Достойный труд в XXI веке.
презентация к уроку (обществознание , 11 класс) на тему

Федорова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Достойный труд в XXI веке

(Методические рекомендации по проведению урока в старшей школе)

 

                                         

                                          Федорова Е. В.,

                                                   учитель истории и обществознания,

                                                                     Ионова И.В.,

                                                                   учитель биологии

                                                                   ГБОУ СОШ №634 ВАО

                                           г. Москва

                                               2012 г.

Тема урока: «Достойный труд в XXI веке».

Цель урока: создать у учащихся представление о рынке труда, о роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений, сформировать представление о понятии «достойный труд», раскрыть требования профсоюзов в обеспечении достойного труда гражданам государства.

Задачи урока:

  1. Дать представление учащимся о социальной природе понятия «достойный труд в современное время» и понимание значения труда в собственной жизни; определить функции и задачи профсоюзов на современном этапе развития общества; познакомить учащихся с условиями найма на работу и оформлением документов (резюме, трудовой договор).
  2. Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, формированию активной жизненной позиции, повышению мотивации участия в профсоюзном движении.
  3. Развивать коммуникативные компетенции, умение анализировать правовые документы, моделировать правовые ситуации, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

                              Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Слайды 1-4

  Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Он проводится по инициативе Московской федерации профсоюзов. Профсоюзные уроки стали уже традиционными в школах Москвы. Сегодня мы обсуждаем тему, имеющую первоочередное значение для молодых людей, начинающих самостоятельную трудовую деятельность – «Достойный труд в XXI веке».

- Что же такое труд? Слайд №4.  Труд – процесс целесообразной деятельности человека, совокупность всех физических и умственных  способностей людей, которые они используют в производстве материальных и духовных ценностей. (Экономический словарь. Сост. А.Ф.Никитина)

     - Зачем надо трудиться? (создавать блага, необходимые для

     удовлетворения потребностей).      

     В жизни каждого человека выбор места работы, рода занятий

     ответственный шаг.

3.   Критерии достойного труда.

      - Каким должен быть труд? (достойным).

  - Что вы вкладываете в это понятие? С позиции МОТ (Международной

   организации труда) критериями достойного труда являются:

 - принцип достойной оплаты труда;

 - справедливые и безопасные условия труда;

 - социальные гарантии;

 - право на профессиональное обучение и профориентацию;

 - право на социальное, медицинское и пенсионное страхование и

   обеспечение;

 - право на коллективное и индивидуальное представительство.  Слайд №5.

4. Конкурс резюме.

         Немаловажным условием для достойного труда является эффективный

    рынок труда, эффективная занятость.

Зарубежные и российские предприятия в условиях кризиса проводили резкое сокращение персонала, появляется большое количество людей, которые не могут финансово обеспечить себя и свою семью всем необходимым.

Чтобы не пополнить ряды безработных, надо знать правила того, как можно быстро найти работу. Слайд №6.

Для поиска подходящего места работы необходимо умело составлять резюме. Слайд№7

Резюме – это документ, характеризующий вас как соискателя определенной должности. Резюме составляется так, чтобы заинтересовать потенциального работодателя.

Конкурс резюме.

Резюме.


(Ф.И.О., должность контактного лица, название отдела)



                                           


(Вакансии)

Личные сведения:



(Ф.И.О.)

                Дата и место рождения:__________________________________

                Место проживания:       __________________________________

                Контактный телефон:    __________________________________

                Образование:                  __________________________________

                Семейное положение     __________________________________

Трудовой опыт:__________________________________________________________

_______________________________________________________________

Дополнительные навыки и умения:_______________________________



Круг интересов:_________________________________________________
________________________________________________________________

Рекомендации: будут представлены при запросе.

________________________________________________________________

Ожидаемый уровень оплаты:_____________________________________

- Результаты конкурса оценит наше компетентное жюри. А мы предлагаем вам рекомендации по составлению резюме, которые помогут вам найти достойную работу.

Важные рекомендации по резюме.

  1. Будьте аккуратны и внимательны. Наберите текст на компьютере. Проверьте орфографию. Ошибки оставляют плохое впечатление.
  2. Правильно сгруппируйте информацию. Не следует перечислять несколько желаемых вакансий, если они никак друг с другом не связаны. В этом случае лучше составить несколько разных резюме.
  3. Поработайте над оформлением текста. Используйте легкий для чтения шрифт, используйте курсив или жирный шрифт, чтобы выделить важные места, выделяйте подзаголовки.
  4. Будьте лаконичны. Желательно разместить всю информацию на одном листе бумаги или максимум на двух (если вы специалист с большим опытом).
  5. Оцените форму и содержание резюме. Уберите лишнее, избегайте непонятных сокращений, длинных предложений. Используйте активные глаголы (управлять, руководить, действовать, анализировать).
  6. Будьте открыты и точны. Пишите правду. Помните: вся информация может быть проверена.
  7. Не забудьте упомянуть все важные детали и подробности (полученные поощрения и награды, общественная и временная работа, благотворительность).
  8. Перед тем как отправить резюме, покажите его человеку, которому вы доверяете.

  1. Как устроиться на работу, или правила поведения при собеседовании. Слайд №8

    Каждому работодателю хочется иметь достойных специалистов. Первое впечатление у работодателей складывается во время собеседования. Вы сможете успешно пройти его, если знаете об ошибках, которые многие допускают. Посмотрите сюжет встречи соискателя и работодателя, найдите ошибки.

Представитель организации и кандидат, участвующий в отборе, приступили к интервью.

- Итак, как Вы уже знаете, в ряде отделов нашего магазина есть вакантные места. Вас интересует какая-либо конкретная работа?

- В общем-то, нет. Я буду делать все, что потребуется.

- И все-таки… Что Вас больше привлекает: работа в гастрономическом отделе или, может быть, на разгрузке, на фасовке, в кассе, на контроле?..

- Ух, ты! Так у вас и гастрономический отдел есть? Ну, конечно, что-то в этом роде подойдет.

- Вы хотели бы работать в гастрономическом отделе?

- Наверное... А где больше платят?

- Всем стажерам платят одинаково, так что это не имеет значения.

- Но для меня-то это имеет большое значение.

- Да, я понимаю. А скажите, есть ли у Вас опыт работы?

- Разноска газет считается?

- Разумеется. Расскажите, как это было?

- (нерешительно) А что бы Вам хотелось узнать?

- Как долго Вы занимались этим делом?

- Целый месяц.

- Понятно. А в какое время дня Вы работали?

- По утрам.

- Вам нравилось разносить газеты?

- Ну, я никак не мог привыкнуть рано вставать. Особенно после футбола. Знаете, как бывает: игра, вечеринка, то да се…Короче, трудно подняться на следующее утро.

- Да? И как часто…

- (перебивая) И потом, у меня как-то не заладилось с руководством. Мой начальник был страшный зануда. Он без конца звонил мне, чтобы выяснить, почему такой-то или такая-то не получили свои газеты. Много шума из ничего, знаете ли. Думаю, ко мне просто придирались.

- Понятно-понятно. Вернемся к нашему делу. Как у Вас с математикой?

- Ну, алгебра и дроби – это не для меня. Не знаю, кому все это вообще нужно.

- В нашем деле без математики никак нельзя. Там, где люди имеют дело с деньгами, знание математики совершенно необходимо.

- (смущенно) Ну, конечно… Но ведь деньги - это совсем другое дело. Что-что а деньги я считаю отлично.

- Ясно… знаете, в нашем магазине есть возможности продвижения по службе. Мы поощряем профессиональный рост. Вам, наверное, интересно будет узнать, что четверо из заведующих отделами начинали у нас фасовщиками около 10 лет назад.

- Ну, это здорово… но, честно говоря, я так далеко не заглядываю. Откуда мне знать, что будет через 10 лет? Мне бы сейчас работу получить.

- Мы также создаем условия для сотрудников, желающих продолжить образование. Студенты работают у нас по специальному графику. В прошлом месяце мы приняли обязательства выплачивать стипендию тем, кто получает образование в вечернее время. Вас это может заинтересовать?

- О высшем образовании я никогда не задумывался. Все, что мне сейчас нужно, это работа. Просто работа, и ничего больше.

- Ну, пожалуй, это все, о чем я хотел вас спросить. Вы хотели бы что-то добавить, о чем-нибудь рассказать или расспросить меня, прежде чем мы закончим?

- У меня только один вопрос – меня примут?

Советы тем, кто устраивается на работу:

А. При подготовке к собеседованию:

1. Получив приглашение на собеседование, нужно ответить на него, не откладывая, причем в той же форме, в какой сделано приглашение.

2. Узнайте, где находится компания. Спланируйте время так, чтобы приехать немного раньше назначенного времени.

3. Заранее соберите как можно больше информации о компании и потенциальном месте работы.

4. Захватите с собой резюме, документы, копии дипломов, рекомендации, блокнот, ручку.

5. Тщательно обдумайте стиль одежды, обуви, прическу. Косметику и макияж нужно использовать умеренно. Оденьтесь опрятно и соответственно ситуации.

6. Подготовьте вопросы, касающиеся компании и потенциальной должности.

7. Мысленно отрепетируйте разговор с работодателем. Продумайте вопросы, которые могут быть заданы.

Б. Во время собеседования:

1. Вспомните о важности первого впечатления!

2. Поздоровавшись, не стоит без приглашения торопливо садиться на стул.

3. Будьте вежливы и уверены в себе.

4. Улыбка и прямой взгляд производят хорошее впечатление.

5. Всегда внимательно выслушивайте собеседника, не стоит прерывать его ни под каким предлогом.

     6. Последите за осанкой, манерой сидеть, жестикуляцией и мимикой.

     7. Давайте исчерпывающие ответы, не ограничивайтесь простыми «да» и

      «нет».

8.Не критикуйте прежнее место работы и начальство.

9. Покажите свой интерес к потенциальной работе.

10. Определите возможности профессионального роста и меру ответственности.

     11. Выясните, как вы сможете учиться и пополнять профессиональные

     знания.

12. Узнайте, каковы будут ваши ежедневные обязанности.

13. Не начинайте разговор с вопросов о зарплате, отпуске, возможных льготах.

     14. Уходя, поблагодарите за встречу и время, которое вам уделили.

 6. Достойный труд – безопасный труд.

     -  Конечно же, достойный труд должен быть безопасным. Обратитесь к ст.

      37 Конституции РФ. О чем в ней говорится? (ст.37п.3 Конституции: Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации…)

       - Как же обстоят дела с охраной труда на самом деле?

 Советы врача – психолога

Выступление доктора, который поможет при выборе профессии избежать заболевания, которые могут возникнуть в результате профессиональной деятельности.

Так что же такое здоровье?

До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.

Но в 80-е годы 20столетия ВОЗ дает такое определение: “ Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия”

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию “здоровье”.

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:

Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.

Основная причина, побудившая взяться за данную тему – неблагополучное состояние здоровья современного рабочего человека. Особенно мне бы хотелось сегодня, затронут профессиональные заболевания, связанные с педагогической работой.

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

50% – образ жизни. Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.

“Работа съедает”, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя .

     Если еще раз напомню, что в основе  физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, из этого становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

      Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность  деятельности и развитие личности любого человека.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

  1. сердечнососудистые;
  2. желудочно-кишечные;
  3. нарушения опорно-двигательного аппарата;
  4. болезни крови;
  5. нарушение функции щитовидной железы.

По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

– после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
– после 15-ти лет стажа – 40%;
– после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

  1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
  2. снижение двигательной активности;
  3. эмоциональная перенапряженность;
  4. большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
  5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
  6. использование авторитарного стиля руководства.

