Программа работы творческого объединения учителей по подготовке учащихся к олимпиадам
методическая разработка по теме

План работы ТОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_k_olimpiadam.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сахаптинская средняя школа»»

Назаровского района Красноярского края

Программа работы творческого объединения учителей по

подготовке учащихся к предметным олимпиадам всероссийской олимпиады школьников (ВОШ)

                   

                                           

Сахапта 2013

Пояснительная записка

Актуальность программы

Сегодня наша страна нуждается в одаренных людях, которые были бы способны успешно решать задачи, встающие перед обществом,  тем самым укрепляя и развивая его. Поэтому одним  из основных направлений современного российского общества является выявление  и развитие  способностей  всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен самостоятельно развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка,  а задача школы – поддержать ребёнка, успешно развивать его способности, готовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, всероссийских и международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных и очных  олимпиадах регионального, всероссийского и международного уровней имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:

  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в олимпиадах (через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование)
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Траектория подготовки к олимпиадам

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Подготовка школьников к олимпиадам.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после участия в котором вся работа быстро затухает.

Подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года, а также вестись целенаправленно в течение нескольких лет  (с отслеживанием результатов учащихся). Важной особенностью данной работы должно стать составление индивидуальных   программ  подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающих   его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики к творчеству, а также использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы по предмету). Необходимо уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач. Всё это ставит перед учителем новые задачи, которые сводятся к необходимости использования всех имеющихся в его распоряжении возможностей: мысленного эксперимента, уроков - практикумов, экспериментов в школьном кабинете и т.д.

Основные этапы подготовки:

1. Выявление наиболее подготовленных, одаренных и мотивированных школьников через:

  • наблюдение в ходе уроков;
  • организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планирование работы.

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной  формой работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширение  кругозора:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно
  • участвуем в интенсивных школах и т.д.

5. Работаем руками.

  • Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.

6. И не останавливаемся.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  • имеют доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

План работы творческого объединения учителей по  подготовке учащихся к олимпиадам

Планируемое  мероприятие

Срок

Ответственный

Планируемый результат

1

Работа с педагогами:

Создание команды учителей (ТО учителей), готовых к работе по реализации программы.

Организационное заседание ТО №1.

сентябрь

2013

Руководитель ТО учителей

Проект программы работы ТО учителей

2

Работа с педагогами:

 Типы  олимпиадных заданий по предметам в рамках ВОШ

Заседание №2.

Работа с учащимися:

Включение типовых заданий в урок

октябрь 2013

Учителя-предметники

Схема-конспект типов заданий по каждому предмету. Создание учителем-предметником алгоритма выполнения задания каждого типа

Разработка дидактического материала

3

Работа с педагогами:

Создание банка заданий ВОШ по предмету

Работа с учащимися:

Включение типовых заданий в урок. Участие в школьном туре ВОШ

октябрь 2013-май 2014

Учителя - предметники

Накопление различных вариантов заданий по предмету

4

Работа с педагогами:

Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам

Анализ участия детей в муниципальном туре ВОШ

Заседание №3.

Работа с учащимися:

Индивидуальная работа по ИОП. Включение типовых заданий в урок

Участие в муниципальном туре ВОШ

Ноябрь

Ноябрь-2013-май 2014

Руководитель ТО учителей-предметников, заместитель директора по УР, учителя-предметники

Предметники

Индивидуальные образовательные программы (ИОП) имеются у каждого педагога

Карта (тетрадь?) индивидуального сопровождения (по отслеживанию траектории развития ребенка)

5

Работа с педагогами:

Участие в методическом декаднике (показ способов и приемов работы с одаренными детьми)

Работа с учащимися:

Индивидуальная работа по ИОП. Включение типовых заданий в урок

Декабрь

Учителя-предметники

Обмен опытом

Карта  индивидуального сопровождения (по отслеживанию траектории развития ребенка)

6

Работа с педагогами:

Представление системы работы по подготовке учащихся к ВОШ

Заседание №4

Работа с учащимися:

Индивидуальная работа по ИОП. Включение типовых заданий в урок

Февраль

Учителя-предметники

Систематизация опыта

Карта  индивидуального сопровождения (по отслеживанию траектории развития ребенка)

7

Работа с педагогами:

Проблемы, возникающие при подготовке учащихся к ВОШ

Заседание №5

Работа с учащимися:

Индивидуальная работа по ИОП. Включение типовых заданий в урок

Март

Руководитель ТО учителей-предметников, заместитель директора по УР, учителя-предметники

Выявление имеющихся проблем, возможные варианты их решения

Карта  индивидуального сопровождения (по отслеживанию траектории развития ребенка)

8

Анализ деятельности ТО (что приобрели педагоги, что приобрели учащиеся)

Май

Руководитель ТО учителей-предметников, заместитель директора по УР, учителя-предметники

Рефлексия деятельности.

Оформление педагогами рефлексивных листов.

Анализ индивидуальных достижений ребенка

Список одаренных детей

(предметная одаренность)

№ п\п

Ф.И. ученика

класс

Год рождение

Полный адрес

                                                                                                                   

Приложение 2

Типы олимпиадных заданий по обществознанию

Формулировка задания

  1. Задания с рядами

  1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их.

  1. Заполните пропуск в ряду

1)

2)

  1. Что является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово ПОДЧЕРКНИТЕ и ОБЪЯСНИТЕ, почему вы так решили?

  1. Выбор из перечня

  1. Найдите в приведенном перечне…

  1. Определение правильности или ошибочности  утверждений

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».    

  1. Соответствие имени ученого и высказанных им идей

  1. Практические задания на знания содержательного модуля курса

  1. Работа со схемами

  1. Задания с иллюстративным  рядом

  1. Грамотность написания обществоведческих  терминов

  1. Задания на знание обществоведческих терминов

  1. Обществоведческий кроссворд

Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.  

  1. Задания  на соответствия

  1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

  1. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, с

слов,  цифры и даты из предложенного.   Слова и сочетания слов даны в списке в единс твенном числе.  Они пронумерованы  

Запишите ПОРЯДКОВЫЕ НОМЕРА   выбранных вами слов и сочетаний в

последовательности, в которой они даны в тексте.  

2.Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав фамилию мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный размер.

Назовите век, когда жил каждый , и область (-ти) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) отрывка.  

  1. Задания по тексту

  1. Познавательные задачи

  1. Задания  работу со статистическими источниками

1.

Тема: Общество и человек

1.1.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Системное строение общества Общество как динамичная система

Общество

Сферы общества

Социальные институты

Индивидуальная работа

Отработка задания на ряды (тип 1,2)

1.2.

Общественный прогресс и его формы.

Критерии общественного прогресса

Прогресс

Регресс

Революция

Реформа

Модернизация

Инновация

Индивидуальная работа

Отработка задания на ряды  (тип 3)

1.3.

Многовариантность общественного развития (типология обществ) 

Ученые о типологии обществ

Традиционное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Индивидуальная работа

Отработка задания «Правильное написание обществоведческих терминов»

Групповая работа

Отработка задания «Работа с изобразительным материалом»

1.4.

Угрозы XXI века (глобальные проблемы современности)

Глобализация

Глобальные проблемы

Глобализация

Индивидуальная работа

Отработка всех типов заданий на ряды

1.5.

Развитие знаний об обществе

Науки, изучающие общество

Формационный подход

Цивилизационный подход Общественные науки

Экономикс

Политология

Социология

История

Культурология

Этика

Эстетика

Философия

Психология

Групповая работа

Отработка задания «Работа с изобразительным материалом»

1.6.

Промежуточный контроль усвоения знаний и способов деятельности

Выполнение олимпиадных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры

В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...

План работы творческого объединения учителей физики и информатики по теме "Реализация возможностей ИКТ и их использование в профессиональной деятельности учителя"

План работы школьного творческого объединения учителей физики и информатики на 2011-2012 учебный год по теме«Реализация возможностей ИКТ и их использование впрофессиональной деятельности уч...

Программа работы проблемно-творческой группы по теме: «Подготовка учащихся к ГИА по математике»

Тема: Подготовка учащихся к ГИА по математикеЦель:оказание методической помощи учителям, входящим в состав группы, по подготовке учащихся к ГИА;обмен информацией об организации работы учителей математ...

Обобщение опыта работы творческого объединения: «Использование участка цветочно-декоративных культур как места реализации проектов обучающихся творческого объединения «Цветоводство с основами декоративного садоводства»

Роль учеьно-опытного участка образовательной организации при проведении теоретических и практических звнятий при изучении программ естественнонаучной направленности...

Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по немецкому языку

В ходе образовательного процесса перед нами учителями встает задача индивидуализации обучения и создания дополнительной информационной среды для высокомотивированных учащихся, дающей возможность наибо...

Особенности психолого-педагогических мониторинговых исследований образовательно- воспитательной деятельности на примере работы творческого объединения «Инфогалактика» в ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи»

Краткая аннотация: В статье представлен обобщенный опыт работы специалистов   ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» по реализации  дополнительных образ...