Тема урока " Достойный труд".
материал (9 класс)

Тема урока " Достойный труд".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profzoyuz.docx693.29 КБ

Предварительный просмотр:

            Тема урока   «Достойный труд».

 Цели и задачи  урока:

Образовательные – способствовать созданию представлений выпускников о труде, международных подходах к концепции достойного трудаопределить функции и задачи профсоюзов на современном этапе развития общества .

Развивающие – развивать коммуникативные компетенции, умение анализировать правовые документы, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Воспитывающие – способствовать  развитию гражданской

 активности  учащихся в рамках норм.

Демократического, гражданского общества и правового поля РФ, воспитанию правовой культуры формированию повышению мотивации участия в профсоюзном движении.

Учащиеся должны представлять, что такое:

- профсоюз;

- достойный труд;

- права человека;

Учащиеся должны уметь:

- анализировать способы разрешения конфликтных ситуаций;

- определить качественные характеристики достойного труда, с применением норм международного и российского трудового права;

Тип урока: комбинированный

 Средства активизации познавательной деятельности:

- интерактивная доска;

 - презентация «История создания профсоюзов  в России»;

- журнал «Достойный труд.»

-лозунги : «Пока профсоюзы едины – они непобедимы!»,

                   «Достойная жизнь людям с ограниченными возможностями!»;

Методы обучения: познавательный, словесный, наглядный.

                               Ход урока:

    Организационный момент

Приветствие присутствующих учащихся. Психологический настрой учащихся на урок.

Учитель:

 Здравствуйте ребята!  Сегодня у нас с вами не совсем обычный, но, на мой взгляд, очень интересный и полезный урок. Ребята, осталось совсем немного для вашего самостоятельного шага во взрослую жизнь. И вы должны его сделать уверенно. Уверенность приходит к человеку со знаниями и опытом. И, если опыт дело наживное, то знания необходимо пополнять постоянно. Тема нашего урока  «Достойный труд». У нас с вами уже стало традицией выпускать школьные газеты на  интересные исторические темы.

В октябре 2011 года исполнится 106 лет с момента образования российских профессиональных союзов. Это событие имеет не только историческое, но и важное общественно-политическое значение. Возникновение профсоюзов в России было обусловлено ходом экономического и политического развития общества. В конце 19 – начале 20 веков из малочисленных и разрозненных объединений рабочих, создаваемых, как правило, для проведения отдельных акций в ходе стачечного движения, вырастали профсоюзы. Цель профсоюзов – борьба за улучшение условий труда и экономического положения трудящихся. Вот почему мы выбрали именно такую форму урока, она поможет нам на себе ощутить сложность работы профсоюзов в современное время.

    История создания профсоюза в России.

Традиционно принято считать, что профессиональный союз работников образования организованно оформился в 1905 году. Между тем анализ исторических источников дает основание полагать, что профессиональные объединения учителей и других работников образования и науки появились уже во второй половине 19 века, после реформы 1861 года. В этот период открываются воскресные школы для обучения грамоте взрослых. Появляется массовая народная школа, тесно соприкасавшаяся с рабочей и крестьянской массой. В этой учительской среде, в первую очередь, проявилось стремление к профессиональному объединению. Учитель в России в 19 – начале 20 веков (как, впрочем, и сейчас) получал заработную плату в 2-3 раза меньше, чем его коллеги в Англии, Голландии, да и та выплачивалась нерегулярно. Пенсия была маленькой, бытовые и жилищные условия очень тяжелыми, отсутствовали социальные поддержки. Именно поэтому тогда появились общества « взаимного вспомоществования», «взаимного вспоможения». К числу первых обществ в России относится «Общество попечительства о воспитательницах и учительницах», основанное в Санкт-Петербурге в 1866 году и до 1870 года существовавшее под названием «Филантропическое общество попечительства гувернанток в России». Это были первые простейшие формы профессионального объединения педагогов.

24 сентября – 7 октября 1905 года в Москве проходила 1 Всероссийская конференция профессиональных союзов, образовавшая межсоюзную организацию профессиональных союзов – Московское центральное бюро профсоюзов.

1917 год – один из самых драматичных в истории России год. Это и год становления профсоюзов как массовых организаций, активно влияющих на жизнь страны. К середине 1917 года профсоюзы представляли работников около 110 профессий. Им пришлось бороться и с партийной системой нашей страны, сохраняя свою самостоятельность. В условиях тоталитаризма сделать это было крайне сложно. Но профсоюзные организации оставались очагами производственной демократии, рабочей солидарности и взаимопомощи. Профсоюзные работники отправлялись на фронт, трудились в тылу.