«Девять правил психологического настроя успешного человека»:

  1. Развивай в себе настрой, полный любви к делу, которым ты занимаешься, не забывая о том, что это выбор!
  2. К испытаниям готовься мысленно и физически. Умей быть здоровым душой и телом. Не умеешь – учись!
  3. Получай удовольствие от предстоящего испытания тебя в новом статусе.
  4. Будь всегда позитивно настроен. Не бойся ставить перед собой сложные задачи. Стресс – следствие неуверенности, поэтому верь и доверяй себе.
  5. В любой ситуации нужно растворяться в том что ты делаешь в данный момент. Не живи в прошлом и не проживай будущее сегодня – это равносильно поражению. Будь в настоящем!
  6. Мысль материальна. Контролируй свои мысли. Если твой ум спокоен, то и тело не будет зажато.
  7. Если не можешь изменить ситуацию, то измени отношение к ней.
  8. Сосредотачивайся на том, что тебе дано контролировать, и отключись от того, что выше твоих возможностей.

Потерпев поражение, воспринимай его как опыт. Понимание своих ошибок должно привести тебя в дальнейшем к победе. Не опускай руки и не отходи в сторону как неудачник.

Главное – получай удовольствие и радость от любого процесса, чем бы ты ни занимался: спортом, учёбой, работой, семьёй.

Работа в группах. Слайд №9

На слайде перечислены некоторые профессиональные заболевания, ваша задача предположить, какие профессии могут вызвать эти заболевания? Свой ответ аргументируйте.

  1. Заболевание ног (варикозное расширение вен).
  2. Нестабильная нервная система.
  3.  Болезни сердечнососудистой системы.
  4.  Хроническая утомляемость.
  5.  Нервно-психические заболевания. 
  6. Болезни дыхательной системы.
  7. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

8. Желудочно-кишечного тракта.

  1. Болезни кожи.
  2. Инфекционные и паразитарные  заболевания.  

7.  За что борются профсоюзы.

     – Трудовая деятельность граждан РФ регулируется федеральными

      законами (в первую очередь Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ),

      указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ,

      ведомственными актами, локальными документами. Слайды №10,11.

      Государство гарантирует каждому человеку защиту его законных прав    

      и интересов. В этой связи важно знать, куда необходимо обращаться за

      помощью, если ваши трудовые права нарушены. Слайд №12

            Важную роль в процессе трудовой деятельности играют профсоюзы,

      объединяющие работников определенной профессии. Слайд №13

                            Показ видеоролика.

          Как и прежде, в XXI веке, профсоюзы борются: за экономику,

      обеспечивающую достойную жизнь на базе достойного труда; достойную

      зарплату и эффективную занятость, развитие системы социального

      страхования, социального и пенсионного обеспечения; безопасное

      рабочее место; соблюдение трудовых прав работников; увеличение

      МРОТ. Слайд №14

            Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за

      соблюдением работодателями трудового законодательства, выполнения

      ими условий коллективных договоров, соглашений. Слайды №15,16

         - Сейчас мы узнаем о деятельности профсоюза в нашей школе.

      Председателем профкома нашего учебного заведения является

      Н.Е. Фандеева. «Наталья Евгеньевна, что сделал профсоюз для учителей

      нашей школы за последнее время?»

             Выступление председателя профкома ГБОУ СОШ №634.

8. Подведение итогов урока.

     - Мы надеемся, что вам удастся найти занятие по душе, реализовать свои способности, что ваш труд будет соответствовать критериям достойного труда. Помните, что профсоюз окажет вам помощь при трудоустройстве, защитит от произвола, поможет стать успешным на рынке труда. Слайд №17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достойный труд в XXI веке (Методические рекомендации по проведению профсоюзного урока)

Дать представление учащимся о социальной природе понятия «достойный труд в современное время» и понимание значения труда в собственной жизни; определить функции и задачи профсоюзов на современном эт...

Открытый урок "Достойный труд в 21 веке. За что борются профсоюзы?"

Открытый урок "Достойный труд в 21 веке. За что борются профсоюзы?"...

Современный рынок труда. Профессии ХХI века

Беседа по профориентации учащихся...

Достойный труд

Опираясь на знания учащихся в ходе диспута проанализировать понятие «достойный труд», проанализировать необходимость изменений в пенсионной реформе и показать влияние профсоюза на об...

Тема урока " Достойный труд".

Тема урока " Достойный труд"....