Сущность социализации личности
статья

Вохменцев Андрей Владимирович

публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_sotsializatsii_lichnosti.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Вохменцев  Андрей  Владимирович, учитель  географии и биологии

МБОУ «Излучинская  ОСШУИОП №1»

                                               

                                                            «Сущность социализации личности»

Сущность социализации. Какие стадии социализации выделяют?

В современном обществе человек не может существовать сам по себе: о какой бы культуре, стране или иной форме организации общества ни шла речь, каждый индивидуум является частью этого общества. Однако каждая личность сама по себе – уникальна. Неслучайно великий мыслитель Древней Греции Аристотель писал, что «Город – это единство непохожих». И каждая личность планомерно и последовательно входит в общество, органически переплетаясь с ним и становясь ее частью. Подобный процесс начинается в раннем детстве и продолжается практически на всем протяжении жизни человека. Сейчас мы постараемся всесторонне разобрать сущность социализации и ее стадии.

Процесс взаимодействия личности с другими членами общества называется социализацией. Данное явление, являясь предметом педагогической науки, в то же время является предметом междисциплинарных связей, например, педагогики с психологией, теорией и методикой обучения и воспитания, физиологией, нейрофизиологией и медициной. Сущность социализации и ее стадии впервые стали предметом изучения американских социологов (в частности, в работах Т. Парсонса, Р. Мертон). Последователи данной школы понимают процесс социализации личности через адаптацию, или приспособление к существующим жизненным обстоятельствам, характеру социальной среды и окружения и задачам, которые возлагаются на человека обществом.

Представители другой школы, одним из ярких  представителей которой является К. Роджерс, напротив, полагали, что сущность социализации личности заключается в  формировании  «Я-концепции», самореализации творческих способностей и духовных  потребностей, которые не только не приспособляются к существующим общественным тенденциям, но и, напротив, иной раз противостоят им. По мнению представителей  данной школы, речь идет о противостоянии, прежде всего, негативным и деструктивным явлениям того социума, в котором находится человек.

Подобные подходы во многом разделяются и отечественными педагогами, которые, в частности, И.Ф. Исаев, А.П. Тряпицына, В.А. Сластенин считают, что социализация личности есть непрерывный процесс, который подчинен ряду закономерностей. Однако для того, чтобы понять, каким образом проходит социализация личности в продолжении жизненного пути человека, необходимо выделать основные стадии социализации.

Так, современными учеными выделяются следующие основные стадии социализации личности.

  • Дотрудовая, которая включает часть жизни человека до начала трудовой деятельности. Сюда же в большинстве случаев следует отнести детство и период обучения в школе, а также профессиональное образование на его начальных этапах.
  • Трудовая – это та стадия социализации личности, которая начинается с момента осуществления человеком трудовой деятельности вплоть до ее окончания. Именно данный период принято считать пиком наивысшей социальной активности человека.
  • Послетрудовая – это стадия социализации человека, которая наступает по окончании его трудовой деятельности. Здесь следует оговориться, что, во-первых, не обязательно идет именно о выходе на пенсию, это может быть невозможность осуществления ранее доступной трудовой деятельности по ряду объективных причин, например, утраты ценности полученных специальностей и профессионального опыта на рынке труда. Или же это может быть связано с имеющими место серьезными заболеваниями, лишающими человека возможности продолжения трудовой деятельности. В данном случае государством применяется такая форма социальной защиты, как( оформление инвалидности). Но, опять же, ни оформление инвалидности, ни выход на пенсию по старости, ни даже сам факт старения человека вовсе не означает регресса социализации его личности. Напротив, в данной стадии возможно появление новых увлечений, видов деятельности, ранее недоступных, в том числе и творческих, увеличение роли и позиции межличностной коммуникации в жизни человека. Неслучайно за рубежом, в частности, в Германии, широкое распространение получили так называемые народные школы, где формируются группы для пожилых людей, участвуя в которых, они овладевают, например, кулинарным мастерством, изобразительным искусством, изготовлением предметов одежды. Также в Западной Европе и США широко распространено увлечение путешествиями среди пожилых людей. Это во многом объясняется тем, что они ранее не всегда имели такую возможность в силу своей трудовой занятости. И эта форма проведения свободного времени также способствует успешной социализации личности.

Цели и задачи индивидуального образовательного маршрута.

1.Основной целью реализации ИОМ является удовлетворение образовательных потребностей и поддержка детей с ОВЗ, посредством выбора оптимального набора учебных предметов, а также форм обучения, темпов и сроков их освоения.

2.Достижение основной цели ИОМ обеспечивается через решение следующих задач:

- создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала;

- исправление каких-либо отклонений в развитии ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма компенсации;

 - развитие у учащихся высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления);

 - развитие адаптивных возможностей, коммуникативных навыков, способствующих их дальнейшей интеграции в социум.

 3. Установление равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, в том числе детей с дезадаптацией, неспособностью к освоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, для детей имеющих ограничения по здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...

Презентация "Сущность социализации и ее стадии"

Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения. Поэтому социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течении всей жизни. Он распадается на этапы, кажды...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...

Основные элементы структуры личности. Социализации личности

План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...