейное дело» –  девочки 7-9 классов

«Столярное дело» –  мальчики 7-9 классов

Ценность уроков труда в профориентационной  работе состоит в том, что на них обучающиеся, воспитанники, имеющие нарушения интеллектуального развития, не только получают определенные начальные профессиональные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.

На уроках по картонажно-переплетному делу дети учатся выполнять различные изделия из картона. Это различные по форме и размеру коробки, рамки для грамот и фотографий, блокноты, тетради и другие изделия. Работа с картоном предполагает владение ножом (умение правильно держать в руке, наносить разрез), вырабатывает аккуратность и развивает моторику рук.

На уроках  "Ландшафтного дизайна"школьники знакомятся с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений. Формируют и развивают навыки по выращиванию цветочных  культур, бережному   обращению с комнатными и садовыми растениями.  Для выполнения  практической работы школа располагает территорией, достаточной для разбивки цветников. С конца весны и до поздней осени на территории школы  мы можем видеть разнообразные  цветы  и аккуратно постриженные кустарники

   Для осуществления трудовой и профессиональной подготовки в старших классах в школе имеются швейные и столярная мастерские.

Швейная мастерская в достаточном количестве оборудована современными электрическими машинками с ножным приводом, есть оверлок. Девочки умеют делать выкройки и шить по ним несложные швейные изделия – косынки, фартуки, а также постельное белье, могут выполнить ремонт одежды. Неоднократно  в течение учебного года выполняются заказы по ремонут одежды для работников школьной столовой, были сшиты фартуки для поваров.Также постоянно ремонтируется одежда учащихся школы.

В столярной мастерской мальчики получают элементарные навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, знакомятся с простыми операциями по обработке древесины, могут изготовить кухонные наборы и другие изделия из дерева. Обучаются умению  составлять и читать чертежи, планированию последовательности выполнения трудовых операций, оценивать результаты своей и чужой работы.

Все это необходимо нашим детям, потому что это им пригодится в жизни для себя и обеспечения своей семьи.

   Программа  до профильной подготовки тесно взаимосвязана с программой воспитания и предполагает участие детей и подростков в различных выставках и конкурсах, проведение трудовых праздников, творческих мастерских, участие в трудовых десантах, экскурсий на производственные предприятия, организации выставок детского творчества и других общественно значимых мероприятий. Эти занятия формируют у детей и подростков представления о мире профессий, осмысление о необходимости трудовой деятельности, воспитывают уважение к труду, желание приобрести в дальнейшем профессию. Организация коллективной деятельности учащихся формирует трудолюбие, навыки коллективной деятельности, самоорганизации, адекватного поведения у подростков с проблемами интеллектуального развития.

Совместная деятельность учителей и воспитателей способствует формированию у воспитанников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, мы делаем все возможное, чтобы ребенок овладел выбранной специальностью.

С сожалением можно отметить сокращение специальностей в образовательных учреждениях  НПО, где доступно дальнейшее обучение для наших выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Профильная подготовка учащихся по химии

Обобщение опыта работы. Результаты работы, представлены в виде презентации....

Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...

П Р О Г Р А М М А ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДИЗАЙН» специальность “Дизайнер” Образовательная область «Технология»

Целью курса является подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению в области дизайна....

Мастер – класс : «Формирование духовно – нравственных установок учащихся с целью развития социально значимых качеств личности.»

Главной целью моего проекта является воспитание молодого человека с активной жизненной позицией и широким кругозором, готовому к  дальнейшему обучению и адаптации во «взрослую» жизнь, гражд...

«Формирование здоровьесберегающих навыков у учащихся как условие успешной социализации личности».

Известно,что здоровье-один из важнейших компонентов человеческого благополучия,счастья,одно из неотъемленных прав человека,одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны....