Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"
методическая разработка по психологии по теме

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Диагностические методики профильной подготовки учащихся»

Пояснительная записка.

Актуальность программы: преподавание курса «Диагностические методики профильной подготовки учащихся» в 10 – 11 классах средней общеобразовательной школы представляется актуальной и важной задачей образования. Предлагаемая программа нацелена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к  саморазвитию и самосовершенствованию, а также к профессиональному самоопределению.

 Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.  Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир. Он идет к познанию действительности во многом от себя, через свои переживания. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в дальнейшей жизни.  Согласно И. Кону, профессиональное самоопределение  человека начинается в детстве, когда в игре ребенок примеривает на себя разные роли и проигрывает их,  и заканчивается в ранней юности, когда необходимо принять решение, которое повлияет на всю его дальнейшую жизнь. Период ранней юности и зрелости – возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации и профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием большое место занимает именно профессиональное самоопределение подростка в системе профильной подготовки.  Поэтому отбор в профильные классы необходимо проводить, исследуя социально-психологический уровень учащихся. Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки. Профильная ориентация рассматривается не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Цель курса: организация психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также формирование готовности подростка  к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Задачи: изучение спектра познавательных и профессиональных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессии;

  1. формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;

  1. выявление интересов, склонностей и способностей школьников, а также формирование практического опыта в различных сферах  профессиональной деятельности;

  1. оказание психолого-педагогической помощи при приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.

Основные формы и виды занятий: психологическая диагностика, беседы, лекции, дискуссии, тренинги, рефлексия по результатам исследований, психологическая коррекция.

Основные формы контроля: результаты психологических исследований, презентация работ, портфолио учащегося, творческие работы.

Содержание программы:  программа курса охватывает основные разделы общей и социальной психологии. Данный курс  включает современные психодиагностические методики, тренинги, практикумы, которые способствуют эффективному познанию особенностей личности, лучшему усвоению теоретического материала, а также – формированию индивидуального стиля поведения. Особое  внимание уделяется темам: «Познавательные процессы и способности личности», «Личность и саморегуляция», «Самосознание и я-концепция», «Психология возраста», «Профессиональное самоопределение». Изучаемые темы имеют прямое отношение к формированию личности старшеклассника, развитию способности к познанию самих себя с помощью наблюдения и психологического исследования. В чрезвычайно важных и актуальных для юношеского возраста темах затрагиваются проблемы уникальности личности. Один из разделов программы посвящен изучению социально-педагогических особенностей взаимодействия людей в малых группах и распределения ролей в коллективе. Эта тема обсуждается на занятиях в связи с важностью осознания школьниками проблемы группового давления, умения отстаивать свою позицию и собственную точку зрения, противостоять давлению сверстников.  Таким образом, психологические  исследования, которые помогают учащимся собрать информацию о личностных особенностях, являются специально-организованной деятельностью, направленной на оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в проектировании ими вариантов продолжения обучения. Благодаря данному курсу на занятиях оказывается помощь каждому школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения, а также проводится работа по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Тематическое планирование  занятий элективного курса

«Диагностические методики профильной подготовки учащихся».

Название темы

Количество часов

Формы контроля

1

Определение социально-психологического уровня.

1

Психологическая диагностика

2

Определение типа личности по Айзенку.

1

Психологическая диагностика

3

Диагностика направленности личности.

1

Психологическая диагностика

4

Самоопределение личности.

1

Психологическая диагностика

5

Карта интересов и склонностей.

1

Психологическая диагностика

6

Изучение статусов профессиональной идентичности.

1

Психологическая диагностика

7

Методика «Профиль умений».

1

Психологическая диагностика

8

Методика «Карьера: способности и выбор».

1

Психологическая диагностика

9

Методика «Карьера: способности и выбор».

1

Психологическая диагностика

10

Дифференциально-диагностический опросник

«Я предпочту».

1

Психологическая диагностика

11

Дифференциально-диагностический опросник

«Я предпочту».

1

Психологическая диагностика

12

Опросник профессиональных предпочтений.

1

Психологическая диагностика

13

Методика определения профессиональных склонностей.

1

Психологическая диагностика

14

Методика «Художник или мыслитель».

1

Психологическая диагностика

15

Модифицированный тест Голланда.

1

Психологическая диагностика

16

Профессиональные типы.

1

Психологическая диагностика

17

Активизирующая методика «ИЛИ - ИЛИ».

1

Психологическая диагностика

18

Активизирующая методика «ИЛИ - ИЛИ».

1

Психологическая диагностика

19

Активизирующая методика «ИЛИ - ИЛИ».

1

Психологическая диагностика

20

Анкета для выяснения состояния здоровья учащихся.

1

Анкетирование

21

Анализ интересов и направленности личности.

1

Анкетирование

22

Самооценка готовности учащегося к выбору профессиональной деятельности.

1

Анкетирование

23

Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

1

Анкетирование

24

Анкета жизненного и профессионального самоопределения учащихся.

1

Анкетирование

25

Психологическое консультирование учащихся по вопросам профессионального выбора.

