Выступление на педсовете
методическая разработка

Гончаров Владимир Петрович

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uroka_v_ramkah_sistemno-deyatelnostnogo.docx473.79 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Колян\Pictures\img409.jpg

Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя.

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?

Современный урок – это

  • Профессиональная и методическая подготовка педагога
  • Целеполагание и мотивация обучения
  • Системно-деятельностный подход
  • Современные средства обучения
  • Создание условий для саморазвития
  • Анализ каждого учебного занятия

Современный урок - тот, на котором учитель способен обеспечить

  1. введение обучаемых в учебную деятельность:

а) создание у обучаемых учебной мотивации;

б) осознание и принятие учащимися учебной цели.

  1. создание учебной ситуации,
  2. обеспечение учебной рефлексии (достигнута ли цель, решены задачи, что изменилось в моих знаниях, что и почему не получилось, что принесло удовольствие)
  3. обеспечение  контроля  за деятельностью обучаемых,        когда он превращается в самоконтроль.

Как осуществить деятельностный подход к обучению на уроке?

Для этого нужно, во-первых, продумать конкретные меры реализации структуры деятельности, а во-вторых, конкретизировать следующие компоненты:

а) содержание материала ( чему учить), результат, который достигнут обучающиеся

б) мотивы деятельности, проблему (жизненная ситуация)

в) способы «включения» учащихся в созидающую деятельность, г) средства труда,

д) формы организация труда ( как учить?), е) меры стимулирования работы,

ж) способы руководства,

з) разработать критерии оценивания учебной деятельности, формы контроля, и) тип отношений во время работы,

к) формы проведения рефлексии.

Результат, который достигнут обучающиеся. Цель. Задачи. Планируемые результаты

Необходимо четко обозначить цель и задачи урока. Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность.

Цели должны характеризовать не то, что сделаем мы, а то, что произойдет с нашими учениками. Цели должны быть:

  • реальны, достижимы (указывать на конкретные результаты обучения);
  • инструментальны, технологичны ( определять конкретные действия по их достижению);
  • диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

Главная цель учителя на уроке

Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи

Пример Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

Личностных:

умение контролировать процесс и результат деятельности

Метапредметных:

Создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства для решения задач

Предметных:

Знать физический смысл, обозначение и единицы измерения силы электрического тока;

уметь проводить наблюдения электрических явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, применять полученные знания для решения физических задач;

Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество "ученик – учитель" придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?"

Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.

Пример.

Задачи:

На основе работы с текстом учебника, с ЭОР и

наблюдением опытов дать характеристику

силе электрического тока,

описать, объяснить и обобщить результаты наблюдений электрических


Планируемые результаты обучения:

  • знать физический смысл, их обозначения и единицы измерения физических величин: электрический заряд, сила электрического тока;

  • уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах

явлений,

применить полученные знания для решения физических задач;

В ходе коллективного обсуждения определить, где использовать приобретенные знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни

Развивать умения выполнять и контролировать свои действия; выдвигать гипотезы и их обоснование

- содействовать воспитанию

средствами урока уверенности в своих силах, в необходимости разумного использования

достижений науки для жизни


Международной системы;

  • уметь планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, решать задачи

уметь приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях;

  • уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов и электротехники и контроля за исправностью электропроводки в помещении.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: постановка учебной цели, задачи; планирование, прогнозирование и коррекция.

Познавательные: моделирование и преобразование модели, подведение под понятие, выдвижение гипотезы (интенсивность взаимодействия токов зависит от силы тока) и ее обоснование; выбор способа решения задач; анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации.

Вид учебной деятельности

из примерной программы, авторской по предмету

(Н) – на необходимом уровне, (П) – на повышенном уровне, (М) – на максимальном уровне.

 Характеризовать понятие электрический ток и электрическая цепь (Н).

 Использовать обобщённые планы построения ответов для описания величин, характеризующих явление электрического тока (П).

 Объяснять взаимосвязь физических величин, характеризующих электрическую цепь (П).

 Сравнивать электроизмерительные приборы и обнаруживать их сходство и отличия (П).

Проблема (жизненная ситуация)

7,8, 9 классы. Тема «Вес тела. Невесомость. Искусственные спутники Земли»

Учитель начинает урок с просмотра видео: космонавты на борту орбитальной космической станции. Как объяснить странное поведение космонавтов – они как будто парят в воздухе. В чем причина? Выдвигаются гипотезы, ищется решение.

Формулировки заданий и упражнений для обучающихся (определение деятельности)

Проанализируйте, докажите, объясните, сравните, создайте схему, выберите способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте

воспроизводить, узнавать, определять, формулировать, наблюдать, изображать, раскрывать, показывать, зарисовывать, комбинировать, применять, решать, строить…

Критерии оценивания учебной деятельности

Система оценивания позволяет:

  • включить учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
  • использовать критериальную систему оценивания;
  • применять самоанализ и самооценку обучающихся;
  • оценивать как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их формирования, а также оценивать осознанность каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.

Технология оценивания

  • ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты

Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач.

  • КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

(Самооценка).

Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

  1. Какова была цель задания (задачи)?
  2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
  3. Правильно или с ошибкой?
  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
  • СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач. Одна задача – одна оценка
  • ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
  • КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
  • ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
  • КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура. Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в  технологии  системно деятельностного подхода

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

  1. Мотивирование к учебной деятельности.
  1. актуализируются требования со стороны учебной деятельности (“надо”);
  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  3. устанавливаются тематические рамки (“могу”).
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия,

  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д..

  1. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.

  1. Первичное закрепление.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Основная дидактическая структура урока отображается в технологической карте.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ        в        соответствии        с        ФГОС.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Тема

Цели

Образовательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

  • ЛичностныеУУД:
  • Регулятивные УУД:
  • Коммуникативные УУД:
  • Познавательные УУД:

Планируемый результат

Предметные:

Знать Уметь

Личностные:

Метапредметные:

Виды деятельности

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Карта обеспеченности урока

№ п.п

раздел

материально- техническое оснащение

учитель

ученики

время

учебный элемент

количество бумажных источников и

компьютеров с

необходимым ПО

бумажные

электронные

бумажные

электронные

Основн ые

этапы организ ации учебной деятель

ности

Цель этапа

Прогн озируе мый резуль тат

деятел ьности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познават ельная

Коммуник ативная

Регулятивная

1.

Постано вка

учебных задач

Создани е

проблем ной

ситуаци и.

Фиксац ия новой учебной

задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаютс я решить задачу известны м

способом

.

Фиксиру ют

проблему

.

Слушают учителя. Строят понятные для

собеседни ка высказыва ния

Принимают и сохраняют учебную

цель и задачу.

2.

Совмест ное

исследо вание проблем ы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализир уют,

доказыва ют,

аргумент ируют

свою

точку зрения

Осознанн о строят речевые высказыва ния,

рефлексия своих

действий

Исследуют условия учебной задачи,

обсуждают предметные способы

решения

3.

Модели рование

Фиксац ия в модели существ енных

отноше ний

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее

обсуждение составленных моделей.

Фиксиру ют в

графичес кие

модели и буквенно

й форме

Восприни мают

ответы обучающи хся

Осуществля ют

самоконтрол ь Принимают и сохраняют учебную

цель и

изучаем ого

объекта.

выделенн ые связи и отношени

я.

задачу.

4.

Построе

Организует учебное исследование для

Проводят

Участвую

Принимают

Констру

ние

выделения понятия.

коллекти

т в

и сохраняют

ировани

ориенти

вное

обсужден

учебную

е нового

рованно

исследов

ии

цель и

способа

й

ание,

содержан

задачу.

действи

основы

конструи

ия

Осуществля

я.

нового

руют

материала

ют

способа

новый

самоконтрол

действи

способ

ь

я.

действия

или

формиру

ют

понятия.

5.

Первич

Диагностическая работа (на входе),

Осуществ

Учатся

Осуществля

Переход

ный

оценивает выполнение каждой операции.

ляют

формулир

ют

к этапу

контрол

работу по

овать

самоконтрол

решения

ь за

выполнен

собственн

ь

частных

правиль

ию

ое мнение

задач.

ностью

отдельны

и позицию

выполне

х

ния

операций

способа

.

действи

я.

6.

Коррекц

Организует коррекционную работу,

Применя

Строят

Самопроверк

Примен

ия

практическую работу, самостоятельную

ют новый

рассужден

а.

ение

отработ

коррекционную работу.

способ.

ия,

Отрабатываю

общего

ки

Отработк

понятные

т способ в

способа

способа.

а

для

целом.

действи

операций

собеседни

Осуществля

я для

, в

ка. Умеют

ют

решения

которых

использов

пошаговый

частных

допущен

ать речь

контроль по

задач.

ы

для

результату

ошибки.

регуляции

своего

действия

7.

Контрол

Диагностическая работа (на выходе):

Выполня

Рефлексия

Осуществля

Контрол

ь.

- организация дифференцированной

ют

своих

ют

ь на

коррекционной работы,

работу,

действий

пошаговый

этапе

- контрольно-оценивающая деятельность.

анализир

контроль по

окончан

уют,

результату

ия

контроли

учебной

руют и

темы.

оцениваю

т

результат

.

Типология уроков по ФГОС

  1. Открытия нового знания 2.Отработки умений и рефлексии 3.Построения системы знаний 4.Развивающего контроля

Урок

Цели урока

Структура урока

1.        Открытия нового знания

  •  Деятельностная:работает на метапредметный результат.

Формирование у учащихся умений реализовывать новые способы

действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

  •  Содержательная - расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
  • Актуализация и фиксирование

индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Выявление места и причины.
  • Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний повторение.
  • Рефлексия УД на уроке

2Отработки умений и рефлексии

  •  Деятельностная - формирование способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы

(фиксирование собственных

затруднений, контроль и проект выхода из затруднений).

Формирование регулятивных УУД

  •  Содержательная цель –

закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий,

алгоритмов.

•Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

•Этап актуализации и пробного учебного действия.

•Этап локализации индивидуальных затруднений.

•Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

•Этап реализации построенного проекта.

•Этап обобщения затруднений во внешней речи.

•Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

•Этап включения в систему знаний и повторения.

•Этап рефлексии деятельности на уроке.

3.Построения

системы знаний

  •  Деятельностная цель: формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и

систематизации изучаемого предметного содержания.

  •  Содержательная цель: построение обобщенных деятельных норм и

выявление теоретических основ развития содержательно-

методических линий.

4.Развивающего контроля

  •  Деятельностная: формирование способностей к осуществлению контрольной функции
  •  Содержательная:контроль и

самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

  • Обучение самоконтролю:
  • Предъявление контролируемого варианта.
  • Использование образца выполнения работы.
  • Наличие понятийно-обоснованного эталона.
  • Сопоставление проверяемого варианта с образцом и эталоном по необходимости.

Рекомендации учителям физики.

Учителю физики необходимо уже сегодня сориентироваться и быть готовым к тем изменениям в целях, содержании, методике и технологиях обучения, системе оценивания, которые произойдут завтра.

Перед педагогами стоят задачи:

  1. В ходе подготовки к введению ФГОС ООО запланировать изучение примерной образовательной программы основного общего образования: цель физического образования, перечень результатов образования, формируемых силами предмета «Физика», систему оценки достижения планируемых результатов.
  2. Изучить программы формирования УУД, ИКТ-компетентности школьников, основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией.
  3. Изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия

реализации ФГОС; изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению; (Приложение 1)

  1. Освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта» (Приложение

2).

  1. Наметить   пути   повышения   эффективности   работы   с        обучаемыми на основе

деятельностного и компетентностного подходов с применением ИКТ.

  1. Сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения);
  2. Освоить новую систему оценивания – критериальную (Приложение 3)
  3. Изучить требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента Государственного стандарта общего образования и составить план пополнения учебно-материальной базы кабинетов.

9 . При планировании внеурочной деятельности следует делать акцент на организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся, разработку тематики учебных проектов.

Итак

Мы  должны  мыслить  по-новому,  обучать  по-новому, давать не        готовые знания, а научить детей учиться (учить самих себя) в результате совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...