"Влияние спортивного туризма на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста"
методическая разработка

Деркач Алена Сергеевна

Методическая разработка по спортивному туризму для педагогов, работающих в сфере физической культуры и спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx40.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Альфа»

Методическая разработка

«Влияние спортивного туризма на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста»

Выполнила

Педагог дополнительного образования

Деркач Алена Сергеевна

Надым, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста
  2. Выносливость и ее развитие
  3. Влияние спортивного туризма на детей среднего школьного возраста

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Любовь человека к странствиям зародилась в глубокой древности. Сначала «путешествия» были названы необходимостью добывания пищи, да и сейчас мы «путешествуем» за грибами, за ягодами, за рыбой и зверем. Затем в путешествиях стал преобладать научный характер – добывания знаний, открытие новых земель, всестороннее изучение Земли. Путешествия стали более длительными и сложными, доступными узкому кругу профессионалов [12, с. 5]. Именно в них начинается формирование туриста – человека, разностороннего и гармонично развитого, настоящего гражданина и патриота своей родины. Свойственные туризму значительные, но равномерно распределенные во времени физические нагрузки способствуют укреплению здоровья туриста, а жизнь на природе позволяет приобрести полезные навыки и умения [23, с.3]. Туризм как форма активного и дополнительного образования, полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать полезен, он необходим каждой развивающейся личности, ибо как сказал Гёте: «Без странствий не создается ни одна индивидуальность» [13, с. 24].

       Я считаю, что большое значение имеет умение туриста распределять силы при выполнении различных физических упражнений и технических приемов, а также умение выполнять их без особых мышечных напряжений, т.е. технично. Длительное, технически правильное решение туристических задач определяет выносливость туриста. Она не может развиваться без общей выносливости – составной части всестороннего развития любого спортсмена. На современном этапе известно, что выносливость – качество, поддающееся развитию с самых ранних лет. Одним из способов ее развития могут выступить занятия спортивным туризмом. Спортивный туризм способствует гармоничному развитию личности, что говорит о необходимости развивать данный вид спорта среди детей.

      На самом деле спортивный туризм многогранен, ребенок, занимающийся данным видом спорта, развивает самые разносторонние качества – физические, морально-волевые, психологические, патриотические, эстетические.

      Актуальность. Данная тема важна по многим причинам. Главная из них – пассивный образ жизни современного ребенка, низкий жизненный тонус, ухудшающаяся среда обитания, особенно городская. Все это приводит к низкой трудоспособности в учебе, к сложностям при выполнении физических упражнений (даже на уровне школьных нормативов по физической культуре) и, как следствие, к низкой жизненной выносливости.

       Для детей, которые решили заниматься спортивным туризмом, открывается широкий спектр возможностей для физического развития и физической подготовки, таких, как умение грамотно распределять силы при выполнении различных физических упражнений (в том числе специальных) и технических приемов, умение выполнять эти приемы без особых мышечных напряжений, особенно в спортивном походе, длительность которого бывает от шести дней до нескольких недель. Правильное решение спортивных задач на маршруте, порой и на грани выживания, определяет наличие специальной выносливости у спортсмена-туриста.

      Теоретико-методологическая основа:

     Изучение специальной литературы показывает, что проблему развития выносливости исследовали такие российские ученые, как Б.И. Бутенко, Ю.В. Верхошанский, Н.Г. Власов, В.Н. Селуянов и др. Подробно описаны средства и методы развития выносливости в различных видах спорта исследователями М.Я. Набатниковой, В.Н. Платоновым, В.М. Зациорским, В. И. Ганапольский, Ю. В. Ганапольский, Ю.С. Константинов, В. И. Лях, Д. Мартин, П. Коэ и др., учеными В.И. Дытченко и Л.П. Матвеевым были предложены способы оценки показателей выносливости.

Однако следует отметить, что в процессе изучения литературы не было обнаружено конкретных рекомендаций, касающихся развития и повышения выносливости в спортивном туризме. Исследования по данной проблеме чаще всего касаются смежных видов спорта, таких, как скалолазание, альпинизм, спортивное ориентирование и т.д., однако при значительной схожести технических и тактических приёмов (принципы страховки и самостраховки, использование одного и того же технического оборудования) имеются существенные отличия в характере соревновательной деятельности, а следовательно, и совершенно иные требования к специальной физической подготовке (например, работы российских ученых П.П. Захарова, И.А. Мартынова, британских инструкторов по альпинизму П. Хилла и С. Джонстона и мн. др.). Также мало учитываются сензитивные периоды развития физических качеств спортивных туристов в подростковом возрасте (12-16 лет) (Исследование В.И. Ляха).

       Новизна. Основываясь на разработках ученых, я составила комплекс упражнений для физической подготовки именно спортсмена-туриста: циклы тренировочного процесса, направленные на повышение выносливости у юных туристов с учетом специфики данного вида спорта, с учетом сезонного характера занятий (зимой залы, летом - рельеф и походы).

     В свою очередь это обусловило выбор темы исследования: «Влияние спортивного туризма на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста».

     Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нём теоретические положения, результаты экспериментальной работы и выводы позволят на практике повысить уровень эффективности тренировочного процесса юного спортсмена-туриста. Подготовить подростка к безаварийному совершению длительного спортивного похода и участию в соревнованиях на «дистанции».

     Объект исследования: уровень развития выносливости у детей среднего школьного возраста.

    Предмет исследования: повышение общей выносливости у детей среднего школьного возраста в процессе занятий спортивным туризмом (тренировочные занятия, участие в соревнованиях по спортивному туризму).

   Цель исследования: провести исследование и теоретически обосновать влияние спортивного туризма на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста на занятиях по спортивному туризму.

    Гипотеза: я предполагаю, что на занятиях по спортивному туризму можно повысить уровень выносливости детей среднего школьного возраста.

   Задачи:

1. Проанализировать научные, научно–методические и другие источники литературы по проблеме исследования.

2. Изучить уровень общей выносливости у детей среднего школьного возраста.

3. Изучить влияние спортивного туризма на развитие выносливости детей среднего школьного возраста.

4. Разработать специальный комплекс упражнений по развитию выносливости детей среднего школьного возраста и апробировать его на занятиях по спортивному туризму.

5. Оценить эффективность разработанного комплекса.

  Методы исследования:

- теоретические (изучение и анализ научной, научно–методической и другой литературы);

- эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование и обследование (антропометрическое и физиологическое);

- педагогическое наблюдение за тренировочной и соревновательной деятельностью. Хронометрия.

- статистико-математические методы.

Экспериментальная база исследования. МОУ ДО «Детско-юношеский центр «Альфа» г. Надыма и участники туристско-экспедиционного клуба «Северные широты»

ГЛАВА I

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. Возрастные особенности детей среднего школьного возраста

       Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5–9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.

Физическое развитие

       Физическое развитие важный показатель здоровья и социального благополучия. Основными показателями физического развития являются: длинна тела, масса и окружность грудной клетки и др. Однако, оценивая физическое развитие ребенка, руководствуясь не только этими соматическими величинами (coma – тело), а используя такие результаты физиометрических изменений (сила сжатия кисти руки, становая сила) и саматоскопические показатели (развитие косно – мышечной системы, кровенаполнение, жироотложение, половое развитие, различные отклонения в телосложении). Только руководствуясь совокупностью этих показателей, можно установить уровень физического развития ребенка [27, с. 12].

       Физическое развитие – показатель роста и формирование организма зависят не только от наследственности, но и от социальных условий. Физическое развитие обследуемых является путем антропометрических и физиометрических изменений роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложение жира, уровня артериального давления, жизненной емкости легких. На основе полученных данных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастной группы. Стандарт служит для индивидуальной оценки физического развития, которая проводится на медицинских осмотрах.

       Анатомо-физиологические особенности характеризуются завершением созревания организма, продолжающим нарастанием массы тела, оформлением моторной индивидуальности. Продолжается процесс окостенения скелета, причем происходит оно неравномерно в различных частях. Сила мышц увеличивается в меньшей степени, чем масса тела, что при неблагоприятных условиях может привести к нарушению осанки или деформации позвоночника. В то же время чрезмерные нагрузки способны ускорить процесс окостенения и замедлить рост трубчатых костей в длину. При действии сверх сильных или монотонных раздражителей у подростков развивается запредельное торможение, что обязывает разнообразить физические нагрузки в процессе занятий. Половое созревание находит свое отражение и в состоянии вегетативных функций – изменение ритма сердечной деятельности и дыхания, уровня артериального давления и пр.

       Растущий организм по сравнению с организмом взрослых отличается повышенной чувствительностью, утомляемостью, недостаточной приспособляемостью к воздействию физических нагрузок.

       Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3 – 6кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7 – 9см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11 – 12 лет в среднем на 7см. В подростковом возрасте быстро растут трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряя рост в высоту позвоночника. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

       В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачек в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек в 11 – 12 лет. У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно сосудистая система, а также продолжающего развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12 – 15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердца достигает лишь к 20 годам. Объем легких в возрасте с 11 – 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатели жизненной емкости легких: у мальчиков – с 1970мл (12 лет) до 2600мл (15 лет); у девочек – с 1900мл (12 лет) до 2500мл (15 лет). Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективно, чем взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14мл кислорода, в то же время как взрослый – 20мл. Подростки меньше, чем взрослые способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

      Подростковый возраст – это период продолжающего двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в приложении 1, 2 [26, с. 193].

Физиологическое развитие

      Размер тела у детей и подростков увеличивается неравномерно. Рост и развитие происходит тем интенсивнее, чем моложе организм. Вес тела, как и рост, возрастает неравномерно. Наибольшее его увеличение отмечается у школьников в те же возрастные периоды, что и повышение роста. Увеличение веса тела обусловлено развитием двигательного аппарата и внутренних органов.

     Двигательный аппарат. Развитие костей заканчивается относительно поздно. Например, окостенение фаланг пальцев завершается к 9 – 11 годам, кости запястья – к 10 – 13 годам, полное срастание диафизов и эпифизов трубчатых костей – лишь к 15 – 25 годам. Физические упражнения способствуют развитию костного аппарата. Однако если подросток выполняет чрезмерную, непосильную для него работу, то это оказывает неблагоприятные воздействие: происходит преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей. Связочный аппарат у подростков отличается большей эластичностью. Поэтому они обладают гибкостью по сравнению со взрослыми. Скелетные мышцы развиваются пропорционально увеличению общих размеров тела, причем рост мышечной массы несколько опережает развитие силы.

     Задержка в развитии силы обусловлена тем, что она зависит не только от толщины мышц (её физиологического поперечника), но и от способности включать одновременно в работу максимальное количество двигательных функциональных единиц. Эта способность развивается несколько позднее. Поэтому даже развитые мышцы школьника не могут выполнять тяжелую работу. Развитие силы мышц обычно заканчивается лишь к 20 – 25 годам. Её увеличению способствуют занятия физическими упражнениями. Возбудимость мышц вполне достаточно для проявления скоростных качеств уже у младших школьников. Развитие быстроты, если в дальнейшем не совершенствовать её специально, заканчивается к 13 – 14 годам. В этом возрасте максимальная частота движений достигает уровня взрослых. Однако, в тех случаях, быстрота мышечного сокращения должна сочетаться с силовым напряжением (быстрый бег, прыжки в длину и высоту с места), совершенствования движений продолжается и в более позднем возрасте.

     Выносливость организма к продолжительной работе развивается позднее, чем скоростные качества. Однако, при соответствующей тренировке скоростная выносливость может быть уже высокой в подростковом возрасте [5, с. 171].

Управление движениями. Этот процесс обусловлен сложной деятельностью многих отделов мозга. Сравнение нервных клеток, участвующих в управлении движениями, заканчиваются к 13 – 14 годам. Поэтому, начиная с данного возраста движения, могут быть такими же координированными, как и у взрослых. В. С. Фарфель на основании своих многочисленных наблюдений утверждает, что нет такой сложной двигательной техники, которая не была бы доступна подросткам. Для управления движениями необходима современная и точная информация об особенностях работы мышц, сухожилий, суставных сумок и связок, и центры воспринимающие проприоцептивные импульсы, называются двигательным анализатором. Его развитие заканчивается к 14 – 14 годам. Поэтому подростки могут тесно оценивать свои движения, что необходимо при всех видах спортивной деятельности.

       По мере развития двигательного анализатора у школьников совершенствуется способности к ориентировке в пространстве и во времени. Это можно проследить, наблюдая за выполнением ходьбы по прямой и более сложных по координации движений школьниками разного возраста. У младших ошибки при выполнении заданных движений очень велики, к 13 – 14 годам движения становятся такими же точными, как у взрослых [5, с. 172].

       Центральная нервная система. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС отличаются у детей небольшой силой и недостаточной уравновешенностью. С возрастом сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток повышается. Однако, у детей и подростков они все еще ниже по сравнению с взрослыми, что необходимо учитывать при дозировке нагрузок. Важное значение имеют оптимальные интервалы отдыха между упражнениями. При их отсутствии может возникнуть переутомление, что отрицательно влияет на развитие организма.

     У школьников, процессы возбуждения обычно преобладают над тормозными процессами. При выполнении движений, особенно в начале обучения, происходит широкая иррадиация (распространение) возбуждения. В результате в работу вовлекаются лишние мышцы, и она производится неэкономно. С возрастом способность к развитию торможения в центральной нервной системе повышается.

    Преобладание возбудимых процессов у детей и подростков ярко проявляется в предстартовые реакции. У них, как правило, очень сильно выражены предстартовые реакции. Центральная нервная система у школьников характеризуется большой пластичностью, т.е. способность к быстрому формированию условно-рефлекторных связей. Этим обеспечивается быстрое усвоение новых движений [5, с. 172].

   Органы кровообращения. Размеры и вес сердца увеличивается параллельно с размерами и весом тела. Развитию сердечной мышцы способствует занятия физическими упражнениями. При этом важнейшим условием является правильный выбор объема и интенсивности нагрузок. Применение чрезмерных нагрузок может сопровождаться чрезмерной гипертрофией сердечной мышцы.

   По мере развития организма частота сердечных сокращений в состоянии покоя уменьшается, а систолический и минутный объем крови возрастает. Если подростки систематически занимаются спортом, то минутный объем крови у них увеличивается медленнее, чем у не спортсменов. Это объяснено экономизацией тканевых окислительных процессов при занятиях спортом. В качестве примера в приложении 3 приведены величины минутного объема крови у детей и подростков, с раннего возраста систематически занимающихся плаванием, и у их сверстников – не спортсменов.        Артериальное давление у школьников с возрастом повышается (прил. 4), причем у спортсменов – относительно быстрее, чем у не занимающихся спортом [5, с. 173].

     Органы дыхания. Увеличение грудной полости и развитие дыхательных мышц способствует повышению как общей, так и жизненной емкости легких у более старших школьников. Занятия спортом, способствующие интенсивному развитию дыхательных мышц, обеспечивающие более быстрое увеличение жизненной емкости легких. Потребность кислорода, а следовательно, и легочная вентиляция в состоянии покоя увеличиваются с возрастом параллельно нарастанием общей массы тела и развитию скелетной мускулатуры.

     Частота дыхания с возрастом уменьшается. Увеличение легочной вентиляции при этом обеспечивает углублением дыхания. Потребление кислорода и легочная вентиляция при выполнении одинаковой (стандартной) работы больше у младших. Благодаря развитию сердца и легких у юных спортсменов показатели потребления кислорода может достигать у них высоких величин. При работе предельной мощности, когда он становится равным максимальной величине (МПК), у 13-летних же этот показатель не повышает в среднем 2,5л/мин. Однако, если рассчитать потребляемый кислород на 1кг веса тела, то разница между спортсменами различного возраста не столь велика. Это говорит о том, что аэробная производительность организма при систематических занятиях спортом может быть очень высокой уже в юном возрасте. Максимальное потребление кислорода зависит от многих факторов. Большое значение при этом имеют минутный объем крови, величина легочной вентиляции, кислородная емкость крови. Судя по величине максимального потребления кислорода, можно считать, что у юных спортсменов сердце и легкие уже достигли высокого функционального развития.

      Важным показателем, свидетельствующим о производительности сердца и усвоении кислорода тканями, является, как отмечалось выше, кислородный пульс. Он показывает, какое количество кислорода соответствует каждому сокращению сердца. Кислородный пульс повышается при мышечной деятельности.

      Для успешной спортивной деятельности (особенно при динамической циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности) большое значение имеет не только аэробная, но и анаэробная производительность организма, т.е. способность выполнять работу при недостаточном снижении кислорода. О степени адаптации к таким условиям можно судить по времени произвольной задержки дыхания. При этом окислительные реакции в тканях продолжаются, а в крови становятся все менее и менее кислорода. Чем дольше человек способен задерживать дыхание, тем, следовательно, лучше адаптированы ткани его организма к недостатку кислорода. Дети по сравнению со взрослыми могут задерживать дыхание менее время, значит, ткани их органов менее приспособлены к деятельности при понижении содержания кислорода в крови. Систематически занятия спортом улучшают эту способность [5, с 175].

     Обмен веществ и энергии. Одной из важнейших особенностей подрастающего организма является более высокий обмен веществ и энергии по сравнению с взрослыми. Как уже отмечалось (расход энергии в состоянии полного мышечного покоя, натощак, при температуре окружающей среды 20 – 22Сº) происходит тем интенсивнее, чем моложе организм. Особенно ярко это выражено при вычислении основного обмена энергии на единицу поверхности тела: расход энергии в состоянии основного обмена на 1м поверхности тела у 10-летнего равен 49,5ккал, у детей 14 – 15-летних – 46ккал, у 16 – 18-летних – 42ккал. Особенно важное значение при этом имеет белковая пища, так как белки являются основным пластическим материалом, из которого состоят ткани организма [5, с. 176].

Физиологические особенности детей, подростков учитываются при выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных и соревновательных нагрузок. Эти данные подробно излагаются в специальных курсах физического воспитания [27, с. 177].

  1. Выносливость и её развитие

Выносливость – это способность проявления совокупности таких свойств организма, которые обеспечивают длительное выполнение какой – либо деятельности без снижения её эффективности [16, с. 124].

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [18, с. 12].

Выносливость обозначают также и как способность противостоять утомлению. Утомление – это состояние организма, возникающее вследствие длительной или напряженной деятельности и характеризующееся снижением работоспособности [14, с. 166]. Утомление возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с прежней эффективностью. Развитие утомления проходит через 3 фазы:

  1. Фазу компенсированного утомления, когда, не смотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранить прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий.

2. Фазу декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить необходимую интенсивность работы. Если продолжить работу в этом состоянии, то через некоторое время наступит отказ от её выполнения.

3. Фазу полного утомления[14, с. 166].

Выносливость одно из самых важных физических качеств туриста. В соревнованиях выносливость проявляется в способности туристов выдерживать большую по объему и высокую по интенсивности соревновательную нагрузку. Только всесторонние подготовленные выносливые туристы могут быстро преодолевать сложные и протяженный маршрут, насыщенный естественными препятствиями. Объем нагрузки в походе зависит от протяженности пути, веса рюкзака и других факторов: темпа передвижения, быстроты преодоления естественных препятствий, общей продолжительности путешествия[18, с. 10]. В результате такой длительное нагрузки, организм утомляется, что в свою очередь отражается на правильном выполнении технических приемов, применяемых туристами при прохождения сложных участков на маршруте, а все это вместе отражается и на безопасности похода в целом. Достигнуть больших успехов в воспитании выносливости туристы могут лишь при условиях всесторонней физической подготовки, те есть использовать на занятиях физические упражнения из различных видов спорта. Однако решающим здесь являются сердечно – сосудистая, дыхательная и центральная нервная системы[4, с. 20].

В основе проявления этого качества лежит единство взаимодействия практически всех органов и систем: обмена веществ в работающих органах, сердечно – сосудистой, пищеварительной, дыхательной, выделительной и центральной нервной систем.

Выносливым считается организм, удовлетворяющий трем условиям:

· должен располагать богатым запасом энергии;

· должен уметь в нужный момент расходовать её до конца;

· должен уметь тратить энергетические ресурсы с разумной расчетливостью, чтобы их хватило на выполнение как можно большего количества работы[16, с. 125].

В зависимости от конкретных условий предстоящей физической нагрузки выносливость разделяют на общую и специальную.

Общая выносливость – это способность к продолжительной работе умеренной интенсивности, осуществляемой при участии большей части мышечного аппарата[16, с. 125].

Общая выносливость – способность спортсмена продолжительное время выполнять различные по характеру виды физических упражнений сравнительно высокой интенсивности, вовлекающие в действие многие мышечные группы[2, с. 143].

По-другому её ещё называют аэробной выносливостью, так как она вырабатывается в условиях полного обеспечения работающего организма кислородом. Общая выносливость развивается посредством циклических движений. Циклические движения названы потому, что в основе их лежит повторение одного и того же цикла – круга движений. Основной принцип в воспитании общей выносливости заложен в постепенном увеличении длительности выполнения физических упражнений умеренной интенсивности[4, с. 21].

Основной метод воспитания выносливости - равномерность. Принцип его заключается в том, что на первых занятиях нагрузка увеличивается постепенно, главным образом, за счет длительности непрерывной работы при сохранении невысокой средней скорости.

Деятельность человека исключительно многообразна. Она требует и участия различного мышечного состава, и различной интенсивности. В соответствии с этим выделяют и различные виды выносливости, обеспечивающие все эти разнообразные виды деятельности, требующие проявления «специализированной» выносливости[16, с. 125].

Специальная выносливость - это способность эффективно выполнять работу, несмотря на возникающее утомление, в определенном виде спортивной деятельности[25, с. 76].

Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу, несмотря на возникающее утомление, в определенном виде спортивной деятельности[25, с.76].

При невысокой физической нагрузке непрерывность работы в умеренном темпе может продолжаться в течении длительного времени. С увеличением нагрузки выполнение движений в высоком темпе снижается. Воспитание специальной выносливости успешно решается только тогда, когда туристы в совершенстве владеют техникой. В свою очередь специальная выносливость имеет свои разновидности:

- силовая выносливость;

- выносливость к статическим усилиям.

Силовая выносливость – это способность сохранять необходимый уровень проявления усилий (силы) до конца состязания или тренировочного занятия [25, с. 75].

Силовая выносливость туриста в походе состоит в том, что ему на протяжении нескольких дней пути приходится двигаться с вынужденным грузом, в среднем по 5-7 часов в день ходового времени, делая только короткие остановки для отдыха или выбора пути. Для воспитания силовой выносливости хороши средством служат однодневные и двухдневные походы, проводимые со средним и максимальным весом рюкзака (15 – 35кг) и с контрольным временем. Большую эффективность в воспитании силовой выносливости дают упражнения, выполняемые на полосе препятствий.

Статическая выносливость – это способность к продолжительному поддержанию позы или продолжительным статическим напряжениям[25, с. 76].

Выносливость к статическим усилиям, прежде всего, характеризуется тем, что необходимое длительное поддерживать умеренное мышечное напряжение. Такая основная физическая работа протекает в условиях движения туриста с грузом по маршруту. Этот вид работы является одним из самых утомительных. Средствами воспитания выносливости к статическим усилиям на занятиях служат однодневные и двухдневные походы (обязательно с околопредельным весом рюкзака)[4, с.22].

Специальная выносливость классифицируется:

- по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);

- по признакам двигательной деятельности, в условиях которого решается двигательная задача (например, игровая выносливость);

-по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно – мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточно скоростной или низкой координационной выносливостью.

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов:

• Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхание, сердечно – сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирования и восстановление энергии в процессе работы. Основным источником энергообразования являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15-20с.

Анаэробные гликолические источники являются главным в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20с до5-6 мин.

• Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограниченны или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющихся их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны:

- механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактикой соревновательной деятельности;

- физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс ещё глубже – то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

• Фактор функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости способность человека сохранить заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

• Личностно–психологические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на процессе и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

• Факторы генотипа (наследственность) и средой. Общая (анаэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокий коэффициент наследственности (0,62 – 0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужчин – при работе умеренной мощности. Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет. Наиболее интенсивный период наблюдается с 13 до 20 лет[26, с. 106].

Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью. Эффективным средством развития специальной выносливости являются специально подготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства. Средствам служат в основном специализированные упражнения, выполняемые в зонах субмаксимальной и максимальной мощности. При этом тренировочные нагрузки, направленные на совершенствования, должны отличаться следующими характеристиками:

• Интенсивность упражнения. В циклических упражнениях характеризуется скоростью движения, а в ациклических – количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Интенсивность работы должна быть близкой к предельной[16, с. 127].

• Продолжительность упражнения. С увеличением выполнения упражнения снижается её интенсивность.

• Число повторений упражнений. Определяется их воздействие на организм. Число повторений определяется исходя из уровня подготовленности занимающихся (ориентиром может служить общий объем циклической нагрузки в пределах около 1500м).