1

Консультация

26

Индивидуальное психологическое консультирование учащихся по результатам психологических диагностик.

1

Консультация

27

Оценка готовности выпускников к самостоятельному выбору ВУЗа.

1

Презентация портфолио

28

Показатели готовности к выбору направления профильного обучения.

1

Презентация портфолио

29

Психологическое консультирование учащихся по вопросам профессионального выбора.

1

Консультация

30

Индивидуальное психологическое консультирование учащихся по результатам психологических диагностик.

1

Консультация

31

Оценка готовности выпускников к самостоятельному выбору ВУЗа.

1

Презентация портфолио

32

Показатели готовности к выбору направления профильного обучения.

1

Презентация портфолио

33

Психологическое консультирование учащихся по вопросам профессионального выбора.

1

Консультация

34

Индивидуальное психологическое консультирование учащихся по результатам психологических диагностик.

1

Консультация

Список литературы

  1. Аспекты модернизации российской школы:  научно-методические рекомендации к  широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего образования. М., 2001.
  2. Андреева Н.Д. Профессиональная ориентация учащихся. Биология в школе. 2003. № 1 с. 37-43.
  3. Артемова Л. Профиль обучения диктует региональный рынок труда. Народное образование. 2003. № 4. С. 84-88.
  4. Африна Е. Готовимся к профильному обучению. Народное образование. 2004. № 8. С. 120-126.
  5. Болотов В. Перспективы перехода школы на профильное обучение.  Воспитание школьников. 2004. № 1 . с. 2-7.
  6. Кленова Н. Как подготовить школу к профильному обучению. Народное образование. 2003. № 7. С. 106-111.
  7. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и  предпрофильная подготовка. Народное образование. 2004. № 1 с. 97-100.
  8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
  9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Вестник образования. 2002, декабрь.
  10. Кричевский В.Ю., Кошкина В.С.,  Щербова Т.В. и др. Как построить профильную школу СПб. Просвещение, 2005. С. 159.
  11. Новожилова Н., Фирсова М. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения. Народное образование. 2004. № 2. С. 120-129.
  12. Орлов Н. Открыть детям мир профессий. Педагогические вести. 1996. № 13-15. С. 5.
  13. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. М.: Альянс пресс, 2004.
  14. Пинский А.  Концепция профильного обучения:  все идет по плану. Народное образование. 2004. № 1. С. 55-58.
  15.   Профильное обучение в условиях модернизации образования: Сб. науч. тр. Под ред.  Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: 2003.
  16. Сухотенко О.Н.  Ступени профессионального выбора. Школа и производство. 2004. № 3
  17. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. Под. ред . Т.Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003.
  18. Хлопова Т. Эксперимент считается жизненно важным. Народное образование. 2004. № 1.
  19. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Пинский А. А. , Кравцов С.С., Водянский А. М. и др. М., 2003.
  20. Федеральный  базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих  программы общего образования. М., 2003.      

Показатели готовности к выбору  направления профильного обучения.

  1. Интеллектуальная готовность -  как способность работать с информацией разного типа, умение применять знания в нестандартных ситуациях,  определять способ построения учебной задачи, владеть приемами самостоятельного добывания новых знаний; высокий уровень развития познавательных процессов, способность работать в условиях гипотезы, поиска или исследования.

  2. Личностная готовность – как желание и умение проявлять самостоятельность,  инициативу, целеустремленность, волю, планировать и организовывать свою деятельность, владеть правилами учебного сотрудничества; возможность добровольного и осознанного выбора будущего профиля.

  3. Коммуникативная готовность – как способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации,  умение участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания разного типа.

  4. Рефлексивная готовность – как способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей; осознание собственного достоинства, умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.

  5. Деятельностная готовность рассматривается как способность переводить практическую задачу в учебную, конструировать свою деятельность в зависимости от постановки цели до получения результата;  умение определять и самостоятельно строить алгоритм действий в незнакомых и нестандартных ситуациях; способность работать в условиях выбора; индивидуальный стиль деятельности.

  6. Креативная готовность рассматривается как способность к самоактуализации, восприимчивость к новым идеям,  способность любую учебную задачу решать творчески;  желание и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения.

  7. Эмоциональная готовность рассматривается как система познавательных мотивов, адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации, умение использовать и приобретать чувственный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

        Введение профильного обучения определяет социальный заказ общества. Однако многие из учащихся  не  готовы к выбору специализации, поэтому необходимо ...

Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С)

           Охлопкова Елена Семеновна               Учитель русского языка и литературы МБОУ «...

Рабочая программа курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Аннотация к рабочей программе курса по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов Курс по выбору “Английский язык и основы страноведения”  предназначен для предпрофильной подгот...

Программа семинара " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности" Выступление.

Выступление на семинаре " Содержательные и методические аспекты подготовки учащихся к конкурсам и олимпиадам ДН направленности"...

Методика эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.

Алгоритм работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию...

Методика эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.

Алгоритм работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию...