Роль учительского слова на уроке.
статья

Галина Темболовна Дзебисова

И на уроне, и во внеклассное время, и вообще в любой жизненной ситуации, прежде всего, необходимо уметь начать разговор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelskogo_slova_na_uroke.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учительского слова на уроке.

                                    Не всегда важно – что говорит,

                                    Но всегда важно – как говорит.

М.Горький.

     И на уроне, и во внеклассное время, и вообще в любой жизненной ситуации, прежде всего, необходимо уметь начать разговор. Встреча с людьми, беседа с ними не должны начинаться с замечаний. Начало каждого занятия, воспитательной беседы, разговора с родителями должно быть интересным, а чаще всего и приятным для слушателей. Честь и хвала педагогу, который, не применяя административных воздействий, не повышая голоса, добивается организованности, порядка, вовлечения всех слушателей в работу, привлечения внимания родителей, коллег к тому, что он говорит. Ряд мер помогают этого добиться. Одна из них – сделать первые минуты контакта, первые слова особенно интересными, неожиданными.  Необходимость яркого начала разговора с людьми невозможно переоценить.

     Первые минуты особенно тяжелы и для говорящего, и для слушающих. Педагог волнуется. Предстартовое волнение дисциплинирует его, стимулирует предварительную подготовку, эмоциональность речи, ее обдуманность.

     Привычное начало урока (выступления, разговора) сразу же навивает скуку. Отсюда вытекает необходимость тщательно готовить начало урока, лекции, беседы. Не стоит, например, начинать разговор со страстных призывов к серьезной работе, строгих замечаний, монотонного  перечисления того, что будет делаться на уроке. Лучше сразу приступить к существу вопроса: «Сегодня на занятии мы разучим… и закрепим…».  И начинать урок или беседу следует с изложения чего-то нетривиального. Готовя начало выступления необходимо учитывать вид речи(лекция, доклад, беседа, изложение материала на уроке и др.), состав аудитории, ее подготовленность, характер освещаемой проблемы и т.д.

     Вступление лучше строить из простых, хорошо понятных каждому слушателю фраз. Эффективность восприятия материала будет выше, если в начале изложения высказать мысли, созвучные настроению учащихся.

     «Сейчас, на первом занятии, вы узнаете, что овладеть материалом 1 курса, интересной, но очень сложной программой математики… невозможно. Дальше раскрывается, при каких условиях это невозможно: если будут пропускаться занятия, не будут выполняться задания учителя, станут забываться дома письменные и чертежные принадлежности и т.п. Когда будет закончен этот перечень, контакт с аудиторией уже установится. А поддержать внимание значительно легче, чем вызвать его. Закончить разговор можно сказанными с улыбкой словами о том, что, если моментов, о которых шла речь, не будет, то занятия пройдут интересно, с пользой, и материалом овладеют все.

     Иногда, чтобы привлечь внимание молодых людей, можно начать интригующе: «Знал я одного удивительно интересного человека…» или «Случилось это в декабрьские дни 19…».  Нестандартное начало вызывает интерес к учителю, к тому, что он говорит. А интерес приводит к возникновению мотива, главному условию эффективности речевого воздействия.  Самый эффективный мотив, побуждающий к слушанию и усвоению услышанного, - познавательная потребность.  

     А в последние годы, когда стало значительно труднее работать с детьми и молодежью (широкое развитие средств информации увеличило их осведомленность, ребят стало сложнее заинтересовать чем-то новым, удивить интересным рассказом), особенно остро встал вопрос: а всегда ли мы добиваемся с помощью слова необходимой силы воздействия?  Обратимся к примерам. Войдя в класс, учитель строго оглядел вставших учеников, поздоровался и, сделав несколько замечаний, принял рапорт дежурного. В это время учащиеся разговаривали, несколько человек опирались о парты, почти лежали на них, девушка читала переданную ей записку. «Прекратить разговоры, - потребовал учитель.  –Вы что, не знаете, как надо приветствовать преподавателя? Опустите руки вдоль туловища. Иванов, сколько раз повторять, закрой рот. Петрова, убери записку».

     И все это – глядя поверх ребячьих голов, избегая смотреть в глаза ученикам. Создалось впечатление, что учитель не заинтересован в контакте с  детьми при проведении урока: он непрерывно делает замечания вместо того, чтобы начать интересную работу.

     А вот другой пример. Уверенно войдя в класс, педагог, улыбнувшись, поздоровался со школьниками, затем кратко объявил задачу урока, не перечисляя все, чем будут заниматься ученики, а, только объяснив, что они будут разучивать на занятии. Разбор поведения двух учеников, разговаривавших в тот момент, когда учитель здоровался с классом, был сделан при подведении итогов урока.

     Преподаватель быстро настроил учащихся на серьезное занятие. Этому способствовала его уверенность в себе, стремление добиться порядка не административными мерами, а содержанием урока, деловая речь… и улыбка, говорящая о том, что он рад встрече с классом, уверен в желании школьников учиться. Интересное начало необходимо и потому, что молодежь обычно считает, что если разговор начат интересно, он будет увлекательным, полезным и далее; если педагог способен так увлекательно начать, значит, он вообще компетентный и ярки по натуре человек.  Использовав оригинальное выступление, преподаватель стремится продолжать разговор в том же духе.

     Начинать основную часть изложения материала рекомендуется негромко. Тогда в дальнейшем, возможно, усилить экспрессивное звучание речи. Если же начать разговор на повышенных тонах, в дальнейшем говорить тише, добиться рабочей обстановки в аудитории чаще всего не удается.

     Структура изложения материала в основной части разговора может быть разной. Если решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется, такой порядок подачи материала называется антикульминационным; если в середине – пирамидальным. Если выводы делаются в конце разговора – кульминационным. Каждая из этих структур построения речи применяется в определенной ситуации.

     Если педагог не установил с учениками добрых отношений, не успел заинтересовать их темой разговора или по какой-либо причине они не настроены серьезно слушать, целесообразно использовать антикульминационную подачу материала: неожиданный вывод и следующие за ним убедительные аргументы пробудят интерес к выступлению.

     Если ученики утомлены предыдущими занятиями, а учебный день данным уроком не кончается, стоит прибегнуть к пирамидальному построению речи и подачи материала, чтобы постепенно включить их в работу, иначе контакт с подопечными будет нарушен. В этом случае материал делается интереснее, а рассказ усложняется к середине изложения. Затем слушателей следует успокоить, постепенно снижая нагрузку, уменьшая сложность материала, яркость аргументов.

     Если занимающиеся с интересом относятся к занятиям и не устали, то эффективнее всего кульминационный порядок подачи материала.

     Преподаватель, который все время говорит сам, не пытаясь вызвать  слушателей ответной реакции, желания показать свое отношение к услышанному, ответить на поставленный старшимими  вопрос. Допускает серьезный методический  просчет. Материал может быть зафиксирован в сознанийй  учеников, но не будет осознан ими и поэтому не станет источником для размышления, для выработки активной жизненной позиции.

     Во всех случаях воздействия словом на молодых людей необходимо учитывать их психические и возрастные особенности. Доверчивого, уважающего педагога учащегося авторитетный  преподаватель без труда убеждает словом.

     Умение воздействовать словом на молодых людей, создавать на занятиях и во внеучебное время бодрую рабочую атмосферу,  в нужные моменты пробуждать эмоции у воспитанников – незаменимое подспорье в работе каждого педагога.  

Преподавателю слово дано не для того,

чтобы усыпить свою мысль,

а чтобы будить чужую.

В.О.Ключевский.

     Любой разговор следует умело закончить. Концовка остается в памяти слушателей надолго. Беседу, урок не следует заканчивать неопределенной фразой типа «Вот примерно и все» или «Ну, заканчиваю, я вас и так утомил».

Необходимо подвести итог сказанному. Еще раз подчеркнуть главную мысль, идею, которую слушатели должны запомнить. Иногда сделать выводы. Можно связать концовку с началом. Это позволяет напомнить и закрепить в памяти главное, усилить впечатление от сказанного, иногда призвать к определенным действиям. Закончить разговор можно цитатой или поэтической строкой. Эффектны юмористический финал или искренний комплимент. Но во всех случаях последние фразы должны быть подчеркнуты интонацией так, чтобы  у слушателей не оставалось сомнений в том, что разговор окончен.

     Успешно воздействовать на обучаемых, словом можно только опираясь на обширные теоретические и практические знания. Приобрести же такие знания можно регулярно и систематически работая над собой. Настоящий педагог учится всю жизнью . Он ежедневно расширяет свой кругозор, собирает материал для последующих бесед с воспитанниками. С этой целью часть преподавателей ведет тетради-конспекты. «Незаписанная мысль – потерянный клад», - говорит народная мудрость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях".

Открытый урок в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях" с испольхованием ИКТ (подготовка к ГИА)....

Конспект урока "Роль вводных слов в тексте"

Конспект  урока русского языка в 8М классе «Роль вводных слов в тексте научного стиля ...

Презентация к уроку "Роль вводных слов в тексте"

Презентация к урока "РОль вводных слов"...

Урок русского языка в 9 классе "Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении"

Базовый учебник. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др.- М.: Просвещение, 2015 Цель урока: сформировать знания о ...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Роль указательных слов в СПП".

Конспект урока русского языка в 9 классе "Роль указательных слов в СПП"....