Конспект урока по русскому языку "Простое предложение.. Стилистические функции и роль порядка слов в простом предложении."
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Пахомова Светлана Александровна

Определение ПП. Стилистические функции и роль порядка слов в ПП. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostoe_predlozhenie_.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Простое предложение. Стилистические функции и роль порядка слов в простом предложении.

Слова и сочетания при помощи определенных форм, интонации и порядка расположения образуют предложения.

Предложение – наименьшая единица речевого общения, грамматически и интонационно оформленная, выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. Например: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Божественная ночь! Очаровательная ночь! Неподвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя (Н. Гоголь).

Отрывок состоит из нескольких предложений, каждое из которых законченно по смыслу и отделяется от соседнего предложения паузой. По тону речи, по остановкам голоса (паузам) слышно, где кончается одно предложение и начинается другое.

Предложение служит для сообщения чего-либо, и этим оно отличается от словосочетания. Ср.: Девочка читает и читать рассказ. В первом случае перед нами предложение, которое сообщает, что некто (девочка) совершает определённое действие (читает); во втором случае – словосочетание, называющее действие (читать) и объект, на который направлено действие (рассказ), но не содержащее сообщения о том, происходит ли действие.

Каждому предложению свойственны предикативность и модальность.

Предикативность – это утверждение или отрицание чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности.

Модальность – это выражение отношения содержания высказывания к действительности посредством глагольных наклонений и особых модальных слов. Основными модальными значениями являются действительность, желательность, возможность или необходимость того, о чем говорится в данном предложении. НапримерЯ славно пожил… Я знаю счастье! ( М. Горький) – действительность; Сейчас бы в сани с ногами (В.Маяковский) – желательность; А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? ( В. Маяковский) – возможность и т.д.

Существенным признаком предложения является интонация. Интонация восполняет различные функции: оформляет законченность предложения; выражает эмоциональную сторону речи говорящего, воздействует на чувства слушающего; в речи выражает волевые импульсы; выражает модальные оттенки предложения.

Порядок слов в предложении — это расположение членов предложения в зависимости от передаваемого смысла. В русском языке, по сравнению с другими языками, порядок слов в предложении относительно свободный, гибкий. Он играет двоякую роль: синтаксическую и стилистическую.

Синтаксическая роль порядка слов в предложении выражается и том, что с его изменением меняется синтаксическая функция члена предложения: Стадион — место проведения соревнований. Место проведения соревнований — стадион. (В первом предложении стадион — подлежащее, а место проведения соревнований — сказуемое, а во втором — наоборот.) Поздний час. — Час поздний, пора спать. (В первом, односоставном, предложении слово поздний — определение, во втором, двусоставном, предложении — именное сказуемое.)

Стилистическая функция порядка слов в предложении выражается в том, что с перестановкой слов создаются добавочные смысловые оттенки, меняется экспрессивная функция того или иного члена предложения при сохранении его синтаксической функции.

Порядок слов тесно связан с актуальным членением предложения, с уже известной информацией, передающейся предложением, и новой, неизвестной, т.е. с темой и ремой. Расположение слов в предложении, определяемое структурой и типом предложения и потому воспринимаемое как обычное, называется прямым порядком слов. Предложения с прямым порядком слов, как правило, нейтральны по стилистической характеристике. Обратный порядок слов — это отступление от обычного расположения слов, чаще всего для создания стилистического приема, который называется инверсией.

Места расположения членов предложения относительно друг друга подчинены определенной закономерности. В повествовательном предложении подлежащее обычно стоит на первом месте, сказуемое — на втором. В вопросительных предложениях сказуемое часто предшествует подлежащему. В побудительных предложениях встречается и прямой, и обратный порядок расположения подлежащего и сказуемого.

Обратный порядок слов, не связанный с инверсией, является обычным в следующих случаях:

1). в предложениях, которые не делятся на тему и рему, а представляют собой только новую информацию: Прошло три часа. Прозвенел звонок. Жили-были старик со старухой;

2). в авторских словах при прямой речи: — Нет, я не приду, — ответил он;

3). в авторских ремарках в драматургии: Входит Чацкий;

4). при постановке обстоятельственных слов в начало предложения: В лесу раздавался топор дровосека.

Во всех остальных случаях постановка сказуемого на первое место по отношению к подлежащему.  

Задание

Прочитайте предложения, исправьте ошибки. Запишите предложения в исправленном виде  и  подчеркните главные члены предложения.

 1. Образ Татьяны наиболее близок автору, которая, по его мнению, является идеалом русской женщины.

 2. Но однажды Галя понимает, что ее художник не любит.

 3. Татьяна молода и наивна, воспитанная на романах.

 4. Раскольников пролил кровь и за что должен расплачиваться.

 5. Он даже обретает веру среди природы, которую потерял среди людей.

 6. Перед нами пример людей того времени высшего света.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Роль местоимений в речи".

Урок словесности содержит практический материал по обобщению знаний и умений по теме: "Местоимение"....

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

Конспект урока по русскому языку в 8 кл на тему "Синтаксические связи слов в словосочетании".

Урок комбинированный.Закрепляем знания о словосочетании, тренируемся делать схемы, строить словосочетания заданого вида связи, совершенствуем речевые умения....

Конспект урока по русскому языку для учащихся 3 класса на тему "Порядок слов в предложении"

Данный конспект урока предназначен для учащихся с умственной отсталостью легкой степени...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе VIII вида «Изменение значения слова в зависимости от суффикса»

Урок для 5 класса разнообразный по своему содержанию. Кроме работы с материалами учебника в содержание включена игра, что позволяет в увлекательной форме довести до ученика поставленные цели....