• Продолжительность интервалов отдыха. Имеет большое значение для определения, как величины, так и особенно характер отведенных реакций организма на тренировочную нагрузку. При планировании длительности отдыха между повторением упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов:

1. Полные (ординарные) интервалы, полное восстановление организма.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при котором очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановления.

3. Минимакс интервал это наименьший интервал отдыха между упражнениями.

• Характер отдыха. Между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассивном отдыхе занимающиеся на выполняют никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью[16, с 127].

Основными методами общей выносливости являются:

1. Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

2. Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бег) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.

3. Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой, и со строго дозированными, и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1 – 3 мин (иногда по 15 – 30с).

4. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

5. Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.

6. Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки[26, с. 107].

Методикой воспитания для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15 – 20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной интенсивной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитывают возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее, на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будут соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечнососудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма.

4. Переменность. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорении на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия[26, с. 115].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляков Л.В., Ганюшкин А.Д., Моисеенков А.Л. Основы тренировки в ориентировании на местности. Смоленск, 1973.

2. Буйлин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 2000

3. Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. - М: «МАРТИН», 2006.С.597

4. Варламов В.Г. Физическая подготовка туристов - пешеходников. - М.: «Турист», 1979

5. Васильева В.В. и др. Физиология человека (Учеб. Пособие для средних физкультурных учебных заведений). М., «Физкультуру и спорт», 1973.

6. Волков Н.И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта. 1974

7. Воробьев А.Н. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. М., 1971

8. Воронов Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании: Учебное пособие. - М.: ЦДЮТ и К,2001

9. Гилмор Г., Лидьярд А. Бег к вершинам мастерства. М 1968.

10. 3ациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., 1966.

11. Зубков С.А. Пути преодоления трудностей в ориентировании на местности при подготовке юных спортсменов, - М., 1971

12. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно- методическое пособие. - М.: ФЦДЮТ и К,2006

13. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918 - 2008) гг. - М.: ФЦДЮТ и Т,2008

14. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2004

15. Курилова В.И. Туризм: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов по спец. «Физ. Воспитание» и «Нач. воен. Обучение и физ. Воспитание». -М.: Посвящение, 1988 с. 6 -8

16. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - М.: Советский проспект. - 2003

17. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений комплексная программа физического воспитания учащихся 1 -11 классов. -- М.: «Просвещение»2006

18. Михайлов Б.А. Физическая подготовка туристов. -М.: «Турист»,1985

19. Моргунов Б.П.Туризм. - М.: Просвещение, 1978

20. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. -4-е изд., дополнительное. -М.: Азбуковедник, 1999

21. Пасечный П.С. Основы организации и управления самодеятельным туризмом. - М.: «Турист» 1980

22. Роль и задачи спортивно - массового туризма в физическом воспитании и оздоровлении населения, под ред. В. И. Ганопольского, И. А. Дрогова, И. М. Новожиловой; М. -90, 1Щ:

23. Рыжевский Г.Я. Биваки. - М.: ЦДЮТ,1995

24. Современный словарь иностранных слов: 2-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1999

25. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. – М.: Спорт Академии. Пресс, 2001

26. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и сорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр " Академия", 2000.

27. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов, ин - тов / А.Г. Хрипкова, М. В. Антропов, Д.А. Фарбер. - М.: Посвящение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья:"Методика развития силы у детей среднего школьного возраста"

Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста. силовые способности. Факторы, определяющие уровень развития силовых способностей. Методика развития силовых способностей....

Методика развития выносливости у детей старшего школьного возраста

Выносливость детей различного возраста очень значима. Правильно развитая выносливость помогает противостоять утомлению детей при физических нагрузках. Выносливость повышает работоспособность детей раз...

элективный курс "Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста"

В процессе всестороннего развития личности, искусству принадлежит ответственная роль. В раннем детстве уже кладывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества. Благодаря постоянн...

Развитие быстроты у детей среднего школьного возраста на уроках физкультуры

В статье рассмотрены методики развития быстроты у детей среднего школьного возраста на уроках физкультуры...

Развитие выносливости у детей среднего школьного возраста

Выносливость в спорте - это способность организма сопротивляться утомлению во время длительного выполнения спортивных упражнений. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональным...

Особенности методики развития равновесия у детей среднего школьного возраста

Данная работа выполнена в форме методических рекомендаций по развитию равновесия у школьников...