СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КАК ПУТЬ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В РОССИЙСКУЮ КУЛЬТУРУ
статья

Вахрамова Юлия Насимовна

Одной из основных задач воспитания подростка, является взращивание его патриотического чувства. Годами формируя личность российского школьника, мы не должны забывать о том, что рядом с ним живут, учатся дети, приехавшие из стран ближнего зарубежья (мигранты). То, что для коренного россиянина незыблемый авторитет, предмет гордости, «родовая память», для ребенка-мигранта может быть «пустым звуком», ведь для него существуют свои патриотические ориентиры. Тем не менее, учась в русскоязычной школе, живя на территории России, эти дети должны быть интегрированы в российское общество, российскую культуру. Как это сделать, не причинив морального дискомфорта подростку-мигранту? В решении данной проблемы огромную роль играет социализация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 376.74

Вахрамова Юлия Насимовна

педагог-организатор МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, КАК ПУТЬ ИНТЕГРАЦИИ

ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В РОССИЙСКУЮ КУЛЬТУРУ

Одной из основных задач воспитания подростка, является взращивание его патриотического чувства. Годами формируя личность российского школьника, мы не должны забывать о том, что рядом с ним живут, учатся дети, приехавшие из стран ближнего зарубежья (мигранты). То, что для коренного россиянина незыблемый авторитет, предмет гордости, «родовая память», для ребенка-мигранта может быть «пустым звуком», ведь для него существуют свои патриотические ориентиры. Тем не менее, учась в русскоязычной школе, живя на территории России, эти дети должны быть интегрированы в российское общество, российскую культуру. Как это сделать, не причинив морального дискомфорта подростку-мигранту?

В решении данной проблемы огромную роль играет социализация. Социализация, как известно, имеет определенные периоды, а также делится на виды: первичная социализация, вторичная, групповая, гендерная. Огромна роль институтов социализации: семья, сверстники, религия, школа, СМИ и т.д.  Нас, же, относительно заданной темы, более интересует понятие десоциализации, т.е. отсутствие социализации, которое может возникнуть у подростка в стрессовой ситуации, например, при смене места жительства – переезда из одной страны в другую.

Переехав в Россию, семьи мигрантов получают права на образование детей равные с правами коренных россиян. Другими словами, взрослые понимают, что ребенок не окажется «вне школы» и главной своей целью родители видят собственное трудоустройство. Попадая в образовательное пространство русскоязычной школы, дети-мигранты оказываются в сложной ситуации – они вынуждены в кратчайший срок адаптироваться к новым условиям. Недостаточное знание языка приводит к «пробелам» в освоении общей образовательной программы. Дети-мигранты малообщительны, не активны, часто раздражительны и, даже агрессивны. «Выпадая» из социума, теряя социальные контакты, связи, культурные ориентиры, такие подростки оказываются ограничены лишь одним социальным институтом – семьей, где, как правило, говорят на родном языке и поддерживают национальный культурный уклад.

Таким образом, проблема социализации, адаптации подростка-мигранта целиком и полностью ложится на школу, вернее на учителей, социальных работников, психологов. Безусловно, каждый из перечисленных специалистов выполняет свои функции, обязанности. Однако, в решении данной проблемы важно понимать, что необходима система – т.е.  совокупность элементов, соединенных друг с другом и благодаря этому соединению образующих определенную целостность с качественно новыми свойствами.

В культурологическом аспекте социализация детей-мигрантов, своей целью ставит их ознакомление со значимыми для российской истории, науки, культуры вехами, событиями, личностями, которые так, или иначе влияли на формирование Российского государства, культуры, российского многонационального народа. Формы представления информации должны быть разнообразны: беседы, экскурсии, игры, викторины, просмотр документальных и художественных фильмов, «круглые столы», «мозговые штурмы», тематические квесты, встречи с интересными людьми и т.д. Нельзя забывать о рефлексии.  И тут, главное не грубо насаждать чуждую мигранту культуру – а деликатно и ненавязчиво ее раскрывать, находить точки соприкосновения.

Традиции, обычаи, устои народов нашей страны – удивительное смешение культур запада и востока, юга и севера. Приближая национальные культуры, делая особый акцент на общечеловеческие ценности, формируя единую картину мира, мы адаптируем ребенка-мигранта к условиям неродной страны, постепенно знакомим его с культурными ориентирами, особенностями российского менталитета.  

Излучинская общеобразовательная средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов, является районным Центром языковой адаптации детей-мигрантов, который имеет свою программу деятельности. Целью программы является воспитание достойного гражданина, уважающего страну, которая стала для него вторым домом, укоренение моральных принципов, развитие духовности. Решение такой задачи возможно только при постепенном «погружении» подростка в российскую этнокультурную среду, знакомство его с шедеврами отечественной литературы, искусства, ставшими мировым достоянием. Таким образом, у мигранта формируется гармоничная картина мира, а учителя, социальные педагоги, библиотекари являются проводниками в сферу понимания и принятия ребенком новых социальных реалий.

Успешная социализация, адаптация школьника-мигранта означает, что в образовательном учреждении создана такая атмосфера и дан такой объем знаний, который позволяет быть уверенным в том, что ребенок-мигрант осваивает образовательную программу, не испытывает потребности в своей личностной защите, воспринимает новую для себя культуру, ориентируется в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Золотой век" российской культуры первой половины XIX века.

Первая половина  XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры.  Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и взаимосвязь...

Урок - викторина "Развитие российской культуры на рубеже XIX-XX вв."

Игра строится в форме соревнования между двумя командами.Данный урок завершает цикл уроков по истории русской культуры конца XIX-  начала XX в.в. Учащиеся владеют необходимым  объемом знаний...

Методическая разработка внеклассного занятия по истории «Турнир знатоков истории российской культуры первой половины XIX века»

Материалы содержат полный сценарий мероприятия. В приложениях даны вопросы и задания. Турнир проводится с использованием проектора, но возможно и без технического оснащения. Содержание вопросов ...

Презентация "Колокольные звоны- составная часть духовной Российской культуры"

Презентация используется при изучении элективного курса "Духовные ценности русской художественной культуры:от Древней Руси до современности",10-11 классы...

презентация по теме "Российская культура 18 века "

Литература. Живопись. Архитектура. Быт и нравы населения....

Литература как главное действующее лицо российской культуры

Презентация может служить дополнением к освещению главы IV "Начало золотого века русской культуры".  Презентация выполнена в соответствии с материалом учебника История России: XIX- нача...

Программа воспитания и социализации обучающихся "Путь к успеху"

Программа воспитания и социализации обучающихся "Путь к успеху" для 11 класса направлена на создание условий для развития успешной личности. В основе программы лежит личностно-ориентированна...