К середине 80-х годов профсоюзы СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, они объединяли  140 миллионов человек, то есть практически все взрослое население страны, включая учащихся средних и высших профессиональных образовательных учреждений. От рабочего до министра, от доярки до главы правительства – все были объединены в 31 отраслевой профсоюз.

Профсоюзы представлены и активно участвуют в работе совета Федерации, государственной Думы, Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации, органов местного самоуправления.

 Достойный труд.

 Я предлагаю совместно постараться обсудить такое понятие, как достойный труд, это тема нашего урока.

На мой взгляд, достойный труд – это прежде всего достойная, обеспечивающая безбедную жизнь оплата труда, социальные гарантии, право на профессиональное обучение и профориентацию.

 Давайте посмотрим на эту проблему с разных позиций – с позиции общества, государства, работодателя и с позиции работника.

Для общества и государства достойный труд определяется реализацией конституционного права на труд и на создание условий и развитие социальных гарантий, распределение бюджета, минимальный уровень оплаты труда, пенсионное и социальное обеспечение.

Статья №3 Конституции гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду,  Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору  гарантируются установленны федеральным законом продолжительность рабочего времени,  выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный  отпуск».

Для работодателя это уровень развития производства и его рентабельность, качество продукции, безопасные условия труда, режим рабочего времени, социальная ответственность работодателя (уровень оплаты труда и социальных гарантий), повышение квалификации работников.

Трудовой договор 

Ребята! Мы должны знать свои права и уметь отстаивать их, в том числе и через профсоюзные организации.

Устраиваясь на работу с 16 до 18 лет, вы должны обязательно заключить трудовой договор с работодателем, в котором прописаны ваши права:

- 35-часовая рабочая неделя, при норме для взрослых – 40 часов;

- вознаграждение за труд;

- охрана труда;

- отпуск;

- льготы при совмещении работы с обучением;

- проведение медицинского осмотра;

- право на расторжение трудового договора;

- запрет на привлечение к сверхурочным работам, работам в выходные дни и ночное время (с 22 часов до 6 утра);

- ограничение нормы выработки при сохранении полной оплаты;

- запрет на привлечение к командировкам;

- запрет на использование труда на тяжелых, вредных, опасных работах и работах, способных нанести физический (работа с химическими веществами) или нравственный вред (игорный бизнес, кабаре, торговля спиртными напитками, наркотиками).

Ребята, достигшие 14 лет, могут работать только с письменного согласия одного из родителей, так же заключив трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Учитель:

Какую бы профессию вы не выбрали, вы должны хорошо трудиться и отстаивать свои права.

А  какие профессии вы выбираете?  Расскажите о своих профессиях.

( Обучающиеся рассказывают о профессиях).

  Закрепление.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам эти знания в  жизни,  которые вы получили на уроке?

Подведение итогов урока.

Мы надеемся, что вам удастся найти занятие по душе, реализовать свои способности, что ваш труд будет соответствовать критериям достойного труда. Помните, что профсоюз окажет вам помощь при трудоустройстве, защитит от произвола, поможет стать успешным на рынке труда.

Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему « Моя профессия».

Спасибо за урок!

C:\Users\user\Favorites\Desktop\фото7.jpg

        

C:\Users\user\Favorites\Desktop\фото 8кл.jpg

C:\Users\user\Favorites\Desktop\фото 9кл.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достойный труд в XXI веке.

Открытый профсоюзный урок в 11 классе....

Достойный труд в XXI веке (Методические рекомендации по проведению профсоюзного урока)

Дать представление учащимся о социальной природе понятия «достойный труд в современное время» и понимание значения труда в собственной жизни; определить функции и задачи профсоюзов на современном эт...

Урок истории в 7 классе по теме "Отечества достойный сын" ("Внешняя политика Екатерины II" )

Урок посвящен личности генералиссимуса А.В.Суворова и взятии турецкой крепости Измаил....

Открытый урок "Достойный труд в 21 веке. За что борются профсоюзы?"

Открытый урок "Достойный труд в 21 веке. За что борются профсоюзы?"...

Достойный труд

Опираясь на знания учащихся в ходе диспута проанализировать понятие «достойный труд», проанализировать необходимость изменений в пенсионной реформе и показать влияние профсоюза на об...